Развитие мелкой моторики ребенка в полтора года

Развитие мелкой моторики ребенка в полтора года thumbnail

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,
  • рисование;
  • лепка.

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2

Итак, приступим

1. Чистить вареное яичко

Учимся чистить яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра на развитие мелкой моторики для детей 1 года

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

разворачиваем фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Играем с копилкой

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Достаем мелкие предметы из крупы

Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

игры на развитие мелкой моторики своими руками

Домик с пуговицей и крючком

Шнуровка на развивающем коврике

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.

Развивающий коврик Лес на липучках

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Книжка Одеваюсь сам внутри

Книжка Одеваюсь сам - Тренажер для развития мелкой моторики

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook. Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

Раскладываем фасолинки по ячейкам

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2

Читайте также:

Развивающие игры для детей от 1 года. Часть 1

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Развивающие игры с тестом

ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ

Источник

Людмила Горячева
Развитие мелкой моторики у детей от 1,5 до 3 лет в кружковой деятельности

Вопрос развития мелкой моторики детей очень актуален. Это постоянно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Конечно все вы об этом знаете.

Эта работа обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкиеи точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Учёными доказано, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

Заинтересовавшись этой темой, я решила вести кружок по развитию мелкой моторики в нашем детском саду.

Кружок «Умные пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет.

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года.Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

• формирование практических умений и навыков;

• обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином, мелкими предметами.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

• совершенствование движений рук;

развитиепознавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

• воспитывать внимательность к выполнению заданий;

• воспитывать и развивать художественный вкус. воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Для развития мелкой моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы,игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

•рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, закрашивание, лабиринты)

• аппликация и лепка.

Самомассаж мы делаем орехами, шишками, карандашами, мячиками-ёжиками.

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, памяти, внимания и воображения.

Дети очень полюбили занятия с прищепками. Прищепки являются отличным тренажёром, который развивает мускулатуру пальцев. Это прекрасный способ тренировать щипковый захват.

Ещё малышам понравилось играть с разноцветными крышками.

Рисование ладошками и пальчиками – хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Также в ходе рисования дети получают представления о форме и цвете предметного мира.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками.

Занятия аппликацией несут для детей большую пользу. Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Большое влияние оказывает аппликация и на развитие творческих и умственных способностей детей. При занятии аппликацией ребенок знакомятся с цветами, формами, величинами, учится различать одинаковые и разные детали, знакомится с понятиями меньше и больше.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Занятия с детьми помогают накоплению сенсорного опыта через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивают мелкую моторику руки, гармонично развивают детей.

Источник

Развиваем ребенка от 1,5 до 2 лет – ничего ли Вы не упустили?

Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что
нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?

Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня.
Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список
направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Итак,

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

Развитие логики.

1.
«Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только
определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только
шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3.
Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора
года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний
ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4.
Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или
бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать
простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные
конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает
возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей
ребенка):

5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:

6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:

7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:

8. Задание на усложненную
классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький
синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам,
при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и
освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания.

  1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото).
  2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
  4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
  5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
  6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди
    предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для
    этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов:

  1. Большой-маленький.
  2. Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
  3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
  4. Один-много.
  5. Горячий-холодный.
  6. Высокий-низкий.
  7. Вверх-вниз.
  8. Предлоги.
  9. Грустный-веселый.

10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы:

  1. Посуда.
  2. Рыбы.
  3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  4. Машины.
  5. Кораблик.
  6. Домики.
  7. Цветы.
  8. Грибы.

9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество.

  1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) –
    они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать
    как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить
    след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  2. Учить пользоваться красками – мыть  кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  3. Рисование пальчиками.
  4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для
    мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые
    краски).
  5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа
    вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет
    накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко
    трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет
    удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское
    творчество.
  6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно
    – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные,
    кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать
    интерес и способности малыша.
  7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание
    (тоже очень индивидуально – все – таки большая часть детей успешно
    осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше
    красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать
    обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  8. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять
    их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай
    собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в
    пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком,
    раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки
    специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных
    навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в
    1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
  9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

10. Аппликация крупой.
11.
Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль,
мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные
орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Моделирование.

  1. Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
  2. Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево (два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
  3. Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
  4. Играть в конструкторы по типу “Лего” (спонтанное моделирование).

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

  1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
  2. Рвать бумагу.
  3. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
  4. Пересыпать крупу  – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
  5. Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
  6. Учиться собирать губкой воду со стола.
  7. Учиться выжимать губку.
  8. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
  9. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:

16. Учиться складывать матрешки.

17. Играть со стучалками и забивалками:

18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой – это легче, потом чайной):

19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:

31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:

32.«Копилка»
– опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки,
фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:

33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.

37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.

  1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные
    (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие
    речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не
    освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в
    простых звукосочетаниях).
  2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем
    ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается
    уже после двух лет.
  3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  4. «Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать
    обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки,
    сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить
    с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни
    говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок.
    Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со
    скоростью 300 слов в минуту  – как быстро вы заговорите на китайском? ).
  5. Читать книги.
  6. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно
    рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок
    продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к
    двум годам (у всех индивидуально).
  7. По возможности – побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи
    “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
  8. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых
    ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем
    куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки
    чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

  1. Логоритмика – танцы под музыку (например Железновых).
  2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
  3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
  4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
  5. «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
  6. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
  7. Прослушивание классической музыки фоном.
  8. Активное слушанье  классической музыки – обсуждение («вот это
    быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают
    по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная,
    спокойная музыка, это кошечка скучает –  мы вот так медленно танцуем под
    нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что
    у каждой музыки свой характер и особенности).
  9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).

Развитие сенсорики.

  1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый,
    чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая,
    щетка колючая и т.п.).
  4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая,
    вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба –
    пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации.

  1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  5. Катать мячики, машинки.
  6. Кидать мячики.
  7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  8. Бить по мячу ногой.
  9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).

10. Лазать: на детской площадке (горки,
стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана,
забираться на стул и т.п.

11. Учиться переносить различные предметы на подносе.

12. На улице – побольше ходить (но не
заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается
идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с
удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено
миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.

13. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.

14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24.
Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и
ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат,
маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры.

  1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
  2. Покорми, умой куклу.
  3. Шофер  – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
  4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
  5. Стираем и развешиваем белье.
  6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет
интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять
задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово
«учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать
события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра
«пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3.
Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться
на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно
вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п.
Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.) 
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9.
Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы
открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11.
Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов,
запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки.

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий
обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий
должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для
вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

  1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
  3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить,
    показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет
    отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
  4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
  5. Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких
    игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте,
    сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:

Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними
почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был
прост – мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их
такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно
времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или
невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный
интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать,
крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя
ждать!

Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у
детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные
направления для обучения «среднестатистического»
ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда
скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет
освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в
отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также
стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года –
многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более
сложными, чем если бы ему было почти два года.

Поэтому я рекомендую отнестись к данному списку как к рекомендации, а не как к руководству к действию.

Удачи вам в ваших развивающих занятиях!

Источник: https://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-zaniatia/1-5-2-goda/42-kak-razvivati-rebenka-1-5-goda.html

Источник