Развитие мелкой моторики ребенка с нарушением слуха

Развитие мелкой моторики ребенка с нарушением слуха thumbnail

Консультация для родителей.

«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха в семье».

Учитель-дефектолог Шмелевская Н.А.

В.А. Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев» и « чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…». Таким образом, развитие мелкой моторики рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Вы спросите почему речи? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.

Нарушение функций слухового анализатора приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития ребёнка, но и оказывает существенное влияние на развитие его психомоторной сферы.

У детей с нарушением слуха отмечаются выраженная в разной степени общая моторная (двигательная) недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии мелкой моторики у детей с нарушением слуха препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие основных видов деятельности ( затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков) т.к. движения пальцев рук плохо дифференцированы . Чтобы процесс познания окружающего мира ребенка с проблемами в развитии проходил более успешно, необходима специальная работа по развитию мелкой моторики рук, как с предметами, так и без них.

В своей работе с неслышащими детьми использую различные методики, упражнения и игры для развития мелкой моторики.

1. Пальчиковая гимнастика.

Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления – следуя медицинской терминологии – сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров – мышц-сгибателей и экстензоров – мышц-разгибателей. Эффективность таких занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальчиковой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей. Продолжитель – ность пальчикового тренинга зависит от возраста детей. Пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

3. Песочная терапия.

Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком и вместе с ребёнком поиграйте в различные игры: «Где спрятала игрушку?» «Нарисуй на песке», «Повтори за мной» и т.д.

4. Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.

7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Можно оклеивать пластилином стеклянные бутылки (баночки) и придание ей формы вазы, чайника и т. д. Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

8. Шнуровка.

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка.

9.Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.

также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

10. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Родителям надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;

рисование по опорным точкам;

дорисовывание второй половины рисунка;

рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

11. Графические упражнения.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам.

12. Штриховка.

Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см

13. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное, родителям необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.

Источник

У детей с нарушением слуха при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Убедительны также факты, полученные при обучении детей с нарушениями слуха. Одних из этих детей с раннего возраста обучали общаться с помощью жестов, выполняемых всей рукой, других обучали дактильной (пальцевой) азбуке. Оказалось, дети, которые обучались крупными жестами, поддаются обучению разговорной речью с большим трудом, те же дети, которые обучались дактильной азбуке, очень легко и быстро овладевают звуковой речью. Поэтому, стимулировать речевое развитие детей рекомендуется путем тренировки движений пальцев рук. В нашем учреждении мы не используем дактильную и жестовую речь, но развитие мелкой моторики пальцев рук одна из важнейших задач обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук предшествует артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с раннего детства.

Таким образом, значение развития мелкой моторики рук очень велико:

1. Повышает тонус головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребёнка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребёнка.

Развитию мелкой моторики рук способствуют:

а). Игры и игровые упражнения:

Кто больше соберет фасоли, “Карусель” (прищепки), “Посмотри, кто спрятался в комочке?” (разглаживание скомканных бумажных комочков), “Найди и положи рядом такой же” (развивать тактильные ощущения), “Разборные игрушки”, “Разрывание бумаги” (путем отщипывания от листа), “Веселый автобус”, “Собери колеса для машины”(игра на нанизывание).

Выкладывание из палочек “Санки”,”Снежинки”, “Посыпаем дорожки” (упражнение-игра (домашняя школа Монтессори). Работа с календарём (прищепки)

б). Пальчиковые игры.

“Домик”, “Это что за теремок?” Пальчиковая гимнастика «Семья»,”Кто приехал?” “Большая стирка”,”Шнуровки”,”Оденем куклу на прогулку”

(пуговицы, липучки, молнии). “Чудесный мешочек” (овощи и фрукты определить на ощупь), «Веселые овощи» (штампы картофелем), “сварим компот”(нанизывание на проволку). “Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов, шишек”, “Кто больше соберет фасоли?”, “Мы – листики осенние”, “На прогулку” (развивать общую координацию). Работа с календарём (прищепки). Пальчиковая гимнастика “Стол, стул”. “Зима”(умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), “Большой цветок”, “Солнышко и бутон” (пальчиковые игры). “Деревья”(пальчиковая гимнастика),

в). Изобразительная деятельность.

Пластилиновый салат” – лепка разноцветных шариков (красных – “помидоров”, зеленых “колбасок” – “лука”) «Близнецы» (рисование кляксами). Выпуск семейного журнала «Ладошки». «Ёлочка» (рисование ладошками, вырезание), украшение группы. «Морская прогулка» (рисование на простыне), “Волшебные ручки” (рисование манкой),

г). Массаж рук. “Деревья”(пальчиковая гимнастика).

Рабочий план реализации проекта.

МесяцНеделяТема
Сентябрь1.Разработка конспектов игр, занятий. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2.Консультация для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для детей с нарушением слуха».
3. Семья“Кто больше соберет фасоли. Пальчиковая гимнастика «Семья», “Кто приехал?”, “Карусель” (прищепки).
4. Игрушки“Посмотри, кто спрятался в комочке?” (разглаживание скомканных бумажных комочков), “Найди и положи рядом такой же” (развивать тактильные ощущения), “Разборные игрушки”.
Октябрь1. Одежда, обувь“Большая стирка”, “Шнуровки”, “Оденем куклу на прогулку” (пуговицы, липучки, молнии).

2. Овощи, фрукты

“Чудесный мешочек” (овощи и фрукты определить на ощупь), «Веселые овощи» (штампы картофелем), “сварим компот”(нанизывание на проволоку).
3. Природа, погода (осень)“Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов, шишек”, “Кто больше соберет фасоли?”, “Мы – листики
осенние”, “На прогулку” (развивать общую координацию) Работа с календарём (прищепки).

4. Транспорт

“Разрывание бумаги” (путем отщипывания от листа), “Веселый автобус”, “Собери колеса для машины”(игра на нанизывание)
Ноябрь1. . МебельПальчиковая гимнастика “Стол, стул”.
2. ПосудаЛепка папье-маше посуды.
3. Моя семья“Пластилиновый салат” – лепка разноцветных шариков (красных – “помидоров”, зеленых “колбасок” – “лука”), “Карусель” (прищепки), Пальчиковая гимнастика «Семья».
4. ИнструментыАппликация, лепка инструментов.
Декабрь1. Части тела“Собери куклу” (разборные игрушки), разминки для рук, ног, языка.
2 ЖивотныеПальчиковая игра “Коза и козленок”, «Близнецы» (рисование кляксами).
3. Одежда,
обувь.
“Оденем Катю на прогулку”, “Шнуровки”, “Платье в горох”, “Застегни одежду” – на пуговицы, липучки, молнии,
4. Праздники (Новый год)Выпуск семейного журнала «Ладошки». «Ёлочка» (рисование ладошками, вырезание), украшение группы.
Январь1.Каникулы.
2. Мы любим спортЛепка (мальчик на лыжах, на коньках, на санках), имитация движений.
3. Помещения детского сада.«Близнецы» (рисование кляксами).
4. Природа, погода (зима).“Зима”(умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), Выкладывание из палочек “Санки”, “Снежинки”, “Посыпаем дорожки” (упражнение-игра (домашняя школа Монтессори). Работа с календарём (прищепки)
Февраль1. Двор, площадка.Пальчиковые игры “Домик”, “Это что за теремок?”, “Выложи дом из цветных геометрических фигур”, “Замок”, “Кошкин дом” (р. н. потешка), “Посыпаем дорожки” – упражнение-игра (домашняя школа Монтессори).
2. Продукты питания.Игровая деятельность совместно с родителями. “Готовим салат вместе с мамой”, изготовление совместных поделок.
3. Транспорт.«Морская прогулка» (рисование на простыне), “Что у кого?” – разглаживание скомканных шариков листов бумаги с изображениями автобуса, машины, “Составим из палочек машину”, “Грузовик” – обводка трафарета машины.
4. Игрушки.“Волшебные ручки” (рисование манкой), ” Кто в домике живет?”
(развивать тактильные ощущения), “Качели” (пальчиковая игра).
Март1. Праздники
(8 Марта).
“Деревья” (пальчиковая гимнастика),
2. Природа, погода (весна).Конструирование из природного материала (кораблик, лодка для игр с водой). Работа с календарём (прищепки)
3. Дикие и домашние животные.Динамическое упражнение “Медвежата”, “Котята”, “Кошка и собаки” – пальчиковая игра, “Мышка”, “Ежик”( выкладывание из палочек), “Собака”(выполнение фигурок из пальцев), “Следы в лесу” (рисование пальчиком).
4. Рыбы.“Золотая рыбка”(пластилин, монеты).
Апрель1. Насекомые.“Бабочка” (кляксография), ” Пчела” (вращение пальцами), “Лягушка пляшет”(двумя ладошками), “Жук” (пальчиковая игра).
2. Птицы.“Птичка” – упражнение с пальчиками, лепка, “Лебединое озеро” – рисование ладошками, “Угощение для птиц” (сортировка семян – тыквы и подсолнечника), “Скворечник” (из палочек).
3. Растения.“Деревья” (пальчиковая гимнастика), “Елка из лесу пришла” (выкладывание из палочек).
4. Цветы.“Выросли цветы” (развивать координацию общих движений), “Большой цветок”, “Солнышко и бутон” (пальчиковые игры).
Май1. Семья.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Моя семья» (рисование ладошкой, фломастером), “Карусель” (прищепки),
2. Город, улица.Лего, разборные машины, рисование на манке, “Посыпаем дорожки” (упражнение-игра (домашняя школа Монтессори).
3. Профессии.Лепка из теста, “Пластилиновый салат” – лепка разноцветных шариков, “Кто больше соберет фасоли?” – собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком, закручивание пробок на бутылочках, “Сушим фрукты” (нанизывание).
4. Природа, погода (лето).“Веселые подружки” (лесенка” из пуговиц, пришитых к ткани), “Проложим дорожку из камешков”,” Лето” (рисование на асфальте цветными мелками). Работа с календарём (прищепки)

Источник