Развитие математических навыков у ребенка 5 лет
Комитет по образованию
администрации Ханты Мансийского района
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты – Мансийского района «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»
Подготовил: воспитатель
Губанова А.В
п. Горноправдинск
2019 г.
Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на его психическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Важно не столько дать знания по математике, сколько научить детей логически мыслить, развивать математическое мышление. В ДОУ хорошо известны и широко используются в практике игры и упражнения на развитие логико – математических представлений и умений. Педагоги в своей работе используют разнообразный развивающий дидактический материал. В ходе игр решаются задачи, способствующие развитию у дошкольников простейших логических операций (сравнение, синтез, анализ, классификация, обобщение, вывод). Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
Стоит до школы научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
– узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
-величину предметов;
– понятия “больше”, “меньше”, “часть”, “целое”.
Формы обучения элементарным математическим представлениям – игра.
Игра “Наоборот” (толстый – тонкий, высокий – низкий, широкий-узкий). Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
Игра “Назови соседей” (взрослый называет число, а ребенок – его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Игра “Подели предмет” (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
Игра “Найди пару” (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
Игра “Какое число пропущено?” Называется пропущенное число.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: “Здесь больше мальчиков или девочек?”, “Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке”, “Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое”, “Сколько этажей в этом доме?”
Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой – к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния – какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.
Счет на кухне. Кухня – отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера – скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой – уже на три. Самый сложный вариант для малыша – набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.
Мир, в котором живет малыш – это мир мышления и логики, подлинных приключений, невероятных открытий, которые встречаются на каждом шагу. Ведь в каждом ребенке заключено чудо от рождения. Чудо – это его мозг. Поэтому никогда не надо забывать о том, что «Чудеса заключены не в методах, а в самом ребенке. И каждый ребенок имеет право овладеть этим чудом. А нам только остается купить билет в эту страну чудес».
Делая вывод, хочу сказать, что ребенка можно учить практически всему на свете и при этом, все сделать вместе со своим малышом.
Воспитатель: Губанова А.В.
Источник
Елена Заяц
Логико-математическое развитие детей 5–6 лет
Возрастные психологические особенности детей:
Проявляют интерес к знаковым системам, моделированию, самостоятельному решению творческих задач.
Определяют местоположение предметов, их количество, удалённость друг от друга.
Положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия других детей и оценивают чужие результаты.
Проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения, результат, к обобщению.
Что осваивает ребёнок:
Умения пользоваться эталонами, условными мерками, моделями.
Представления о количественных, временных,пространственных отношениях.
Действия сравнения, группировки, классификации, употребления, измерения условными мерками, деление целого на три части.
Задачи развития:
Способствовать освоению следующих умений и навыков:
– сравнивать и группировать объекты по 2-3 признакам;
– самостоятельно выбирать основание классификации;
– ориентироваться на наличие и отсутствие свойства при решении задачи;
– разбивать множество блоков по одному свойству на 2 класса и называть общее свойство каждого из них: все синие –все не синие (все кроме синих) ; все круглые красные – все не круглые, не красные (все, кроме круглых, кроме красных);
– разбивать множества по двум совместимым свойствам на 4 класса и называть общие свойства каждого из них (игры с двумя обручами);
– составлять коврики из разноцветных полосок и цветных палочек с целью освоения свойства чисел;
– измерять, используя палочки как условные мерки;
– увеличивать и уменьшать числа на 1-2 а практической деятельности.
Игровые пособия и материалы в предметно-развивающей среде:
– Блоки Дьенеша (5-6 набора).
– Логические фигуры из игрового комплекта «Давайте вместе поиграем» (8-9 наборов).
– Палочки Кюизнера (5-6 наборов).
– Цветные полоски из пособия «Весёлые цветные числа» (9-10 наборов).
– Альбом «На золотом крыльце»(5-6 штук, с. 13 -30).
– Альбом «Праздник в стране блоков» (5-6 штук с. 3-8).
– Альбом «Посудная лавка» (5-6 штук, с. 19-30, задачи на симметрию).
– Материал к счётным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (5-6 альбомов, с. 8 – 11).
– Альбом «Страна блоков и палочек» (5-6 штук, с. 1-4).
– Знаки-символы, разноцветные обручи.
– «Жизненные материалы – заменители блоков (бабочки, машинки) .
– Игра «Логика и цифры».
– Схематические изображения домов, деревьев и др. для классификации
Способы педагогической поддержки ребёнка в логико-математических играх:
– Эмоционально – заинтересованный отклик на творческие проявления в самостоятельном решении познавательных задач, догадку, сообразительность как условия успеха.
– Практическая помощь, направленная на точность выполнения логических и математических действий, помощь при построении логических высказываний.
– Поощрение взаимоконтроля через поочередное выполнение действие в парах.
месяц неделя задачи недели название игры
сентябрь I – неделя Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики.
Формирование пространственных представлений, умения детей определять место положения предмета (здесь – животного) по отношению к другому, ориентироваться на плоскости. Учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера. Развитие устойчивой связи между образом свойства и словом, которое его обозначает, умения выявлять и абстрагировать свойства. Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость. «Выставка форм»
(см. картотеку ст. группа)
II – неделя «Танграм»
III – неделя «Хватит ли?»
(см. картотеку ст. группа)
IV – неделя «Помоги муравьишкам»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 74)
октябрь I – неделя Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д.). А также закрепить понятия большой, маленький, средний, самый маленький. Развивать мелкую моторику рук.учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. В игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами. «Угадай-ка»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 75)
II – неделя «Расскажи про свой узор»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «Вчера, сегодня, завтра»
(см. картотеку ст. группа)
IV – неделя «Выставка собак»
(см. картотеку «Игры с палочками Кюизнера 5-7 лет»)
ноябрь I – неделя Учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру. Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.
запоминать расположение фигур. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм.
«Найди клад»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 77)
II – неделя
«Слоненок»
(см. картотеку «Игры с палочками Кюизнера 5-7 лет»)
III – неделя «Монгольская игра»
IV – неделя «Найди клад»
(см. картотеку ст. группа)
декабрь I – неделя Развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Упражнять детей в количественном и порядковом счете. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.
Сложи квадрат
(см. картотеку ст. группа)
II – неделя «Не ошибись»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «Дорожки»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 77)
IV – неделя «Море волнуется»
(см. картотеку «Игры с палочками Кюизнера 5-7 лет»)
январь I – неделя Учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах. познакомить детей с образованием числа 9, упражнять в счете в пределах 9. учить правильно,называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур. Развивать умение выделять свойства геометрических фигур. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм. «Сравни и запомни»
(см. картотеку ст. группа)
II – неделя Путешествие в оранжерею»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «Пифагор»
IV – неделя «Домино»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 80)
февраль I – неделя Закреплять понятия – вчера, сегодня, завтра. (с мячом).закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм.
«Продолжай!» (с мячом)
(см. картотеку ст. группа)
II – неделя «Живые числа»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «Волшебный круг»
IV – неделя «Найди пару»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 80)
март I – неделя Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками. Упражнять в умении производить арифметические действия. Закреплять названия месяцев, названий дней недели
Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм «Изменение конструкции дома»
(см. картотеку «Игры с палочками Кюизнера 5-7 лет»)
II – неделя «Цепочка примеров»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «12 месяцев»
(см. картотеку ст. группа)
IV – неделя «Разложи фигуры»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 81)
апрель I – неделя Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь. Упражнять в умении производить арифметические действия.учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Развитиеумения сравнивать предметы по одному – четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм. «Что мы делаем?»
(см. картотеку ст. группа)
II – неделя «Реши пример»
(см. картотеку ст. группа)
III – неделя «Листик»
IV – неделя «Угощение для медвежат»
(Блоки Дьенеша)
(З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 103)
май I – неделя Закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (равные, одинаковые по длине); ориентироваться в пространстве (слева, справа, рядом).Закреплять название дней недели. В игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера». Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на такие геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия; развивать пространственное мышление; способствовать воображению при рассмотрении образов, предметов или отдельных деталей; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности; воспитывать интерес к логическим играм. «Мастерим стул»
(см. картотеку «Игры с палочками Кюизнера 5-7 лет»)
II – неделя «Вьетнамская игра»
III – неделя «Вчера, сегодня, завтра»
(см. картотеку ст. группа)
IV – неделя «Магазин»
(см. картотеку ст. группа)
Источник
Родители, которые хотят обучить ребенка математике сталкиваются с вопросом — чему именно нужно научить ребенка. Какие способности можно и нужно развивать в дошкольном возрасте, чтобы обеспечить успешное усвоение школьной программы.
Какие способности относятся к математическим у детей до 7-ми лет
Не стоит думать, что математические способности подразумевают под собой только умение быстро и точно считать. Это заблуждение. Математические способности включают в себя целый комплекс умений, направленных и на творческий подход, и логику, и счет.
Быстрота подсчета, способность запоминать большой массив цифр и данных не являются подлинными математическими способностями, так как даже медленный и обстоятельный ребенок, который вдумчиво занимается может успешно постигать математику.
К математическим способностям относится:
- Способность обобщения математического материала.
- Умение видеть общее у разных предметов.
- Возможность найти главное в большом количестве различной информации и исключить не нужное.
- Пользоваться числами и знаками.
- Логическое мышление.
- Способность ребенка мыслить абстрактными структурами. Умение отвлечься от решаемой задачи и увидеть полученную картину в целом.
- Мыслить как прямо, так и в обратной последовательности.
- Умение самостоятельно мыслить, не используя шаблонов.
- Развитая математическая память. Способность использовать полученные знания в различных ситуациях.
- Пространственное мышление – уверенное использование понятий «верх», «низ», «право» и «лево».
Каким образом формируются математические способности
Все способности, в том числе и математические, не являются предопределенным навыком. Они формируются и развиваются через обучение и закрепляются практикой. Поэтому важно не только развить ту или иную способность, но и совершенствовать ее путем практических упражнений, доводя до автоматизма.
Любая способность проходит несколько этапов в своем развитии:
- Познание. Ребенок знакомится с предметом и узнает необходимый материал;
- Применение. Применяет новые знания в самостоятельной игре;
- Закрепление. Возвращается к занятиям и повторяет ранее изученное;
- Применение. Использование закрепленного материала при самостоятельной игре;
- Расширение. Происходит расширение знания о предмете или способности;
- Применение. Ребенок дополняет самостоятельную игру новым знанием;
- Адаптация. Знание переносится из игровой ситуации в жизнь.
Любое новое знание должно пройти несколько раз через этап применения. Давайте ребенку возможность использовать полученные данные в самостоятельной игре. Детям нужно некоторое время, чтобы осмыслить и закрепить каждое незначительное изменение в знаниях.
В случае, если ребенок не сможет через самостоятельную игру усвоить полученный навык или знание, высока вероятность того, что оно не будет закреплено. Поэтому после каждого занятия отпускайте малыша поиграть или отвлекитесь, поиграйте с ним. Во время игры покажите, как использовать новые знания.
Как развить математические способности у ребенка
Начинать математическое развитие нужно в виде игры и использовать вещи, которые заинтересуют малыша. Например, игрушки и бытовые предметы, с которыми он сталкивается каждый день.
С того момента, когда ребенок проявит интерес к тому или иному предмету родитель начинает показывать ребенку, что предмет можно не только рассматривать и трогать, но и совершать с ним разные действия. Акцентируя внимание на некоторых признаках предмета (цвет, форма), в ненавязчивой манере можно показать разницу в количестве предметов, ввести первые понятия о множественном и пространственном положении.
После того, как ребенок научится разделять предметы по группам, можно показывать, что их можно считать и сортировать. Обратить внимание на геометрические особенности.
Развитие математических способностей должно идти одновременно с основами операций с числами.
Любое новое знание должно быть преподнесено при явном интересе ребенка к обучению. При отсутствии заинтересованности в предмете и его изучении, обучение ребенка проводить не стоит. Важно соблюдать баланс в обучении ребенка, чтобы развивать любовь к математике. Практически все проблемы, связанные с изучением основ этой дисциплины, имеют свое начало в первоначальном отсутствии желания познать.
Что делать, если ребенку неинтересно
Если ребенок при каждой попытке обучить его основам математики уходит и скучает, то нужно:
- Поменять форму преподнесения материала. Вероятнее всего ваши объяснения слишком сложные для понимания ребенком и не содержат игровых элементов. Дети дошкольного возраста не могут воспринимать информацию в классическом виде урока, им нужно показывать и рассказывать новый материал в ходе игры или развлечения. Сухой текст не воспринимается ребенком. Примените в обучении дидактические игры или попробуйте задействовать в обучении непосредственно ребенка;
- Проявите интерес к предмету без участия ребенка. Дети младшего возраста интересуются всем, что интересно их родителям. Они любят подражать и копировать взрослых. Если ребенок не проявляет интерес к какому-либо занятию, то попробуйте на глазах у ребенка начать играть с выбранными предметами. Вслух рассказывайте о том, что вы делаете. Показывайте собственную заинтересованность процессом игры. Ребенок увидит ваш интерес и присоединится;
- В случае, если ребенок все равно быстро теряет интерес к предмету, нужно проверить, не является ли то знание и умение, которое вы хотите ему привить, слишком сложным или легким;
- Помните о длительности занятий для разного возраста. Если ребенок до 4-х лет потерял интерес к предмету через 5 минут, то это нормально. Так как в этом возрасте ему сложно долго концентрироваться на одном предмете.
- Попробуйте вводить в занятие по одному элементу за раз. Для детей 5-7 лет длительность занятий не должна превышать 30 минут.
- Не стоит расстраиваться, если ребенок не захочет заниматься в конкретный день. Нужно попробовать привлечь его к обучению спустя некоторое время.
Главное, помнить:
- Материал должен быть адаптирован к возрасту ребенка;
- Родитель должен проявлять интерес к материалу и результатам ребенка;
- Ребенок должен быть готов к занятию.
Как развивать математическое мышление
Порядок научения ребенка математическому мышлению представляет собой связанные между собою занятия, которые преподносятся в порядке усложнения материала.
1. Начинать обучение нужно с понятий о пространственном расположении предметов
Ребенок должен понять, где находится право – лево. Что такое «выше», «ниже», «перед» и «за». Наличие этого навыка позволяет воспринимать все последующие занятия проще. Ориентирование в пространстве — основополагающее знание не только для развития математических способностей, но и для обучения ребенка чтению и письму.
Можно предложить ребенку следующую игру. Возьмите несколько его любимых игрушек и положите перед ним на разном расстоянии. Попросите его показать, какая игрушка находится ближе, какая дальше, какая левее и т.д. При появлении затруднений при выборе, подскажите правильный ответ. Используйте в этой игре различные варианты слов, которые определяют расположение предметов относительно малыша.
Употребляйте такой подход к изучению и повторению не только в процессе занятий, но и в обыденной жизни. Например, предложите ребенку определить пространственное расположение предметов на детской площадке. Чаще в обычной жизни обращайтесь с просьбой подать что-либо, ориентируя малыша в пространстве.
Параллельно с пространственным мышлением обучают обобщению и классификации предметов по их внешним признакам и функциональной принадлежности.
2. Изучите понятие множества предметов
Ребенок должен различать понятия много — мало, один — много, больше — меньше и поровну. Предложите игрушки разного вида в разном количестве. Предложите сосчитать их и сказать много их или мало, каких игрушек меньше и наоборот, также показывайте равенство игрушек.
Хорошая игра на закрепление понятия множества — «Что в коробочке». Ребенку предлагается две коробки или ящичка, в которых находится разное количество предметов. Путем перемещения предметов между коробками ребенку предлагается сделать количество предметов больше или меньше, уровнять. В возрасте до 3-х лет количество предметов не должно быть большим, чтобы ребенок мог наглядно оценить разницу в предметах без подсчета.
3. Важно в раннем детстве обучить ребенка простым геометрическим фигурам
Научите ребенка видеть их в окружающем мире. Хорошо для развития знания геометрических фигур использовать аппликации из математических форм. Покажите ребенку рисунок предмета с четкими контурами (дом, машина). Предложите сделать из заготовленных треугольников, квадратов и кругов образ предмета.
Покажите и объясните, что такое угол у фигур, предложите ребенку догадаться, почему «треугольник» носит такое имя. Предложите ребенку для ознакомления фигуры с большим количеством углов.
Закрепление геометрических знаний проведите через рисование изученного материала, складывания разных фигур из других предметов (палочек, камушков и т.д.). Можно использовать пластилин и другие материалы, позволяющие создавать различные формы.
Попросите нарисовать ряд фигур разного типа, посчитайте их вместе с ребенком. Спросите, каких фигур много, а каких мало.
На прогулке с ребенком обратите внимание на форму домов, лавочек, машин и т.д. Покажите, как сочетание различных фигур между собой может создавать новые и знакомые предметы.
4. Умение ориентироваться в пространстве и классифицировать предметы позволяет научить измерению размера предмета
Раннее обучение измерения длины линейкой и при помощи сантиметров не рекомендуется, так как это будет сложный для восприятия материал. Попробуйте измерять предметы с ребенком при помощи палочек, ленточек и других подручных материалов. В этом обучении вложено не само измерение, а принцип его проведения.
Большинство педагогов советуют обучать ребенка измерению при помощи счетных палочек. Они обосновывают это удобством для ребенка и приучению его пользоваться специальным материалом. Эти палочки пригодятся при изучении единиц счета. Также их можно использовать как наглядный материал при работе с книгами (отложить палочку по количеству героев), изучении геометрических фигур (ребенок может выложить палочками нужную фигуру) и т.д.
5. Количественные измерений
После изучения базовых математических понятий можно переходить к количественным измерениям и изучению чисел. Изучение чисел и их письменного обозначения происходит с раннего возраста по определенной системе.
6. Сложение и вычитание
Только после освоения количественных измерений и чисел стоит вводить сложение и вычитание. Сложение и вычитание вводится в возрасте 5-6 лет и представляет собой простейшие операции на одно действие с малыми числами.
7. Деление
Деление в дошкольном возрасте вводится только на уровне долей, когда ребенку предлагается разделить предмет на равные доли. Количество таких частей не должно превышать четырех.
Примеры занятий с ребенком для развития математических способностей
Для решения этой задачи не требуется каких-либо изысканных способов, нужно просто в вашу обычную жизнь внести некоторые дополнения.
- При прогулке на улице предложите ребенку посчитать какие-либо предметы или объекты (плитку, машины, деревья). Укажите на множество предметов, попросите найти обобщающий признак;
- Предлагайте ребенку решать задачи по поиску правильного ответа, ориентируя его. Например, у Маши 3 яблока, а у Кати 5, у Лены на одно яблоко больше, чем у Маши и на одно меньше, чем у Кати. Задачу можно и упростить, спросив, какое число находится между 1 и 3;
- Наглядно поясните ребенку, что такое сложение и вычитание. Сделайте это на яблоках, игрушках или любых других предметах. Дайте ребенку пощупать предметы и через добавление или вычитание предмета покажите эти простые операции;
- Спрашивайте ребенка о том, в чем отличие предметов;
- Покажите, что такое весы и как они действуют. Поясните, что вес можно не только почувствовать, взяв предмет в руки, но можно еще и измерить в цифрах;
- Научите пользоваться часами со стрелками;
- Уделите особое внимание пространственному расположению предметов;
- Формы можно изучать не только на карточках, но и искать их в предметах вокруг;
- Покажите вашему ребенку, что математика есть во всем, что окружает его, стоит только присмотреться.
Какие дополнительные материалы помогут обучить ребенка математике
- Карточки и картинки с разным количеством предметов, с цифрами и математическими знаками, геометрическими фигурами;
- Магнитная или меловая доска;
- Часы со стрелкой и весы;
- Палочки для счета;
- Конструкторы и головоломки;
- Шашки и шахматы;
- Лото и домино;
- Настольные игры;
- Книги, в которых есть счет, и позволяющие проводить математические операции;
- Методические пособия на развитие логики и других способностей по возрасту ребенка.
Советы родителям, которые хотят обучить ребенка основам математики
1. Поощряйте ребенка в его поиске ответов. Помогайте ему их находить, рассуждая. Не ругайте за ошибки и не смейтесь над неправильными ответами. Каждая попытка ребенка сделать вывод или решить задачу тренирует его способности и позволяет закреплять знания;
2. Используйте время совместных игр для развития необходимых навыков. Акцентируйте внимание на том, что было изучено ранее, показывайте, как на практике можно использовать новый и уже закрепленный материал. Создавайте ситуации, в которых ребенку нужно будет воспользоваться знаниями, чтобы достичь определенного результата;
3. Не перегружайте ребенка большим объемом новой информации. Дайте ему время осмыслить полученные знания через свободную игру;
4. Сочетайте развитие математических способностей с духовным и физическим развитием. Внедрите счет в занятия по физкультуре и логику в чтение, и ролевые игры. Разностороннее развитие ребенка — путь к полноценному развитию малыша. Физически и духовно развитый ребенок постигает математику намного легче;
5. При обучении ребенка старайтесь задействовать все каналы поглощения информации. Кроме устного рассказа, показывайте это на различных предметах, давайте возможность пощупать и оценить вес и фактуру. Прибегайте к разнообразным формам преподнесения информации. Показывайте, как можно использовать полученные знания в жизни;
6. Любой материал должен быть в виде игры, которая заинтересует ребенка. Хорошо способствует запоминанию азарт и вовлеченность в процесс. При отсутствии интереса ребенка к материалу остановитесь. Подумайте над тем, что было сделано не так и исправьте. Каждый ребенок индивидуален. Найдите способ, который подходит для вашего малыша и используйте его;
7. Важным для успешного освоения математических основ является умение концентрироваться на задаче и запоминать условия. Задавайте вопрос о том, что понял малыш из заданной задачи после каждого условия. Проводите работу по улучшению концентрации;
8. Прежде чем предлагать ребенку решать самостоятельно покажите пример того, как нужно рассуждать и решать. Даже, если ребенок уже не однократно проводит некую операцию по вычислению, напомните ему порядок действий. Лучше показать правильный ход действий, чем позволять ребенку закреплять неправильный подход;
9. Не заставляйте ребенка заниматься, если он не хочет. Если малыш хочет играть, то дайте ему эту возможность. Предложите позаниматься спустя некоторое время;
10. Старайтесь разнообразить знания в одном занятии. Лучшим вариантом будет, е