Развитие мелкой моторики руки ребенка формирование графических навыков
«Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму»
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…».
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками – формируется пинцетный захват. Затем ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.
Даже почерк каждого человека имеет свои особенности, связанные именно развитием мелкой моторики рук!
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Такие авторы, как М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова, М.М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения, испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание элементов письма, нередко встречается «зеркальное» письмо. Дети не различают «лево», «право», «лист», «страница», «строка», они не укладывается в общий темп работы.
При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты такие компоненты письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими. Двигательный навык, по мнению В.А. Силивон, включает:
- развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
- развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;
- сформированность зрительно-двигательных образов и представлений.
- развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.
Графический навык предполагает:
- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации – широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
- легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка. При оценке графических умений следует помнить, что графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. С возрастом упражнения становятся более сложными, требующими более четких движений, более высокой координации. Предлагаем вашему вниманию комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости , которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
– Пальчиковая гимнастика.
– Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
– Занятия с пластилином.
– Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
– Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
– Вырезание ножницами.
– Рисование различными материалами – ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
– Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
– Графические упражнения. Штриховка.
– Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. “Пальчиковые игры” очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну “пальчиковую игру”, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с “пальчиковых игр”, чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 – 7 минут.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
Вырезывание ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.
Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения “видеть” предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры “Угадай, что рисую?”, “Загадай, я отгадаю” (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Рисование, раскрашивание.
Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).
Графические упражнения. Штриховка.
Выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Литература:
1. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: методическое пособие/С.Е. Гаврина, Н.Л Кутявина, И.Г. Топоркова. – Ярославль: Академия развития, 2001. 240 с.
2. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]: пособие /М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: Детство-пресс 1998. 160 с.
3. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. Вузов/ ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
4. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков [Текст]: учебное пособие/ С.О. Филиппова. – СПб.: Питер,1999. 287 с.
5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]: методическое пособие/В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995.48 с.
Источник
Вера Николаевна Захваткина
Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы)
В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым шагом, в свете изменений школьных программ, становится все актуальнее.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша, а уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
На всех тапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в том возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Выдающийся педагог В. А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Известный исследователь М. М. Кольцова особо подчеркивает, что влияние импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовала педагогическую диагностику по программе «Развитие» Л. А. Венгера, позволяющую определить продвижение детей в освоении программы учитывать индивидуальную возможности детей в процессе образовательной работы. Результаты оценки уровня развития детей заносила в карты достижений.Критерии оценки: высокий, средний, низкий уровень развития.
Диагностические отслеживания по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста проводила на основе наблюдений. За основу физиологической нормы развития кистей и пальцев брала, как результат сформированности, на данном этапе, действия с предметами, развитие речи. Для этого использовала методику Пантюхиной Г. В. Результаты оценки уровня развития детей заносила в карту развития ребенка. В таблицы проставляла возраст ребенка, уровень развития по линиям: речь, действия с предметами. В графе «заключение» отмечала уровень сформированности, соответствующий возрасту.Критерии: соответствует, частично соответствует, сформированы, частично сформированы, не сформированы.
Работу с детьми по развитию мелкой моторики и графических навыков проводила как с детьми старшего дошкольного возраста, так и с детьми раннего возраста. Выбор темы был обусловлен периодом сензитивности – возраста детей. В период работы с детьми встала необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости.
Для этого разработала систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и у детей раннего возраста. В своей работе использовала методики М. Г. Борисенко, Е. А. Янушко, В. И. Мирясовой для работы с детьми раннего возраста. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста использовала методику С. Е. Гавриной.
Работу с детьми старшего дошкольного возраста начала с развития ручной умелости, учила детей правильно пользоваться ножницами ряд ровных разрезов. Делали с детьми «волшебные» полоски, ажурную закладку, плели коврики. Простые и несложные задания дети выполняли легко, быстро справлялись с работой.
Для развитиязрительного восприятия и внимания детям давала задания: заштрихую фигуру прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Штриховали горизонтальными, вертикальными линиями, по горизонтали, используя трафареты, лекала, по которым дети обводили фигурки.
Знакомила детей с листом в клетку, учила ориентироваться на нем.Дети выполняли различные задания: «Продолжи узор», «Дорисуй вторую половинку картинки так, чтобы она была похожа на первую». Дети не только дорисовали картинку, но и ярко ее раскрашивали.
Большое внимание по подготовке руки к письму уделяла работе над прописями, ведь на каждом развороте тетради нужно сначала нарисовать узоры по клеткам, а затем дорисовать недостающие детали у картинок и раскрасить их, не выходя за контур. Задания помогают детям развить мелкую моторику и координацию движений руки, формируют графические навыки и воображение ребенка, развивают зрительное восприятие, логическое мышление.
Работу по развитию графических навыков и умений продолжила с детьми 6 – 7 лет. Прежде чем приступить к работе изучила возрастные особенности детей, в том числе особенности зрительного восприятия. Поэтому задания с детьми проводила в тетрадях с крупной клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Дети знакомились с тетрадью, ее разливкой, рабочей строкой, учились выполнять задания в ограниченном пространстве – клетке, закрепляли умение измерять условной меркой – клеткой, чертили прямые линии разной длины и в разных направлениях («Проведи линии по точкам, не отрывая карандаш от бумаги», волнистые линии («Помоги медвежонку дойти до дома», дуги, круги, овалы, обводили контур изображения («Перерисуй рисунок с помощью опорных точек»,рисовали по клеткам, раскрашивали («Рисуем по клеточкам и точкам», «Дорисуй рисунок»). Дети учились анализировать задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивать объекты, устанавливая их сходство и различия. Дети уточняли знания о простых геометрических фигурах, учились аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов («Собери картинку», «Соедини по точкам», «Оживи рисунок»).
Уделяла внимание и работе по сочетанию предметов и группировке, зрительным и слуховым диктантам. Учила детей рисованию из геометрических фигур и различных животных.
В результате проделанной работы дети стали видеть строчку, свободно работали карандашом, ручкой, линии проводили уверенно, рука не дрожала. В процессе работы с тетрадью у детей укреплялась мелкая мускулатура пальцев рук и, совершенствовалась зрительно – двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивались зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Большую роль в развитии мелкой моторики и координации движений рук играет и ручная умелость детей. Интерес вызвала у детей работа с тканью – вышивание. Сначала детей познакомила со швейными принадлежностями (тканью, цветными нитками, иглой, пяльцами). На первых занятиях учила детей правильно обращаться с иглой, вдевать нитку в иголку, делать узелок. Затем постепенно знакомила со швом «вперед иголка», «через край», и двойным швом. После того, как освоили швы, решили с детьми сделать мамам подарок – вышить салфетку. Придумали узор, нанесли его на материал и приступили к работе. Дети увлеченно работали, старались все правильно сделать, подарки мамам очень понравились.
В результате работы по развитию графических навыков письма у детей старшего дошкольноговозраста получила следующие результаты: дети свободно ориентируются на листе бумаги, видят и считают клетку, строчку, аккуратно штрихуют различными способами, не выходя за рамки контура, выполняют задания на слух и самостоятельно, уверенно держат в руке ручку, карандаш.
Результат достигнут благодаря желанию детей овладеть навыками письма. Получилась положительная динамика, у детей появилась уверенность в себе, в своих силах.
Для себя сделала следующий вывод: начинать работу по развитию мелкой моторики руки нужно с самого раннего возраста, так как на протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет и развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.
Особенности работы с детьми раннего возраста
Дети раннего возраста начинают активно познавать окружающий мир. Источником познания ребенка является чувственный опыт. Поэтому важно помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это представления о внешних свойствах и предметах. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с тактильными ощущениями.
На 2 – 3 года жизни у детей уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству. А для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твердость, форма, вес (легкий – тяжелый, температура (холодный – горячий – теплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый).
Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.
В играх на развитие тактильного восприятия «Найди такой же домик», «Помоги мишке найти мячик», «Кто в домике живет?», «Чудесный мешочек» дети с интересом и желанием действовали с предметами, отвечали на вопросы, рассказывали об увиденном, научились различать и называть фактуру предметов, выбирали предметы одной фактуры, по разной величине на ощупь. Соотносили предмет и слово, обозначающее его качество, подбирали на ощупь подобный предмет.
Успех в учебе при ее современных требованиях и нагрузке неразрывно связаны с правильным развитием двигательной системы малыша, зрительно – моторной координацией и мелкой моторикой кистей рук. Поэтому с детьми проводила такие игры на нанизывание как «Втыкалочки», «Собери игрушки», «Сушим игрушки», «Первые листочки». В таких играх у ребенка развиваетсяумение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, нанизывать кольца на стержень и т. д. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, обогащается сенсорный опыт малыша. Игры на нанизывание воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься одним делом.
В играх на выкладывание «Наш дом», «Собери пирамидку», «Ежик потерял колючки», «Снеговик», «Грузовая машина» у детей развивался щипковый захват указательным и большим пальцами, совершенствовались движения «Глаз – рука», развивалось воображение детей, обогащался словарный запас, совершенствовалось зрительное восприятие. В этих играх дети учились ориентироваться на листе бумаги, выкладывали несложные плоскости, составляли по образцу.
Чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми,послушными и сильными проводила следующие игры с бумагой: «Вытри ушки», «Что спрятал мишка?», «Катание на санках», «Спрячем мишку в сугроб».
Фольклорные пальчиковые игры имеют развивающее значение, так как дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединения «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики,но и речи: «Этот пальчик хочет спать», «Баиньки – баиньки», «Сорока – белобока», «Солнышко – ведрышко», «Шла корова по дорожке…». В этих играх дети выполняют действия в соответствии с текстом потешки, выставляют по очереди пальцы правой и левой руки, выполняют ритмичные движения руками и пальцами. Фольклорные песенки и потешки, благодаря своей напевности и мелодичности, развивают у малыша чувство языка.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики способствовали формированию полезных навыков ручных действий: дети стали правильно держать ложку, карандаш, кисточку. Разучивая слова в играх и упражнениях, у детей развивалась память, пополнялся запас слов.
Источник