Развитие мелкой моторики для ребенка 1 года
Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.
Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:
- игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
- пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
- массаж пальчиков,
- рисование;
- лепка.
В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Итак, приступим
1. Чистить вареное яичко
На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.
Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.
2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча
Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.
3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу
Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.
4. Проталкивать монеты в копилку
Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.
Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.
5. Выбирать из крупы мелкие предметы
Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.
6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.
Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка
- самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
- позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
- разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
- учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.
Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.
Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.
Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.
Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.
Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.
Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.
На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook. Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Читайте также:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ
Источник
Ну вот мы и добрались до моего любимого направления в развитии речи – мелкой моторики! Обожаю я его потому, что в этом направлении великое множество разнообразных и не сложных игр, упражнений и заданий, и в то же время есть где фантазии разгуляться.
Напомню, что моторика – это развитие подвижности мелких мышц пальцев, приводящих в движение импульсы, повышающие работоспособность головного мозга, т.е. мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Какая связь между развитием моторики и речью, спросите вы?
Дело в том, что проекция кисти руки в анатомическом плане расположена очень близко к речевой зоне. Развивая пальчики, мы тем самым стимулируем развитие речи. И наоборот: у деток, чьи речевые способности ниже нормы, наблюдается моторная неловкость, недостаточная координация пальчиков, слабый захват и пр.
В раннем возрасте развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Да и в принципе, на ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество активных точек, которые стимулируют мозговую деятельность и активизируют способности малыша. Именно поэтому ему следует предлагать как можно больше разнообразных видов деятельности, насыщать сенсорными впечатлениями, тактильными ощущениями.
Единственное, хочу обратить ВНИМАНИЕ на такой момент: не важно, в какие игры на развитие моторики вы играете, важно – как вы это делаете и с какой целью! Например, вы предлагали ребенку мозаику – втыкать «гвоздики» в полотно. Пока у него это действие не получалось – моторика развивалась, а следовательно и речь за собой подталкивала. Когда же он без проблем начал вставлять детали в полотно – развитие навыка, грубо говоря, достигло пика. Выработалось моторное планирование – как раз то, что нам и необходимо формировать касаемо речи (это умение выстроить логику действий). Иначе говоря, если малыш изо дня в день собирает одни и те же паззлы, пирамидки, то эти действия уже не требуют моторного планирования, а значит, такие занятия и развитию речи практически не способствуют.
Как я говорила, игр и упражнений на сегодняшний день уйма. Приведу в пример наши группы игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
1. ИГРЫ С ВОДОЙ, ПЕСКОМ, КРУПАМИ И ДРУГИМ СЫПУЧИМ МАТЕРИАЛОМ
— рисование на подносе манкой
— выкапывание игрушек из перловки, фасоли, риса
— вылавливание рукой и подручными предметами (ложкой, шумовкой, ситечком, совочком и пр) игрушек из воды, крышечек, счетных палочек
— массаж стоп – ходим по крупам ножками
— переливание и пересыпание из стаканчика в стаканчик
— переливание и пересыпание ложкой
— переливание и пересыпание с использованием воронки, спринцовки, шприца
— наполнение пластмассовой бутылки сыпучими веществами или водой.
И обязательно давайте ребенку поиграть так, как ему хочется (если это безопасно, конечно). Захотел пересыпать совочком не в ведерко, а на пол, рядышком, ну пускай попересыпает. Предложите ведерко попозже. Захотел поплюхаться в тазу руками, вместо того, чтобы доставать оттуда крышки – пускай, ведь это занятие приносит ему столько радости! Не стоит загонять малыша в строгие рамки, если вы хотите вырастить свободную целеустремленную личность.
2. ЛЕПКА (ПЛАСТИЛИН, ТЕСТО), РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ
Что касается лепки, то мы делаем вот что:
— разминаем пластилин (тесто) в руках
— сжимаем в ладошках
— отрываем мелкие кусочки, приляпываем их на картон, отковыриваем
— вдавливаем мелкие предметы в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки), выковыриваем
— «садим» в пластилин трубочку-траву, втыкаем счетные палочки-деревья, ватные палочки
— оставляем различные следы от предметов
— учим делать лепешки из шариков (плющить указательным или большим пальцем или между ними обоими)
— учим резать игрушечным ножом колбаски на доли
— учим слеплять кусочки в один комок
— учим искать в пластилиновой массе спрятанные игрушки
Сопровождайте игровую деятельность стишками. Например:
Месим, месим тесто,
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печке место,
Буду печь каравай,
Переваливай, давай!
Дайте малышу повозиться с тестом, пусть он отщипывает кусочки и кладет в тарелочку – делает пирожки.
Рисовать мы начинали месяцев в 7 пальчиками, с водных книжек-раскрасок, где картинка белая, а если намочить – становится цветной. Потом перешли на пальчиковые краски и старые обои. Минимум раз в неделю мы пользуемся пальчиковыми красками. Уже второй набор подходит к концу. Дети любят их консистенцию, любят мазюкать ватман, и себя. Тут главное дать понять, что для рисования есть определенное место. Нельзя ходить с руками в краске. Можно вставать, передвигаться по ватману. И также с восковыми мелками и другими рисовальными предметами. Сразу приучаем к порядку, тогда обои и мебель останутся целыми.
Восковыми мелками начинаем красить предметы. Например, даем ребенку лист с изображением зайца, показываем игрушку волка и просим спрятать зайчика от волка – закрасить его. Или спрятать колобка от лисички – вариантов много. А с красками очень интересно придумывать, во что может превратиться ладошка ребенка. Последний раз мы делали вот таких ежиков ладошками и пальцами:
До этого, конечно, рассмотрели ежа на картинке, ежика-игрушку, мультик про ежа, поиграли с колючим мячиком су-джоком (осваивали понятие – колючий) и побегали от кукольного ежа-перчатки и покормили его грибами.
Аппликации в этом возрасте самые простые. Начинаем с приклеивания обычных кусочков цветной бумаги (которые ребенок сам и может нарвать). Учтите, что после приклеивания малыши обычно тянутся их отклеивать – не препятствуйте. Также можно пробовать приклеивать ватку, салфетки, наклейки. Ближе к полутора годам можно делать тематические аппликации – приклеивать капли дождя над зонтиком, белые пятна на гриб, пятна на жирафа и пр.
3. МОЗАИКА, КОНСТРУИРОВАНИЕ
Крупный конструктор и мозаика – необходимы в этом возрасте для развития логики, мышления и фантазии, изучения цветов, формы и т.д.
4. ЛИПУЧКИ, ЗАСТЕЖКИ, МОЛНИИ, КНОПКИ
Здесь мы учимся:
— расстегивать и застегивать молнии на одежде
— застегивать обувь на липучках
— развязывать шнурки
— расстегивать кнопки (в более старшем возрасте, к 2 годам и застегивать)
Хочу посоветовать замечательную книгу, на которой дети залипают надолго:
В ней представлены различные застежки, липучки и сопровождают их замечательные стишки.
И еще, девочки, не проходите мимо швейного магазина! В нем можно приобрести застежки на молнии, застежки-карабинчики, которые поначалу дети учатся застегивать, а к 2 годам и расстегивать. А с молнией малыш может справиться уже и после года. Моему сыну очень нравится. При застегивании такой щелчок слышится, а если сильно нажать на боковые вилочки, то вилочка вылетает из второй детали, что тоже привлекает малышей.
5. КРЫШКИ, КОЛПАЧКИ, ФРУТОКРЫШКИ
Фрутокрышки (от пюре ФрутоНяня) – это отдельная тема, если кому-то надо, могу скинуть игры с ними. У нас крышек очень много, мы их перебираем, пробуем сортировать по цвету, строим из них башенки, используем в играх с водой и крупами, просто любим разбросать и собрать. Другие крышки, от бутылок и баночек – кидаем в коробку-сортер, пробуем закручивать и откручивать. Колпачки от фломастеров подбираем по цветам, прячем в тесто, а потом находим, считаем 1-много, мало.
6. ШНУРОВКА, ПИРАМИДКА, ГРИБОЧКИ
И все, что имеет стержни, все, что надо нанизывать – здесь, в этом пункте.
Со шнуровкой мы познакомились месяц назад, и через несколько занятий поняли принцип нанизывания на шнурок деталей. До этого на пирамидках познакомились с понятием «дырка», «отверстие» и просовывали через нее различные предметы, трубочки, пальцы.
Мне нравятся такие игры тем, что детали можно заменить на другие, тем самым разнообразив игрушку. Например, на стержень от большой пирамидки попрактиковаться нанизывать мамины браслеты, детские бусы, резинки для волос. На грибочки мы, к примеру, надеваем и фрутокрышки. А потом пальчиком учимся крутить в разные стороны.
7. СТУЧАЛКИ, МОЛОТОЧКИ, МАГНИТНАЯ РЫБАЛКА
Одно из любимых детских развлечений. Рекомендуют с полутора лет, но мы уже и сейчас начали осваивать. На удочку ловить умеем, только иногда нужно правильно вкладывать ее в руку или давать брать (могут ловить другим концом). И в фигурные стучалки подбираем фигуры методом проб и ошибок (в этом возрасте – норма)
8. СОРТЕРЫ, СОРТИРОВЩИКИ, КОПИЛКИ
Подойдут и обычные сортеры и самодельные. Мы сортируем мелкие предметы по стаканчикам, пробуем разделять по форме – квадратные камни в квадратную тару, а круглые – в круглую. Можно взять контейнер из-под яиц и туда выкладывать по одному камушку, фишке, мячику, бусинке. В копилку бросаем круглые фишки от лото.
Главное здесь – смотреть, чтобы мелкие предметы ребенок брал тремя пальчиками – щепотью, либо двумя, большим и указательным (пинцетный захват).
9. ПРИЩЕПКИ, ФАНТИКИ, БУМАГА, СКОТЧ И ПР. (перебирание, перекладывание)
Прищепки малышам очень нравятся, их можно использовать долго, до 4-5 лет.
В год уже можно пробовать снимать их со стаканчиков такого же цвета, сортировать. Чуть старше — дополнять интересные образы.
С фантиками от конфет мы играем с 9-10 месяцев, учимся подкидывать их, собирать, сминать и разглаживать, а сейчас и находить одинаковые.
С бумагой мы играем так:
— рвем ее на мелкие кусочки, собираем в ведерко
— дуем на бумажки из трубочки
— заворачиваем в бумагу (фольгу) большие игрушки и разворачиваем
— мнем бумагу в шарики
— делаем аппликации
Остальной бросовый материал можно перебирать, сортировать, раскладывать. Со скотчем играли так — нтягивала его между ножек стула и прилипляла к нему счетные палочки, камешки цветные. Дети отлепляли. Или просто прилипляла на какую-нибудь часть тела, обозначая её.
10. ЮЛА, ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ, ИГРУШКИ-ПИЩАЛКИ И ПР.
Особенно хороши машинки, которые нужно отвести назад, а потом отпустить, чтобы она поехала. Такие игрушки помогают ребенку понять последовательность действий, установить причинно-следственную связь.
11. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Их роль в развитии пальчиков неоспорима, так как каждый музыкальный инструмент требует совершения определенных движений и даже комбинаций. Советую приобрести, если еще не приобрели бубен, металлофон, барабан, маракасы, детское пианино.
12. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ (кому понадобится, могу скинуть сборник пальчиковых игр)
В таких играх, очень важным является то, что все действия сопровождаются стишками, которые взрослые должны знать в совершенстве. Развивается не только речь и моторика, но и воображение, пространственное мышление, внимание и память.
Например:
Хлоп!
(Хлопнуть в ладоши.)
Раз!
(Легко ударить себя по коленям.)
Еще
(Хлопнуть в ладоши.)
раз!
(Легко ударить себя по коленям.)
Мы похлопаем сейчас.
(Хлопки в ладоши.)
А теперь скорей, скорей!
Шлепай, шлепай веселей!
(Наклонившись вперед, быстро в такт мелодии шлепать ладошками по ковру перед собой)
До полутора лет пальчиковые игры проводят как пассивную гимнастику. Для разнообразия можно использовать массажеры, мячики и су-джок. С 1,5 можно давать упражнения наподобие этого:
Мы капусту рубим, рубим, (рубим ребрами ладоней вверх-вниз)
Мы морковку трем, трем, (трем кулаком одной руки по ладошке другой)
Мы капусту солим, солим, (сжимаем пальцы щепотью, «солим»)
Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем пальцы)
Сок капустный пьем, пьем. (подносим руки ко рту, изображаем звук, как будто пьем)
Также с года желательно разучить с ребенком несколько простых движений:
— на вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
— грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
— изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
— оказываем «да», «нет» движением головы;
— изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
— изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
— изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаемидем по комнате).
Вот мы и подошли к развитию крупной моторики у малышей (развитие движения рук, ног, головы и туловища). Последние 4 пункта относятся именно к крупной моторике. Двигательные упражнения помогают, во-первых, поднять уровень активности ребенка, обеспечивают развитие зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, помогают ориентироваться в пространстве, развивают умение управлять своим поведением, и главное – своим телом (ориентироваться в нем).
В раннем возрасте следует подражать повадкам животных (ходить как мишка, прыгать, как зайка), проигрывать слова в коротких потешках («Мишка косолапый по лесу идет», «Два веселых гуся»), использовать логоритмику Екатерины Железновой.
Доказано, что у детей с поздним развитием моторных функций и речь появляется позднее.
ВЫВОДЫ:
1. Для развития речи важно не так важно, что мы развиваем — мелкую моторику или крупную, а важно как, а именно: важно воспитание моторного планирования.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики – доводим движения до автоматизма (приобретаем навык) и подбираем новые.
3. Для лучшего эффекта заниматься нужно систематически, ежедневно.
4. Развитие мелкой и крупной моторики всего лишь одно из направлений по вызыванию или коррекции речи.
В следующем посте рассмотрим примеры дидактических игр с малышами
Источник