Развитие математических способ у ребенка 5 лет
Комитет по образованию
администрации Ханты Мансийского района
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты – Мансийского района «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»
Подготовил: воспитатель
Губанова А.В
п. Горноправдинск
2019 г.
Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на его психическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Важно не столько дать знания по математике, сколько научить детей логически мыслить, развивать математическое мышление. В ДОУ хорошо известны и широко используются в практике игры и упражнения на развитие логико – математических представлений и умений. Педагоги в своей работе используют разнообразный развивающий дидактический материал. В ходе игр решаются задачи, способствующие развитию у дошкольников простейших логических операций (сравнение, синтез, анализ, классификация, обобщение, вывод). Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
Стоит до школы научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
– узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
-величину предметов;
– понятия “больше”, “меньше”, “часть”, “целое”.
Формы обучения элементарным математическим представлениям – игра.
Игра “Наоборот” (толстый – тонкий, высокий – низкий, широкий-узкий). Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
Игра “Назови соседей” (взрослый называет число, а ребенок – его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Игра “Подели предмет” (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
Игра “Найди пару” (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
Игра “Какое число пропущено?” Называется пропущенное число.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: “Здесь больше мальчиков или девочек?”, “Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке”, “Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое”, “Сколько этажей в этом доме?”
Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой – к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния – какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.
Счет на кухне. Кухня – отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера – скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой – уже на три. Самый сложный вариант для малыша – набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.
Мир, в котором живет малыш – это мир мышления и логики, подлинных приключений, невероятных открытий, которые встречаются на каждом шагу. Ведь в каждом ребенке заключено чудо от рождения. Чудо – это его мозг. Поэтому никогда не надо забывать о том, что «Чудеса заключены не в методах, а в самом ребенке. И каждый ребенок имеет право овладеть этим чудом. А нам только остается купить билет в эту страну чудес».
Делая вывод, хочу сказать, что ребенка можно учить практически всему на свете и при этом, все сделать вместе со своим малышом.
Воспитатель: Губанова А.В.
Источник
Елена Заяц
Логико-математическое развитие детей 5–6 лет
Возрастные психологические особенности детей:
Проявляют интерес к знаковым системам, моделированию, самостоятельному решению творческих задач.
Определяют местоположение предметов, их количество, удалённость друг от друга.
Положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия других детей и оценивают чужие результаты.
Проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения, результат, к обобщению.
Что осваивает ребёнок:
Умения пользоваться эталонами, условными мерками, моделями.
Представления о количественных, временных,пространственных отношениях.
Действия сравнения, группировки, классификации, употребления, измерения условными мерками, деление целого на три части.
Задачи развития:
Способствовать освоению следующих умений и навыков:
– сравнивать и группировать объекты по 2-3 признакам;
– самостоятельно выбирать основание классификации;
– ориентироваться на наличие и отсутствие свойства при решении задачи;
– разбивать множество блоков по одному свойству на 2 класса и называть общее свойство каждого из них: все синие –все не синие (все кроме синих) ; все круглые красные – все не круглые, не красные (все, кроме круглых, кроме красных);
– разбивать множества по двум совместимым свойствам на 4 класса и называть общие свойства каждого из них (игры с двумя обручами);
– составлять коврики из разноцветных полосок и цветных палочек с целью освоения свойства чисел;
– измерять, используя палочки как условные мерки;
– увеличивать и уменьшать числа на 1-2 а практической деятельности.
Игровые пособия и материалы в предметно-развивающей среде:
– Блоки Дьенеша (5-6 набора).
– Логические фигуры из игрового комплекта «Давайте вместе поиграем» (8-9 наборов).
– Палочки Кюизнера (5-6 наборов).
– Цветные полоски из пособия «Весёлые цветные числа» (9-10 наборов).
– Альбом «На золотом крыльце»(5-6 штук, с. 13 -30).
– Альбом «Праздник в стране блоков» (5-6 штук с. 3-8).
– Альбом «Посудная лавка» (5-6 штук, с. 19-30, задачи на симметрию).
– Материал к счётным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (5-6 альбомов, с. 8 – 11).
– Альбом «Страна блоков и палочек» (5-6 штук, с. 1-4).
– Знаки-символы, разноцветные обручи.
– «Жизненные материалы – заменители блоков (бабочки, машинки) .
– Игра «Логика и цифры».
– Схематические изображения домов, деревьев и др. для классификации
Способы педагогической поддержки ребёнка в логико-математических играх:
– Эмоционально – заинтересованный отклик на творческие проявления в самостоятельном решении познавательных задач, догадку, сообразительность как условия успеха.
– Практическая помощь, направленная на точность выполнения логических и математических действий, помощь при построении логических высказываний.
– Поощрение взаимоконтроля через поочередное выполнение действие в парах.
месяц неделя задачи недели название игры
сентябрь I – неделя Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики.
Формирование пространственных представлений, умения детей определять место положения предмета (здесь – животного) по отношению к другому, ориентироваться на плоскости. Учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера. Развитие устойчивой связи между образом свойства и словом, которое его обозначает, умения выявлять и абстрагировать свойства. Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость. «Выставка форм»
(см. картотеку ст. группа)
II – неделя «Танграм»
III – неделя «Хватит ли?»
(см. картотеку ст. группа)
IV – неделя «Помоги муравьишкам»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 74)
октябрь I – неделя Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д.). А также закрепить понятия большой, маленький, средний, самый маленький. Развивать мелкую моторику рук.учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. В игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами. «Угадай-ка»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 75)
II – неделя «Расскажи про свой узор»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «Вчера, сегодня, завтра»
(см. картотеку ст. группа)
IV – неделя «Выставка собак»
(см. картотеку «Игры с палочками Кюизнера 5-7 лет»)
ноябрь I – неделя Учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру. Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.
запоминать расположение фигур. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм.
«Найди клад»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 77)
II – неделя
«Слоненок»
(см. картотеку «Игры с палочками Кюизнера 5-7 лет»)
III – неделя «Монгольская игра»
IV – неделя «Найди клад»
(см. картотеку ст. группа)
декабрь I – неделя Развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Упражнять детей в количественном и порядковом счете. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.
Сложи квадрат
(см. картотеку ст. группа)
II – неделя «Не ошибись»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «Дорожки»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 77)
IV – неделя «Море волнуется»
(см. картотеку «Игры с палочками Кюизнера 5-7 лет»)
январь I – неделя Учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах. познакомить детей с образованием числа 9, упражнять в счете в пределах 9. учить правильно,называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур. Развивать умение выделять свойства геометрических фигур. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм. «Сравни и запомни»
(см. картотеку ст. группа)
II – неделя Путешествие в оранжерею»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «Пифагор»
IV – неделя «Домино»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 80)
февраль I – неделя Закреплять понятия – вчера, сегодня, завтра. (с мячом).закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм.
«Продолжай!» (с мячом)
(см. картотеку ст. группа)
II – неделя «Живые числа»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «Волшебный круг»
IV – неделя «Найди пару»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 80)
март I – неделя Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками. Упражнять в умении производить арифметические действия. Закреплять названия месяцев, названий дней недели
Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм «Изменение конструкции дома»
(см. картотеку «Игры с палочками Кюизнера 5-7 лет»)
II – неделя «Цепочка примеров»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «12 месяцев»
(см. картотеку ст. группа)
IV – неделя «Разложи фигуры»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 81)
апрель I – неделя Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь. Упражнять в умении производить арифметические действия.учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Развитиеумения сравнивать предметы по одному – четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм. «Что мы делаем?»
(см. картотеку ст. группа)
II – неделя «Реши пример»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «Листик»
IV – неделя «Угощение для медвежат»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 103)
май I – неделя Закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (равные, одинаковые по длине); ориентироваться в пространстве (слева, справа, рядом).Закреплять название дней недели. В игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера». Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм. «Мастерим стул»
(см. картотеку «Игры с палочками Кюизнера 5-7 лет»)
II – неделя «Вьетнамская игра»
III – неделя «Вчера, сегодня, завтра»
(см. картотеку ст. группа)
IV – неделя «Магазин»
(см. картотеку ст. группа)
Источник
Индира Вагабова
Статья: Развитие математических способностей у детей 5–6 лет
Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр
«Математика имеет задачей не обучение отчислению, а обучение приемам человеческой мысли при исчислении, что именно эти знания нужны человеку для того, «чтобы жить хорошей жизнью»».
Л. Н Толстой
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей.В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.
Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование и развитие математических способностей связывают её не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения, а с процессом мыслительной деятельности, т. е. с развитием математического мышления детей.
Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», что в большей мере, обусловлено особой спецификой так называемых познавательных и интеллектуальных способностей.
В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признании того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что это происходит естественно, без «внешней стимуляции», другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию мышления. В работах Ж. Пиаже, А Валлона, Б. Инельдера, В. В. Рубцова, Е. Г. Юдина определены границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования математических способностей. Ж. Пиаже рассматривает интеллектуальное развитие индивида как процесс, относительно независимый от обучения, подчиняющийся в основном биологическим законом. Согласно этим воззрениям обучение в дошкольном возрасте не является основным источником и движущей силой развития.
В работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Н. А. Мечинской, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.
При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка, как гибкость мышления, т. е. не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.
Исследователи выделяют так же такую характеристику, как глубина мышления. (Колягин Ю. М. «Учись решать задачи» М. ,1979)
Многие исследователи отмечают и целенаправленность мышления, т. е. способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская детали.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей.В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему разработки моего проекта. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.
Источник