Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка литература

Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка литература thumbnail

Юлия Огурцова
Методическое пособие по мелкой моторике

Движение руки всегда тесно связано с

речью и способствует её развитию

В. М. Бехтерев

I. Актуальность проблемы.

Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.

Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Сотрудники института по физиологии детей подростков АПН установили. что существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики, чем выше двигательная активность. тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание. осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно со вторым воспитателем, младшим воспитателем, родителями, начав эту работу далеко до поступления в школу.

II. Цели и задачи.

Исходя из всего перечисленного в первой главе была определена цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук.

Основные задачи:

• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук

• Формировать координацию движений

• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости

Способствовать развитию творческих способностей

• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь

• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия

• Обогащать словарный запас

III. Методические рекомендации при использовании воспитателем комплекса по развитию мелкой моторики.

Изучив множество литературы по развитию мелкой моторики таких авторов как И. Светлова ” Развитие мелкой моторики“, Е. С. Анищенкова “Пальчиковая гимнастика”, Е. М. Чернова “Пальчиковые шаги”, В. Савченко “Штриховка”, А. Н, Малышева “Аппликация в детском саду” и др., я пришла к выводу, что ни один из них не использует в своей работе весь комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики. Поставив перед собой цели и задачи, исходя их моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе “От рождения до школы”, под редакцией авторов Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Я подобрала наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми,я разбила на комплексы:

1. Комплекс “Пальчиковые игры”

2. Комплекс ” Использование элементов изодеятельности в развитии

мелкой моторики

3. Комплекс “Развитие графической моторики

IV. Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики.

1 Комплекс “Пальчиковые игры”

Детям очень нравятся пальчиковые игры. Пальчиковая игра – это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.

В комплекс “Пальчиковые игры”я включила следующие виды игровых упражнений:

• Пальчиковая гимнастика

При выполнении гимнастики необходимо стараться задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

• Фигурки из счётных палочек.

В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения можно использовать на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.

• Физкультминутки.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривания стихов, одновременно с движением обладают радом преимуществ, как сказано выше, речь делается более громкой, чёткой, эмоциональной, развивается слуховое восприятие. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях и в утреннюю гимнастику играет положительную роль на развитие речи детей.Это позволяет: регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память.

• Пальчиковые шаги.

Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Перед началом работы с пальчиковыми шагами я рекомендую взрослому попробовать упражнение самостоятельно, чтобы правильно подсказать ребёнку во время занятий. Я использую пособия “Пальчиковые шаги” Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.

• Самомассаж.

Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а так же под воздействием импульсов, идущих в кору головного мозга от двигательных зон, более благотворно развивается речевая функция. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счётом.

• Игры с каштанами, грецкими орехами.

Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

• Шнуровка.

В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы.Например: из куска картона вырезаю какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко и листик и др., делаю по контуру с помощью дырокола отверстия. В эти отверстия дети просовывают шнурки. Так же можно пришнуровать один объект к другому (например: ёжик несёт яблоко). Ещё я обратила внимание на другой вид работы со шнурками – это плетение. Дело в том, что плетение – очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию движения пальцев. У меня в группе, на доступном для детей уровне, развешаны цветные шнурки (по три штуки на одном креплении). Дети свободно подходят и занимаются плетением косичек.

Читайте также:  Особенности психического развития слабослышащего ребенка

• Мозаика.

Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное – обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.

• Игры с молниями и застёжками.

Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям – это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук. В основном этот вид игры я использую при подготовке и возвращении с прогулки. В свободное время мы с детьми учимся пользоваться молнией, количество которых соответствует количеству детей.

2. Комплекс

“Использование элементов изодеятельности”

Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.

• Ниткография

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография – выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть “рисование с помощью нити”. “Рисунки” получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. Как заниматься по этой методике:

1. Сначала научите ребёнка выкладывать картинки по готовому образцу, который выкладывает взрослый.

2. Когда ребёнок научится выкладывать простейшие изображения, можно переходить к “рисованию по представлению”. В этом случае развивается не только мелкая моторика. но и творческое воображение ребёнка.

3. Для тетей занятия ниткографией будут более увлекательными, если их сочетать с рассказом. сказкой, загадкой. Попросите ребёнка изобразить героев сказки или ответ на загадку.

4. В последствии можно будет давать задания посложнее. Дети должны пересказать знакомый сюжет сказки и “нарисовать картинки из сказки нитью”.

• Конструирование.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Развивающий потенциал оригами очень велик. Думаю, что нет особой необходимости рекламировать это древнее искусство, притягательная сила которого способна пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев. Оживляет плоский и живой лист, превращая его в цветы, животных, птиц. Тематика оригами очень разнообразна и идёт от простого к сложному.

• Аппликация.

При работе с бумагой, ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают не мало практических навыков и умений. Умение держать кисточку в руках – отличный способ развития моторики. Во время занятий аппликацией ребёнок учится пользоваться ножницами и клеем, по результатам таких занятий вы сможете оценить. на сколько развита мелкая моторика и движения пальцев рук у ребёнка.

3 Комплекс

“Развитие графической моторики

Большое значение на развитие мелкой моторики имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования можно использовать книжки-раскраски. Трафареты могут иметь разную тематику.При выполнении штриховки решают следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. В группу я приобрела фигурные линейки, использование которых формирует умение составлять из геометрических фигур изображения предметов и смысловых композиций, штриховать их. Учу детей штриховать сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по косым линиям и волнистым. Не всё сразу получается у детей. Сначала дни сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Постепенно ребёнок осваивает технику штриховки. Мышцы расслабляются, линии, выходящие за контур, становятся на место.

Перечисленные комплексы я использую в ежедневной работе с детьми, так, как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной,используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах:

1. Утренняя гимнастика.

2. Самостоятельная деятельность

3. Организованная образовательная деятельность

4. Непосредственная образовательная деятельность

5. Прогулка

6. Самообслуживание

7. Работа с родителями

8. Индивидуальная работа

9. Продуктивная деятельность

Определив основное направление в работе, необходимо найти пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

В группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободны выбирать игры, пособия для этого вида деятельности.

В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны.

На стене развешаны шнурки, из которых можно плести косички и закрепить их бантиками. В доступности находятся молнии.

В зоне изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.

В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами.

В театральной зоне: пальчиковый театр.

Заключение

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям, не только речевых, но и общеобразовательных групп.

Список используемой литературы:

• Анищенкова Е. С. “Пальчиковая гимнастика”,

изд. АСТ, 2007г.

• Долженко Г. И. “100 оригами”

Ярославль, “Академия развития”, 2000г.

• Лыкова И. “Изодеятельность в детском саду”

Москва, “ТЦ Сфера”, 2004г.

• Картуша М. Ю. “Логоритмика для малышей”,

Москва, “ТЦ Сфера”, 2004г.

• Поварченкова З. М., Малышева А. Н. “Аппликация в детском саду”

Ярославль, “Академия развития”, 2010г.

• Светлова И. “Развиваем мелкую моторику

ЭКСМО-Пресс, 2001г.

• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. “Пальчиковые шаги”

С-Пб, “Корона”, 2007г.

Источник

Анна Зубенко
Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Читайте также:  Особенности развития ребенка дошкольного возраста презентация

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – с различного вида конструкторами, например, “Лего”, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

Пальчиковая гимнастика

– Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

– Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

– Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

– Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка литература

План работы по теме самообразования

на 2019-2020 учебный год

Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты

Сентябрь 1. Постановка проблемы. 2. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. 1.Изучить литературу: Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

2. Провести диагностику для формулировки цели и задач. 1. Формулировка цели и задач работы над темой.

Октябрь 1.Доклад на тему: «Развитие ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики» 1. Тимофеева Е. Ю. ,Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007. 1.Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»

Ноябрь 1. Посещение занятий коллег.

2. Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет.

1. Обмен опытом по проблеме. 1. Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста».

2. Рекомендации и памятки для родителей по данной теме.

Декабрь 1. Работа над созданием методического банка 1.Изучение литературы:

«Энциклопедия

развивалок» под. ред.

Т. Решетник, Е. Анисина и

др. -М.:ООО

«ЭКСМО»,2011. 1. Методический банк

Январь 1. Тематическая подборка и составление картотеки пальчиковых игр.

2. Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования. 1.Изучение литературы: Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. 1. Создание картотеки пальчиковых игр

Февраль 1. Работа над модернизацией комнаты.

2. Консультации для родителей. 1. Оформление уголков в группе.

2. Создание папки передвижки. 1. Благоустройство группы.

Март 1. Подготовка презентации «Пальчиковая игра как средство развития детей дошкольного возраста». 1.Изучение литературы: Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 1. Создание презентации.

Читайте также:  Влияние биологических факторов на развитие ребенка с овз

Апрель 1. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. 1. Подбор методической литературы. 1. Создание плана.

Май 1. Отчет о проделанной работе на тему самообразования за учебный год. 1. Создание презентации по проделанной работе.

2. Фотоотчет. 1. Рекомендации педагогам.

2. Отчет.

План работы на 2019-2020 учебный год

Работа с детьми

Месяц Содержание Задачи

Сентябрь Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд» Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку» Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Октябрь Д/и «Чудесный мешочек» Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста» Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Перекладывание из одной емкости в другую Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Сухой бассейн»» Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

Д/и «Прищепки» Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

Ноябрь «Пальчиковая гимнастика «Семья» Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка» Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Упражнение «Пуговицы»» Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки греем» Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игра» Художник» Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

Декабрь Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка» Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Рисуем на крупе» Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика» Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Лохматый пес» Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Январь Игра «Веселые упражнения с карандашом» Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки» Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку» Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Февраль Д/и «Массажный мячик» Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь» Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка» Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Д/и «Уложим куклу спать» Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина» Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

Самомассаж «Стряпаем» Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка» Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке» Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон» Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики» Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Май Игра «Собери бусы» Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики – комарики» Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?» Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка литература

Работа с родителями:

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Октябрь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Март

Фотовыставка «Наши с мамой руки»

Апрель

Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Самореализация:

*Изучение литературы по данной теме.

*Подбор материала по теме.

*Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

*Оформить картотеку пальчиковых игр.

Этапы реализации

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме).

2. Организационно-диагностический

3. Результативный

Методы и формы работы:

• Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)

• Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)

• Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для осуществления сюжетно-ролевой игры)

• Эвристический (развитие находчивости и активности)

• Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)

• Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)

Предполагаемые итоги реализации:

1. Повышение уровня мотивации к развитию мелкой моторики пальцев рук.

2. Картотека пальчиковых игр.

3. Обобщение и распространение опыта.

Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка литература

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия «развитие мелкой моторики пальцев рук»

3. Исследовать эффективность использования мелкой моторики рук в процессе развития дошкольников.

4. Разработать картотеку «Мелкая моторика рук как средство развития детей дошкольного возраста»

5. Разработать картотеку пальчиковых игр для 1 младшей группы.

Изучение методической литературы:

Сентябрь-май

1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007.

Источник