Развитие мотивов учебной деятельности ребенка
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приносит для ребенка различный смысл. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятель, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учит с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения. А. Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельности. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотив, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них — ведущие, другие — второстепенные.
Все мотивы могут быть разделены на две большие группы:
1. одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способствуют усвоения знаний:
2. другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения.
Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными; мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвал учителя или родителей, избежать неприятностей) и пре мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).
Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л. И. Божович и ее сотрудников, у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое место.
Отношение младших школьников к учению определяется и другой группой мотивов, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Это – познавательные интересы, стремление преодолевать труд в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня по потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учеб. процесса – с другой.
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учений, лежит познавательная потребность. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлений и потребности активности и начинает проявляться радость, в первые дни жизни ребенка.
Л. И. Божович отмечает, что развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних детей она выражена очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей она больше связана с практической актив. У первых наблюдаются обилие вопросов «Почему?» и «Что такое?», страсть упражняться в сравнении, обобщенна.
Вторые не привыкли думать, проявляют отрицательное отношение к умственной работе. Тем самым можно говорить о различном уровне познавательного отношения ребенка к действиям.
До систематического учения в школе содержанием познавательной потребности являются житейские, а не научные знания, но, тем не менее, это создает предпосылки для усвоения научных знаний.
Для развития положительной учебной мотивации есть благоприятные предпосылки, к которым относят:
· любознательность;
· положительное отношение к учению как к социально-значимой деятельности.
Общая динамика мотивов учения в течение обучения в начальной школе выстраивается, по мнению А.К. Марковой, следующим образом:
1. Интерес к внешней стороне учения.
2. Интерес к первым результатам.
3. Интерес к процессу, содержанию учения.
4. Интерес к способам добывания знаний.
Как видно, интерес к способам добывания знаний появляется к концу обучения в начальной школе.
Учебная мотивация младших школьников меняется как количественно (что выражается в силе и слабости мотивов учения), так и качественно (что выражается в наличии и преимуществе внешних и внутренних мотивов учения). Особое значение имеет качественная характеристика мотивов учения, а именно: положительные и отрицательные мотивы. К внешним полож
ительным мотивам относят мотивы достижения и успеха, а к внешним отрицательным — мотивы избежания неудач, защиты.
В начальной школе особое место занимают широкие социальные мотивы, хотя они и не осознаются школьниками. Л.И. Божович считает, что социальные мотивы способны определить положительное отношение к учению даже без наличия познавательного интереса. Учебно-познавательные мотивы не имеют ведущей роли. Учащиеся младших классов склонны добросовестно выполнять все поручения учителя, однако при этом они перекладывают всю ответственность за свои ошибки на других людей.
Ответственность младшего школьника проявляется в соподчинении мотивов, когда ученик выбирает наиболее важные цели и задачи и подчиняет свои действия их выполнению и достижению.
На протяжении всего периода обучения в начальной школе большое значение имеет игровой мотив, который в начале обучения проявляется в традиционных детских играх, а в конце обучения — в компьютерных.
Не менее важным является умение младшего школьника ставить цели. Говоря о начальной школе, уместнее будет иметь в виду не цель, а намерение. Намерение побуждает школьника действовать даже в тех случаях, когда нет интереса к материалу, или материал достаточно трудный. Возникновение намерения зависит от постановки целей учителем и, главное, принятие целей учениками. Управление целями учебной деятельности в начальной школе имеет свои особенности. Цель имеет значение для младшего школьника в том случае, если она строго ограничена по объему, и объем не очень велик.
Цель имеет разную побудительную силу. Чем больше объем намеченной работы, тем меньше побудительная сила.
Большое значение в формировании учебной мотивации младших школьников имеет отметка, к которой дети стремятся с целью подтверждения своего престижа. В отметке отражается не только уровень знания, но и общественное мнение об ученике, поэтому для младших школьников роль отметки достаточно велика.
Познавательные мотивы связаны с содержанием и процессом учебной деятельности. Развитие данных мотивов в начальной школе зависит от содержания и организации образовательного процесса, в основе которого лежит познавательная потребность. Исследователи (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина) считают, что у младших школьников преобладает эмоциональный, а не познавательный, интерес к учебной деятельности. При этом познавательный интерес может отсутствовать. В начальной школе характерна любовь к деятельности как предпосылка познавательного интереса. Другие ученые (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин) предлагают для формирования познавательного интереса создавать специфические условия, которые будут способствовать формированию внутренней мотивации.
Е.П. Ильин отмечает, что уже к концу начальной школы многие школьники могут корректировать учебную цель, если меняется общий смысл деятельности.
Методы диагностики мотивов учебной деятельности младшего школьника: беседа (методика М. Р. Гинзбурга (сюжетные картинки), опрос (опросник «Направленность на приобретение знаний»), анкетирование (анкета Н.Г. Лускановой), рисование на тему: «Что мне нравится в школе» и др.
Источник
Формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Мотивация – это процесс реализации мотивов. Одним из наиболее важных этапов развития личности является формирование мотивов достижения, которые направлены на максимально возможное выполнение любого вида деятельности и на достижение лучшего результата. Мотивация к достижению проявляется в стремлении субъекта приложить усилия и достичь, пожалуй, лучших результатов в этой области, которые он считает важными.
Мотив достижения- это постоянное стремление сделать что-то быстро и хорошо, чтобы достичь определенного уровня в любом деле. Существуют две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и желание избежать неудачи. Мотив достижения в этом случае показывает, насколько человек стремится увеличить уровень своих возможностей.
Дети 6- 10 лет активно участвуют в мероприятиях различного уровня. Но ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – это обучение. Дети не только посещают школу и приобретают новые знания, но и занимаются деятельностью, направленной на формирование новых умений и навыков. Для того чтобы образовательная деятельность была продуктивной, необходимо поддерживать интерес детей. Но часто мотив ребенка и содержание учебного материала часто не совпадают, возникает угасание интереса. Поэтому главной задачей учителя является формирование когнитивной мотивации.
Результатом учебной деятельности является изменения самого ученика («Кто я?» И «Кем я стал?»).
Первоклассник часто приходит в школу, имея мотив «стать школьником», но постепенно он переходит к мотиву «хорошо учиться». Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте чаще всего относятся к категории известных, понятых. На самом деле то же самое часто является узким социальным мотивом. Ориентация только на результат (похвалы, оценка) сужает содержание образовательной деятельности, порождает школьную систему принуждения. Например, чтобы получить хорошую отметку, ученик может подружиться с одноклассником, чтобы он дал списать домашнее задание или самостоятельную работу. Для организации продуктивного обучения важно, чтобы мотив был внутренним. Эта мотивация может быть отнесена к образовательной и познавательной, которая отвечает когнитивным потребностям детей, потребностям в умственной деятельности («Я хочу знать все», «Мне нравится учиться интересному»). Когнитивные интересы младших школьников выражаются в различной степени. К сожалению, мотив познания не является ведущим. Чтобы поддерживать интерес к обучению, учитель должен иметь большой запас игровых и эмоциональных методов организации урока, уделить внимание изучаемому материалу и т. д. Опираясь на эти методы, следует начинать с самых необходимых для формирования внутренней когнитивной мотивации, теоретического интереса (например, найти общий способ решения всех задач определенного типа). Также важно обратить внимание ребенка на процесс самоизменения, подчеркнуть феномен роста своих способностей и придать ему значение, превратить оценку обучающегося в самооценку. Особенности когнитивных интересов и мотивов, возрастная динамика мотивационной сферы – это не раз и навсегда данные и неизбежно присущие школьникам того или иного возраста константы. Использование современных методов воспитания позволяет нам углубить, исправить или даже изменить тип отношения к обучению, сформировать позитивную, устойчивую мотивацию для учебной деятельности. Учебная деятельность включает в себя наиболее значительные изменения, которые происходят в развитии психики детей рассматриваемого возраста. Эти изменения включают изменения в эмоциональной и мотивационной сфере. Младшие школьники впервые формируют обобщение опыта, развивают стабильные эмоциональные комплексы чувств неполноценности или, наоборот, чувства самоценности, которые являются результатом последовательности успехов или неудач
У детей младшего школьного возраста возрастает стремление к высоким достижениям. Поэтому в этом возрасте основным мотивом учебной деятельности является мотив успеха. В начальной школе ребенок начинает стремиться к совершенству, начинает осознавать свою уникальность и осознает себя как личность. Благоприятными особенностями мотивации младшего школьника являются общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство. Широкая доля интересов часто проявляется в высокой потребности младших школьников в творческих играх. В проигрывании сюжетов творческих игр реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность и коллективная эмпатия. Высокий уровень любопытства указывает на проявление умственной активности младших школьников. Искренность младших школьников, их непосредственность, открытость, вера в неоспоримый авторитет учителя и готовность выполнять его поручения выступают в качестве благоприятных условий для развития в этом возрасте социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться. Отрицательные характеристики мотивации детей младшего школьного возраста – это недостаточно стабильные ситуационные интересы. Эти интересы быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут исчезать и не возобновляться. Мотивы первоклассников плохо понимаются, что выражается в неспособности младшего школьника назвать, что и почему ему нравится в конкретном академическом предмете. Мотивы слабо обобщены, то есть они обычно охватывают один или несколько академических предметов, которые объединены некоторыми внешними признаками. Мотивы младшего школьника чаще всего ориентируются на знания в результате обучения, а не на методы учебной деятельности. Воля к преодолению трудностей в учебной деятельности иногда не формируется и к концу начальной школы. Все эти особенности говорят о поверхностном, в некоторых случаях недостаточном проявлении интереса к учебной деятельности. Если будем следовать общей динамике мотивов обучения с 1-го по 4-й класс, тогда можно определить следующую ситуацию. В самом начале у детей младшего школьного возраста доминирует интерес к внешнему виду посещаемости школы, после чего интерес проявляется к первым результатам образовательной работы, и только после этого к учебному процессу, содержанию обучения и только позже к методам получения знаний. Познавательные мотивы развиваются в соответствии со следующим планом: дети младшего школьного возраста от интереса к отдельным фактам переходят к интересам законов и принципов. В младшем школьном возрасте могут возникнуть мотивы самообразования, но они проявляются в самой простой форме, как интерес к дополнительным источникам знаний. Социальные мотивы прогрессируют от общего недифференцированного понимания социальной значимости образования, с которым приходит первоклассник, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, пониманию смысла учебной деятельности «для себя», что делает социальные мотивы более эффективными, чаще всего реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте выражаются желанием ребенка получить похвалу, одобрение учителя. Младший школьник в целом относится к учителю любезно и с уверенностью, хотя он расстроен тем, что получает плохие оценки. Интерес к образовательной деятельности обучающихся систематически увеличивается в 1-м и 2-м классах и заметно уменьшается в 3-4-м классах как среди учеников городских, так и сельских школ. По мнению большинства ученых, снижение интереса связано с тем, что деятельность школьника является репродуктивной, подражательной. То есть обучающиеся начальной школы проявляют интерес к тем задачам, где есть возможность инициативы и независимости. Основная цель учителей, работающих с младшим школьным возрастом, – формирование устойчивого образовательного и познавательного интереса не только к новым знаниям и образцам, но и к способам получения новых знаний. Целью работы по формированию мотивации учебной деятельности в этом возрасте является развитие устойчивого образовательного и познавательного интереса, который уже является неотъемлемым целым с необходимостью познания. Воспитание такого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу на следующий этап обучения. Младший школьный возраст – это начало формирования мотивации для учебной деятельности, от которой во многом зависит будущее обучающегося в подростковом и старшем школьном возрасте. Рассмотрим подробно методы развития учебной мотивации младшего школьника.
Метод «Дидактические игры» – стимулирует познавательный процесс.
Метод «Ситуация успеха» – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.
Метод «Соревнование» – это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Метод проектов в начальной школе занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки и т.д.
Метод создания проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию. Например, по теме «Склонение имён существительных» учащимся предлагается определить склонение существительных в словосочетаниях: прогноз погоды, увидел медведя. Дети предлагают разнообразные пути решения поставленной перед ними задачи, в результате диалога находится решение проблемы.
Так же в учебной и внеурочной деятельности применяняются информационно – коммуникационные технологии, использование которых является одним из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Немаловажна в формировании мотивации младшего школьника отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают её объективную роль. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В связи с этим, возникает необходимость оценки деятельности так, чтобы школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений.
Таким образом, нами были рассмотрены методы формирования учебной мотивации.
Рассмотрим приемы повышения интереса к учебному материалу.
На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.
Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.
Для этого использую приём «Привлекательная цель». Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель. Пример. Тема: «Свойства воды». Цель учителя – рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель – узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого мне позволяет приём “Отсроченная отгадка”.
1 вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)
2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно – тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».
Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование». Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:
Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Например, математика, 3 класс, тема «Площадь прямоугольника».
«Верные – неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.
Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.
Использование игровых приемов. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала – ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.
Приемы повторения пройденного на уроке.
Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.
Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик – ученик».Например. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат.
На уроке предлагаем ученикам поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Дети уже не играют в «учителей» и «учеников». Они участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.
Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, ученики рассказывают друг другу в парах. Оценивают.
Открытые задания. Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.
Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания», связанные с повседневной жизнью и с интересами. Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта.
Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.
Использование дифференцированных заданий, на мой взгляд, в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех учеников, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.
Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Задания по всем предметам представляются как разно уровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.
В заключении хотелось бы отметить, что только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.
Источник