Развитие мотивационно волевой сферы ребенка
Важнейшие задачей, стоящей перед ответственными родителями, является развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Есть несколько техник и большое количество упражнений, которые позволят развить волевые качества малыша, их можно и нужно применять.
Определение
Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением.
С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере: некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью.
Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности. Можно выделить такие ее ключевые функции:
- определение цели и того, для чего ее необходимо достигнуть;
- превращение побуждения в действие при недостаточной или, напротив, избыточной мотивации;
- мобилизация возможностей человека в тех случаях, когда на пути достижения цели возникают препятствия.
Многие исследователи полагают, что воля и мотивация не синонимы: первая появляется в тех случаях, когда второй недостаточно.
Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.
Компоненты
Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице.
Наименование | Краткая характеристика | Примеры |
Эмоции | Простейшие реакции на внешний мир | Положительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление) |
Чувства | Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию | Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные. |
Настроение | Эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность | Устойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное. |
Воля | Способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели |
Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.
Значение развития
Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности.
Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.
В 2-3 года у малышей появляется гордость за собственные умения и достижения (они с удовольствием хвастаются своей способностью декламировать стихи, проговаривать звуки, которые получаются не у каждого, и прочими). С 4 лет дети начинают испытывать гордость за то, что некоторые виды деятельности получаются у них хорошо (например, ребенок умеет рисовать, знает счет, успешно прячется при игре в прятки). Развивать эмоции необходимо, в противном случае кроха либо вырастет равнодушным «сухарем», либо будет проявлять агрессию, относиться к окружающему миру и самому себе с ярко выраженным негативом.
Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности. Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи. Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, энурез, тики, скажется на социализации личности.
Необходимо проводить работу по развитию сферы эмоций в дошкольном периоде, поскольку именно сейчас происходит формирование и закрепление основных ее аспектов. Положительные эмоции и сила воли будут полезны ребенку в процессе обучения, а также помогут ему добиться успехов во внеурочной деятельности.
Специфика развития
Эмоционально-волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов:
- внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша);
- внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение).
И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.
Можно выделить несколько ключевых этапов развития этой важнейшей сферы.
- Понимание, осознание и закрепление эмоциональных реакций – как положительных, так и отрицательных. Малыш уясняет, какие события и явления вызывают у него положительные эмоции, какие – отрицательные, и старается делать что-либо так, чтобы получать первые и избегать вторых.
- Формирование мотивов, сильнейшим из которых является похвала.
- Возникновение иерархии потребностей, которая имеет индивидуальный характер.
- Развитие самопознания и способности понимать собственное эмоциональное состояние, выражать его вербально.
- Появление новых чувств, способности к самооценке. Малыш словно смотрит на себя глазами взрослых, прежде всего – родителей, пытается разобраться, как тот или иной его поступок будет ими оценен.
Также с возрастом происходит и обогащение словарного запаса, ребенок становится в состоянии детально описать свои эмоции и настроение. Развитие эмоционально-волевой сферы, таким образом, представляет собой сложный процесс.
Важнейшие особенности дошкольников
Исследователями выделяется несколько ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольного периода:
- Эмоции управляют всеми поступками ребенка. Они непроизвольные и яркие, быстро вспыхивают и способны моментально угасать.
- Ребенок расстраивается из-за того, что что-то у него не получилось, обижается, не получив желаемого, однако столь же легко и забывает об этом.
- Чаще всего не способен скрывать или подавлять собственные чувства и эмоции. Хотя некоторым детям удается это сделать.
Уже к старшему дошкольному периоду у крохи появляются мотивы, потребности и интересы, которые будут обусловливать его поступки и деятельность. Также малыши понимают ритм и гармонию, у них складывается понятие о прекрасном.
Нарушения
Как мы выяснили, в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, однако в этот же период можно отметить и риск появления различных расстройств.
- Отсутствие у ребенка эмоциональной децентрации, то есть он не способен к сопереживанию.
- Отсутствие эмоциональной синтонии – ребенок не может отозваться на эмоциональное состояние близкого ему человека.
- Отсутствие чувства вины.
- Повышенная эмоциональная возбудимость, гнев по самым незначительным причинам, агрессия, раздражительность. Часто становится причиной межличностных конфликтов.
- Внутриличностные конфликты, выражающиеся в беспричинных и частых сменах настроения.
Кроме того, у отдельных детей могут наблюдаться одновременно несколько типов нарушений, сочетание внутриличностного и межличностного конфликтов. С одной стороны, они раздражительны и агрессивны, с другой – капризны, обидчивы и ранимы, испытывают страхи.
Родителям следует обратить внимание на следующие признаки нарушений в эмоционально-волевой сфере:
- гиперактивность ребенка;
- невнимательность;
- постоянные страхи и тревоги (одиночества, темноты, смерти), что ведет к появлению безынициативности, чрезмерной скромности;
- вредные привычки (грызть ногти, карандаши, сосать палец).
Причин, которые вызвали такие проявления, может быть большое количество – от просмотра агрессивных передач по телевизору до невнимательности родителей и недостатка общения с ними. Очень важно вовремя провести корректировку подобных отклонений, в противном случае незрелость эмоциональной и волевой сфер может привести к инфантилизму.
Устранение расстройств
Скорректировать эти нарушения помогут специальные упражнения. Гиперактивным детям можно предложить следующие занятия.
- Улучшить концентрацию внимания поможет такое задание. Мама ставит перед ребенком игрушку, просит его запомнить как можно больше деталей ее внешнего вида, а после того как игрушку спрячут – описать (во что была одета, как выглядела).
- Можно попросить малыша найти среди большого количества игрушек такие, которые имеют некую заранее указанную черту (например, голубые глаза). Это упражнение также направлено на развитие умения концентрироваться.
- «Запрещенное движение». Заранее придумывается и сообщается ребенку некое движение, которое в дальнейшем ему повторять нельзя. Далее мама выполняет различные движения, которые дошкольник повторяет за ней. При этом очень важно контролировать свое тело и не выполнить случайно запрещенное.
- «Съедобное – несъедобное». Играть можно с одним или несколькими детьми. Взрослый называет слово (продукт питания или нечто несъедобное) и одновременно бросает мячик. Если названа пища, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает.
- «Море волнуется». Помогает научиться контролировать свои движения. Дети выполняют плавные движения руками, покачивая ими в стороны, проговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два». После «море волнуется три» звучит команда ведущего «Замри» – малыши должны принять какое-то положение и оставаться в нем.
- «Сиамские близнецы». Направлено на контроль импульсивности. Выполняется так: дети встают спинами друг к другу, соединяют руки, после этого пробуют походить, действуя, словно единой целое, выполнить простейшие команды (поднять правую руку, попрыгать).
Важно хвалить малыша даже за незначительные успехи, самому проявлять заинтересованность, четко и в доступной дошкольнику форме пояснять суть задания.
Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр.
- Рисование. Малышу дается задание изобразить самого себя в образе победителя.
- Что мне нравится в тебе. Парная игра, но может проводиться и в группе. Дети делятся по двое, после чего по очереди называют те характеристики и качества, которые им нравятся в партнере.
- Мой хороший поступок. Дети по очереди рассказывают группе о совершенных ими хороших поступках.
- Что я умею делать хорошего. Каждый малыш делится тем, что у него получается лучше всего.
- Ромашка успеха. Заранее делается такой цветок: середина – это круглая фотография малыша, обязательно с улыбкой, лепестки разного цвета пока пустые. В течение недели необходимо записывать те хорошие дела, которые ребенок совершил. В выходной день проводится чтение достижений.
Родители могут выбрать наиболее подходящие и интересные для малышей игры из предложенного списка.
Развитие волевых качеств
Для этого необходимо регулярно заниматься с ребенком, научить его контролировать свое поведение.
Помогут в достижении цели следующие правила.
- Предлагать малышу задания умеренной сложности, чтобы он имел объективную возможность справиться с ними. Постепенно уровень повышается.
- Соблюдать умеренность и осторожность, помня о том, что дошкольник еще не готов к длительным интеллектуальным и физическим нагрузкам.
- Придерживаться режима дня. Выполнение конкретных действий в определенный для них временной промежуток отлично дисциплинирует.
У ребенка обязательно должны быть его собственные дела, которые кроме него никто не выполнит (убрать за собой игрушки, полить цветы). Это поможет ему стать более собранным, а также разовьет силу воли. Родителям нужно следить за тем, чтобы малыш завершал начатое дело, а как только это войдет в привычку – ослабить контроль.
Научить малыша ставить цель и достигать ее поможет веселая игра «Котенок». Детям дается задание представить, что домой принесли котика, – один из них на время перевоплощается в животное. Другие должны позаботиться о нем. Дети поставят цель (стать котенком или ухаживать за ним) и предпримут определенные действия для ее достижения. Подвижные и настольные игры с правилами также станут отличным подспорьем родителям.
Игра «Да и нет» также поможет развитию волевых качеств. Суть ее проста – малышу задаются вопросы, например: «Ты любишь маму?», «Тебя зовут Маша?», его задача – давать на них ответы, не используя слова «да» и «нет».
Если дошкольник уже знаком с некоторыми буквами, улучшить его волю и усидчивость поможет упражнение «Найди букву и вычеркни ее». Мама дает ребенку лист, на котором в хаотичном порядке размещены буквы, символы, цифры, и просит его найти и вычеркнуть все буквы «А».
Использование арт-терапии
Для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере детей можно использовать арт-терапию (терапию искусством), которая поможет ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, будет стимулировать самосознание и саморегуляцию. Занятия способны снизить состояние тревожности, агрессию, повысить самооценку малыша, а кроме того, помогут развить его художественные способности.
В ходе такой терапии следует чередовать самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.
Использовать следует различные формы арт-терапии. Назовем основные, часто применяемые в ходе занятий с дошкольниками.
- Рисование тычками.
- Монотипия (на пластмассовой доске малыш при помощи гуаши наносит рисунок, затем сверху накладывается лист бумаги – получившийся оттиск и есть результат творчества).
- Сыпучими предметами, сухими листьями (на лист бумаги клеем наносят рисунок, потом его посыпают либо сахаром, рисом, другой крупой, либо измельченными листьями. Приклеившись, они создадут оригинальное изображение).
- Пластилинография.
- Рисунки на спине. Парная игра – один ребенок водит пальцем по спине другого, «изображая» солнышко, домик, цветок, а первый малыш должен постараться отгадать.
- Рисование на стекле помогает скорректировать неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, поскольку в процессе творчества всегда можно стереть то, что получилось, при помощи мокрой губки.
Все это интересно ребенку, поможет ему получить положительные эмоции, избавиться от тревожности, страха, снизить агрессивность, в полной мере проявить фантазию. Постепенно он научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах.
Развитие эмоциональной сферы
Это непростое дело, которому, однако, родители должны уделять особое внимание. Прежде всего, необходимо в беседах объяснять малышу суть той или иной эмоции, используя доступную для его понимания лексику. В качестве примеров можно приводить героев сказок, рассказов, персонажей мультфильмов – все это поможет дошкольнику понять и в дальнейшем осознать у себя эмоции и чувства, обогатит его внутренний мир. Важно рассказать ребенку, что каждый может испытывать страхи, гнев, и это нормальные здоровые эмоции, без которых невозможна сама жизнь.
Кроме того, разобраться в собственных эмоциях помогут и специальные упражнения.
- Мимическая гимнастика. Позволяет научиться выражать эмоции вербально. Взрослый дает малышу установку изобразить эмоцию, присущую тому или иному персонажу из знакомой ему сказки. Например, показать, как смеялся Буратино, или расстроиться, словно Таня, обронившая мяч в реку.
- Маски. Эта веселая забава поможет дошкольникам разобраться с миром мимики и жестов, которые сопровождают наши эмоции, являются их внешними выражениями. Дети сами или с помощью взрослого изготавливают различные маски, на которых отображены известные им эмоции – грусть, радость, восторг, изумление. После этого каждый ребенок надевает случайную маску, не зная, какую именно. Пользуясь подсказками-описаниями других детей, он должен попытаться угадать «свою» эмоцию.
- Угадай эмоцию. Взрослый сам изображает эмоцию, задача ребенка – угадать, какую именно.
Полезна будет и сказкотерапия, помогающая ребенку узнать о чувствах и эмоциях, разобраться в себе, со стороны понаблюдать за различными моделями поведения и их результатами. Причем родители могут как читать готовый вариант, после чего обсуждать его с малышом, так и придумывать собственный текст совместно с ним. Кроме того, можно предложить малышу изобразить на бумаге запомнившегося героя или конкретную ситуацию, проиграть небольшую сценку, активно используя мимику и жесты, пытаясь перевоплотиться в персонажа.
Не менее интересно будет детям и создать собственное произведение, предложить иную концовку или додумать, как продолжили жить герои.
Не стоит недооценивать важность развития эмоциональной сферы. Родителям необходимо помочь ребенку разобраться в себе и развить волевые качества, используя легкие непринужденные игровые формы.
Источник
Синдром «Незнайки» и «Буратино» мы не обнаружим в известной психологической литературе. Однако и педагоги, и психологи очень хорошо знакомы с ними. Проведем аналогии с литературными героями.
Синдром «Незнайки» и «Буратино» мы не обнаружим в известной психологической литературе. Однако и педагоги, и психологи очень хорошо знакомы с ними. Проведем аналогии с литературными героями.
Веселый Буратино, которого папа Карло отправил учиться, продав последнюю курточку. Детей с синдромом «Буратино» педагоги характеризуют следующим образом: «Безответственный, учиться не хочет, всем мешает…». У такого ребенка не обременяют домашними обязанностями. Основная его задача – учеба. Ему помогают выполнять задания, нанимают репетиторов, водят по секциям и кружкам. К подростковому возрасту «Буратино» не приучен делать что-либо сам, у него не сформировано чувство ответственности, он ленится учиться и бунтует.
Оптимистичный и самоуверенный Незнайка из Солнечного города верит, что у него все обязательно получиться, а никаких усилий прилагать не надо. Такие дети привыкли откладывать все на завтра: «Вот завтра выучу и отвечу». К подростковому возрасту у них снижается тревожность за оценки и будущее. Сколько раз все слышали: «Вот со следующей четверти начну учиться».
Работая с такими детьми, педагоги имеют дело с нарушениями мотивационно-волевой сферы у ребенка. Причины могут быть разными: часто родители и другие взрослые так много хотят «за» ребенка, что у него просто нет возможности хотеть чего-то самостоятельно. Такие дети характеризуются снижением уровня тревожности, имеют неадекватный уровень самооценки. Конечно, «Незнайки» и «Буратино» взрослеют, происходит переосмысление и коррекция возможностей. Но какие особенности нужно учесть педагогам в работе с такими детьми? Попробуем разобраться, что же должен делать педагог, чтобы изменить ситуацию.
Проблемы мотивационно-волевой сферы современных детей
Специалисты отмечают, что вопрос о школьной или учебной мотивации является центральным и актуальным в последние годы. Особую тревогу у педагогов и других специалистов вызывают ребята, которые имеют трудности в обучении. Л.Н. Блинова отмечает, что основной движущей силой учения является мотивация.
Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов, которые определяют отношение детей к учению:
- Социальные.
- Учебно-познавательные.
- Оценочные.
- Позиционные.
- Внешние по отношению к школе и к учению.
- Игровые.
Каждый из этих мотивов обязательно присутствует в мотивационной структуре ребенка и оказывает влияние на характер учебной деятельности. Х. Хекгаузен, стоявший у истоков психологии мотивации, утверждал, что в процессе осуществления любой деятельности человек может руководствоваться всего двумя мотивами:
– мотивом достижения успеха;
– мотивом избегания неудач.
Мотив достижения успеха заставляет человека выбирать такую деятельность, которая не является для него слишком легкой. Результат деятельности в данном случае зависит от того, сколько усилий приложил индивид.
Помимо этого, в процессе учебной деятельности большую роль играет оценочный мотив. Каждый ребенок имеет потребность в признании и одобрении взрослого. Именно поэтому положительная оценка сама по себе может выступать эффективным инструментом по стимулированию активности ребенка.
Познавательные и игровые мотивы, также влияющие на учебную деятельность, тесно связаны между собой. Специалисты отмечают, что новые знания, полученные детьми, провоцируют игру, а развитие игры требует приобретения новых навыков и умений.
Первыми исследователями, занимавшимися вопросами школьной неуспеваемости и поиском психолого-педагогических подходов к ее преодолению, были Н.А. Менчинская, Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина и другие.
Данные специалисты отмечают, что на первом году обучения у многих детей с нарушениями мотивационной сферы появляется так называемый комплекс неполноценности по отношению к учению. Таким образом, формирование положительной мотивации учебного успеха блокируется. Уровень требований, предъявляемый педагогом к такому ребенку, оказывается недосягаемым именно вследствие слабой сформированности мотивов учения. Часто дети, имеющие проблемы с учебной мотивацией обладают также следующими личностными особенностями:
– эмоционально волевая незрелость;
– трудности в произвольной регуляции деятельности;
– динамические нарушения во всех видах деятельности;
– общая ослабленность мотивационной сферы.
Ведущим мотивом деятельности у таких ребят остается игровой. Успешно выполняются лишь те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка и игрой. У таких детей нет школьных интересов, ответственности в отношении к выполнению учебных заданий. Специалисты отмечают, что проблемы в обучении связаны с незрелостью личности ребенка в целом. Широкие социальные мотивы, являющиеся смыслом учебной деятельности, практически не присутствуют в мотивационной системе таких детей. Именно поэтому значимым мотивом учебной деятельности становится мотив избегания неудач или наказания. У таких ребят растет неуверенность в себе и формируется отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности. Если же у ребенка, имеющего проблемы мотивационной сферы, выражена мотивация достижения успеха, то она часто базируется на неадекватно завышенной самооценке.
В целом можно сказать, что у ребят, имеющих трудности в обучении преобладают игровые мотивы и мотивы сохранения привычного функционирования. В то время как у успешных детей преобладают познавательные мотивы, связанные с овладением новыми умениями и навыками. Помимо этого, дети с так называемым синдромом «Незнайки» и «Буратино» испытывают повышенную тревогу в ситуации, когда не успевают выполнить задание, поэтому продуктивность в ходе обучения неизбежно падает.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой мотивации у школьников, отмечают, что характерные мотивационные особенности таких ребят усугубляются по мере приобретения ими опыта учебных неудач. У детей могут быть эмоциональные срывы, отказы выполнять задание, безразличие к происходящему на уроке. Затем безразличие проявляется по отношению к собственному неверному решению учебной задачи. У такого ребенка не возникает желание исправить работу и понять причину ошибки. Однако внешняя оценка остается важной, дети выражают заинтересованность в оценке и испытывают радость при похвале. Но если задание кажется слишком трудным, побудительная сила получения высокой оценки ослабевает, поэтому качество работы ребенка снижается. Следовательно, в данной ситуации можно говорить не об отсутствии учебной мотивации, а о неадекватном ее формировании. Очевидно, что адекватные учебные мотивы, которые представлены в начале обучения, в дальнейшем не получают развития и трансформируются, имеющиеся мотивационные возможности не реализуются. Так происходит по причине столкновения ребенка с объективными трудностями и низкой оценки со стороны окружающих. Затем, в свою очередь стойкая неуспеваемость приводит к образованию личностной позиции, которую можно назвать «позицией неуспевающего». В полной мере эта позиция формируется у ребенка к 3-4 году обучения. Если в первом классе ребенок еще может объективно не соглашаться со своими учебными неудачами, то со временем его самооценка становится низкой. Такой ученик постепенно утрачивает желание учиться чему-то новому. Многие неуспевающие в учебе дети стараются компенсировать свои трудности путем самоутверждения в других сферах жизни.
Однако специалисты отмечают, что не у всех детей, имеющих проблемы в развитии мотивационно-волевой сферы, формируется «позиция неуспевающего». При адекватной структуре воспитания и обучения отрицательные личностные особенности можно корректировать. То, что это возможно, показывают данные литературы. А.Н. Леонтьев, рассматривая проблемы, возникающие при неспособности детей успешно и в должном темпе обучаться в обычных условиях, констатирует: «Когда же эти дети ставятся в подходящие для них условия и когда по отношению к ним применяются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать свое отставание».
Таким образом, можно утверждать, что искажения мотивационной сферы приводят к снижению учебной деятельности. Такие дети избегают сложных видов интеллектуальной деятельности.
Методы коррекции мотивационных нарушений у детей
Специалисты отмечают, что в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми усваиваемые им способы действий, этические ценности, нравственные нормы и идеалы превращаются во внутренние достижения личности. Именно поэтому личностное развитие и коррекция мотивационной сферы должны происходить в процессе коммуникации.
П.Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действия.
Основными приемами формирования у детей познавательного интереса являются:
– ситуации занимательности;
– опыты и эксперименты;
– познавательные игры;
– интеллектуальные соревнования;
– программированные упражнения.
Помимо этого, существуют приемы, позволяющие формировать чувство долга и ответственности у детей. Это:
– одобрение со стороны сверстников и взрослых;
– создание ситуации новизны, актуальности и успеха в учебной деятельности;
– анализ проблемной ситуации;
Так, например, для формирования учебной мотивации педагог может использовать метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций:
– специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
– «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
– поисковая деятельность;
– свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
– общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонимания;
– введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Задача педагога заключается не только в формировании у детей четкой системы знаний, но и устойчивого интереса и потребности в получении знаний.
- Для повышения мотивационного фона, способствующего усвоению новых умений и навыков, рекомендуется использовать игровые приемы с элементами соревнования. Такие приемы стимулируют активность и инициативу учеников. Игровые ситуации позволяют корректировать нарушения мотивационной сферы.
- Предложите детям составлять задания для одноклассников по пройденному учебному материалу. Исчерпывающие ответы и активность ребенка педагог может поощрять соответствующими наградами «за старание», «за активность».
- Учебно-познавательные мотивы можно формировать, если знания ребенок получает в реальной ситуации. Поэтому занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы ученики сами хотели что-то запомнить.
- Для того чтобы положительное отношение к учению со временем не угасало, педагог должен направить усилия на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов детей. Известно, что эмоциональная сфера человека тесно связана с мотивами и отражает возможность реализации поставленных целей. Ребенок, достигающий цели, испытывает радость и удовлетворение.
- Повышения учебной мотивации можно добиться при помощи создания ситуации новизны, неожиданности.
- Помимо этого, повышению учебной мотивации способствуют разнообразные познавательные игры, драматизации и театрализованные занятия.
- Правильно организованная работа у доски также повышает уверенность ребенка, развивает смелость и позитивную мотивацию. Интересная работа у доски приносит ребенку чувство удовлетворения и повышает самооценку. При этом интерес к учебной деятельности подкрепляется выработанными навыками.
- Одним из методов работы с детьми по повышению мотивации и снижению тревожности является релаксация на занятиях. Это может быть массаж, упражнения на развитие мелкой моторики с использованием лего-технологий, дыхательная гимнастика.
- Педагог может использовать в работе сказки. Такой приём, как использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки помогает детям стать успешнее в учёбе. Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудной ситуации, учатся верить в себя, в силу добра и справедливости.
- Для повышения мотивации при обучении детей педагог может использовать специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки – всё это концентрирует внимание детей, облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятие наглядным и интересным.
- На фронтальных занятиях необходимо использовать интегрированный подход, обеспечивающий смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.
- Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активны и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко осуществлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения. Ведущие мотивы при этом – познавательные: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную педагогом задачу, обменяться впечатлениями; личностные: потребность в признании педагогом или сверстниками, потребность в оценке самих себя; соревновательные: желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам.
Можно утверждать, что мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Таким образом, соподчинение мотивов, начавшееся в младшем дошкольном возрасте продолжается в процессе дальнейшего обучения.
Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей
Как уже говорилось выше, учебная мотивация играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Что могут сделать родители, для повышения учебной мотивации? Специалисты предлагают несколько способов:
- Каждый день интересуйтесь у ребенка о том, как у него дела в школе, какие успехи или трудности. Такие беседы должны стать хорошей семейной привычкой.
- Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, стоит ему помочь. Но лишь в той части, которая действительно трудна для него.
- Родители могут стимулировать познавательный интерес и мотивацию ребенка, посещая с ним интересные места, читая книги.
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Стоит лишь сравнивать его с самим собой. Отмечать, чему он научился за последнее время, какие успехи сделал.
- Ребенок должен чувствовать, что его принимают таким, какой он есть. Если появились трудности в учебе, не стоит ругать, важно предложить помощь.
- У ребенка должна быть определенная степень свободы в выборе увлечений, хобби или любимых предметов. Если родители все решают за него, познавательный интерес и учебная мотивация не будут успешно сформированными.
Список литературы
- Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – 320 с.
- Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. – М.: Просвещение,1980.
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
- Винникот Д.В. Разговор с родителями. -М., 2005, с.35-36.
- Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, -М., 2000, 1008 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 2006.
- Запорожец А. В. Психология. М., 1953. – 245 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков под ред. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. – М.: Педагогика, 1972.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства – изд. «Питер» 2002г. – 320 с.
- Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология – Санкт-Петербург, Питер, 2000.
Источник