Развитие мелкой моторики у ребенка инвалида

Людмила Гафарова
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей — инвалидов. Доклад из опыта работы.

В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относят и детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с дефектами пальцев рук и ног. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников. Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нарушения, это дети-инвалиды. 1 слайд

Одним из направлений нашей работы является социальная реабилитация, которая приобретает все большее значение в современном обществе. 2 слайд

Главной задачей восстановления ребёнка, как равноправного члена социума, является выявление и изучение путей эффективного вхождения в окружающий мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с учетом закономерностей развития его личности в условиях обучения, воспитания и специальным образом организованных социально-реабилитационных воздействий и отношений. Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них,грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;

— разрабатывать методики и технологии воспитательного и образовательного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности. 3 слайд

Нашу группу посещает один ребёнок с ОВЗ – Анечка. У неё отсутствуют пальчики на руках и ногах. Анечка перенесла множество операций по наращиванию пальцев. На данный момент Аня замечательно владеет пальчиками, полностью обслуживает себя, рисует, пишет, легко идёт на контакт со сверстниками. 4 слайд

Но, чтобы добиться этих результатов, нами была проведена большая работа.

Приоритетное место среди проблем развития занимает сенсомоторная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение Анечки. На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без патологии в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общий настрой психики (почему я не такая, как все, нарушения движения препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. У Ани с проблемами развития отмечалась скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение мышечных ощущений, неточность движения приводили к плохой координации. Аня быстро уставала, отличалась пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием. Так как у девочки отсутствуют пальчики на руках и ногах мною разработаны комплексы занятий, связанных с развитием мелкой моторики рук, поэтому основной целью нашей работы является стимулирование ручной деятельности у девочки для овладения предметными действиями, развития продуктивной деятельности, письма, речи.

Педагогическую работу по развитию мелкой моторикипроводили с 1 младшей группы в форме специального обучения и строили на предметной деятельности и игре:5 слайд

– стимуляция ручной деятельности – разнообразные игры с водой, песком, тестом, муз. игрушками и пр.

– обучение размашистым движениям руками – использование игрушек, погремушек до которых надо дотянуться, достать, доползти и т. д.

– обучение хватанию предметов – игры с различными материалами и природными объектами.

– обучение умению ставить, класть и опускать предметы.

– обучение умению указывать пальцем (для навыков письма важно, чтобы указательный палец был достаточно сильным)

– обучение умению брать предметы двумя или тремя пальцами.

-обучение вращению предметов – откручивание крышек банок, бутылок, поворачивание деталей игрушек, ручек дверей, переворачивание карточек в играх и пр.

-стимуляция двуручной деятельности – перекладывание предметов из одной руки в другую, игры с мячом и пр.

– упражнения для плеч и предплечий (укрепление мышечной силы плеч и предплечий для развития тонких движений пальцев рук)

– умение пользоваться карандашом, ручкой, мелком, фломастером и др. предметами.

– обучение игровым действиям на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек и др. игрушек.

– обучение играм по лепке из пластилина, муки, глины, снега.

– рисование картин и предметов пальчиками, ладошками, ножками

развитиепонимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий-твёрдый, пушистый-гладкий, горячий-холодный, маленький-большой и пр. 6 слайд

За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (сказкотерапия, игротерапия, пальчиковые игры и др., но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее интересной и эффективной – это песочная терапия. 7 слайд

Читайте также:  Значение сенсорного развития и его усвоение для ребенка с дцп

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и педагогу. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком.

У Анечки не сформирован навык захвата, удержания предмета, слабая моторика рук. Вот здесь и приходят на помощь игры с песком.

Песок – загадочный материал.Он обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок привлекает детей своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Обычно, многие дети со сложной структурой дефекта, увидев перед собой песок, хотят его потрогать, понюхать, некоторые даже облизать и залезть в него. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его уровня развития. Как правило, сначала,манипуляции с песком выглядят совсем просто: ребенок смотрит, трогает, прихлопывает по нему, разбрасывает, а через какое-то время может начать проводить пальчиком линии по песку, рисовать отдельные орнаменты, лепить простые композиции. Рисование песком улучшает работу мозга, все психические и физические процессы. Очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет, лепить из него всевозможные формы, фигурки (пробуждает неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук, отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (пробуждает фантазию, развивает речь). Игры с песком настолько разнообразны, что перечислить все невозможно. Вот несколько игр по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук:8 слайд

– положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;

– погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;

– погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;

– погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны»;

– погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки рожки», «один пальчик-все пальчики»);

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок;

– поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

– выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

«пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

– создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

«пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и, наконец мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи они?9 слайд

Коррекционная работа проводилась в тесной взаимосвязи с родителями. 10 слайд

Таким образом, нужно уделять особое внимание развитию сенсомоторной сферы, поскольку именно она закладывает основу для успешного дальнейшего обучения ребенка, обеспечивает ориентировку в окружающем мире. Без накопления определенного сенсорного опыта, развития мелкой моторики невозможно полноценное обучение ребенка c ОВЗ в дальнейшем. 11 слайд

Литература:

1. 1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. М.:Дрофа, 2000.

2. Пуляевская О. В. Дифференцированный подход в подготовке детей к школьному обучению. Иркутск, 2003.

3. Сиротюк Л. А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

4. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.

5. Семенович А. В.Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.

6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»,

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», 8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь “особому” ребенку»,

9. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Источник

Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей с ОВЗ

Дети с нарушениями в физическом и психическом развитии невнимательны, забывают сложные инструкции и последовательность заданий, отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита мелкая моторика, часто нарушена координация движений. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Моторное развитие ребенка также связано с его психоэмоциональным состоянием и влияет на интеллектуальные способности. Развивая моторику мы создаем предпосылки для развития высших психических функций. В работах советских ученых доказано влияние развития мелкой моторики рук на становление речи.

Читайте также:  Карта физического развития ребенка в доу по фгос

Существует большой количество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук:

  • Массаж кисти и ладони: родитель массирует саму ладошку ребенка, и каждый палец по отдельности.
  • Пластилиновые картины: ребенок разминает пластилин, скатывает колбаски, шарики и растирает пластилин пальцем по бумаге или картону
  • Пальчиковые куклы. Веселый способ разработки движения каждого пальца в отдельности
  • Игры с ребенком на повторение позы пальцев (просите сложить пальчики так же как у вас)
  • Игры с узелками: завязывание узлов, бантов, повторение сложных узлов.
  • Лепка фасолью, горохом, семечками по пластилину
  • Использование пальчиковых красок не только учит чувствовать движение пальцев по отдельности, но и регулирует эмоциональное состояние ребенка
  • Лепка из глины. Более вязкий чем пластилин материал глина помогает развить силу ладоней
  • Использование бусин и бисера для творчества.

Также для развития мелкой моторики рук используют нестандартное оборудование: природный материал, пробки, бигуди, пипетки, прищепки, бумага, карандаши, нити, тесьма, вода, песок.

Дидактические игры и упражнения для развития моторики

  • Игра «Карусели»-для её изготовления использовали, простую вешалку для бокалов и чашек. Дети вешают на крючки рыбок разной величины, например: «Повесь большую рыбку на красную ленточку». Дети развивают мелкую моторику руки, осваивают понятия величины, цвета, предметов.
  • Пробочный тренажер. Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Дети собирают из пробок различные предметы (геометрические фигуры, ёлочка, пирамидка, домик). Можно, натягивая резиночки в разном направлении, сделать листочек, ракету, домик и другие предметы. Эта игра развивает моторику, воображение, фантазию творческие способности ребенка.
  • «Игры с крупными бигуди» – здесь дети не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цвета, ориентируются на плоскости. Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.
  • Игра «Загрузи машину» – большая банка из под чупа-чупсов в виде машины, с вырезанными в ней отверстиями разной формы и величины. Можно закладывать различные предметы (пуговицы, монетки, геометрические фигурки, карандаши, пробки).
  • Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Пластилин можно разминать и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики, раскатывать колбаски, резать на кусочки, лепить картинки, готовить обед.
  • Игры с прищепками. Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Варианты игр:

«Верёвочка» -игра с прищепками на развитие моторики и конструктивного мышления: «Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка), «Кто быстрее наденет 10 прищепок?», «Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая», «Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.», «Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.», «Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)».

«Волшебный ряд» – игра на развитие моторики, пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных. Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….

«Сделай сам» – ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от… надень эту прищепку справа от… надень эту прищепку между … и т.д.

«Скажи сам» – ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.

  • Игры с шестигранными карандашами.

Необычные виды массажа рук карандашом вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игру. Очень нравятся детям упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворных рифмовок.

Игра «Утюжок» – прокатывание карандаша по поверхности стола. Инструкция: «Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу»

Тюх -тюх –тюх

Мой незаменимый друг

Под рукой пыхтит утюг.

Как корабль по волнам,

Он плывет по простыням.

Игра «Добывание огня» – прокатывание карандаша между ладонями. Инструкция «Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?»

Читайте также:  Что почитать для развития ребенка

Онь-онь-онь,

Я добуду огонь,

Он жаром хлеб в печи румянит.

В костре картошка вкусной станет.

Игра «Горка» – скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. Инструкция «Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.»

Громыхала громко горка,

И кричал “Урааа!” Егорка,

И кричал “Урааа!” Денис,

Улетая быстро вниз.

  • Игры с бумагой.

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

  • Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

  • Игры с пуговицами

Пуговичный массаж – заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку; найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

  • Игры с крупой, бусами

«Божьи коровки» («Черепашка», «Ракушка») – круглые тряпичные мешочки, в виде божьих коровок, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней – гречневая крупа, в более крупной – горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.

  • Игры с крупами

Можно прятать ручки в крупе, пересыпать крупу, «Дождь, град», «Покормим птичек», «Разложи по тарелочкам», «Вкусная кашка», «Найди игрушку», Игра «Золушка», «Отгадай, какая крупа в мешочке», «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

  • Игры с природным материалом

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

  • Игры с песком

– Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

– Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

– Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

– Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

  • Игры с водой

Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

– Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску  сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

– Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

  • Игры с веревочкой

Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук.

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Источник