Развитие мелкой моторики руки ребенка посредством работы с бумагой
Ольга Глухарева
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику
Авторская идея в моей педагогической практике
«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику»
Составила: Глухарева Ольга Сергеевна
Воспитатель первая квалификационная категория
Отделение МА ДОУ Голышмановский
ЦРР – д/с №4 «Ёлочка» ЦРР д/с №1 «Алёнушка»
р. п. Голышманово 2017 г
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Она взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого.
Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга.
Для развития мелкой моторики рук в своей группе организовала сенсорный уголок, в котором расположились театр пальчиковых кукол, настольный театр, театр из бросового материала, рассматривая и играя, дети интересуются из чего изготовлена та или иная игрушка. Для развития мелкой моторики я использую нанизывание бусин на шнурочки, крышки, пособие «застежка», игры Мемори. Моя педагогическая копилка оснащена картотеками игр по развитию мелкой моторики рук: пальчиковые игры, игры с бусинами. Перспективу в этой деятельности вижу в создании проекта «Дом пуговки».
Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития (воображение, память, внимание) ребенка и развития его речи. Для развития мелкой моторики рук, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование, пальчиковая гимнастика. В процессе деятельности с детьми обратила внимание, что дети всегда с интересом занимаются продуктивной деятельностью, но детям моей группы, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита мелкая моторика рук. Это объясняется возрастными особенностями детей и недооценивание родителями влияния развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на интеллектуальное развитие. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами.
Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Изучив литературу в области психологии и педагогике (Эльконин Д. Б., Леонтьев А. Н., по развитию творчества и бумагопластики (Шилкова Е. А., Пищикова Н. Г., Каминская Е. А., перечитав множество публикаций в интернете, я увлеклась техникой бумагопластики, и пришла к выводу, что бумагопластика – есть средство развития мелкой моторики рук, поэтому тема моего исследования является «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику».
Цель моего исследования: развить мелкую моторику рук у дошкольников посредством ручного труда.
Задачи образовательной области художественно-эстетического развития в Федеральном государственном образовательном стандарте представлены на слайде,перед собой я ставлю следующие задачи:
– знакомить с различными техниками бумагопластики и приемами художественного творчества;
– развивать психические функции;
– развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность (активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми);
– развивать речь – умение логически излагать свои мысли;
– развивать мелкую моторику рук;
– совершенствовать творческие способности;
– расширять коммуникативные способности;
– воспитывать желание работать в коллективе;
– формировать самостоятельность и уверенность в себе, самооценку;
– формировать эстетическое отношение к окружающему миру, бережное отношение к предмету и материалу;
– формировать добрые чувства (дает возможность их выразить в подарках, изготовленных своими руками);
– воспитывать волевые качества (усидчивость, доводить начатое дело до конца).
Исследования по теме и возможность, данная нам Федеральным Государственным Образовательным Стандартом привело меня к написанию программы «Мастерилка» по ручному труду. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика, точные действия пальцев, развиваются творческие способности. Программа «Мастерилка» создана ан основе методических пособий «Цветные ладошки» Лыковой И. А., «Бумагопластика» Давыдовой Г. Н. Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, тридцать занятий в год. Время проведения занятия регламентируются санитарными правилами и нормами с учетом возрастных особенностей детей. Познавать мир никогда не рано, поэтому с детьми третьего года жизни, которых у меня в группе девятнадцать человек, я использую приемы техники бумагопластика. Новизна работы заключается во введении в образовательный процесс новых техник бумагопластики: скатывание, скручивание, торцевание, квиллинг, скрапбукинг. С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной, целенаправленной,необходимо придерживаться следующих принципов и требований:
– работа должна быть систематичной и постоянной;
– соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
– соответствовать возрастным требованиям;
– приносить ребенку радость.
Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекают детей. Им нравится скручивать, скатывать бумагу, она сопровождает человека уже более 2000 лет.
Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность. Работа над композициями из бумаги развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.
Первый год обучения –знакомство с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, скатывание из бумажных салфеток, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяли в них исследовательскую потребность, пробуждали чувство радости, успеха, развивали трудовые умения и навыки. Бумагопластика позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата, делает творчество более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Второй год обучения – знакомство с техниками торцевание из гофрированной бумаги, квиллинг. Торцевание – достаточно новая и интересная техника работы с гофрированной бумагой.
Упражняются в умении определять на ощупь свойства бумаги, дают словесную характеристику (определяют цвет, форму, количество). Развивают тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику.
Познакомила детей с разными видами торцевания:
– контурное (торцовки выкладывают по контуру изображения);
– плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка).
В начале дети работают в простой технике торцевания (по контуру, затем в более сложной (в плоскостной).
Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей, стимулирует усидчивость, внимание, воображение зрительную память, самовыражение, образное мышление и речь. С детьми 4-5 лет учились скручивать элементы «свободная спираль» и «капелька» и приклеивать их на основу.
С детьми 5-6 лет учились скручивать элементы «глаз», «стрелка» и «треугольник», из них составлять различные композиции (от простых до сложных).
Третий год обучения – знакомство с техникой скрапбукинг. Скрапбукинг – это вид рукоделия, в котором основным материалом является бумага, вид рукотворного творчества оформления открыток,альбомов с помощью тактильных и визуальных приемов: газетных вырезок, записей, наклеек – неоформленный материал, умение организовать свою деятельность, открывает резерв для развития ребенка, повышает его креативность, успешность, которая так важна в дальнейшей жизни.
Дети учатся решать самостоятельно творческие задачи, самостоятельно выбирать необходимый материал для работы и формировать отношение к результатам деятельности. Создавая красивые поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, развить мелкую моторику, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Технику скрапбукинг представили на креатив- фестиваль «Надежда». Организовала мастер-класс на форуме «Большая перемена» и на районных методических объединениях.
На примере, техники торцевания, попытаюсь вам показать воздействие бумагопластики на развитие мелкой моторики и всестороннее развитие ребенка. Посмотрим, что мы можем развитьи сформировать в целом:
– формируем математические способности (ребенку нужно отсчитать определенное количество торцовок);
– развиваем ручную умелость (так как стержень очень тонкий, размер бумаги 1см * 1см и нужно точным движением прокрутить и приклеить торцовку на основу. Работа несложная, но кропотливая);
– формируем волевые качества (усидчивость, желание довести начатое дело до конца);
– развиваем цветовое восприятие (подбирать нужный цвет бумаги для поделки);
– развиваем тактильные ощущения
И первая приклеенная торцовка, приносит огромную радость не только детям, но и взрослым (в этом я убедилась, проводя мастер – классы с педагогами и родителями).
Отсюда следует, что развитие мелкой моторики рук через бумагопластику влияет на всестороннее развитие ребенка.
У меня в руках основа – это программа «Мастерилка», реализуя ее,ребенок:
– овладеет основными культурными способами деятельности,
– положительным отношением к миру,
– будет обладать развитым воображением,
– он достаточно хорошо будет владеть устной речью,
– у ребенка будет развита крупная и мелкая моторика,
– он будет способен к волевым усилиям,
– и проявит любознательность.
И на этапе завершения дошкольного образования ребенок будет готов к школьному обучению.
Источник
Работа с бумагой,
как средство развития мелкой моторики рук
у детей с общим недоразвитием речи.
Проблемы здоровья детей, создание равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, определены в качестве важных и актуальных направлений развития образовательной системы РФ. В рамках федерального государственного стандарта дошкольного образования создается предметно-пространственная развивающая среда для всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Мои воспитанники относятся к категории детей с общим недоразвитием речи. Они страдают моторной неловкость, неустойчивой координацией движений, не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Им требуется длительная коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук. Движения бывают несогласованными, дети не в состоянии действовать двумя руками сразу, что ведет к несформированности ручных умений. У них часто не выделяется ведущая рука.
Одним из средств по преодолению недостатков развития является конструктивная деятельность с бумагой способом «Оригами», которая дает и лечебный и развивающий эффект. Занятия создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции. А бумага является замечательным доступным материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать экспериментами с ней.
Кроме развивающих и обучающих задач эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой. Дети становятся более открытыми, добрыми, отзывчивыми, учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Сопровождение работы спокойной музыкой создает эмоциональный настрой и снижает утомляемость.
Занимаясь с бумагой, дети развивают память, внимание, воображение, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарный запас, и самое главное – руки ребенка становятся более ловкими, согласованными. Однако это происходит не само по себе, а при многократном и систематическом повторении.
Большую роль в усвоении программных задач оказывают родители. В семьях воспитанников у детей имеется материал для занятий ручным трудом. Родители заинтересовались «Оригами», с удовольствием занимаются ею с детьми, устраивают конкурсы, выставки, принимают участие в оформлении группы.
В процессе своей работы я еще больше утвердилась в понимании того, что ручной труд, работа с бумагой оказывает большое значение для развития ребенка в целом: формирования трудовых умений и навыков, развития мелкой моторики, всех психических процессов – внимания, мышления, воображения, восприятия. Создание поделок из бумаги дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с общим недоразвитием речи. И пусть поделки не всегда совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение. А самое главное, у детей появилась уверенность в своих силах, они верят в успех, им нравится заниматься и играть с бумагой.
Кроме того, процесс поделок способом «Оригами» – увлекательное занятие для детей, оно служит познанию мира, развитию творческого воображения, конструктивного мышления, художественного вкуса (дети самостоятельно раскрашивают поделки). Это приносит им чувство радости, восторга.
Прежде чем приступить к изготовлению поделок я знакомлю детей со свойствами и видами бумаги.
Поддерживать интерес к занятию помогают:
– Игры на знакомство с бумагой и ее свойствами: «Угадай-ка на ощупь», «Тонет – не тонет», «Веселые полоски», «Что шуршит?»;
– Игры-упражнения на знакомство с основными приемами работы с бумагой (складывается, рвется, мнется, сгибается, склеивается, режется ножницами);
– Опыты, закрепляющие знания детей о бумаге (бумага мнется, рвется, режется, намокает, впитывает масло, издает звук, летает, горит).
Успех обучения возможен лишь при условии создания предметно-пространственной развивающей среды. Поэтому в группе оборудован центр экспериментирования: дети после работы с воспитателем, по его заданию самостоятельно убеждаются в том, о чем говорил воспитатель, делают выводы, зарисовки в альбомах. В группе имеется центр ручного труда, где много цветной бумаги разной по фактуре, геометрические фигуры, обводки, дидактические игры «Угадай-ка!, Что не так?», «Чего не хватает?», таблицы, модели, схемы.
В основу планирования работы с бумагой (конструирование из бумаги) положены лексические темы, учтены принципы доступности, индивидуальности, систематичности, прочности знаний (многократное повторение и закрепление).
Тематика поделок:
– домашние животные (котик, щенок, поросенок, лошадь, овечка, теленок);
– птицы (снегирь, воробей, ворона, ласточка, ворон);
– рыбы (золотая рыбка);
– домашние птицы (курица, петух, гусь);
– игрушки (пирамидка);
– зима (снеговик, снегурочка, снежинка);
– дикие животные (волк, слоненок, тигренок, бельчонок, лисенок, обезьяна, еж, белка);
– транспорт (автомобиль, самолет, кораблик, машина);
– грибы (белый гриб, лисичка, мухомор);
– мебель (диван, стол, кровать).
Работа с бумагой «Оригами» включается как в тематику, в содержании НОД, так и в совместную деятельность воспитателя с детьми, в свободное от занятий время. В ходе работы большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми из-за затруднений детей.
При организации занятий с детьми можно выделить такие условия:
– поделка должна быть интересной, применяемой в жизни ребенка (в игре);
– обязательная положительная оценка работы;
– игрушка, сделанная руками ребенка – его собственность;
– разделение радости от сделанной работы с родителями (выставка).
В качестве развития интереса к изготовлению поделок использую следующие методы и приемы:
– организация наблюдений за работой воспитателя и детей;
– совместное творчество ребенка и взрослого, ребенка с ребенком;
– многократное повторение новых слов в сочетании со знакомыми;
– показ – поэтапное выполнение действий и их проговаривание;
– делай то, что делаю я;
– образец;
– словесная инструкция.
Все это позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать работу менее утомительной и продуктивной.
– –
Источник
Синарик Мкртчян
Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой. Самообразование
1. Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.
Для этого я выстроила работу в следующих направлениях:
1. организация игр-упражнений для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без него;
2. формирование моторики в специально созданных ситуациях (продуктивной и изобразительной деятельности, графических упражнениях, оригами);
3. работа с мелкими предметами (крупа, семена, пуговицы, мелко резаная нить и др.);
4. обучение детей умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания, посильная помощь членам семьи.
5. обучение детей технике торцевания (контурное, объемное, многослойное)
6. обучение детей технике работы с гофротрубочками (нетрадиционная техника аппликации)
2. План работы по самообразованию.
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Провести консультацию для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь»
5. Консультация для воспитателей «Салфеточная аппликация как один из приемов развития мелкой моторики дошкольника»
6. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки посредством работы с гофрированной бумагой»
7. Мастер-класс для воспитателей «Изготовление картины техникой торцевания».
3. НОВИЗНА
Новизна состоит в разработке системы работы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств : пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты); работу с мелко нарезанной нитью (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.
В группе предполагается создать условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами, и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это меня и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию речи детей, приобщая их с деятельности с мелкими предметами в продуктивной деятельности.
Изучив возможности и интересы родителей, я пришла к выводу, что они владеют различными технологиями продуктивной деятельности (вышивка, бисероплетение, вязание, тестопластика, обладают развитым, богатым воображением, заинтересованы в работе с детьми, проявляют активность в посещениях всевозможных городских выставок, мастер- классов. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновили меня на работу, которая включает специально организованные занятия по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование, самостоятельную продуктивную деятельность детей, совместную работу с родителями. Результатом работы в этом направлении станут традиционные выставки в группе, ДОУ, участие в городских семейных конкурсах.
Работа с гофрированной бумагой положительно сказывается и на творческом развитии ребенка, развивает его вкус, пространственное мышление и чувство цвета. А также, всё это способствует гармоничному развитию личности. Творчество способствует развитию эмоциональной сферы, учит ребёнка выражать свои чувства справляться с ними. Творя своими руками, ребёнок не только реализует потребности в познании мира и самоутверждения, но ещё и растёт как личность. Работа с гофрированной бумагой одновременно является и работой по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Можно говорить о том, что работа с гофрированной бумагой стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Бумага является хорошим пластичным материалом. А изделия из разноцветной бумаги получаются яркими, интересными, выразительными.
Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышает возможностей детей дошкольного возраста.
Разработаны следующие методики работы с гофрированной бумагой:
1) Бумагопластика (позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счёт объема выглядят как настоящие произведения искусства).
2) Бумагокручение (бумагу можно перекручивать, закручивать, растягивать в поперечном направлении).
3) Торцевание на бумаге (позволяет создать объёмную махровую картинку):
– контурное (выкладывание торцовок по контуру изображения);
– плоскостное (выкладывание торцовок плотно друг к другу по всей поверхности);
– объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона);
– многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
4) Торцевание на пластилине (выполненная из пластилина поделка заторцовывается по цвету и дополняется деталями).
5) Гофротрубочки (скручивание гофрированной бумаги в одинарные или двойные трубочки).
Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам.
Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете — ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное — счастливым! Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Первые шаги в работе с гофрированной бумагой настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы. А задача педагога состоит в том, чтобы направить действия ребёнка для получения красивой работы, которая приносила бы чувство удовлетворения и гордости за свой труд. Всё это возможно, если правильно организовать коллективное, подгрупповое или индивидуальное творчество детей.
Таким образом, работа с гофрированной бумагой является неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики руки и уровня развития личности ребёнка в целом.
Использование техники «торцевание на бумаге»
Для этого понадобиться гофрированная бумага, ножницы, альбомный лист, карандаш, клей – карандаш, стержень от шариковой ручки.
Сначала дети нарезают много квадратиков нужных цветов со стороной 1 см.
Полученные квадратики раскладываются на разные подносики.
Затем берем альбомный лист и наносим на него контур будущего рисунка. Затем выкладываем узор.
Дети кладут перед собой квадратики гофрированной бумаги и лист с рисунком. Затем берут квадратик бумаги и обворачивают его вокруг стержня. Получается «трубочка». Затем наносим клей на торец трубочки и приклеиваем. Таким же образом выкладываем весь рисунок. Детям очень понравилось работать таким способом. Вот что в итоге у нас получилось:
. Самый простой способ – торцевание в пластилин.
Алгоритм:
– выбираем простой рисунок (мячик, жучок, яблоко, наносим на картон;
– заполняем контуры рисунка пластилином;
-нарезаем гофрированную бумагу соответствующих цветов на квадратики примерно 1см. на 1 см. ;
– накручиваем квадратики на кончик стержня и ставим на пластилин в соответствии с цветом плотно друг к другу.
Полюбуйтесь вместе с ребёнком на то, что у вас получилось.
. Аппликация из гофротрубочек для детей раннего дошкольного возраста на тему: «Островок»
Назначение: оформление группы детского сада, поделка на выставку, подарок.
Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей, воспитывает у детей терпение, усидчивость и фантазию.
Задачи:
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Сенсорное восприятие, глазомер;
• Логическое воображение;
• Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.);
• Художественные способности и эстетический вкус.
• Способствовать формированию добрых чувств, и дать возможность выразить эти чувства, ведь аппликация из гофротрубочек позволяет сделать подарок своими руками;
• Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги, или разноцветных салфеток.
Настя представляет вашему вниманию панно сделанное из гофрированных трубочек.
Необходимый материал:
1. лист картона
2. цветные салфетки
3. клей ПВА
4. карандаш
5. гуашь и кисточка
6. шпажка 1 шт
Пошаговый процесс работы:
Воспитатель готовит всё необходимое для работы, прежде чем ребёнок начнёт делать аппликацию, воспитатель делает гофрированные трубочки из салфеток. Брём салфетки и шпажку. С самого конца салфетки положить шпажку и намотать на неё салфетку. С двух сторон одновременно сжать салфетку. Так делаем заготовки из разных цветов салфеток, получаются вот такие «червячки». И теперь выбрать 5 трубочек, свернуть их по спирали и конец приклеить клеем. На картоне нарисовать пальму, остров, куда ребёнок будет приклеивать гофрированные трубочки. Теперь начинать приклеивать сначала цветы, воспитатель наносит клей и ребёнок приклеивает каждый цветок, при этом прижимает салфеткой. И так все 5 цветков и одно солнышко. Теперь приклеим волны, берём голубые трубочки и начинаем приклеивать. Напоминать ребёнку, что надо аккуратно прижимать, далее клеим травку на нашем острове и солнышко. Переходим к пальме, ствол пальмы состоит из двух рядов трубочек, клеятся прямо, и ветки пальмы ребёнок с большим удовольствием наклеивает самостоятельно. Теперь жёлтыми трубочками наклеиваем рамку для нашей картины. Картина почти готова, теперь педагог вместе с ребёнком закрашивает фон, для этого нам понадобится краска. Наша цветочная поляна готова. Теперь красим фон для моря.
Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам.
Таким образом, работа с гофрированной бумагой является неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики руки и уровня развития личности ребёнка в целом.
Использованная литература:
1. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. – Спб: Питер, Изд. : Детство-Пресс, 2010.
2. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. – Спб: Питер, Изд. : АСТ, 2010.
3. Беззубцева В. Г. Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка,готовим её к рисованию и письму. М., Изд. :«ГНОМ и Д», 2003.
4. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989. № 10.
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребёнка. – М., Изд: Педагогика, 1973.
6. Бумага гофрированная/Страна Мастеров [Электронный ресурс] URL: https:// stranamasterov.ru/
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие мелкой моторики руки посредством работы
с гофрированной бумагой»
1. Для чего мы развиваем мелкую моторику
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать в дальнейшем негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В процессе развития мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия,