Развитие мотивации личности ребенка в программах дополнительного образования

Развитие мотивации личности ребенка в программах дополнительного образования thumbnail

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Проблему формирования мотивации учения у обучающихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из самых  актуальных  в образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин, по которой дети покидают объединение. Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие личности ребёнка.

Проанализировав пути и средства формирования и повышения учебной мотивации  обучающихся на занятиях в объединениях художественной направленности, можно прийти к выводу, что, какую бы деятельность ни осуществляли ребята, они должны иметь полную психологическую структуру – от понимания и постановки целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия.

  • Этап вызывания исходной мотивации.

На начальном этапе занятия педагогами отдела ИЗО и ДПИ учитываются несколько видов побуждений обучающихся: опора на мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызов мотивов относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усиление мотивов ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности.

  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

Здесь педагоги стараются ориентироваться на познавательные и социальные мотивы. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и практической, трудной и легкой и т.п.).

  • Этап завершения занятия.

Важно, чтобы каждый ребёнок вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с моей отметкой. Конечно, важно показать детям их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.

Немаловажной есть необходимость обучения ребенка самого ставить перед собой цели и всегда поддерживать его познавательный интерес. На разных занятиях в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать с ним постановку разных целей – близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом – они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Познавательный интерес – это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у учащихся – показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

1. Прежде всего такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся.

5. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, тем интереснее ему работать.

7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

Развитие у учащихся мотивации, познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основной задачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса к прикладному творчеству. Ведь в нашей жизни много негатива. Необходимо быть источником позитивных эмоций, радовать и увлекать своим творчеством детей. В распоряжении педагогов много всевозможных мотиваций, форм и методов, которыми они владеют, но не всегда применяют. Они могут сослужить отличную службу, но для этого нужно большое желание: сделать занятие незабываемым и неповторимым.

Источник

«Развитие мотивации, как одно из условий качества воспитательно-образовательного процесса в системе дополнительного образования».

Мотивация – процесс стимулирования отдельного индивида или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации. Мотив – это повод, причина, необходимость действовать, побуждение к чему-либо.

Мотивация состоит из двух частей – деятельности и направленности. Разница между мотивацией и отношением заключается в том, что мотивация связана с определённой ситуацией, а отношение имеет более устойчивый характер и оказывает длительное воздействие.

Процессы мотивации могут иметь разную направленность

Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутреннюю

Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.
Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.

Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека.

Внутренняя мотивация присутствует, если идея, задача или деятельность воспринимаются целесообразными и чего-то стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и быть в состоянии прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, вытекающим из соответствующей установки.

Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности.

Этой наградой является «момент переживания чего-то большего, чем обыденное существование».

Внешняя мотивация должна выполнять на начальном этапе роль опоры для создания системы эффективного труда. Ее можно также рассматривать как дополнительный поддерживающий стимул в период консолидации. Однако долговременная мотивация и эффективные изменения в поведении сотрудников достигаются только при условии создания внутренней мотивации.

Образовательная среда отделения дополнительного образования детей (ОДОД) как пространство актуализации изначально имеет полифункциональный характер и ориентирована на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями. Определение понятия «мотив» представляет определённую научную проблему. Одни под мотивом понимают побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, другие – осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. У многих учащихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряжённые усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Педагог дополнительного образования должен уделять особое внимание детям на занятиях, способствовать развитию творческих способностей детей, должен видеть потенциал в каждом ребенке, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. И действительно особенно ярко творческие способности обучающихся проявляются в условиях дополнительного образования детей и тут выявляется и их творческий потенциал, и развиваются способности в исследовательской работе. Научение опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует прежде всего самостоятельность, сознательность обучения.

Формирование мотивации учащихся

Учитывая, что школьная образовательная среда ориентирована главным образом на достижение образовательных стандартов, она создаёт преимущественно условия на овладение учебной деятельностью и, соответственно, ориентирована в основном на формирование мотивации к учению.

Образовательная среда объединения дополнительного образования детей (ОДОД) изначально имеет полифункциональный характер и ориентирована на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями. Изучение мотивации объединения дополнительного образования детей – это выявление их реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития у каждого ученика и группы в целом.

Результаты изучения мотивации становятся основой для планирования процесса ее формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Формирование мотивов учения – это создание в ОДОД условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог дополнительного образования при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приёмов; Изучать и формировать мотивацию ученика педагог дополнительного образования вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом педагогу ОДОД надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приёмов. Объективность изучения возрастает при соблюдении учителем ряда условий.

Дополнительное образование детей в школе – явление сравнительно новое, идущее на смену традиционной внешкольной работе,

направленное на: удовлетворение разнообразных потребностей и интересов детей в познании и общении,

создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности,

развитие детской индивидуальности.

Вот почему, несмотря на загруженность в школе, на крайнюю занятость и нехватку времени, множество детей исключительно на добровольной основе по нескольку раз в неделю из года в год приходит на занятия в кружки, и спортивные секции, объединения дополнительного образования, участвуют в разнообразных игровых и праздничных программах. Приходят, чтобы узнать нечто новое, пообщаться с интересными людьми – взрослыми и сверстниками, перенять у них что-то для себя полезное, проявить и развить свои особые творческие способности, зная при этом, что каждый из них будет интересен окружающим.

Общение со сверстниками и педагогами, увлечёнными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия – всего того, что сегодня называют модным словом «толерантность». Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему ребёнку это полезно»); это, в свою очередь, способствует формированию индивидуальной свободы личности. Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

В связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создаётся большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и неоднократно перемешивающих всех учеников. Это создаёт благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей в единый школьный коллектив. В школе, где учащиеся и педагоги объединяются на основе общих коллективных дел и общих традиций, постепенно формируется корпоративный дух «своей» школы, чувство гордости за принадлежность к ней.

Воспитательная доминанта дополнительного образования заключается в осуществлении “ненавязчивого” воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, формы организации дополнительного образования детей в различных группах объединения и о той воспитательной роли, которую играет участие детей в различных детских объединениях по интересам. Это важно обозначить именно проблемные зоны и узлы, некоторое поле для размышления и обсуждения того, что нужно сделать, чтобы повышение уровня воспитательной работы и использование воспитательного потенциала дополнительного образования детей не было бы просто очередными лозунгами и пустыми словами, а стало бы реальными шагами в важном для нас направлении.

Очевидно, что воспитание есть в структуре дополнительного образования, но подменять воспитанием дополнительное образование и наоборот – нельзя. Воспитание соединяется с дополнительным образованием как его составная часть и как результат.

Поэтому прорабатывать проблему воспитания в структуре дополнительного образования необходимо, так как дополнительное образование – это наиболее адаптивная система по отношению к детям и в нем заложен наибольший ресурс, который можно учитывать в двух вариантах:

использовать, учитывая закономерности организации дополнительного образования детей;

игнорировать, если дополнительное образование свести только к обучению детей в некоторых сферах деятельности.

Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика

Источник

Методическая разработка

«Формирование мотивации (практический аспект) как средство повышения качества дополнительного образования детей 

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования Пивень Н.А.

Ростов-на-Дону

2019 

Аннотация:

Данное методическое пособие содержит теоретический и практический материал по проблеме мотивации, а также накопленный опыт педагогов Центра по формированию положительной мотивации обучающихся. Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, психологов и методистов.

Содержание

I. Основные понятия

1.Компетентность в области мотивации учебной деятельности

2.Общие подходы к проблеме мотивации

3.Технологические операции создания ситуаций успеха

II.Формирование мотивации (практический аспект

4.Способы создания ситуации успеха

III.Опыт развития мотивации обучающихся в структурных подразделениях нашего Центра

5.Мотивация учащихся на осуществление познавательной успешности детей дошкольного возраста

6.Развитие внутренней мотивации учащихся на осуществление активного участия в общественной жизни

7. Развитие внутренней мотивации обучающихся

VЛитература

Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования (теоретический аспект)
I .Основные понятия

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

Развитие мотивации сегодня – необходимое условие педагогической деятельности. Это закреплено в нормативных документах.

Компетентность в области мотивации учебной деятельности

Компетентность в области мотивации учебной деятельности раскрывается через три ключевых показателя:

умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности;

умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников);

умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).

Общие подходы к проблеме мотивации

Мотивация – это мощный механизм, который обязательно приведёт к успеху и завершенности в любой сфере.

Мотивация является ключом в реализации всех ваших целей. Независимо от того, сколько лет вы проводите за учёбой, независимо от вашего социального статуса или образа жизни, мотивация является общим фактором среди тех факторов, которые помогают достичь высоких целей.

Положительная мотивация в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Положительная мотивация – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. Главный смысл положительной мотивации состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учащихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Технологические операции создания ситуаций успеха

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.

Технологически такая помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений,  так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

II.Формирование мотивации (практический аспект)

Способы создания ситуации успеха

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.

Рассмотрим некоторые приемы «неожиданной» радости:

– прием «Лестница».

Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

– прием «Даю шанс».

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Рассмотрим  приемы «общей» радости.

– прием «Следуй за нами».

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

– прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел».

Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

– прием «Обмен ролями» или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

– прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  учащегося станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Радость познания

Развитие  познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.

– прием «Эврика».

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя новое задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

– прием «Линия горизонта». 

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, обучающийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. III.Опыт развития мотивации обучающихся 5.Мотивация учащихся на осуществление познавательной успешности детей дошкольного возраста

Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование мотивации учения, может и должно осуществляться в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность ребёнка и опосредованно – через личностно значимых субъектов (педагога, родителей).

Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и педагоги должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).

Поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше. Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.

Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей четкую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.

Таким образом, можно выделить основные приемы и методы развития внутренней мотивации дошкольников на осуществление познавательной успешности:

Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности (путешествие в сказку, викторина по сказкам, «Поле чудес», конкурс загадок).

Моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей:

специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

перенесение акцентов на поисковую деятельность;

свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Пример использования:

– Чем человек отличается от животных? Дети активно предлагают решение, в результате которых приходят к выводу, что речью и мышлением.

– Принцесса попадает в современный мир, но не знает многих вещей – телефон, электричество и др. В результате дают определение простым вещам.

– Принцесса не знает вежливых слов. Давайте ей поможем.

Широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций. Дети пытаются научить Незнайку рифмовать слова, но сначала эти рифмы неправильные.

     6.Развитие внутренней мотивации учащихся на осуществление активного участия в общественной жизни

    Вопрос участия в общественной жизни наиболее актуален для учащихся среднего и старшего школьного возраста. В военно-спортивном отделе педагогами был накоплен опыт мотивирования учащихся к активному участию в общественной жизни.

    Личный пример участия педагогов в различных мероприятиях и конкурсах, что сближает педагога и учащихся, ставя их по одну сторону баррикад. Девиз работы педагогов – «Делай как я!»

    Формирование и пополнение портфолио обучающихся делает успехи достижения видимыми и результативными.

     7.Развитие внутренней мотивации обучающихся

    В развитии внутренней мотивации спортсменов выделено несколько факторов:

    Мотивирующая поддержка родителей.

    Личный пример тренера в стремлении к здоровьесбережению.

    Культура взаимоотношений педагога с обучающимися.

    Литература

    Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2006.

    Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2012. – С. 41–42.

    Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М., 2009.

    Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.

    Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 2010.

    Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М., 2010.

    Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 2011.

    Источник