Развитие личных качеств ребенка родительское собрание

3 класс

                                          РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»

.

Цель: определить значение общения для детей и взрослых; выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями; рассмотреть проблемы взаимоотношений родителей и детей, провести обсуждение по теме собрания.

1. Подготовительный этап.

-Изготовление приглашения каждой семье в виде солнца со словами: «ХОРОШЕЙ  «ПОГОДЫ» В ДОМЕ!»

«Уважаемый, …

Если Вы хотите дать совет, услышать ответы других на вопросы: «Какова роль общения в развитии личностных качеств ребёнка?», «Как правильно делать замечания?», «Как выражать свой гнев?», «Как похвалить ребёнка?», то примите наше приглашение на встречу, которая состоится …

-Написать плакаты.

«НАШИ ДЕТИ – ЭТО НАША СТАРОСТЬ, ПЛОХОЕ ВОСПИТАНИЕ-ЭТО НАШЕ ГОРЕ, ЭТО НАШИ СЛЁЗЫ, ЭТО НАША ВИНА ПЕРЕД ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, ПЕРЕД ВСЕЙ СТРАНОЙ.»  (А. С. Макаренко)

«ГАРМОНИЯ ОБЩЕНИЯ – ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА.»

«ОТНОСИСЬ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.»  (Ф. Честерфилд)

-Подготовить карточки, памятку, рекомендации.

Негативные суждения

Последствия негативных суждений

Позитивные суждения

«Ты плохой, отдам тебя в детдом!» «Я от тебя ухожу, мне такой ребёнок не нужен»

Чувство вины, повышенная тревожность, страхи одиночества, «уход» в себя, замкнутость, ощущение своей ненужности.

«Что бы не случилось, я никогда тебя не оставлю!»

«Что ты за неряха!»

Чувство вины

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чистый и на тебе чистая одежда!»

«Ты просто плакса, нытик»

Сдерживание эмоций, тревожность, глубокие переживания даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, тебе будет легче!»

Принципы общения

«Я» – сообщения

1. Замечания. Говорить нужно о ситуации, а не о личности.

«Я чувствую…

«Я переживаю…

«Я очень огорчён…

«Я возмущён…

«Мне приятно…

«Мне нравится…

«Мне не нравится…

«Мне больно и обидно…

«Мне хотелось бы…

2. Гнев. «Я»-сообщения не унизят ничьего достоинства.

3. Похвала. Хвалить следует поступки, а не характер.

Рекомендации по взаимодействию родителей с детьми.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.

ошибки

Лучше сказать (сделать) так:

1.Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить.»

«Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение не одобряю.»

2. Безразличие. «Делай, что хочешь, мне всё равно».

«Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому, что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобиться моя помощь, можешь спросить у меня совета.»

3. Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная.»

«Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим».

4. Ребёнка держат под колпаком родительской любви, убирая буквально каждый камушек с дороги.

«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

5. Навязанная роль. «Мой ребёнок – мой лучший друг».

Нельзя на детей перекладывать свои проблемы.

6. Денежная. «Больше денег – лучше воспитание»

Любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для ребёнка на много важнее содержимого родительского кошелька. Счастливым ребёнка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

7. Наполеоновские планы. «Мой ребёнок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

При заполнении дня ребёнка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

8. слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка».

Дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придаёт уверенности в своих силах.

9. Ваше настроение. Из – за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребёнка

Лучше заранее договориться: «Когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено всё,  что ты захочешь. А при плохом -постарайся  ко мне быть снисходительным».

10. слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению, у меня совсем нет времени» – так говорят своему ребёнку некоторые родители.

Даже если день родителе расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребёнка, поговорить с ним, напомнить о том, что не смотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

– Подготовить и провести анкетирование родителей.

С целью выяснения Вашего мнения по теме собрания ответьте на вопросы:

1. Сколько времени в день в день вы отводите на общение с ребёнком?

2. Известно ли вам от самого ребёнка, о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы; как зовут его соседа (соседку) по парте?

3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребёнка?

4. Когда вам приходиться делать ребёнку замечания?

5. Когда вы выражаете свой гнев?

6. Когда вы хвалите ребёнка?

-Дети рисуют на тему «Мой самый счастливый день».

Ход собрания:

1.Вступительное слово учителя.

      Сегодня мы проведём собрание по теме «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка.

      У детей в повседневном общении случаются недоразумения. Ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. От того какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или худшую сторону. Потому позиция школы и семьи здесь должны совпадать.

       Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.

        Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том какую роль играет семья и школа в их воспитании. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

         Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительные. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть .Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Растёт стена непонимания, Возникают конфликты. По данным социологического опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребёнку всего 18 минут. Это ли не парадокс?

          Уважаемые родители!  Хочу обратить ваше внимание на мини – анкету, вопросы которой записаны на доске.  За время собрания дайте, пожалуйста, ответы на эти вопросы, и если где-то столкнётесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.

Вопросы мини-анкеты для родителей.

  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
  2. С каким лицом чаще всего ваш ребёнок общается с вами?  
  3. Каким, по – вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

      Как эффективно и человечно справиться с конфликтными ситуациями?

Давайте познакомимся с принципами общения, которые помогут вам достойно сделать замечания, преодолеть свой гнев, не унижая достоинства ни своего, ни ребёнка, научат, как вовремя похвалить детей, как преобразовать ваши собственные негативные установки в позитивные. Приглашаю вас к активному сотрудничеству. Каждому из вас предстоит побывать и в роли ребёнка и в роли взрослого.

Читайте также:  Целостное развитие ребенка дошкольного возраста с помощью музыки

    2. «ОСТРОЕ БЛЮДО»

В перечнице находятся листочки с ситуациями или вопросами. Родителям предлагается ответить на эти вопросы.

      – В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Вы ребёнок, тянетесь за хлебом и опрокидываете на белоснежную скатерть стакан с соком. Что скажут вам родители?

       – Представьте, что вы после неоднократных замечаний входите в комнату ребёнка и видите, что уроки не сделаны, на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки. Ваша реакция?

       – Дочери (сыну) разрешили гулять до 18 часов вечера, она пришла в 19 часов. Как реагирует отец. Мать?

       – Как одеваться?  Родители требуют надеть одно, а ребёнку хочется другое.

      –  Оправдывают ли себя физические меры наказания?

      –  Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи?

      – Нужно ли ребёнка ласкать? Не будет ли это баловать его?

      – «Хвалить вредно» или «хвалить полезно».

3.ТЕСТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Я предлагаю вам тест – игру «Какой вы родитель»?

Тест.

Говорите ли вы ребёнку следующие фразы? (варианты ответов «ДА» или «НЕТ»)

  1. Сколько раз тебе повторять?
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, чтобы я без тебя делала!
  4. И в кого ты такой уродился?
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну на кого ты похож?!
  7. Вот я в твоё время…
  8. Ты моя опора и помощник!
  9. Ну что за друзья у тебя?
  10. О чём ты только думаешь?
  11. Какой ты у меня умница!
  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
  13. У всех дети, как дети, а ты…
  14. Какой ты у меня сообразительный!

           Правильные ответы: 1,4,6,7,9,10,13 – «НЕТ»;

                                                2,3,8,11,12,14 – «ДА».

 Результаты теста.

  1. Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
  2. Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребёнком, он уважает вас хотя и не всегда с вами откровенен, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
  3. Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени чем от вас.
  4. Если вы допустили 11-14  неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

4. Работа с памяткой.

Учитель раздаёт памятку «Принципы общения».

            Как же правильно делать замечание? Говорить нужно о ситуации, а не о личности, используя при этом «Я» – сообщения: «Я расстроена…» или «Мне не нравится…» и т.д.

             Как выражать гнев? Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, может быть надоедливым, и наступает момент, когда у родителей «терпение лопнуло». Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойным. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения. «Я» – сообщения не унизят ничьего достоинства.

            Как похвалить ребёнка? Ребёнка хвалить вредно, но поступки хвалить полезно. Почему психологи советуют родителям избегать открытой похвалы?  (мнение родителей)

            Оказывается, открытая похвала вызывает у детей тревогу, настороженность, делает их несамостоятельными.

  1. Родительские суждения.

                         Сказанное невзначай, не со зла, любое выражение в адрес ребёнка откладывается в багаже его подсознания, может повлиять на его дальнейшую жизнь. Давайте обсудим различные варианты наших суждений о ребёнке и проанализируем их возможные последствия  (работа с карточками).

                       Родителям раздаются рекомендации по взаимодействию с детьми.

            6.  Заключительное слово.

                        Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.

                                    Ребёнок учится тому,

                                    Что видит у себя в дому.

                                     Родители – пример ему!

                                    Кто при жене и детях груб,

                                     Кому язык распутства люб,

                                     Пусть помнит, что с лихвой получит

                                     От них всё то, чему их учит.

                                     Не волк воспитывал овец,

                                     Походку раку дал отец!

                                     Коль видят нас и слышат дети,

                                     Мы за дела свои в ответе.

                                     И за слова: легко толкнуть

                                     Детей на нехороший путь.

                                     Держи в приличии свой дом,

                                     Что бы не каяться потом.

                       А может , всё дело в том, что дети учатся жить у жизни?

         7. Рассматривание детских рисунков на тему «Мой самый счастливый день».

Уважаемые родители, дайте названия этим рисункам.

          8. Подведение итогов родительского собрания.

                       Выводы:

  1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимоотношения.
  2. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
  3. Не применять к детям физических мер воздействия.
  4. Активнее участвовать во внеурочной деятельности детей, проводить совместные праздники.      

Источник

Родительское собрание «Личностные качества ребёнка»

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Интерактивная игра
  3. Практическая часть.
  4. Заключение.

Предварительная работа: оформление консультаций «Воспитание самостоятельности у ребёнка», «Трудолюбивый ребёнок»,  «Что такое характер».  

Какими качествами должен обладать человек? Какие личностные качества вы хотели бы видеть в своём ребёнке?

Теперь, когда вы сосредоточились и определились с я предлагаю вам наклеить смайлики по одному в тех столбцах,  которые названы разными качествами характера. (столбцов примерно 7-8, а наклеек раздать по 4- 5, рассматривать можно всего несколько качеств, по усмотрению педагога или родителей)

Читайте также:  Центр развития ребенка от года смоленск

Какое качество самое популярное?

Какое оказалось невостребованным? Почему? Неужели эти качества не особенно нужны человеку?

Как воспитать эти качества у ребёнка?

  1. Воспитание заботливости:
  1. Что такое заботливость? (рассуждения родителей)
  2. Заботливость и внимание – это проявление любви к человеку через действие. Нам очень приятно, когда наш ребёнок что-то дарит нам, но что это может быть: рисунок, аппликация или поделка из пластилина. Это очень хорошо, потому что это уже первые проявления заботы. Но, тем не менее, надо учить ребёнка и другим проявлениям своей любви к родным и близким. Например: папа скоро придёт домой с работы уставший, давай наведём порядок, что бы ему было приятно и приготовим ужин. Папа после работы наверное, проголодается. Или: мама такой обед приготовила вкусный, давай помоем посуду, маме будет так приятно. Наша бабушка уже старенькая давай поможем ей и помоем полы.
  3. Это еще и вежливость – употребление в речи т.н. «формул вежливости»
  1. Воспитание трудолюбия:

Выступление детей.  

Маленькая люда и большая посуда.

Стаканы и чашки              

Я мою сама!

Занятие это

не сводит с ума!

Но если тарелки

И ложки – горой,

Мне хочется стать..

Старшей сестрой!

И, надо конечно же,              

Мамою быть,

Чтоб очень легко

Сковородку помыть!

А бабушка мне

Наставленье даёт:

– Терпение есть,

Уменье придёт!

Воспитатель: кто-то, наверное, узнал себя. Мы, взрослые очень часто не позволяем ребёнку  выполнять какую-то работу по дому: мыть посуду, пылесосить ковёр, застирывать какие-то мелкие вещи. Потому что, во-первых: еще наработается, во-вторых: это будет долго, в третьих: сделает плохо, в четвёртых: разведёт грязь и потом придётся переделывать, и в пятых, и это самое главное: мне не трудно, и я это сделаю быстрее и лучше. Но это всё оправдания, кто-то не осознаёт, кто-то боится себе признаться, а кто-то знает и ни чего не делает: главная причина – наша лень. Самое главная отговорка – нам лень потом выполнять работу  в два раза больше, чем было до помощи ребёнка. Многие из нас считают, что сначала пусть ребёнок наблюдает за нами, а потом, когда подрастёт, сам будет всё делать. Не будет. И наблюдать долго не будет. Почему? Всё просто: когда ребёнка что-то заинтересовало, ему срочно надо это потрогать, поиграть, повторить за вами. Если не позволять, то довольно быстро проходит интерес к процессу и сформировать привычку к чистоте и порядку будет довольно сложно.    Кроме того, каждый ребёнок точно знает – игрушечная посудка не настоящая, а значит это и помощь ненастоящая, понарошку.

Вообще-то воспитывать малыша надо уже тогда, когда он еще, образно выражаясь, поперек лавки лежит. Когда грудничок впервые тянет ручонки к погремушке, одна мама заботливо вложит погремушку в ручку, а другая будет наблюдать, как малявка пыхтит изо всех сил, пищит, но пытается дотянуться до желанной цели. Права вторая мама. Она воспитывает в чаде самостоятельность и стремление добиваться поставленной цели, надеясь только на свои силы. Что равносильно трудолюбию.

И самое главное- любая домашняя работа не должна быть поводом для ссор. Относитесь к ней как к естественному процессу,  тогда ваш малыш будет воспринимать её точно так же.

  1. Воспитание самостоятельности:по большей частивытекает из трудового воспитания, вы учите ребёнка самостоятельно одеваться, накрывать на стол, убирать за собой игрушки и т.д. но так же ребёнок учится делать выбор: что одеть – красную рубашку с джинсами или футболку с шортами, например.

Конечно же, важную роль к развитию самостоятельности у ребенка играет распорядок дня. Привыкание к определенному режиму дня, которое включает в себя все основные мероприятия дня, «структурирует» жизнь и поведение ребенка, и позволяет ему учиться правильно планировать свое свободное время. Если же, как такого режима нет, то родителям приходится постоянно «стоять над головой» ребенка, заставляя сделать то или иное.

Важно помнить, что не стоит делать за ребенка те дела, которые он и сам сможет выполнить. И если вы хотите вырастить ребёнка самостоятельным человеком, то позволяйте ребёнку  делать, то, что он хочет (конечно же, в рамках разумного), даже если его действия приведут к неудаче.

Выступление детей.

Я не буду взрослых звать,            

              Сам заправлю я кровать.

Как приятно умываться.                

               Чистым, чистым быть стараться!

Вот я воду открываю

              Умываюсь, не зеваю!

Чищу зубы каждый день,                  

               чистить зубы мне не лень!

Кран всегда я закрываю,

              Закрывать не забываю!

Чтоб напрасно ни когда

Не текла у нас вода!

Если с самого детства вы решили воспитать самостоятельную и самодостаточную личность, то будьте готовы к тому, что ваш ребенок таким и вырастет. Все решения он будет принимать и реализовывать сам и вам нужно считаться с его мнением всегда, чтоб не потерять авторитет в его глазах. Самостоятельность это всегда хорошо и чем раньше ваш ребенок это поймет, тем лучше для него.

  1. Воспитание ответственности:

Когда у вашего  ребенка  появилось два полезных «само» — самонаблюдение и самоконтроль, — пора приступать к воспитанию у него чувства ответственности. Если малыш сам убирает игрушки на место, не бегает по грязи, складывает одежду на место – это прекрасно. Но это не ответственность, это — аккуратность. Если ваше дитя умеет вести себя в общественных местах, ,слушается, когда вы говорите ему  «нельзя», умеет прислушиваться к вашим советам и не закатывает истерик у прилавка с игрушками – это замечательно, но и это не ответственность, это — послушание.

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами в обучении и развитии ребёнка. Но ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ЭТО ИСКРЕННЕЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ И О ДРУГИХ.

Ответственность ребёнка начинается с нашей любви (без переборов и недоборов).  Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя.

Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.

Всё начинается с мелочей. И не отщипывать кусочки от пирожного, а дождаться всех членов семьи, и тихие игры, когда кто-то из семьи прилёг отдохнуть, и убранные игрушки,  но главное — те побуждения, которые заставляют ребёнка так поступать. Представьте: ваш ребёнок, удобно расположившись на сиденье автобуса, размахивает ногами. «Не болтай ногами, это некрасиво» или «Не болтай ногами, ты можешь испачкать пассажиров», — как скажете вы? Можно сказать ребёнку: «Не ломай ветку, поцарапаешься», а можно сказать: «Не ломай ветку, она живая». Чувствуете разницу? По этой короткой реплике видны приоритеты родителя: обеспечить сиюминутное удобство, правильность, безопасность или дать малышу целостное представление о живой природе.

Что необходимо делать, чтобы юный человек стал ответственным человеком? 

Рисунок, который принёс ваш ребёнок из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, а за ужином  можно отметить, как  он помогал маме накрывать на стол или, как старательно укачивал маленькую сестрёнку в колясочке. Так называемая обратная связь — это очень важно для малыша!

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

  • Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, — это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив, отпустить играть. Вы можете поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывайте, что «порядок» в понятии взрослого — это одно, а у детей — совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты — это тоже порядок.
  • Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.
  • Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).
  • Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что «он такое насоветует!».

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Читайте также:  Задержка умственного развития у ребенка в 3 года симптомы и лечение

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как всё настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идёт изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.

  1. Воспитание правилам поведения в обществе:

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.

 Необходимость воспитания культуры поведения

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения.

Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» – вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

Вежливость –   Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность –  Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность –  Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость  к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность – В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит    место в детском саду.

Итак, вежливость – это форма проявления уважения к человеку, и выражается эта форма в стереотипах речевого этикета. Именно форма и стереотип!

На околице у нас

Разговор идёт сейчас.

Вот послушайте-ка сами речь с волшебными словами!

Легко приветливыми быть.

  1. Давным-давно заведено                    

На свете правило одно.

Давным-давно, но всё равно

Нам очень нравится оно!

  1. Кто хочет, чтобы жизнь добра              

Была к нему всё время,

Тот должен с самого утра

Здороваться со всеми!

Соседей надо величать                      

По имени и отчеству –

И не придётся вам скучать,

Скучать от одиночества!

Легко приветливыми быть,                        

Здороваться приятно!

За это будут вас любить! Понятно?

  1. «Доброе утро!» – легко говорить.      

Так же легко, как улыбки дарить.

«Доброе утро!» – услышишь в ответ,

И пожеланья приятнее нет!

Восп. :Скажите, пожалуйста, если кто-то

 кого-то нечаянно обидит,

 как он из этого положения выйдет?

По правилам поведения надо

попросить прощения.

  1. Простите

Простите, пожалуйста, гости, Дружка      

За то, что на вас нарычал он слегка.

Отныне на вас он не станет рычать,

А будет приветливым лаем встречать!

  1. Извини.

Извини меня, котёнок,                  

Что тебя отогнала.

Я, наверное, спросонок

Ничего не поняла!

Заключение

 Притча о Боге и глине.

Слепил из глины человека Бог.

Работал долго, тщательно – старался.

Еще один шлепок, еще мазок – готово, вроде.

Только глядь – остался

Кусочек маленький. “Чего бы из него

Тебе слепить?” – спросил Бог человека.

“Слепи мне счастье, только и всего,

Такое, чтоб не кончилось до века!”

Бог покрутил кусочек так и сяк,

Подумал малость, почесал щетину…

Но творческий запал, увы, иссяк,

И человеку он оставил глину.

Бог много видел, многое он знал,

Но он не ведал, что такое счастье.

А потому сказал: “Лепи, брат, сам!

Теперь уже без моего участья!”

Уважаемые родители! Каждому из вас Бог уже подарил счастье – это ваши дети. И тот маленький кусочек глины он вам тоже оставил. Делайте мазки, творите!

Приложение.

Брошюра для родителей  

Как  воспитать трудолюбие у ребёнка

1. Для детей  старше 5 лет подойдут ролевые игры. Во время мытья полов и посуды представьте, что вы с дочкой трудитесь как Золушки. Для ребёнка в игре важен процесс, а не результат. Не злитесь, если ваш ребёнок плохо справился со своими обязанностями, он еще только учится,  а вот за старательность похвалите.

2. Даже самая увлекательная игра надоест, если играть в неё постоянно. Пусть работа, которую вы выполняете, будет разнообразной-вчера мыли пол и протирали пыль, сегодня режете овощи и моете посуду, а завтра вместе печёте печенье.

3. И самое главное в воспитании трудолюбия у ребёнка это личный пример родителей! Если они относятся к домашней работе как каторге или пренебрегают её, то и ребёнок будет вести себя так же.

И обязательно возьмите на заметку: уборка в выходные дни или перед семейными праздниками должна быть коллективным делом.

Как воспитать в ребенке ответственность?

  1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. «Помоги мне накрыть стол к чаю», «Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?», «Эту обувь мы помоем вместе…» Посильное дело для малыша всегда найдется.
  2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача — убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)
  3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. Не купил хлеба — пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки — они остались мокрые и мы не пойдём гулять.
  4. Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
  5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-«напоминалки». Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.
  6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, что он слишком маленький.
  7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
  8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Источник