Развитие морального сознания ребенка по кольбергу
Человеком управляют не только инстинкты. Цивилизованный человек в своих поступках также руководствуется морально-нравственными ценностями, что существенно отличает его от животного мира. Морально-нравственные ценности развивались как в процессе исторического развития человечества, так они развиваются и в процессе онтогенеза каждого полноценного члена нашего общества.
Лоуренс Кольберг создал свою теорию на трудах швейцарского психолога Жана Пиаже, а именно на его теории когнитивного развития личности. Пиаже не соглашался с идеями своих современников, что интеллект является некой константой, и рассматривал когнитивное развитие как процесс, происходящий в результате биологического созревания индивида и взаимодействия с окружающей средой. Пиаже интересовало как в человеке формируются понятия числа, времени, количества, качества и справедливости. До работ Пиаже в науке существовало мнение, что дети могут давать неправильные ответы и делать неверные умозаключения из-за отсутствия у них знаний и опыта, однако психолог доказал, что дети отличаются от взрослых самим механизмом познания. Но по мере того, как человек растет и приобретает новые познания о внешнем мире, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах.
Лоуренс Кольберг предположил, что и понятие о морали также может меняться у человека в процессе его взросления. Он рассказывал своим испытуемым историю, а затем просил оценить поступок главного героя с морально-нравственной точки зрения. В исследовании приняли участие 72 мальчика из Чикаго в возрасте от 10 до 16 лет. 58 из них наблюдались с интервалом в три года в течение примерно 20 лет.
“ДИЛЕММА ХАЙНЦА”
Пожалуй, самой известной историей, которую Кольберг рассказывал своим испытуемым была “Дилемма Хайнца”:
Когда-то в Европе жил человек по имени Хайнц. Его жена умирала от рака. Врачи ничем не могли ей помочь, но многие из них утверждали, что несчастную можно спасти с помощью нового вида препарата, который был изготовлен одним талантливым фармацевтом, проживающем в том же городе. Поскольку Хайнц отчаянно хотел спасти свою жену от верной смерти, он решил купить этот препарат. Однако изготовитель запросил за него очень большую сумму денег, которых у Хайнца попросту не оказалось. Он попытался попросить деньги у своей семьи и друзей, но в конечном итоге ему удалось собрать только половину от необходимой суммы. “Моя жена умирает, могу ли я заплатить тебе половину суммы сейчас, а вторую половину с рассрочкой” — попросил фармацевта Хайнц. Но фармацевт не хотел ни чего слышать и тогда Хайнц решил пробраться в его аптеку, чтобы украсть препарат.
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАВАЛ КОЛЬБЕРГ
Некоторые из основных вопросов, которые Кольберг задавал в этом эксперименте, следующие:
- Правильно ли поступил Хайнц, украв лекарство?
- Разве все было бы иначе, если бы Хайнц не любил свою жену?
- Разве было бы иначе, если бы умирающий был совершенно чужим человеком, а не женой Хайнца?
- Должен ли химик быть арестован, если женщина умерёт?
Кольберга интересовала не правильность ответов испытуемых, а то, на чём строится их доказательная база. Лоуренс обнаружил, что она меняется у детей с течением времени.
Кольберг выделил шесть стадий нравственного развития в процессе проведения своего опыта.
Он разделил их на три различные группы, в зависимости от возрастного диапазона испытуемых:
- Доконвенциональная мораль
- Общепринятая мораль
- Постконвенциональная мораль
- Доконвенциональная мораль — это возраст до 9 – 10 лет. Поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не принимается в расчет. Человек в этом возрасте познаёт общественную мораль сталкиваясь с последствиями её нарушения.
Первый этап — ориентация на послушание и наказание
На первом этапе дети хотят узнать о правилах и следовать им, а также избегать наказания со стороны взрослых, когда эти правила ими нарушаются.
Второй этап — Наивно-определяющий гедонизм, т. е. ориентация на удовольствие – суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. В этот момент оправданность поступка определяется индивидуальными убеждениями. Ребёнок будет делать что-то, потому что верит, что это может быть полезно для него, а не только потому, что кто-то другой говорит, что это правильно.
- Конвенциональная мораль (с 10 до 13 лет). Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей. В этот период ребёнок начинает принимать общие правила и моральные стандарты общества взрослых. На этом уровне мы более склонны принимать авторитеты не потому, что кто-то другой сказал нам, что это правильно, а потому, что теперь мы действительно верим в этот моральный кодекс и принимаем его без каких-либо сомнений.
Третий этап. Мораль сохранения добрых взаимоотношений – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.
Четвёртый этап. Мораль поддержания авторитета – суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами. Когда речь заходит о четвертом этапе, мы, наконец, начинаем видеть более широкую картину и принимаем Моральный кодекс нашего общества, а также некоторые правила поведения. Мы делаем это не потому, что кто-то приказал нам сделать это, а потому, что мы начинаем верить в эти правила. Мы считаем, что это необходимо сделать для того, чтобы наше общество продолжало функционировать без каких-либо проблем.
- Постконвенциональная мораль высоких нравственных принципов (с 13 лет). Истинная нравственность, по Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На постконвенциональном уровне люди начинают сомневаться в определенных правилах и законах. В этот момент люди начинают понимать, что каждый индивид — это микрокосм, отдельный от всех остальных, со своей собственной свободной волей и моральным кодексом. Именно на этом этапе мы начинаем жить по своему собственному моральному кодексу и этическим принципам, таким как стремление к свободе и справедливости. Существуют теории, которые утверждают, что этот уровень морали очень трудно достичь, и что не многие люди достигают его в течение своей жизни.
Пятый этап. Мораль ориентации на общественный договор – оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. Пятый этап развития морали — это время, когда мы начинаем вырабатывать различные мнения о моральном кодексе и правилах, установленных обществом. Мы начинаем ставить под сомнение определенные законы, институты и их работу для общества. Правила и законы больше не являются Абсолютом, которому следует следовать без вопросов. Законы, которые не способствуют благосостоянию людей в обществе, подвергаются изменениям и заменяются теми, которые подходят для этой цели. Для того, чтобы это произошло, должно быть большинство голосов в обществе, а это означает, что должен быть компромисс, за который проголосует большинство людей. Можно сказать, что демократия как таковая основана именно на этом принципе.
Шестой этап. Мораль индивидуальных принципов совести – поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью. На последней стадии морали, шестой стадии, мы можем сказать, что моральное рассуждение определяется с помощью определенных общепринятых этических принципов. Они основаны на социальных идеях, таких как уважение, индивидуальное достоинство и равенство среди всех. Законы и правила считаются действительными до тех пор, пока они выполняют свою главную задачу-сохранение перечисленных нами идей. Правила, которые не способствуют этому, считаются несправедливыми и часто подвергаются изменениям, а если это невозможно, то люди редко им подчиняются, что приводит к социальным беспорядкам.
КРИТИКА ТЕОРИИ КОЛЬБЕРГА
- Проблемы с методологией
Когда речь заходит о дилеммах, которые задавал Кольберг, они могут быть истолкованы по-разному, в зависимости от ситуации и статуса субъекта. Испытуемые, которых использовал Кольберг, были мальчиками в возрасте от 10 до 16 лет. Они не были никогда женаты и не могли быть поставлены в ситуацию из истории. Таким образом, это подводит нас к вопросу о том, были ли те дилеммы, которые Лоуренс представил и задал своим испытуемым, дилеммами, подходящими для их возраста, потому что только люди, которые испытали что-то подобное или обладатели большого жизненного опыта, могли ответить на этот вопрос объективно.
- Проблемы с выборкой
Это вопрос о репрезентативности самой выборки испытуемых. Лоуренс использовал выборку, состоящую только из мальчиков, которая, по словам Гиллигана, могла только показать, как бы мужчина действовал в такой ситуации. Мужская мораль немного отличается от морального кодекса женщин. Она основан на справедливости и долге, в то время как женские моральные принципы в основном основаны на таких эмоциях, как сострадание и забота. Это означает, что женщины могли бы вести себя иначе, если бы они оказались в той же самой ситуации.
- Гипотетические дилеммы
Дилеммы Кольберга не очень реальны, но скорее гипотетичны и это тоже подвергается критике. Да, можно представить себе ситуацию, подобную дилемме Хайнца, но критики часто заявляют, что нет никаких оснований полагать, что человек будет действовать так же и в реальной ситуации. Есть много факторов, которые нужно учитывать, когда речь заходит о нашей реакции. Социальные нормы, этика, Моральный кодекс. Прежде чем что-то делать, мы должны знать, каковы последствия наших действий. Из-за того, что каждый индивид уникален и что действия людей могут быть разными в одних и тех же ситуациях, возникает вопрос, являются ли полученные результаты Кольберга достаточно обоснованными?
В реальной жизни люди определяют, что правильно или неправильно в зависимости от ситуации, в которой они оказались. Необходимо учитывать и тот факт, что некоторые люди не всегда продвигаются по ступеням развития, а остаются на предыдущих уровнях. Одно из предположений Колберга состоит в том, что существует связь между мышлением и действием, что не берёт в расчет действие в состоянии эмоционального потрясения (или аффекта).
Источник
Библиографическое описание:
Руднева, М. С. Развитие морального сознания обучающихся на основе дилемм Л. Кольберга / М. С. Руднева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10824/ (дата обращения: 26.09.2020).
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики этического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, то есть как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В связи с этим была разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, которая стала методологической основой для разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта. В данной концепции сформулирован национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России.
В условиях экономического кризиса все острее встает проблема нравственного воспитания молодежи. От того, насколько высокоморальным и высоконравственным будет подрастающее поколение, зависит будущее нашей страны и нашего народа. В связи с этим возрастает роль диагностики и формирования нравственного сознания обучающихся.
На протяжении многих веков проблема морали и нравственности волновала умы, как ученых, так и простых людей. Изначально данные понятия имели сходные определения, однако со временем было выяснено, что нравственность формируется в соответствии с внутренними убеждениями человека, тогда как мораль является продуктом внешнего воздействия со стороны общества. Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод, что развитие морального сознания происходит только во взаимодействии личности с другими членами общества.
Моральное сознание — это человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений.
Моральное сознание рассматривает явления и поступки людей не в плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а со стороны их достоинства, ценности. Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение, и составляют содержание морального сознания.
Моральноесознаниеформируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поступках и поведении. С точки зрения И. И. Дереча, поступок — это действие, осознаваемое самой действующей личностью как акт, выражающий ее определенное отношение к другим людям, к самому себе или к труду. Поведение состоит из действий и поступков, отражающих нравственную позицию школьников. Опыт принятия поведенческих решений формируется на основе нравственной позиции школьника. Нравственный выбор есть форма реализации этой позиции.
Нравственный выбор — результат нравственных исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы нравственных ценностей, становлении нравственной позиции и готовности к нравственному поступку. Главным аспектом выбора является предпочтение нравственных ценностей [1, с.43]. Методы воспитания нравственного сознания предполагают совместную деятельность воспитателя и обучающихся [3, с.710].
При оценке нравственной воспитанности обучающихся можно использовать аутентичные средства [2]. В отечественной системе воспитания накоплен достаточный опыт формирования нравственного сознания, с использованием ситуаций нравственного выбора [4]. Нам представляется интересной точка зрения Л. Кольберга, в соответствии с которой формирование и диагностика морального сознания обучающихся происходит с помощью моральных дилемм. Моральная дилемма предполагает необходимость выбора между несколькими альтернативами. В основе модели морального развития Л. Кольберга лежит такое утверждение: «люди, относящиеся к разным культурам и обществам, не отличаются по степени принятия основных ценностей» [5]. Ученый выделил одиннадцать таких ценностей. Среди них законы и нормы, совесть, способность выразить свои чувства, авторитет, гражданские права, договор, доверие и справедливость в обмене, справедливость наказания, жизнь, право собственности, правда или истина, любовь. В результате, стадия морального развития определяется не характером, а отношением к этим ценностям. С точки зрения, Л.Кольберга культуры имеют общие основы социального взаимодействия, следовательно, процесс морального развития во всех обществах подчиняется общим закономерностям [5]. Исследователь выделяет следующие уровни развития морального сознания: доконвенциональный, конвенциональный, и постконвециональный. Переход от одной нравственной стадии к другой происходит за счет развития когнитивных навыков и способности к эмпатии. Ученый не относит данные стадии к какому-либо определенному возрасту. Однако большинство людей в результате нравственного развития достигают хотя бы третьей стадии, в то время, как некоторые остаются морально незрелыми до конца жизни. Этапы не могут быть пропущены, за каждым этапом обязательно следует новый, более комплексный и дифференцированный, чем его предшественник, при этом объединяясь с ним.
Для первого уровня — доконвенционального, характерна ориентация на наказание и послушание (как я могу избежать наказания?), наивная гедонистическая ориентация (какая здесь польза для меня?). Для конвенционального уровня свойственна ориентация на соответствие ближнему окружению — малой группе (социальные нормы, модель «хорошего ребенка»), установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (мораль соответствует правилам и законам). Третий уровень морального сознания — пост конвенциональный предполагает утилитаризм и представление о морали, как продукте общественного договора (социальный контракт), универсальные этические принципы (собственные нравственные принципы и совесть как регулятор [5].
Понимание, полученное на каждой стадии, сохраняется на более поздних этапах, однако, оно может рассматриваться как упрощенное, с недостаточным вниманием к деталям.
Для изучения нравственного развития Л. Кольберг предлагает дилеммы, при решении которых возможно было отнесение испытуемого к тому или иному уровню нравственного развития.
Ранее уже проводились исследования российских школьников по данной методике. Мы решили продолжить данную работу и провели опрос среди студентов вторых и третьих курсов Ишимского педагогического института.
Для исследования мы использовали самую знаменитую дилемму Хайнца. Звучит она так: в стране Х женщина умирала от рака. Для ее спасения существовало лишь одно лекарство, изготовление которого стоило 500 д. ед. Однако, фармацевт, производящий лекарство установил цену равную 5000 д. ед. Муж больной женщины, Хайнц, за месяц смог собрать лишь 2500 д. ед. Он сообщил фармацевту, что его жена умирает и попросил продать лекарство дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт отказал ему, сославшись на то, что он тоже нуждается в деньгах. Тогда Хайнц решил проникнуть в аптеку и украсть лекарство. Вопросы к дилемме Хайнца: должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему да или нет? Хорошо или дурно для него украсть лекарство? Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Хайнцу? Почему? Воровать — противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении? Почему да или нет? Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого? Почему да или нет?
Решая данную дилемму студенты 2 курса (98 % от числа испытуемых) решили украсть лекарство, объясняя это чувством любви и долга Хайнца по отношению к жене. Лишь 2 % испытуемых приняла сторону закона, объяснив надеждой на счастливый случай. Так, в соответствии с ответами, данными на эти вопросы, студенты были разделены на следующие уровни: 11 % респондентов от 18 до 19 лет отнеслись к конвенциональному уровню и 89 % к постконвенциональному, доконвенциональный уровень представлен не был. Результаты диагностики студентов 3 следующие: 20 % студентов относятся к конвенциональному уровеню и 80 % к постконвенциональному уровню. Доконвенциональный также представлен не был. Полученные данные позволяют заметить, что студенты в большинстве своем находятся на достаточном уровне нравственного развития.
Во время педагогической практики мы предложили подросткам 13–14 лет решить данную дилемму. Результаты исследования нравственного развития ишимских школьников по методике Л. Кольберга мы получили следующие результаты: на предконвенциональном уровне находится 20 % подростков 13 лет и 10 % подростков 14 лет, у 35 % процентов подростков 13 лет и у 38 % подростков 14 лет сформирована установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (конвенциальный уровень), на пост конвенциональном уровне находится 42 % подростков 13 лет и 53 % подростков 14 лет. У подростков, находящихся на постконвенциональном уровне мы выявили когнитивные знания о морали и нравственности, способность к эмпатии.
Следует отметить, что именно благодаря применению нравственных дилемм в образовательном процессе, можно на ранних стадиях выявить недостаточный моральный уровень обучающегося и принять меры для его повышения. Моральные дилеммы учат обучающихся принимать собственные осознанные решения, следовать своим принципам и устоям. Применение этических дилемм в образовательном процессе педагогического института способствует формированию высокой нравственности у будущих педагогов, создавая прочную основу для их дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Дереча И. И. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в образовательном процессе // II Рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество личность»: межвузовский сб. накч.-метод.ст./под ред. Е. В. Ракитиной.- Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2016.С. 42–51.
2. Дереча И. И., Линник Н. Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. В сборнике XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей. Отв. ред. Л. В.Ведерникова. Ишим, 2013. С. 189–191.
3. Дереча И. И. Становление нравственной позиции младших подростков во взаимодействии школы и семьи \ В мире научных открытий, 2015, № 5.2(65). С.707–718.
4. Ощепкова А. А., Дереча И. И. Нравственное воспитание подростков во внеучебной деятельности с использованием ситуаций нравственного выбора // Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VII Международной научной конференции. Краснодар: Новация, 2015.С.82–84.
5. Kohlberg, Lawrence; CharlesLevine; AlexandraHewerMoralstages: a currentformulationanda responsetocritics./ LawrenceKohlberg. — Basel, NY: Karger, 1983.
6. Kohlberg, Lawrence. From Is to Ought: How to Commit the Naturalistic Fallacy and Get Away with It in the Study ofMoral Development./ Lawrence Kohlberg. — New York:Academic Press, 1971.
Основные термины (генерируются автоматически): моральное сознание, нравственное развитие, дилемма, конвенциональный уровень, лекарство, моральное развитие, нравственный выбор, уровень, нравственное сознание, образовательный процесс.
Похожие статьи
Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи
нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие, нравственное
Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и…
Методы формирования нравственности у детей…
– методы формирования нравственного сознания
«Формирование нравственного сознания очень сложный и длительный процесс, который
Границы воспитательных воздействий определяет уровень развития ребенка и его психофизиологические особенности.
Формирование нравственных качеств учащихся…
Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как
В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.
Огромный вклад в данный процесс вносит образовательное учреждение, семья и педагоги.
Применение конвенционально-деятельностной технологии…
Развитие нравственного сознания школьников основана на интегративной системе критериев нравственной устойчивости, определяемых нравственными качествами
Нравственное формирование будущего учителя в педагогическом вузе — многогранный и сложный процесс.
Взгляды Амира Темура на нравственное и интеллектуальное…
Библиографическое описание: Султонов С. Взгляды Амира Темура на нравственное и интеллектуальное воспитание
Морально–этические аспекты теории искусственного интеллекта.
Свободный выбор в жизни человека. Сущность человека в суфизме.
Сущность и содержание нравственного воспитания
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида…
Педагогическое моделирование процесса формирования…
Этическая зрелость — это тот уровень этической культуры, который отличается привычными и устойчивыми осознанностью, ответственностью и. Это поэтапные и взаимообогащающие друг друга элементы, формирующие моральное сознание будущих юристов (теория) и создающие…
Вклад отечественных ученых в развитие проблемы…
Нравственный мир человека (его моральное сознание) включает.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для…
Воспитание нравственности на уроках математики
Нравственное воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования моральных качеств, которые образуются в результате усвоения норм общественного поведения[6, с. 112].
Источник