Развитие мотивационной сферы ребенка от рождения до школы
Развитие мотивационной сферы ребёнка
Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок
Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Наибольшее влияние на поведение детей оказывают прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.
Подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут»— сильный аргумент, заставляющий ребенка сдерживать слезы .
Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей,— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Любое дело ребенок может превратить в игру.
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения.
По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит, впервые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе .
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.
Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом.
У детей трех — пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою силу, смелость и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять даже слона.
Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.
Каприз — средство обратить на себя общее внимание, «взять верх> над взрослыми.
В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.
Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.
Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Так, младшие дошкольники, которым мы предложили играть в дидактическую игру, и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди (как требовали условия игры) и не могли удержаться от подсказки сверстнику. Что же касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результатов, которого он достиг.
Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. под руководством воспитателя изготовить салфеточку в подарок маме.
Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. (до 3 лет все желания ребенка одинаково сильны).
Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды.
Более слабый мотив – наказание и, в первую очередь, исключение из игры.
Еще более слабый мотив – собственное обещание ребенка.
Самый слабый мотив – прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленных другими дополнительными мотивами.
Таким образом, требовать от детей обещания не только бесполезно, но и вредно.
В дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать себя.
Вначале сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей (т.е. раньше ребенку нужно, что бы кто-то был рядом, контролировал его поведение). Затем он начинает сдерживаться при воображаемом контроле (теперь образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение).
На фоне положительной общей оценки у малыша формируется конкретная самооценка, когда взрослый оценивает конкретные действия малыша. Она не всегда бывает положительной, ведь не все, что делает ребенок, хорошо.
При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существует два вида самооценки:
– абсолютная, при которой он, не смотря ни на что, чувствует и знает, что его любят,
– конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное отношение к себе доминирует (чей рисунок лучший – мой!) Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути, причина кризиса трех лет.
Только к 7 годам самооценка у большинства детей становится более адекватной.
Таким образом, дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.
Источник
Возраст детей
Характеристика развития мотивационной сферы
1. Младенчество
Начинает развиваться мотивационная сфера ребёнка. Проявления духовных потребностей обнаруживается во взаимодействии со взрослым (интимно-личностное общение при обмене положительными эмоциями). Появляется у младенцев потребность во внимании и доброжелательности взрослого ( данные М.И. Лисиной )
[Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников //Вопросы психологии. 1985. № 1. с. 43-48.]
В 4,5 – 7 месяцев у младенцев с первыми произвольными движениями появляются мотивированные действия, связанные с волей, преднамеренностью, то есть с мотивами.
Поведение ребенка до года зависит от доминирующей потребности (проявляющейся постоянно).
[ Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. – М.: Знание, 1991. ]
2. Полтора года.
У ребёнка возникают внутренние психические побудители – представления и образы воображения (цели), вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула (например, игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает (прячется взрослыми) из поля непосредственного восприятия. Происходит выделение побуждений к выполняемым действиям, с формулированием ребенком цели своего действия, поступка. Наличие представляемой цели, желания означает, что поведение ребенка стало мотивированным.
3. 2 — 3 года.
Структура мотивационной сферы характеризуется значительной аморфностью, отсутствием устойчивой иерархии потребностей и ценностей и мотивов. Имеется набор знаемых потребностей, сменяющих друг друга в случайном порядке. Жизненно важные потребности и капризы часто имеют для ребенка одинаковую значимость. Побуждения сменяются во времени, не подчиняясь сознательному контролю [ Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. – М.: Знание, 1991.]
Для детей раннего возраста характерна мотивация, возникающая из-за привлекательности объекта. На третьем году жизни у ребенка начинает формироваться нравственная сфера (понимает, что хорошо, а что плохо); в общении со взрослыми преобладают мотивы сотрудничества.
4. Конец третьего и начало четвертого года.
Появляется умение различать степень затруднительности достижения цели, оценивать свои возможности, т.е. определять возможность успеха или неудачи(Х. Хекхаузен).
Проявляется смыслообразующая функция мотива, ребенок начинает планировать смысл своей деятельности.
[Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб.: Изд-во «Питер». 2000. – 512 с.]
5. Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Появляются также мотивы достижения успеха, избегания неудачи. Равнодушие младших дошкольников к удачам и неудачам сменяется у средних дошкольников переживанием успеха и неуспеха (успех вызывает у них усиление мотива, а неуспех – уменьшение его).
6. Старший дошкольный возраст.
Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Реализуется закон онтогенетического развития целеобразования: постановка цели и ее достижение, первоначально разделенные между детьми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка.
Стимулировать может и неуспех. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат: если дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры (поэтому, по данным Е.Ф.Рыбалко, В.П.Вальковой, пятилетние дети в половине случаев предпочитают для игры тех, с кем интересно играть), то 5-6 –летние получают удовольствие не только от процесса, но и от результата игры, т.е. от выигрыша.[ Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: Издат. центр «Академия». – 2000. – 184 с.]
7. 6 – 7 лет.
Окончательное оформление цели в их сознании по ходу выполнения действия, что зависит от предметной ситуации и от «строительного» материала (формы, цвета кубиков при постройке дома). Все же важно
Побудителем деятельности нередко выступают мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение.
Ребенок начинает относиться ко взрослым и старшими детям как к образцу. Появляются мотивы притязания на признание со стороны этих взрослых и подростков. Мотив самоутверждения, стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство.
Мотивы установления положительных отношений со взрослыми и детьми, а также мотивы самоутверждения и притязания на признание ложится в основу соревновательных мотивов, которые стимулируют ребенка к совершенствованию своих способностей и умений, но то же время могут создавать у него некое состояние тревожности. [Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия /Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калиникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д. 2001. – 448 с.]
Отмечает В.П.Валькова более дифференцированно подходят к выбору партнеров по играм, называя несколько причин; их умение играть в группе, умение хорошо играть, наличие у них творческих способностей в игре, оказание помощи в процессе игры. В связи с этим Е.Ф.Рыбалко считает, что формирование игровой мотивации является одним из важных показателей зрелости психического развития дошкольников. [ Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы: методическое пособие /И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Т.В. Вохмянина и др. /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издат. центр «Академия». 1999. – 96 с.]
Возникновение и развитие нравственных мотивов связано с усвоением и осознанием поведения человека в обществе. Большее место занимают общественные мотивы: желание сделать приятное, нужное людям, принести пользу.
Преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу».
Соподчинение мотивов приводит к тому, что все мотивы выстраиваются в важнейшее образование – иерархию мотивов. Способность соподчинять мотивы формируется постепенно. [Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М., 1995. – 212 с.]
Источник
Галина Белова
Развитие мотивационной сферы ребёнка
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления – «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».
Одним из главных условий усвоения знаний является определённая система мотивов.
Мотив – предмет, материальный или идеальный, достижение которого выступает смыслом деятельности, побуждающий и определяющий выбор направленности, ради чего она и выполняется.
Среди мотивов любой деятельности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность
Внешняя мотивация напрямую не связана с самим процессом деятельности, в центре внимания оказываются лишь атрибуты –стимулы: работа ради награды, поощрения. Проявляется подмена внутренних мотивов учебной деятельности внешними, требующими обновления постоянной подпитки. Тем самым уничтожается социальная составляющая – получение образования как обязательное условие успешного жизнеустройства.
Внутренняя мотивация, непосредственно связанна с осуществляемой деятельностью. Здесь необходимо выделить ситуативный интерес (стремление решить некоторую проблему, разгадать загадку) и долговременную мотивацию, основу которой могут составлять интерес к процессу учения.
В создании и поддержании внутренней мотивации важную роль играют:
Абсолютное преобладание учение над обучением, выбора ребёнка над давлением взрослого;
Соответствие различных видов учебной, творческой деятельности;
Доступность учебного материала;
Положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса;
Возможности самоутверждения каждого ребёнка;
Чувство радости от совершаемых открытий;
Правильная постановка задач обучения и удовлетворения от их решения.
Проблемы современного образования связаны с игнорированием в ходе образовательного процесса общечеловеческих мотивов, присущих каждому ребёнку.
Развитие мотивационной сферы – один из важных аспектов воспитания ребёнка. Работа над формированием положительной мотивации предполагает тесный контакт педагога и родителей.
Детям необходимо представление о том, что учение – одна из постоянных, естественных и необходимых сторон жизни человека.
С большим интересом дети слушают, пересказывают и иллюстрируют рассказы, как учатся и обучают своих малышей животные. Герои внушают дошкольникам уважение к мудрости природы, пробуждают доброе отношение ко всему живому на планете, заставляют задуматься о собственных возможностях. Выступая в роли различных животных, дошкольники могут приобрести куда более широкий спектр навыков.
Размышляя о том, чему и как учатся животные и люди,многие дети охотно берутся за поиски ответов на вопросы: «Как мышонок Пик научился плавать?», «Кто из ребят умеет готовить салат и как он этому научился?» и т. д.
Так понятие «учение» материализуется, расширяется в сознании дошкольников.
Развитие мотивационной сферы учения – длительный процесс, связанный как с содержанием образования, так и со стратегией построения взаимодействия педагога с детьми.
В старшем дошкольном возрасте большинство детей с интересом включаются в творческие виды деятельности. Среди качеств, необходимых для обучения в школе, они всё чаще называют умение внимательно слушать, хорошую память, аккуратность. Почти все выражают готовность приобрести необходимые знания и охотно выполняют соответствующие игровые упражнения.
Воспитатель должен научить детей оценивать ход и результаты деятельности. Оценка и мотивация деятельности тесно связаны. Практика показывает, что при систематическом обращении к оценке детьми своей деятельности и её результатов многие могут дать развёрнутую сравнительную характеристику работе: не зашла за линию рисунка при закрашивании, научился правильно держать карандаш, рисунок получился аккуратней и др.
Такая оценка непосредственно связана с целями, которые сам ребёнок ставит перед собой. В этом случае оценка становится внутренней мотивации учения. А результаты деятельности всегда приносят свои плоды.
Важность работы по развитию мотивационной сферы учения трудно переоценить.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»
Консультация для педагогов
«Развитие мотивационной сферы ребенка»
Подготовила:
педагог-психолог: Нагаева О.Н
Моршанск
Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, но и возникновением у ребенка новых эмоциональных переживаний, а так же новых потребностей и интересов.
Дошкольное детство – это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все последующее его развитие.
Любая деятельность ребенка или взрослого всегда имеет мотив.
Мотив —материальный или идеальный предмет, который побуждает и направля-ет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Источником побудительной силы мотивов выступают потребности.
Можно выделить следующие группы потребностей: биологические, социальные и идеальные. Для того, чтобы удовлетворить ту или иную потребность – возникает мотив.Задача воспитательного процесса – развитие социальных потребностей у детей.
Говоря о мотивах дошкольников, необходимо обратиться к эмоциям. Сам мотив деятельности ребенком, как правило, не осознается. Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции, таким образом, – явления разной природы, но динамично взаимосвязанные и их проявления часто трудно отличить друг от друга.
Мотивационно – потребностная сфера дошкольников существенно изменяется на протяжении дошкольного детства. Если в раннем возрасте преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.
Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок.
Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.
Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Рассмотрим их:
Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком и в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано взрослым и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности.
Другая важная группа мотивов— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию (например, ребенок моет посуду, вытирает пыль)
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Стремление к положительным взаимоотно-шениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
В период старшего дошкольного детства формируются новые мотивы, связанные с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок задает вопросы: «А как?», «Зачем?». Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?».
Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует возникновению новой формы мотивов— стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием.
Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства.
Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.
По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое.
Мотивационная готовность – готовность ребенка к принятию позиции ученика. Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться и развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.
Рассмотрим процесс формирования простейших социальных мотивов деятельности, заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других на примере коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурство во время накрывания на стол)
Предварительно воспитатель разъясняет смысл работы, стремясь выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительные представления о социальной значимости этих действий.
В дальнейшем педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных (хвалит за хорошее выполнение, поощряет). Первоначально часть детей отказывается от дежурств, стремясь переложить свои обязанности на кого-либо другого, а остальные дети, хотя и принимают задание, но не всегда хорошо его выполняют. Со временем, деятельность детей упорядочивается, у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к делу.
Впоследствии, дети переходят на более высокую ступень формирования социальных мотивов поведения. Характерным здесь является то, что ребенок начинает выполнять свои маленькие обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения лидерства, а ради результата, стремясь удовлетворить потребности окружающих людей. Теперь он действует по собственной инициативе – это свидетельствует о превращении усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.
Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности.
Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства
Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний
Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, способствовать развитию социальных и общественных мотивов поведения, формировать мотивационную готовность к школе.
Источник