Развитие мелкой моторики у ребенка с расстройствами аутистического спектра
Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики руки у детей с РАС».
Подготовил:
воспитатель ГКУСО МО «Зарайский СРЦН»
Минаева Марьяна Евгеньевна
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
В последнее десятилетие заметно выросло количество детей с ранним детским аутизмом. С аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и скоординировано. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения.
Мы также можем порой наблюдать необыкновенную ловкость непроизвольных движений, когда, например, 2 – 3-х летний ребёнок быстро и аккуратно перелистывает страницы книжки, ребёнок постарше – легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики. Но тот же ребёнок становится удивительно неловким, когда ему надо сделать что – то по просьбе взрослого. Если мы пытаемся чему-то научить аутичного ребёнка, например, начинаем заниматься рисованием, его рука может стать настолько вялой, атоничной, что не удерживает карандаш или кисть, или, наоборот, с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге вместо рисунка получается дыра; если занимаемся лепкой, то оказывается, что ребёнок не может самостоятельно скатать шарик или «колбаску», и т. п.
Поэтому основная наша помощь состоит в передаче ему моторного стереотипа действия, движения, т. е., попросту говоря, мы манипулируем руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и ею рисуем или пишем; поддерживаем и направляем обе его руки на занятии лепкой, аппликацией и т. п. Этот вид помощи является наиболее адекватным и из-за характерных для аутичных детей сложностей произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают, чаще всего, невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка и становятся более уверенными его движения, мы уменьшаем физическую поддержку его руки: не держим кисть, не водим всей рукой, а, например, только поддерживаем локоть.
Иногда в процессе отработки графических навыков ребенку уже не нужна физическая поддержка, но он требует, чтобы его локоть держали или просто дотронулись до него для того, чтобы он мог «включиться» и начать выполнять задание.
Можно использовать любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: гимнастику и специальные игры для пальчиков; лепку, рисование, вырезание из бумаги и аппликацию; нанизывание бусинок, конструирование и др. Естественно, что при этом мы учитываем состояние ребенка и никогда не даем ему иглу или ножницы, если он расторможен, возбужден или агрессивен; не работаем с пластилином и красками, если ребенок все тянет в рот…
Мы должны помнить об условиях, которые необходимо выполнять, чтобы занятия были результативными:
– всегда сначала следует ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка, пытаясь обыграть, придать эмоциональный смысл тому, что мы делаем;
– по возможности надо использовать сюжетный комментарий, что помогает более длительное время удерживать внимание ребенка на задании;
– обязательно нужно эмоционально поощрять ребенка, говорить, что с каждым разом у него получается все лучше, ставить его работу «на выставку, чтобы все полюбовались» или дарить ее маме.
Для развития мелкой моторики руки используются разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе дидактики „от простого к сложному“. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных возрастных особенностей детей. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление
. Целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
- Систематичность проведения игр и упражнений;
- Последовательность в проведении игр и упражнений „от простого к сложному“.
Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение ребенка должно быть утилитарным и оцененным.
Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям.
1.Массаж и самомассаж.
2. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения.
3. Игры с предметами и материалами.
4. Изодеятельность.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению физического и психического здоровья ребенка, готовит его к успешному обучению в школе.
Диагностика развития мелкой моторики и координации движений рук
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук позволяет правильно спланировать коррекционную работу.
Цели:
► выявить реальный уровень развития моторной сферы ребенка дошкольного возраста и степень соответствия возрастным нормам;
► определить отклонения и недостатки отдельных сторон развития моторики.
Оценивается четкость выполнения, удержание позы, переключаемость, объем движения, точность, сила.
Все задания предлагаются ребенку В игровой форме.
1. Сжать пальцы в кулак.
2. Большие пальцы обеих рук отогнуты и направлены в сторону. Согнуть остальные пальцы, разогнуть. Повторить 2–3 раза
3. Ладони раскрыты. Согнуть-разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2–3 раза.
4. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке („пальчики прячутся“).
5. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой („пальчики здороваются“.
Исследование умения действовать с предметами. Оцениваются четкость выполнения, точность. Задания предлагаются ребенку в игровой форме.
Материал: мозаика; пуговицы; карандаш; разлинованная тетрадь; нитка; бусинки; коробок со спичками.
1 Выложить узор из мозаики („дорожка“, „крест“, „домик“) и др.
2. Самостоятельно застегнуть пуговицы на специальном тренажере (сначала крупные, затем мелкие).
3. Чертить карандашом вертикальные линии („палочки“) в разлинованной тетради.
4. Нанизывать на нитку бусинки.
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики.
- Разминка „Согреем ладошки“
Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем,
Разогреться им даем.
- Разминание ладони
1) поглаживание наружной и внутренней поверхностей руки ребенка;
2) упражнение „Дорожки на ладошке“.
Растираю я ладошку. Вниз спускаюсь по дорожке. Как ладошку разотру, На другой руке начну.
- Сгибание и разгибание всех пальцев руки одновременно (за исключением большого пальца).
- Отведение и приведение большого пальца в трех направлениях: вперед-назад, вбок, по кругу.
- Точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой
фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию.
Ласковое поглаживание каждой руки по направлению от периферии к центру.
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) — это „лучи солнца“
„Пиление“ ладони одной руки гребнями пальцев другой руки.
Обратите внимание ребёнка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.
Принялась она за дело, Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. С. Маршак
Круговое разминание ладони одной руки подушечкой большого пальца другой руки.
• Массаж с резиновым (пластмассовым, деревянным с гладкой или ребристой поверхностью) шариком
• Массаж с бигудями-липучками (расческой-щеткой) Катание бигудей между ладошками.
Пальчиковые игры.
Это направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной позы рук. Удержание позы (первоначально одной ведущей рукой, а затем и обеими рука» несёт статическую нагрузку и развивает зрительно-двигательную координацию, поскольку ребенок удерживает взгляд на зафиксированной в определённой позе руке . Умение зафиксировать заданной позе является основой любой ручной работы, например: удерем фломастера, кисточки с клеем или действия с карандашом. Навык удержания позы способствует развитию ручной умелости и является основой для формирования произвольного управления — ручной и кистевой динамикой.
Для развития кинестетической основы движений руки необходимо начинать со следующих простых упражнений (без речевого сопровождения) Обращать внимание на качество составления фигуры, координацию движений отдельных пальцев и всей кисти.
- «Пальчики здороваются». Кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д. ;
- «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.
- «Очки» . Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
- «Улитка». Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.
- «Ежик» Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх и растопырить.
- «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами.
- «Кольцо». Большой и указательный пальцы образуют кольцо, остальные вверх.
Занятия с предметами и материалами. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру;
- Игры с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.
- Игры-нанизывания
- Игры с разноцветными камешками. Выкладывая красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
- Игры со счетными палочками (дети берут детали двумя пальцами руки):
►выкладывание геометрических фигур разного размера:
►выкладывание вертикальных фигур (колодец),
► перекладывание палочек разными способами (используя разные пальцы)
- Игры с кубиками (веревочками, шнурками, горохом, карандашами)
- Игры с разноцветными прищепками (скрепками).
- Игры с клавишами
- Игры с поролоном.
- Игры с мозаикой (конструктором)
- Игры с пуговицами (бусинами, колючками. семенами плодов).
- Игры с пинцетом
- Игры на пересыпание (переливание).
- Игры с шариками. Обучать рассчитывать силу толчка и направление движения шарика
►Перекатывание от ладони к ладони по столу
► Подбрасывание и ловля шарика одной рукой.
- Игры со шнурком. Обучать шнуровать фигурной строчкой.
- Игры, обучающие застегиванию, расстегиванию) различных застежек.
Развитию ручной умелости способствует художественный ручной труд, представляющий собой творческую работу с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Это могут быть рисование пальцами, аппликация из спичек (соломки), различные виды аппликации из бумаги, работа с крупой и бобовыми, вышивка и др.
Данная деятельность подготавливает кисть к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, дисциплинирует, воспитывает усидчивость.
- Работа с карандашом. Обведение фигур простой конфигурации по трафарету и шаблону, с последующей штриховкой в разных направлениях. Дети обучаются держать карандаш разными способами, стремятся провести больше несоприкасающихся линий.
- Выкладывание по контуру мелкими предметами (семенами, скрепками, нитками). Необходимо начинать с простого контура (круг, овал), затем фигурных изображений (снеговика, елочки). Следить, чтобы ребенок придерживался контура предмета.
- Лепка. Размазывание пластилина внутри шаблона, отрывание кусочков от большого фрагмента.
- Работа с ножницами. Вырезать фигуры по нарисованному контуру; резать по прямой параллельными линиями. Добиваться качественного выполнения работы.
- «Штампики» (на закрепление знаний цвета и формы, приучение все делать по очереди).
Материалы: вырезанные из картофеля заготовки-«штампы»; краска; поролон; чистый лист бумаги.
Показать ребенку, что сначала надо приложить «штампик» к поролону с краской, а потом на лист бумаги. Так можно создавать разные картины.
- «На что похоже?» Ребенок выучил геометрические фигуры. Теперь ему пора понять, что на что похоже (например, круг похож на голову).
Рассмотрим ещё наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Игрушки для развития мелкой моторики
10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка.
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
Источник
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Для младенцев и детей дошкольного возраста полезными считаются такие виды деятельности, которые поддерживают развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев. Ребенок должен развить силу и ловкость рук и пальцев прежде, чем ему необходимо будет манипулировать карандашом или ручкой. Занятия, направленные на развитие силы и ловкости рук, помогают избежать формирования неправильного захвата карандаша/ручки, что становится все более распространенным явлением, поскольку дети чаще и чаще начинают обучаться письму прежде, чем их руки становятся к этому готовы.
Представленные ниже виды деятельности предполагают использование манипулятивных предметов, которые поддержат развитие навыков мелкой моторики у ребенка и помогут сформировать силу и ловкость в руках, необходимые для того, чтобы держать карандаш и ручку правильно.
- Формирование шариков из пластилина: ладони рук обращены друг к другу, пальцы слегка согнуты по направлению к ладоням.
- Формирование маленьких шариков из пластилина (размером с горох), используя исключительно кончики пальцев.
- Использоваие колышков или зубочисток для оформления фигурок из пластилина.
- Разрезание пластилина при помощи пластикового ножа или круглого ножа для пиццы, удерживая инструмент в диагональном ладонном захвате.
- Разрывание газеты на ленты с последующим скатыванием их в шарики. Может использоваться для набивки чучел или иного художественного творчества.
- Скомкивание одного листа газеты одной рукой. Это отличное упражнение для детей на формирование силы рук.
- Использование спрея для полива растений при распылении воды на снег (можно смешать пищевой краситель с водой, чтобы снег окрашивался) или для
«растапливания монстров» (нарисуйте монстров на бумаге маркерами или красками, под воздействием спрея цвет размоется).
- Поднятие предметов с использованием крупного пинцета. Это упражнение может быть адаптировано под интересы конкретного ребенка, например, для поднятия жевательных конфет, маленьких кубиков, хлопьев и т.п., а также в играх на счет.
- Выброс кубика, путем смыкания ладоней рук, формируя пустое пространство между ними.
- Использование мелких отверток.
- Шнуровка и нанизывание различных предметов (кукурузные кольца, макароны и т.п.)
- Использование пипеток для забора цветной воды или смешивания цветов во время работы с краской на бумаге.
- Скатывание маленьких шариков из тонкой бумаги, затем наклеивание их на плотный картон для формирования картинок или фигурок.
- Переворачивание карточек, монет, шашек, пуговиц без переноса их к краю стола.
- Создание изображений с использованием наклеек или самоклеящейся бумаги.
- Игры с куклами-марионетками, используя большой, указательный и средний пальцы рук.
Если ребенок правильно держит ножницы, и они хорошо подходят к размеру его руки, разрезание бумаги тренирует именно те мышцы, которые необходимы для манипулирования карандашом при помощи захвата тремя пальцами рук. Правильное положение ножниц предполагает нахождение большого и среднего пальца в ручках ножниц, а указательного пальца на внешней стороне ручки для стабилизации, с безымянным пальцем и мизинцем, согнутыми по направлению к ладони.
- Разрезание рекламных буклетов и другой полиграфии.
- Изготовление резного края плотной бумаги.
- Разрезание ножницами пластилина.
- Резка соломы или мелко нарезанной бумаги.
Следующие упражнения необходимы для развития мышечной силы и выносливости, а также для формирования у ребенка контроля над действиями рук.
- Ходьба «крабом».
- Игры с хлопками в ладоши (ладушки, громко/тихо и т.п.).
- Ловля (хлопком) мыльных пузырей в ладони.
- Рисование в тактильной среде, например, в мокром песке, соли, рисе и пасте. Пасту можно изготовить путем добавления воды к кукурузному крахмалу до получения смеси, имеющей консистенцию зубной пасты. Вязкость подобных смесей обеспечивает «обратную связь» для мышечных рецепторов и суставов, тем самым способствуя формированию зрительно-моторного контроля.
- Выбор мелких предметов, таких как колышки, бусы, монеты, из коробок с солью, рисом и т.п. Это же упражнение можно попробовать выполнить с закрытыми глазами. Это помогает развить у ребенка сенсорный контроль над руками.
На данном этапе у ребенка все еще происходит формирование ведущей руки. Следующие виды деятельности способствуют развитию навыка перехода средней линии у детей:
- Поощряйте ребенка к тому, чтобы он брал материалы обеими руками. Этот навык необходим для включения второй руки в работу, что позволит избежать смены рук при переходе средней линии.
- Не удерживайте ребенка от использования левой руки в какой бы то ни было деятельности. Позвольте процессу формирования ведущей руки протекать
естественным образом и предлагайте ребенку стимулы и занятия в районе средней линии, позволяя ему выбирать руку самостоятельно.
- Начинайте вводить понятия «правый» и «левый» посредством спонтанных комментариев, например, «ударь по мячу правой ногой». Играйте в игры, предполагающие имитацию позы тела и движений.
- При работе с красками и кисточками поощряйте ребенка к тому, чтобы он проводил непрерывные линии через весь лист бумаги, а также по диагонали.
Существуют некоторые важнейшие предварительные навыки, необходимые для развития навыков письма, и их формирование начинается еще в младенческом возрасте. Следующие виды деятельности поддерживают и способствуют развитию мелкой моторики и визуально-моторному развитию.
Суставы ребенка должны быть развитыми и устойчивыми для того, чтобы руки могли свободно концентрироваться на выполнении конкретных задачах мелкой моторики.
- Ходьба «крабом»
- Отжимания от стены
- Шведские стенки
- Кольца и дорожки из перекладин на детских площадках
- Игры с пластилином
Как только у ребенка формируется некоторая устойчивость в теле, в его руках и пальцах начинает развиваться ловкость, а также формируются различные виды захватов. Дети гораздо быстрее развивают навыки мелкой моторики, если они как можно больше работают с вертикальной или почти вертикальной поверхностью. В частности, запястья должны иметь хорошую растяжку (при сгибе назад в направлении руки).
- Прикрепите на стену большой лист бумаги для рисования. Попросите ребенка
взять в руки большой маркер и попробуйте выполнить с ним следующие упражнения для развития визуально-моторных навыков:
- начертите образец фигуры одним движением, не отрывая руки;
- попросите ребенка провести линию поверх вашей линии, слева направо, сверху вниз;
- обведите каждую фигуру как минимум 10 раз;
- затем попросите ребенка нарисовать такую же фигуру рядом с образцом несколько раз.
- Поиграйте в игру «Соединить по точкам». Убедитесь в том, что ребенок последовательно соединяет точки слева направо и сверху вниз.
- Обводите трафареты. Рукой, не являющейся доминантной, ребенок удерживает трафарет и стабилизирует его положение по отношению к бумаге, а доминантной рукой давит на карандаш, подталкивая его вплотную к краю трафарета.
- Прикрепите большой кусок войлока к стене. Ребенок может использовать войлочные фигуры для рисования. Магнитные доски можно использовать таким же образом.
- Позанимайтесь с ребенком у обычной доски, используя мел вместо маркера. Выполните действия, которые были предложены выше.
- Рисование на мольберте. Некоторые из упражнений, описанных выше, могут выполняться с использованием мольберта.
Зрительно-моторный контроль означает способность глаз работать вместе, отслеживая местоположение предметов и удерживая их в поле зрения, когда это необходимо.
- Направьте луч фонарика на потолок. Уложите ребенка на спину или на живот и попросите его визуально следить за движением света слева направо, сверху вниз и по диагонали.
- Поиск скрытых изображений на рисунках.
- Лабиринты (часто встречаются в детских журналах и книгах).
Зрительно-моторная координация
Зрительно-моторная координация предполагает точность в действиях размещения,
направления, а также в ощущении положения в пространстве.
• Забрасывание мячиков в кольцо на полу с постепенным увеличением расстояния.
• Игры в бросок и ловлю мяча. Начните с большого мяча и постепенно переходите к более маленьким.
• Поиграйте в боулинг, предложив ребенку сбить кегли (или бутылки из-под
содовой) при помощи небольшого мяча.
• Удары по надувному шарику среднего размера
Источник