Развитие мелкой моторики ребенка с овз

Елена Козикова
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья

Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны,

воспитателя I категории

СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина

с Старый Аманак м. р. Похвистневский Самарской области

Аннотация: В статье приводятся практический материал по организации и проведению игр на развитие мелкой моторики. Обосновывается связь между развитием мелкой моторики и активизаций отделов коры головного мозга. Систематизированы принципы работы над развитием мелкой моторики у детей с ОВЗ. Статья предназначена для родителей и воспитателей работающих с детьми с ОВЗ младшего и старшего возраста.

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

На протяжении многих лет работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, мной была выявлена закономерность, что у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом и речевые навыки развиты недостаточно, часто речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Многочисленные исследования учёных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.

Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем

В своей статье я попытаюсь дать обзор тех методов и приемов развития мелкой моторики, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики, лепка из глины и пластилина, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций,изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов и многое другое.

Пальчиковые игры являются одним из самых доступных видов работы по развитию мелкой моторики. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом,чтобы:

1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2. использовались изолированные движения каждого из них.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию. С моей точки зрения, их можно разделить по способам действия.

1. Игры – манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» – указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» – ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» – из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» – ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» – ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец,или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» – поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 лет развивающие игры картинки

«Кулак – ребро – ладонь»– последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» – рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» – нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» – движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» – большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты»– движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление.Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» – движения, как при растирании рук.

«Молоточек» – фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» – пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» – сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» – детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» – правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательным для детей я использую бельевые прищепки, которые не только развивают мелкую моторику ребёнка, но и творческое воображение, логическое мышление, закрепляют знания цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике «Солнышко»: лучики к солнцу, дети учатся находить закономерности, умение составлять лучики солнышка в определенном порядке чередуя прищепки по цвету (красная, жёлтая, красная, жёлтая; красная, красная, жёлтая, красная, красная, жёлтая). Задания детям предлагаются по мере усложнения, сначала по показу, по готовому образцу, затем по словесной инструкции, а уже потом дети сами должны определить закономерность. Игры с прищепками являются одним из видов пальчиковых игр. Они очень нравятся детям. (см приложение №1)

В своей работе с детьми использую бросовый материал – крышки от пластиковых бутылок. Их можно использовать, как раздаточный материал, собрав крышки разных цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые) и изготовить несложную дидактическую игру например такую как «Математические ёлочки» (см. приложение №2)

Для развития тактильного восприятия в группе было создано пособие

«Волшебная шляпа» (см. приложение №3) Это ёмкость со шляпой, с отверстиями по бокам, к которым пришиты рукава. Ребенку необходимо просунуть руки в рукава и определить размер, форму, его температуру и поверхность предмета на ощупь.

Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. С помощью родителей в группе создана коллекция семян.Дети рассматривают семена: определяли форму, цвет, величину; сравнивают. Предлагаю рассмотреть несколько вариантов игр с семенами. (см. приложение №4)Дидактическая игра: «Рисуем картину», где дети сначала приклеивают, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают их. При помощи семян можно изготовить поделки, украшать вазы, тарелочки. Крупные семена можно использовать для дидактической игры «Раздели семена по сортам”, где дети сортируют семена по форме, цвету, величине (см. приложение №5). Детям нравится играть в «Сухом бассейне». Когда Берётся банка или какая то другая ёмкость, в меру глубокая и широкая, это наш бассейн. На ее дно кладем одну или несколько небольших игрушек и сверху засыпаем горохом или фасолью. Ребенок ищет игрушку и называет её и описывает. Дети с удовольствием играют в такую игру, как “Покорми Нюшу”. (см. приложение №6) На одной из крышек изображаем Нюшу с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки. Во вторую баночку насыпаем фасоль. Сообщаем детям, что фасоль-это витаминки для Нюши. Дети с удовольствием угощают её витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.

«Игровой квадрат» — один из «инструментов» замечательной коллекции развивающих игр педагога-изобретателя Вячеслава Воскобовича. Он умеет превращаться в разные предметы и попутно «сообщает» детям о различных геометрических свойствах фигур. “Игровой квадрат” представляет собой 32 жестких треугольника, он изготовлен из плотной несыпучей ткани, на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика (можно плотного картона) контрастных цветов. «Игровой квадрат» предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков. Об этом квадрате обоснованно сказано “Великий квадрат не имеет предела”. В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу “оригами”, трансформироваться в объемные формы. (см. приложение №7)

Использование вышеприведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в речевом развитии.

Читайте также:  Значение развития личностных качеств ребенка в школе

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

В работе по развитию мелкой моторикирекомендуется придерживаться некоторых правил:

• подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;

• учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

• проводить работу регулярно, систематически;

• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

• повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

• заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм;

• стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Используемая в моей работе система мероприятий, по развитию мелкой моторики, при целенаправленном и с систематическом ее применении способствует развитию речи, координации, точности, пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке ребёнка пи переходе на новую ступень образования.

Источник

Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей с ОВЗ

Дети с нарушениями в физическом и психическом развитии невнимательны, забывают сложные инструкции и последовательность заданий, отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита мелкая моторика, часто нарушена координация движений. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Моторное развитие ребенка также связано с его психоэмоциональным состоянием и влияет на интеллектуальные способности. Развивая моторику мы создаем предпосылки для развития высших психических функций. В работах советских ученых доказано влияние развития мелкой моторики рук на становление речи.

Существует большой количество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук:

  • Массаж кисти и ладони: родитель массирует саму ладошку ребенка, и каждый палец по отдельности.
  • Пластилиновые картины: ребенок разминает пластилин, скатывает колбаски, шарики и растирает пластилин пальцем по бумаге или картону
  • Пальчиковые куклы. Веселый способ разработки движения каждого пальца в отдельности
  • Игры с ребенком на повторение позы пальцев (просите сложить пальчики так же как у вас)
  • Игры с узелками: завязывание узлов, бантов, повторение сложных узлов.
  • Лепка фасолью, горохом, семечками по пластилину
  • Использование пальчиковых красок не только учит чувствовать движение пальцев по отдельности, но и регулирует эмоциональное состояние ребенка
  • Лепка из глины. Более вязкий чем пластилин материал глина помогает развить силу ладоней
  • Использование бусин и бисера для творчества.

Также для развития мелкой моторики рук используют нестандартное оборудование: природный материал, пробки, бигуди, пипетки, прищепки, бумага, карандаши, нити, тесьма, вода, песок.

Дидактические игры и упражнения для развития моторики

  • Игра «Карусели»-для её изготовления использовали, простую вешалку для бокалов и чашек. Дети вешают на крючки рыбок разной величины, например: «Повесь большую рыбку на красную ленточку». Дети развивают мелкую моторику руки, осваивают понятия величины, цвета, предметов.
  • Пробочный тренажер. Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Дети собирают из пробок различные предметы (геометрические фигуры, ёлочка, пирамидка, домик). Можно, натягивая резиночки в разном направлении, сделать листочек, ракету, домик и другие предметы. Эта игра развивает моторику, воображение, фантазию творческие способности ребенка.
  • «Игры с крупными бигуди» – здесь дети не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цвета, ориентируются на плоскости. Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.
  • Игра «Загрузи машину» – большая банка из под чупа-чупсов в виде машины, с вырезанными в ней отверстиями разной формы и величины. Можно закладывать различные предметы (пуговицы, монетки, геометрические фигурки, карандаши, пробки).
  • Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Пластилин можно разминать и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики, раскатывать колбаски, резать на кусочки, лепить картинки, готовить обед.
  • Игры с прищепками. Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Варианты игр:

«Верёвочка» -игра с прищепками на развитие моторики и конструктивного мышления: «Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка), «Кто быстрее наденет 10 прищепок?», «Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая», «Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.», «Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.», «Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)».

«Волшебный ряд» – игра на развитие моторики, пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных. Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….

«Сделай сам» – ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от… надень эту прищепку справа от… надень эту прищепку между … и т.д.

«Скажи сам» – ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.

  • Игры с шестигранными карандашами.
Читайте также:  Задания на развитие ребенка трех лет

Необычные виды массажа рук карандашом вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игру. Очень нравятся детям упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворных рифмовок.

Игра «Утюжок» – прокатывание карандаша по поверхности стола. Инструкция: «Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу»

Тюх -тюх –тюх

Мой незаменимый друг

Под рукой пыхтит утюг.

Как корабль по волнам,

Он плывет по простыням.

Игра «Добывание огня» – прокатывание карандаша между ладонями. Инструкция «Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?»

Онь-онь-онь,

Я добуду огонь,

Он жаром хлеб в печи румянит.

В костре картошка вкусной станет.

Игра «Горка» – скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. Инструкция «Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.»

Громыхала громко горка,

И кричал “Урааа!” Егорка,

И кричал “Урааа!” Денис,

Улетая быстро вниз.

  • Игры с бумагой.

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

  • Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

  • Игры с пуговицами

Пуговичный массаж – заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку; найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

  • Игры с крупой, бусами

«Божьи коровки» («Черепашка», «Ракушка») – круглые тряпичные мешочки, в виде божьих коровок, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней – гречневая крупа, в более крупной – горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.

  • Игры с крупами

Можно прятать ручки в крупе, пересыпать крупу, «Дождь, град», «Покормим птичек», «Разложи по тарелочкам», «Вкусная кашка», «Найди игрушку», Игра «Золушка», «Отгадай, какая крупа в мешочке», «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

  • Игры с природным материалом

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

  • Игры с песком

– Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

– Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

– Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

– Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

  • Игры с водой

Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

– Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску  сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

– Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

  • Игры с веревочкой

Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук.

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Источник