Развитие морального сознания ребенка по колбергу

Развитие морального сознания ребенка по колбергу thumbnail

Периодизация Э. Эриксона охватывает весь жизненный путь личности и разные стороны ее развития. Другие периодизации развития личности — более частные, в них отражены отдельные
стороны детского развития. Рассмотрим представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Л. Колберг продолжил эксперименты Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев
рассказа и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно раз-
бившего несколько чашек, более виноватым и «более испорченным», чем другого, разбившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают
эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на мотивы, стоящие за поступком.

Л. Колберг использовал рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. Приведем в качестве  примера один из рассказов и типичные ответы. «Женщине, больной раком, не помогают никакие лекарства. Она просит своего врача дать
ей смертельную дозу снотворного, чтобы избавиться от страданий. Должен ли врач удовлетворить ее просьбу?»

Ребенок: «Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить ее от боли. Но это могло бы быть неприятно ее мужу — ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене».

Подросток: «Врач не имеет на это права. Он не может дать жизнь и он не должен ее уничтожать».

Взрослый: «Умирающая должна иметь свободный выбор. Значение имеет качество жизни, а не сам ее факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже
не человека, она имеет право выбрать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет».

Из этих ответов видно, что ребенок исходит из чисто практических соображений, не обращаясь к моральным принципам. Категоричный в своих суждениях подросток рассматривает проблему с точки зрения одного абстрактного принципа — ценности жизни. Позиция взрослого многогранна. Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Первый — доморальный уровень. Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия).
Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).

Второй уровень — конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в
одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для III стадии, на авторитет —
для IV. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Третий уровень — автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.

Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия,
демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (V стадия), потом — на общечеловеческие этические принципы (VI стадия).

Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей II позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня
морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становления формально-логических операций недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднимаются до высшего уровня морального сознания.

Таблица 1.3

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ

Возраст Что значит вести себя правильно Почему надо вести себя правильно
4 года Вести себя как: хочется. Справедливо то, что делаю. Чтобы получить награду и избежать наказания
5-6 лет Делать то, что велят взрослые Чтобы избежать неприятностей
6-8 лет Вести себя с другими так, как они ко мне относятся Чтобы не упустить своего
8-12 лет Отвечать ожиданиям других, доставлять им радость Чтобы все хорошо обо мне думали — другие и я сам
С 12 лет Удовлетворять общественным требованиям Чтобы способствовать стабильности общества, быть настоящим гражданином

‘ Конвенция — договоренность, соглашение.

Как организуют свое поведение дети разного возраста в соответствии со своими этическими представлениями, показано в табл. 1.3. Следует отметить, что индивидуальные различия здесь
велики, II возрастные границы весьма приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений — того, что дети говорят, а не их реального
поведения. Ребенок может знать, как правильно себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением. Предполагается, что дети в большей степени, чем взрослые, подчиняют свое поведение усвоенным этическим принципам.

Источник

Теория морального развития Лоуренса Кольберга.

   Человеком управляют не только инстинкты. Цивилизованный человек в своих поступках также руководствуется морально-нравственными ценностями, что существенно отличает его от животного мира. Морально-нравственные ценности развивались как в процессе исторического развития человечества, так они развиваются и в процессе онтогенеза каждого полноценного члена нашего общества.  

   Лоуренс Кольберг создал свою теорию на трудах швейцарского психолога Жана Пиаже, а именно на его теории когнитивного развития личности. Пиаже не соглашался с идеями своих современников, что интеллект является некой константой, и рассматривал когнитивное развитие как процесс, происходящий в результате биологического созревания индивида и взаимодействия с окружающей средой. Пиаже интересовало как в человеке формируются понятия числа, времени, количества, качества и справедливости. До работ Пиаже в науке существовало мнение, что дети могут давать неправильные ответы и делать неверные умозаключения из-за отсутствия у них знаний и опыта, однако психолог доказал, что дети отличаются от взрослых самим механизмом познания. Но по мере того, как человек растет и приобретает новые познания о внешнем мире, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах.  

   Лоуренс Кольберг предположил, что и понятие о морали также может меняться у человека в процессе его взросления. Он рассказывал своим испытуемым историю, а затем просил оценить поступок главного героя с морально-нравственной точки зрения. В исследовании приняли участие 72 мальчика из Чикаго в возрасте от 10 до 16 лет. 58 из них наблюдались с интервалом в три года в течение примерно 20 лет. 
 

“ДИЛЕММА ХАЙНЦА” 

Пожалуй, самой известной историей, которую Кольберг рассказывал своим испытуемым была “Дилемма Хайнца”: 

Когда-то в Европе жил человек по имени Хайнц. Его жена умирала от рака. Врачи ничем не могли ей помочь, но многие из них утверждали, что несчастную можно спасти с помощью нового вида препарата, который был изготовлен одним талантливым фармацевтом, проживающем в том же городе. Поскольку Хайнц отчаянно хотел спасти свою жену от верной смерти, он решил купить этот препарат. Однако изготовитель запросил за него очень большую сумму денег, которых у Хайнца попросту не оказалось. Он попытался попросить деньги у своей семьи и друзей, но в конечном итоге ему удалось собрать только половину от необходимой суммы. “Моя жена умирает, могу ли я заплатить тебе половину суммы сейчас, а вторую половину с рассрочкой” — попросил фармацевта Хайнц. Но фармацевт не хотел ни чего слышать и тогда Хайнц решил пробраться в его аптеку, чтобы украсть препарат.  

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАВАЛ КОЛЬБЕРГ 

Некоторые из основных вопросов, которые Кольберг задавал в этом эксперименте, следующие: 

  • Правильно ли поступил Хайнц, украв лекарство? 
  • Разве все было бы иначе, если бы Хайнц не любил свою жену? 
  • Разве было бы иначе, если бы умирающий был совершенно чужим человеком, а не женой Хайнца? 
  • Должен ли химик быть арестован, если женщина умерёт? 

Кольберга интересовала не правильность ответов испытуемых, а то, на чём строится их доказательная база. Лоуренс обнаружил, что она меняется у детей с течением времени.   

Кольберг выделил шесть стадий нравственного развития в процессе проведения своего опыта. 

Он разделил их на три различные группы, в зависимости от возрастного диапазона испытуемых: 

  • Доконвенциональная мораль 
  • Общепринятая мораль 
  • Постконвенциональная мораль 
  1. Доконвенциональная мораль — это возраст до 9 – 10 лет. Поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не принимается в расчет. Человек в этом возрасте познаёт общественную мораль сталкиваясь с последствиями её нарушения.  

Первый этап — ориентация на послушание и наказание 

На первом этапе дети хотят узнать о правилах и следовать им, а также избегать наказания со стороны взрослых, когда эти правила ими нарушаются. 

Второй этап — Наивно-определяющий гедонизм, т. е. ориентация на удовольствие – суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. В этот момент оправданность поступка определяется индивидуальными убеждениями. Ребёнок будет делать что-то, потому что верит, что это может быть полезно для него, а не только потому, что кто-то другой говорит, что это правильно. 

  1. Конвенциональная мораль (с 10 до 13 лет). Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей. В этот период ребёнок начинает принимать общие правила и моральные стандарты общества взрослых. На этом уровне мы более склонны принимать авторитеты не потому, что кто-то другой сказал нам, что это правильно, а потому, что теперь мы действительно верим в этот моральный кодекс и принимаем его без каких-либо сомнений. 

Третий этап. Мораль сохранения добрых взаимоотношений – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.  

Четвёртый этап. Мораль поддержания авторитета – суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами. Когда речь заходит о четвертом этапе, мы, наконец, начинаем видеть более широкую картину и принимаем Моральный кодекс нашего общества, а также некоторые правила поведения. Мы делаем это не потому, что кто-то приказал нам сделать это, а потому, что мы начинаем верить в эти правила. Мы считаем, что это необходимо сделать для того, чтобы наше общество продолжало функционировать без каких-либо проблем. 

  1. Постконвенциональная мораль высоких нравственных принципов (с 13 лет). Истинная нравственность, по Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На постконвенциональном уровне люди начинают сомневаться в определенных правилах и законах. В этот момент люди начинают понимать, что каждый индивид — это микрокосм, отдельный от всех остальных, со своей собственной свободной волей и моральным кодексом. Именно на этом этапе мы начинаем жить по своему собственному моральному кодексу и этическим принципам, таким как стремление к свободе и справедливости. Существуют теории, которые утверждают, что этот уровень морали очень трудно достичь, и что не многие люди достигают его в течение своей жизни. 

Пятый этап. Мораль ориентации на общественный договор – оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. Пятый этап развития морали — это время, когда мы начинаем вырабатывать различные мнения о моральном кодексе и правилах, установленных обществом. Мы начинаем ставить под сомнение определенные законы, институты и их работу для общества. Правила и законы больше не являются Абсолютом, которому следует следовать без вопросов. Законы, которые не способствуют благосостоянию людей в обществе, подвергаются изменениям и заменяются теми, которые подходят для этой цели. Для того, чтобы это произошло, должно быть большинство голосов в обществе, а это означает, что должен быть компромисс, за который проголосует большинство людей. Можно сказать, что демократия как таковая основана именно на этом принципе. 

Шестой этап. Мораль индивидуальных принципов совести – поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью. На последней стадии морали, шестой стадии, мы можем сказать, что моральное рассуждение определяется с помощью определенных общепринятых этических принципов. Они основаны на социальных идеях, таких как уважение, индивидуальное достоинство и равенство среди всех. Законы и правила считаются действительными до тех пор, пока они выполняют свою главную задачу-сохранение перечисленных нами идей. Правила, которые не способствуют этому, считаются несправедливыми и часто подвергаются изменениям, а если это невозможно, то люди редко им подчиняются, что приводит к социальным беспорядкам. 

КРИТИКА ТЕОРИИ КОЛЬБЕРГА 

  1. Проблемы с методологией 

   Когда речь заходит о дилеммах, которые задавал Кольберг, они могут быть истолкованы по-разному, в зависимости от ситуации и статуса субъекта. Испытуемые, которых использовал Кольберг, были мальчиками в возрасте от 10 до 16 лет. Они не были никогда женаты и не могли быть поставлены в ситуацию из истории. Таким образом, это подводит нас к вопросу о том, были ли те дилеммы, которые Лоуренс представил и задал своим испытуемым, дилеммами, подходящими для их возраста, потому что только люди, которые испытали что-то подобное или обладатели большого жизненного опыта, могли ответить на этот вопрос объективно. 

  1. Проблемы с выборкой 

Это вопрос о репрезентативности самой выборки испытуемых. Лоуренс использовал выборку, состоящую только из мальчиков, которая, по словам Гиллигана, могла только показать, как бы мужчина действовал в такой ситуации. Мужская мораль немного отличается от морального кодекса женщин. Она основан на справедливости и долге, в то время как женские моральные принципы в основном основаны на таких эмоциях, как сострадание и забота. Это означает, что женщины могли бы вести себя иначе, если бы они оказались в той же самой ситуации.  

  1. Гипотетические дилеммы 

Дилеммы Кольберга не очень реальны, но скорее гипотетичны и это тоже подвергается критике. Да, можно представить себе ситуацию, подобную дилемме Хайнца, но критики часто заявляют, что нет никаких оснований полагать, что человек будет действовать так же и в реальной ситуации. Есть много факторов, которые нужно учитывать, когда речь заходит о нашей реакции. Социальные нормы, этика, Моральный кодекс. Прежде чем что-то делать, мы должны знать, каковы последствия наших действий. Из-за того, что каждый индивид уникален и что действия людей могут быть разными в одних и тех же ситуациях, возникает вопрос, являются ли полученные результаты Кольберга достаточно обоснованными? 

В реальной жизни люди определяют, что правильно или неправильно в зависимости от ситуации, в которой они оказались. Необходимо учитывать и тот факт, что некоторые люди не всегда продвигаются по ступеням развития, а остаются на предыдущих уровнях. Одно из предположений Колберга состоит в том, что существует связь между мышлением и действием, что не берёт в расчет действие в состоянии эмоционального потрясения (или аффекта).  

Источник

Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, ам.психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. Л.Колберг продолжил эксперименты Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев рассказов и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым, и более « испорченным», чем другого, разбившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на мотивы, стоящие за поступком. Колберг использовал рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения.

Периодизация Лоуренса Колберга, основана на изучении уровня развития морального сознания человека.

Выявленные в исследованиях Колберга три уровня и 6 стадий нравственного развития.

1.Доморальный уровень Страх наказания (4 – 7 лет): Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

2.Уровень Конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение): Стыд перед окружающими людьми (10 -13 лет).

Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

На 3 стадии ребенок в своем поведении ориентируется на одобрение других и оправдание ожидания, на 4 стадии в своем поведении и суждении ребенок ориентируется на авторитет.

3.Уровень Постконвенциональный (автономная мораль): Совесть (после 13 лет). Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.

Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью. На пятой стадии возникает желание соответствовать принципам общественного благополучия: «Я должен исполнять эти законы, т.к. их установило общество». На шестой – желание соответствовать своей системе нравст­венных ценностей. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Следует отметить, что индивидуальные различия здесь велики, и возрастные границы весьма приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений – того, что дети говорят, а не их реального поведения. Ребенок может знать, как правильно себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением. Предполагается, что дети в большей степени, чем взрослые, подчиняют свое поведение усвоенным этическим принципам.

Несмотря на ряд имеющихся недостатков, тем не менее, теория вносит существенный вклад в наше понимание нравственного развития.

Мора́ль (лат. moralisкасающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;

особая форма общественного сознания и вид общественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.

г) Периодизация личностного развития (Э.Эриксон)Эпигенетическая теория личности

Э.Эриксон – последователь З.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Центральное понятие учения Э.Эриксона – иден­тичность. Идентичность – психологическая тождествен­ность, это ядро личности, это условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным». Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций – отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идент) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Психосоциальная концепция Эриксона показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать. Все развитие человека от рождения до юности, рассматривается им как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание неповторимости и своей индивидуальности.

Эриксон ввел понятие групповая идентичность, которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать как мир как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется эгоидентичность, чувство устойчивости и непрерывности своего Я. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, которые выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Еще один важный для развития личности момент – кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. По мнению Э.Эриксона каждый человек проходит 8 стадий, на каж­дой из которых человеку выдвигаются социальные тре­бования. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Из кризиса индивид может выходить успешно или нет. Не­успешное разрешение кризиса приводит к формирова­нию соответствующего качества личности, приводящего к жизненным проблемам. Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью – этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.

Периодизация личностного развитияЭ.Эриксона

Стадия развития Нормальная линия Аномальная линия
0-1 год – раннее младенчество социальное качест­во – доверие – доверие к лю­дям,к миру,
– взаимная лю­бовь, связь ребенок
– родитель,
– удовлетворение потребности в об­щении с родителями
– недоверие к людям в результа­те лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннего отлучения от груди
1—3 года — позднее младенчество (ран­ний возраст) соци­альное качество – воля – самостоятель­ность,
– уверенность в себе
– стыд, сомнения в себе,
– гипертрофиро­ванное чувство стыда
3-5 лет – возраст игры
социальное качест­во – – целеустрем­ленность
– инициатив­ность, активность, живое воображе­ние, подражание взрослому, призна­ки полоролевого поведения – чувство вины,
– пассивность, отсутствие инициа­тивы,
– отсутствие при­знаков полоролево­го поведения
5-11 лет среднее детство школь­ный возраст – со­циальное качество ~ компетентность – компетент­ность,
– стремление к достижению,
– трудолюбие,
– развитие позна­вательных и ком­муникативных на­выков
– чувство собст­венной неполно­ценности,
– избегание слож­ных заданий, ситуа­ций соревнования,
– слаборазвитость познавательных и трудовых навыков,
– конформность
11-20 летполовая зрелость, подростничество, юность – социальное каче­ство – верность – эгоидентичность -17 лет
(собственная уни­кальность),
– жизненное са­моопределение,
– поиск себя,
– формирование мировоззрения,
– половая поляри­зация в формах по­ведения
– диффузия иден­тичности (не может найти себя, не зна­ет, чего хочет),
– путаница ролей,
– смещение вре­менных перспектив,
– смешение форм полоролевого пове­дения
20-25 лет – моло­дость
социальное качест­во – любовь
– интимность,
– стремление к контактам с людь­ми,
– желание и спо­собность посвятить себя другим людям,
– рождение и вос­питание детей
– изоляция,
– избегание дру­гих людей (пер­вичные симптомы в изменении пси­хики человека трудный характер, непредсказуемое поведение)
26-64 лет -взрос­лость
социальное качест­во — забота
– продуктив­ность,
– творчество (особенно в труде),
– продуктивная и творческая работа над собой
– инертность,
– застой (особен­но в труде),
– эгоизм, эгоцен­тризм,
– непродуктив­ность в работе,
– ранняя инва­лидность
От 65 лет до смерти – старость социальное качест­во – мудрость – целостность Эго, универсаль­ность – отчаяние, от­вращение, презре­ние

д). Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину. Закон периодичности детского развития.

Даниил Борисович Эльконин развил представления Л.В.Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целост­ную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и мир человеческих отношений через две системы отношений:

– «ребенок – общественный взрослый» (человек-человек)

– «ребенок – общественный предмет» (человек – вещь).

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок – общественный взрослый» или, шире, «человек-человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста – математикой или грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое – освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок – общественный предмет» или «человек – вещь».

В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребёнка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодично­сти: «К каждой точке развития ребенок подходит с рас­хождением между тем, что он усвоил из системы отно­шений «человек-человек», и тем, что он усвоил из сис­темы отношений «человек-предмет». Момент, когда это расхождение принимает наибольшую величину, назы­вают кризисами, после которых идет развитие той сто­роны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной си­туацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразова­ниями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – перелом­ные моменты в развитии ребенка, которые указывают на возникшую у него потребность перемен в отношениях со взрослым.

Д.Б.Эльконин выделяет три эпохи и шесть перио­дов развития.

– 1 эпоха: раннее детство (периоды: младенчест­во (0-1), раннее детство (1-3));

– 2 эпоха: детство (дошкольное детство (3-7), младшее школьное детство (7-10));

– 3 эпоха: подростничество (младшее подростничество (11-15), старшее подростничество (15-17)).

Развивая идеи Выготского, Эльконин предложил рассматривать каждый возраст на основе следующих 3–х критериев: ССР, ВД, центральное возрастное новообразование.

Источник