Развитие мелкой моторики у ребенка с нода дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у ребенка с нода дошкольного возраста thumbnail

Александра Беликова
Развитие мелкой моторики у обучающихся с Нода

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики очень важно развивать, так как вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

К области мелкой моторикиотносится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Обучающиеся с НОДА ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия.

Особенностью этого заболевания является то, что детям не только трудно учится общей и мелкой моторике, выполнению тех или иных действий, но также и трудно ощущать эти движения, поэтому у обучающихся с затрудняется формирование нужных представлений о движении. У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности.

Причины недостаточного развития моторики у обучающихся с НОДА различны и многообразны.

Прежде всего – это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений, а также органические поражения головного мозга. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов в работе с обучающимися с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью коррекционно-развивающей работы с обучающимися с НОДА является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений. Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторикирук можно условно разделить на 3 составляющие:

1. Пальчиковая гимнастика. Этот вид упражнений широко распространен. Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр обучающиеся, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом. Затем степень их самостоятельности увеличивается – показ устраняется и остается только словесная инструкция.

2. Самомассаж. Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказывается помощь. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания.

3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.На занятиях можно использовать такие упражнения как:

• завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

• наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

• рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т. д.);

Важное место в работе учителя-дефектолога по развитию моторики обучающихся занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т. д.

А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

При совершенствовании у обучающихся с НОДА ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у обучающихся с НОДА во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

В ОГКОУ «Школа-интернат № 88 «Улыбка» рамках АООП НОО для обучающихся с НОДА по данному направлению на всех занятиях проводится работа по развитию мелкой моторики рук и координации движений.На занятиях используется разнообразный лингводидактический материал: массажные мячики; валики; сенсорные дорожки; панно, на которых обучающиеся работают с различными замочками, пуговицами, застежками, молниями и т. д.

Источник

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирущего вида № 46 “ МАЛЫШОК ” Фадеева Елена Александровна Высшее профессиональное образование : Акмолинский педагогический университет, c таж : 14 лет, первая квалификационная категория кредо : Думай, пробуй и ищи – трудно будет не пищи!

Слайд 2

«Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста с НОДА через продуктивную деятельность » Тема творческой работы :

Слайд 3

Для детей с НОДА характерны : Слабая координация движений; Нарушения зрительно – моторной координации; Нарушения в выполнении формообразующих движений (в лепке и рисовании) Слабое владение орудийными навыками Нарушения в ориентировки в пространстве Неуклюжесть, скованность движений

Слайд 4

Значение продуктивной деятельности: Развитие собственно изобразительных навыков и умений; Развитие творческого потенциала личности; Формирование эстетического отношения к окружающему миру; Развитие ручной умелости и мелкой моторики в работе с изобразительными материалами и орудиями; Подготовка руки к будущему письму; Создание условий для формирования наиболее ценных качеств личности.

Слайд 5

Под мелкой моторикой понимаются сложнокоординированные, то есть требующие навыка работы с мелкими предметами и выполнения точных действий, движения руки . Понятие мелкой моторики

Слайд 6

СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НОДА ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПА ЛЬЧИКО ВАЯ ГИМНАСТИКА ЛФК МАНИПУЛИРОВАНИЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ФИЗИОЛЕЧЕНИЕ МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ БЛОК МАССАЖ САМОМАССАЖ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИИ КОНСТРУИРОВНИЕ, РУЧНОЙ ТРУД

Слайд 7

Условие возникновения противоречия В детском саду создана и функционирует система реабилитационной помощи по развитию мелкой моторики детям с НОДА; Все виды продуктивной деятельности создают базу для развития личности дошкольника и ее творческих проявлений; Однако, практика работы в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА показывает, что продуктивная деятельность организуется в основном в учебной деятельности

Слайд 8

Противоречие : Мы должны использовать для развития мелкой моторики руки ребенка все имеющиеся созданные условия и систему работы в МДОУ; Но, специфика работы детского сада, организации педпроцесса не всегда позволяют в полном объеме использовать продуктивную деятельность для развития мелкой моторики у детей с НОДА.

Слайд 9

Идея : Усилить роль продуктивной деятельности детей, в том числе совместной со взрослыми, для развития мелкой моторики у детей с НОДА.

Слайд 10

Цель и задачи . Цель: создавать условия для развития мелкой моторики у детей с НОДА посредством продуктивных видов деятельности. Задачи: 1. Учить детей рассматривать предметы, анализировать их, выделяя характерные особенности (приемы обследования). 2. Обучать приемам и способам работы с различными материалами. 3. Развивать мелкую моторику, сенсорные способности через овладение орудийными действиями и техниками работы с изобразительными материалами. 4 . Создавать условия для формирования волевых качеств личности дошкольников в данном виде деятельности. 5 . В организации педпроцесса: разработать перспективный план и методику занятий и организовать работу кружка “Чудо своими руками”. 6. В работе с родителями: повысить образовательный уровень родителей по проблеме, привлечь к созданию условий для развития мелкой моторики детей.

Слайд 11

Технология работы. 1 этап подготовительный изучение программно-методической литературы создание предметно-развивающей среды психолого педагоческое изучение развития мелкой моторики, изодятельности

Слайд 12

II этап основной Организация совместной деятельности взрослых и детей Структура занятия кружка «Чудо своими руками» I часть – предварительная работа: психогимнастика, пальчиковые игры, музыка на релаксацию. Цель – подготовить моторику рук к дальнейшей работе. II часть – выполнение творческих заданий III часть – упражнения на снятие напряжения, анализ продуктов деятельности, организация выставок.

Слайд 13

3 Этап – заключительный Итоговая психолого – педагогическое изучение развития мелкой моторики, изодеятельности детей

Слайд 14

Взаимодействие с родителями При организации работы с родителями мы решали следующие задачи: 1. Познакомить родителей с основными закономерностями развития моторных навыков у детей с НОДА. 2. Обогатить опыт родителей необходимыми знаниями по развитию мелкой моторики с использованием разнообразных корригирующих упражнений. 3. Показать роль продуктивных видов деятельности в развитии мелкой моторики. 4. Обучить приемам, способам работы с различными материалами с целью развития мелкой моторики детей и их творчества в домашних условиях.

Слайд 15

Выводы: 1. Практика нашей работы показала, что организация продуктивных видов деятельности, в том числе совместной, помогает развивать мелкую моторику, общую ручную умелость, овладевать сложными орудийными и двигательными навыками, совершенствует творческий потенциал личности и способствует личностному развитию ребенка, что является необходимым условием для социальной реабилитации и социализации детей с НОДА. 2. Организация продуктивной деятельности является звеном общей системы реабилитационной помощи детям с НОДА.

Источник

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Девочка, сидя за столом, перебирает крупу

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Мальчик рисует ладошками

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Девочка пишет в тетради

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Сделанные своими руками дидактические пособия для игр с прищепками

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Фотогалерея: театр теней

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Подробнее о том, как составить план по развитию мелкой моторики, читайте в нашей статье — Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Дети изучают свойства кинетического песка

Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста

Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Дети сидят за столом, перед ними лежат выполненные аппликации из геометрических фигур

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.

Источник