Развитие мотивации достижения успехов ребенка младшего школьного возраста

Развитие мотивации достижения успехов ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста.

Сущность обучения рассматривают в педагогике также в организации познавательной деятельности учащихся. Сначала идёт восприятие учебного материала. Учащиеся уясняют познавательную задачу на основе наблюдений за объектом или предварительного знакомства с фактическим материалом. Дальше происходит осмысливание теоретических знаний и способов решения учебной задачи. Учащиеся приходят к пониманию учебного материала, получают новые знания. Затем происходит закрепление полученных знаний и включение их в практическую деятельность. На всех этапах знания учащихся контролируются и проверяются, что позволяет учителю вносить коррективы в процесс обучения, сохраняя общий ход движения познавательной деятельности от первого этапа к последующим.

Правильное понимание сущности обучения помогает учителю эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. А мотивы учения определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи.

В учебной ситуации существует четыре типа объяснения успеха или неуспеха – это способности, сложность задания приложенные усилия и везение.

Чтобы выяснить, как идёт процесс развития мотива достижения успеха и что на него влияет, надо выявить уровень притязаний и самооценки учащихся. Обычно тесты показывают, что только единицы в классе могут добиться успеха самостоятельно, т.е. у них развит мотив достижения успеха. Остальным нужна корректировка самооценки и уровня притязания, т.е помощь взрослого. Это послужило причиной изучения данной темы – мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста.

Что такое успех? В толковом словаре С.И.Ожегова я нашла следующее объяснение:

Успех, -а.

1. Удача в достижении чего-нибудь Добиться успеха. Развивать у. (поддерживать высокие темпы наступления; также переносное значение).

2. Общественное признание. Шумный у. спектакля. Книга имеет у.

Мотивация достижения успехов – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно тогда, когда его результаты сравниваются с достижениями других людей или оцениваются.

Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. В этот период времени ведущей для ребёнка становится учебная деятельность. А в учении, как и в иных видах деятельности на этом этапе складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо проявляются затем уже а подростковом возрасте.

Давайте образно совершим путешествие к Солнцу, где солнце – это успех. « Если хотите занять место под солнцем, не жалуйтесь на ожоги» – это высказывание журналистки Эбигайл Ван Берен станет нашим девизом. Ученик – космонавт. Ракета – урок.

В начале обучения окончательно оформляются личностные свойства, необходимые для реализации мотива достижения успехов. В нашем «полёте» комплекс этих свойств: активность, трудолюбие, смелость, воля, настойчивость, сосредоточенность, преодоление препятствий, энтузиазм, привычки, здоровье, самообладание, самоуважение, благовоспитанность, честность и правдивость, весёлость и доброжелательность, будут являться «топливом», которым заправили ракету – урок.

В ходе «полёта» к Солнцу – успеху нам предстоят «посадки» на планеты – факторы развития мотивации достижения успехов.

Планета «Авторитет». Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие взрослым (учителю), подчинение и подражание им. Взрослый человек для них – авторитет, дети безоговорочно принимают его оценки.

Планета «Самооценка». Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам в учебной деятельности. У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные, заниженные. Это требует от учителя большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими суждениями и действиями.

Планета «Цель». Сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения. Дети младшего школьного возраста уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели. Это тогда, когда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом.

Планета «Стимул». У человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если взрослые мало поощряют детей за успехи и больше наказывают их за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудач, который не является стимулом к достижению успехов. Или, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребёнка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Планета «Притязание». В процессе развития мотива достижения успехов у младших школьников необходимо заботиться о таком личностном образовании как уровень притязаний. Он может зависеть не только от успехов в учебной деятельности, но и от положения , занимаемого ребёнком в системе взаимоотношений со сверстниками. Детям-авторитетам, занимающим в детском коллективе достаточно высокий статус, характерна адекватная самооценка и высокий уровень притязаний.

Уровень притязаний – достижения в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общения, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности. А осознание ребёнком своих способностей и возможностей, различие того и другого, укрепление на этой основе веры в свои успехи, внутренне укрепляют мотив достижения успехов.

Как же создать ситуацию успеха на уроке, занятии? Заглянем в отсеки ракеты – структуру урока.

1 В системе урока, занятия «ситуация успеха» может быть I этапом структуры урока – постановка учебной задачи. Создание ситуации успеха обязательно начинается с конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребёнка. Дети должны прежде всего себе и другим продемонстрировать то, что они умеют и знают, т.е. показать имеющиеся у учащихся определённые способы работы. Не следует начинать урок с воспоминания о прошлом. Нужны конкретные практические действия ребёнка. При этом задача учителя подобрать такую необходимую практическую задачу, которая решалась бы известным ребёнком способом и была определённой ступенькой к дальнейшему разворачиванию событий на уроке. Результатом создания ситуации успеха является эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учащихся.

Читайте также:  Специфика диагностики нарушений в развитии ребенка

2. Ситуация успеха может складываться и в ходе разрешения проблемной ситуации на уроке. Постановка проблемы повышает познавательную активность и интерес, но нужно суметь решить проблему. Именно решение проблемы ведёт к усвоению учебного материала и созданию ситуации успеха на уроке.

3. Ситуацию успеха создают на уроке и упражнения разного уровня. Задача учителя – подобрать или составить упражнения в таком виде, чтобы они соответствовали уровню развития ребёнка, т.е. были ими выполнимы. Так при подготовке рассказов по устным предметам может быть предложено для детей низкого уровня развития – закончить предложение по данному началу; для детей среднего уровня развития – составить рассказ по плану с опорными словами; дети же с высоким уровнем развития пользуются только планом. Упражнения разного уровня делают решение учебной задачи реально выполнимой (каждый смог справиться сам), что приводит к созданию ситуации успеха на уроке.

В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов.

Примерно между шестью – одиннадцатью годами у ребёнка возникает представление о том, что недостаток его способностей , можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе, можно рассматривать , как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребёнка, которая становится достаточно устойчивой , определяет его успехи в различных видах деятельности, в том числе и учебной.

Потребность в достижении успеха не является врождённой, она складывается и формируется в дошкольном детстве и к моменту поступления в школу может стать довольно устойчивой чертой личности ребёнка. Дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте.

«Только, когда мы приходим к цели,

Мы решаем, что путь был верен».

Поль Валери

Источник

Разделы:

Работа с дошкольниками

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Однако, не только учебная, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста – игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. В учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего, комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов.
Предпосылки к формированию мотива достижения начинают складываться у детей еще в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к III – IV классам. В начале обучения окончательно оформляются личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива.
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные . 
Важным моментом является также сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом. В этих актах и фактах также отчетливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка отвлекаться на посторонние дела. 
Для понимания того, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста, важно иметь в виду еще одно обстоятельство, которое нашло отражение в теории и методике измерения мотивации достижения успехов. Было показано, что у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: у дошкольников – в игре, а у младших школьников – в учении. 
Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов. Это обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Н.В. Елфимова, где рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи .
Последним актом, который внутренне укрепляет мотив достижения успехов, делая его устойчивым, является осознание ребенком своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи. В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Примерно между шестью и одиннадцатью годами у ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот.
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, – наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.
Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотивация достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими
наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов.
Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний приводят к аффективным реакциям в ситуациях неуспеха .
У неуспевающих учеников развивается мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, – недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, и т.д.). К окончанию начальной школы мотивация избегания неуспеха приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.
К третьему классу у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка .
Таким образом, младший школьный возраст можно является периодом возникновения и закрепления в различных видах деятельности очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности – мотивации достижения. В обучении формируются личные качества реализующие мотивацию достижения – самооценка, волевая регуляция поведения, мотивы достижения успехов и мотив избегания неудачи. Такие личные качества как стремление к желанию правильно выполнить задание, получить желаемый результат ориентирует ученика на качество и результат учебных действий. Это отличает мотивацию достижения от престижной мотивации, мотивации избегания неудач и компенсаторной мотивации, в основе которых лежит делание быть первым в классе по успеваемости, избежать плохой оценки, утвердиться в деятельности не связанной с учебой.

Читайте также:  Общая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте

14.03.2016

Источник

Развитие мотивации достижения успехов в начальной школе.

Поступления ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных интересов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что этот период времени ведущей для ребёнка становятся учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельности. Первое из них касается того, что не учебная, но и другие виды деятельности, в которые включён ребёнок данного возраста – игра, общение и труды влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов.

Было доказано, что предпосылки к формированию мотива достижения начинают складываться у детей ещё в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь в конце младшего школьного возраста, примерно к 3-4 классам. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива. Рассмотрим их.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но ещё больше усиливается поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нём говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного образования закрепляющего в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок. Даваемых взрослым ребёнку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличии от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в младенческом периоде

Доверительность и откровенность создают хорошие условия для воспитания ребёнка как личности. Но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного за своими действиями суждениями.

Важным моментом является также сознательная постановка многими детьми, цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребёнку добиваться её. Сознательный контроль ребёнком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня. Когда дети уже могут управлять поведением на основе приятного решения, намерения, долгосрочно поставленной цели. Особенно отчётливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что- либо своими руками. Тогда увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любопытным делом. В этих фактах также отчётливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности принятая цель или возникшее намерение управлять поведением, не позволяя вниманию ребёнка отвлекаться на посторонние дела.

При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста. Важно иметь в виду одно обстоятельство, которое нашло отражение в теории и методике измерения мотивации достижения успехов. Было доказано, что у человека с достижением успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в ведущих у детей данного возраста вида деятельности: дошкольников – в игре, а у младших школьников – в учении.

Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи. То в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи. Который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребёнка приходит на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Это обстоятельство и было принято в расчёт в педагогических работах Ш.А. Амоношвили, где рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметки, особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.

На мотивацию достижения успехов влияет также два других личности образования: самооценки и уровень притязаний. В общепсихологических экспериментальных исследованиях показано. Что инвалиды, имеющие сильную мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой. А также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботится как о самооценки, так об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребёнка, в учебной или какой- либо иной деятельности, но и о положении занимаемого ребёнка в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Последним актом, который внутренне укрепляет мотив достижение успехов. Делая его устойчивым, является осознанием ребёнком своих способностей и возможностей, развитие такого и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.

В младшем школьном возрасте на базе уже получено опытом учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Примерно между шестью и одиннадцатью годами у ребёнка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Более ложные случаи (объяснение не одинаковых результатов за счёт комбинирования прилагаемых усилий способностей) отмечается только в каузальных схемах мышления десяти – двенадцатилетних детей. Следовательно, возраст, приходящий на начало обучения в школе (1 -4 классы). Можно рассматривать, как период возникновения и закрепления очень важной личности характеристики ребёнка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.

Источник