Развитие мелкой моторики ребенка в домашних условиях
Ольга Раевская
Развитие мелкой моторики в домашних условиях.
Рекомендации родителям.
Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Очень важно понимать, что мелкая моторика будет помогать вашему ребенку в последующее время выполнять различные бытовые действия (застегивать пуговицы, мыть руки, вытирать, учиться (писать, рисовать, играть.
Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино, пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик.
В магазинах сейчас много разных развивающих игр и пособий. Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Игры на развитие мелкой моторики у детей
с использованием подручных материалов.
• Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки». Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку.Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрпризов», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.
• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.
• Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто,приговаривая:
“Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи”.
• Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей и фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем по карандашной линии, а затем наклеит на него фасоль — получится объемная аппликация.
• Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
• Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями,приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
•Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
• Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно,говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».
• Берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Ребенок двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу,летающую над сотами:
«Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?».
• Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
• Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах»,делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
• Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.
• Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
• Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,скажу тебе: «Кыш!».
• Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок.На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
• Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца – прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.
• Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.
• Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
• Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами!
Источник
Ольга Горбачева
Развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях
Все знают что что развитие мелкой моторики существенно влияет на развитие речи ребенка, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом и готовит руку к письму, развивает интеллект детей. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребенок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память и воображение. Существует много игр, методов и приёмов для тренировки пальчиков детей это:
Традиционные методы.
• Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
• Пальчиковые игры с речевым сопровождением и без него;
• Графические упражнения;
•Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок;
• Игры на развитиетактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т. д. ;
• Пальчиковый и перчаточный театры.
Метод Су-Джок терапии.
Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа)) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, которой может овладеть каждый человек. Очень полезно использовать приёмы Су-Джок терапии в домашних условиях для развития мелкой моторики и речи детей. Приемы Су-Джок терапии используются с целью общего укрепления организма, в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, улучшения психоэмоционального состояния детей и формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определённом ритме. В некоторые игры можно играть даже на кухне, они не требуют специальной подготовки, для игры нам понадобится все то что есть в доме.
1. Игры с крупами. В непрозрачную и глубокую емкость насыпаем любую крупу (фасоль, горох, рис) и кладем несколько небольших игрушек (киндер-сюрприз). Предлагаем ребенку опустить руку и “помесить” тесто.Действие сопровождаем словами: тесто мнем, мнем, мнем – пирожков напечем. Данное упражнение способствует развитию тактильных ощущений и вызывает радость от найденной игрушки.
2. Игры с прищепками. Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги.
«Котенок»
Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,скажу тебе: «Кыш!»
«Гусенок»
Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок» (смена рук).
«Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье!»
Важно заранее проверить чтоб прищепка не была тугой.
Прищепки можно прикрепить к кругу картона и получится солнышко, цветок.
3. Игры с пластмассовыми крышками. Выкладываем самое простые узоры из крышек (дом, самолет, дерево).
Переворачиваем крышки и устраиваем лыжные соревнования, делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
4. Рисуем на крупе. Поднос или тарелку тонким слоем засыпаем манной крупой или пшеном. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Дети с удовольствием рисуют, а данный прием рисование способствует еще и развитию мелкой моторики и массажирует пальчики вашего малыша.
5. Игры с макаронами. Нанизываем макароны на шнурок, можно его связать, сделав подобие бус для куклы.
6. Массаж Су – Ждок шариком. Прокатываем шарик между ладошками малыша,тем самым массируем мышцы рук:
Пальчиковая игра «Черепаха»
(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой).
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(катаем Су- Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые держим «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь.
(катаем Су Джок между ладоней).
Игра «Игрушки»
(упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой).
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(катаем Су- Джок между ладоней)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого).
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(дети катают Су – Джок между ладоней).
Игра «Малыши».
(поочередно надеваем массажное кольцо на каждый палец).
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
Игра «Ёжик»
(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой).
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(катаем Су-Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи.
(катаем Су Джок между ладонями).
Детям очень важно и нужно играть, а играть с мамой еще приятнее. Помните об этом, дорогие родители. Именно вы можете правильно организовать досуг вашего ребенка.
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторикинеобходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Источник
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»
Все родители знают, как важно развитие мелкой моторики рук. Выполняя обычные задания и упражнения, ребёнок развивается, развивается его речь, координация, он начинает подготовку к школьным заданиям по письму.
Помимо специальных упражнений для развития моторики, можно использовать обычные действия с обычными предметами, которые принесут ребёнку не только пользу, но и удовольствие, помогут почувствовать себя взрослым, помогая родителям.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как
- перемотка ниток;
- завязывание и развязывание узелков;
- уход за срезанными и живыми цветами;
- водные процедуры, переливание воды; можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
- собирание разрезных картинок;
- разбор круп и так далее.
- лепка из пластилина или солёного теста
Используемые материалы: глина, пластилин, специальное тесто для лепки, нитки, пластмассовый нож, доски для пластилина и т.д.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку. И оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и.т.д.
Интересным для ребенка будет лепка из соленого теста. Вот рецепт: мука, соль, вода. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете.
Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить ребенку.
Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
- игра с бусами
Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.
Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.
- игра с крупой
Используемые материалы: поднос, любая мелкая крупа
Крупа – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком.
Первое, что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка.
Познакомьте ребенка с крупами, дайте ребенку потрогать фасоль, горох, гречку, поиграть с ней. Пусть вытащит на стол и сложит обратно.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
- игра с пуговицами
Используемые материалы: пуговицы разного цвета и размера.
Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы и т.д. А еще с ними можно делать массаж стоп и рук: опускаем ручки или ножки в коробочку с большим количеством пуговиц, водим по ним ручками или ножками, погружаем, а также пытаемся схватить пуговички пальчиками ручек или ножек.
Для детей важно будет чаще изучать разные пуговицы: металлические, пластмассовые, гладкие, шершавые и др.; находить в общем наборе пуговиц самую большую и самую маленькую; раскладывать их по разным кучкам по цвету или размеру; считать в них количество дырочек и т.п.
- игра со шнуровкой
Используемые материалы: шнуры различных текстур, нитки.
Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью шнурка от обуви и толстой яркой нитки.
- протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
- протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;
- выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.
Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.
Источник
Александра Станиловская
Мастер-класс для родителей «Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей
«Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях»
Воспитатель: Станиловская Александра Николаевна
Цель: Знакомство родителей с методами и приемами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях
Задачи:
• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
• научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
• установить контакт между родителями и педагогами.
Оборудование: мячи (каучуковые, колючие, рифлёные); крупные, длинные бигуди; прищепки – для развития координации движений пальцев рук; счетные палочки; зубные щетки, коврики «Травка» – для массажа и самомассажа ладоней; бусы; резинки для волос; шестигранные карандаши; грецкие орехи, шишки, фасоль – «сухой бассейн»
Ход деятельности
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).
Добрый день, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки,игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».
Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Про значение развития мелкой моторики рук у детей мы говорили на родительском собрании. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях.
1. Самый известный метод – это пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развиваетпсихические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• развивает тактильную чувствительность;
• снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, – загибать пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. – ходьба пальчиками по столу
Бабу снежную лепили. – имитировать лепку комков
Птичек крошками кормили, – крошить хлебушек всеми пальчиками
С горки мы потом катались.
Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу валялись.
Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли, – отряхивать ладошки
Съели суп и спать легли.
Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку
2. Самомассаж ладоней и пальцев рук
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щеткой).
• Самомассаж ладоней щёткой для волос
«Ежата»
Гладит мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
• Самомассаж зубной щёткой
(Родители берут в руки зубную щётку.)
Плывёт зубная щётка, (Растирают щеткой подушечки)
Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой
Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца
По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.)
А. Дорогавцева
(Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.)
• Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Колючий ёжик
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.
(Шарик между ладошками вперед, назад.)
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Шарик между ладошками круговые движения по ладони.)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Движения по пальцам правой руки, затем левой.)
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.)
• Самомассаж с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
(Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем»ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Кыш!
Кусается больно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я не играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! О. Крупенчук
Гусь
Гусь стоит и все гогочет-
Ущипнуть тебя он хочет!
Кусь, кусь, кусь!
Никого я не боюсь!
А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления, мелкой моторики рук. Играя с ребенком, не забывайте сопровождать все свои действия речью.
• Массаж шестигранными карандашами.
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
• Массаж бусами
Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
3. Игры с крупами
Крупы:
• перебирать как Золушка;
• сделать поделки;
• проложить дорожку;
• рисовать крупами.
Предложить родителям игру «Поиск сокровищ»
В сухой бассейн – емкость с крупой спрятаны мелкие игрушки. Задача родителей найти их.
4. Игры с резинками
1-й вариант. Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант. Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
3-й вариант. Для игры необходимы клубок и резинки для волос. Используя,все пять пальцев правой руки нанизываем резиночку на клубок. И так пока не кончатся все резиночки. Затем руку меняем
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять!
Дети проговаривают стихотворение и поочередно одевают резинку на пальчик, а потом снимают
Для родителей:
• Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
• Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
• Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных.
Вывод: данные упражнения развивают у детей не только тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно – двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения в будущем.
Рефлексия
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове-эстафете,которое начинается с фразы: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)
Источник