Развитие личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте

Развитие личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте thumbnail

С поступлением в школу у ребёнка расширяются возможности для становления многих личностных свойств. Прежде всего, следует сказать о комплексе специальных личностных свойств, которые относятся к мотивации достижения успехов.

Как известно в дошкольном возрасте уже начинают складываться предпосылки формирования данного мотива. Однако окончательное формирование и закрепление в качестве личностной черты мотивации достижения успехов (избегания неудач) происходит в младшем школьном возрасте. Какие же свойства входят в комплекс, связанный с реализацией данной мотивации?

В первую очередь необходимо отметить ещё более усилившуюся, в сравнении с дошкольниками, безграничную доверчивость к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Это выражается настолько, что, характеризуя себя, младший школьник обязательно повторяет то, что говорят о нём взрослые.

Оценка взрослых напрямую оказывает влияние на самооценку ребят. А у младших школьников, в отличие от дошкольников, самооценка дифференцируется и может быть адекватной, завышенной, заниженной. Это необходимо учитывать взрослым и быть осторожными в своих выводах относительно способностей, качеств, успехов, неудач детей младшего школьного возраста.

Во вторую очередь необходимо отметить такую особенность как сознательная постановка целей достижения успехов и волевая регуляция поведения, что позволяет ребёнку добиваться её. Это говорит о том, что у ребёнка уже сформирована подчинённость целей мотивам деятельности. Так, дети, заинтересовавшись чем-либо, могут быть увлечены этим занятием часами.

Мотивация достижения успехов (избегания неудач) напрямую связана с самооценкой (о чём упоминалось выше) и с уровнем притязаний личности. Эта связь прослеживается следующим образом. Экспериментальные исследования показали, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной умеренно завышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей, необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Уровень притязаний ребёнка не обязательно зависит от успехов в какой-либо деятельности, но и от положения, занимаемого им в системе межличностного взаимоотношения со сверстниками. Дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников, имеют адекватную самооценку и уровень притязаний.

Наконец, третьим свойством комплекса свойств мотивации достижения является осознание своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.

Важным моментом является также (в случае осознания недостаточности своих способностей) представления о том, что недостаток способностей можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот.

Таким образом, младший школьный возраст является периодом возникновения и закрепления важной личностной характеристики, которая, становясь устойчивой, определяет успех ребёнка в различных видах деятельности, то есть мотивации достижения успехов (избегания неудач). (Немов, с. 172-174).

Мотивация достижения успехов стимулирует развитие ещё 2-х личностных качеств: трудолюбия и самостоятельности.

Трудолюбие возникает вследствие многократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получения ребёнком поощрения за это. Благоприятные условия для развития трудолюбия создаёт то обстоятельство, что учебная деятельность вначале представляет для него большие трудности, которые необходимо преодолевать. В связи с этим важную роль играет стороны взрослых разумная система поощрений ребёнка за успехи. Она должна быть ориентирована не на те достижения, которые даются легко, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Взрослые также должны поддерживать веру ребёнка в свои успехи, даже если они поначалу и не так заметны. Это влияет на самооценку и уровень притязаний.

Ещё одним условием, благоприятно влияющим на развитие трудолюбия, является получение удовлетворения от труда. То есть, поощрения за успехи должны вызывать у ребёнка положительные эмоции.

Самостоятельность. Младший школьный возраст является переломным для формирования этого качества личности. В воспитании данного качества у ребёнка важно придерживаться «золотой середины», поскольку чрезмерная опека со стороны взрослых может привести к зависимости ребёнка, его несамостоятельности. С другой стороны, ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость.

Способы и средства развития самостоятельности:

1) поручать ребёнку самостоятельное выполнение дел и при этом больше ему доверять.

2) Необходимо приветствовать всякое стремление ребёнка к самостоятельности.

3) Важно поручить ребёнку максимально самостоятельно выполнять домашние задания с первых дней учения в школе.

4) Создание социально-психологических ситуаций, в которых ребёнку поручается ответственное дело, выполняя которое он смог бы стать лидером для окружающих. (Немов, с. 175-174).

Возраст 6-7 лет – период фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности единство личности, «Я».

Мотивационно-потребностная сфера. Ведущие потребности возраста – в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании. Сильна потребность в игровой деятельности, хотя содержание игры меняется. Играя, дети рисуют, считают, пишут.

Характерна потребность во внешних впечатлениях (любопытство к внешним сторонам предметов, явлений, к новым видам деятельности), на основе которых развиваются познавательные потребности, которые наряду с потребностями общения становятся ведущими. Большинство психологов утверждают, что у младших школьников развитие потребностей идёт в сторону доминирования духовных потребностей над материальными (1 класс – игрушки, сладости; 2 класс – книги, кино, компьютерные игры; 3 класс – путешествия, защита животных и т. п.) и социальных над личными.

Также характерны потребности в движениях, активности и др.

Для детей 1-2 классов характерны внешние мотивы учебной деятельности (обрадовать родителей, получить обещанный подарок), а после 3 класса формируются и внутренние мотивы (интерес к получению знаний).

Самосознание. Возникает личностное новообразование – позиция школьника. В связи с освоением учебной деятельности возрастает адекватность самовосприятия. Отмечается тенденция выделить свою индивидуальность, принадлежность к определённой группе.

Самооценка в разных видах деятельности может значительно отличаться (чаще – ориентация на взрослых в оценке). В целом у младших школьников встречаются все виды самооценок (устойчивая заниженная, высокая адекватная, неадекватная заниженная, завышенная самооценка).

С самооценкой тесно связан уровень притязаний ребёнка – уровень достижений, который по мнению ребёнка ему по силам.

Обнаружена зависимость между видом самооценки и успеваемостью ребёнка (Сапогова, с. 314-318).

На протяжении периода развивается рефлексия – способность взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами. Например, в 1 классе неуспехи учения ребёнок видит в окружающих обстоятельствах, а в 3 классе приходит осознание, что причина неудач может скрываться во внутренних особенностях его личности.

В младших школьном возрасте очень значимо быть отличником, а это влияет в свою очередь на самооценку, повышая её. У слабо успевающих часто фиксируется снижение самооценки, неуверенность, настороженность в отношениях. Это корректируется, если сравнивать ребёнка не с другими, а с ним самим.

Проходит проверку в младшем школьном возрасте нравственное поведение, которое заложилось в предыдущие возраста, так как в школе ребёнок впервые сталкивается с чёткой и развёрнутой системой моральных норм, требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Для младшего школьника важно разъяснение смысла норм и контроль за их исполнением. Если взрослые не строги в этом контроле, то формируется установка, что соблюдение норм зависит от настроения взрослых, от складывающихся обстоятельств, то есть их выполнение не обязательно. Ребёнок может думать, что правила должны выполняться не из-за внутренней необходимости, а под влиянием внешних обстоятельств (страх наказания).

В младшем школьном возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, любви к Родине, способность к сопереживанию (эмпатия).

Изменяется и эмоционально-волевая сфера. Нарастает осознанность, сдержанность, устойчивость чувств и действий. Осуществление учебной деятельности вызывает наиболее сильные эмоции, чем игровая деятельность.

Но полное осознание чувств своих и других людей ещё не доступно.

В 1-м классе отмечается сохранение сильного непроизвольного компонента в эмоциональной жизни, что объясняет, например, смех на уроке, нарушение дисциплины. Но ко 2-3 классу дети становятся более сдержанными в выражении эмоций и чувств. Импульсивные моторные реакции, характерные дошкольникам, заменяются речевыми.

Возрастной нормой эмоциональной жизни младшего школьника считают оптимистичное, бодрое, радостное настроение. Нарастает индивидуальность в выражении эмоций: различают детей спокойных и неспокойных (аффектированных).

Эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется – появляются сложные высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические (чувство прекрасного и безобразного), праксические чувства (на занятиях танцами, физкультурой; изготовлении поделок) (Сапогова, с. 318-320).

Чувства младшего школьника развиваются в тесной связи с волей: часто они побуждают волю и сами становятся мотивом поведения. Воля – есть умение совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия.

Волевое действие развивается, если:

1) цели деятельности понятны и осознанны;

2) цели «видны» ребёнку (не отсрочены);

3) осуществляемая деятельность соразмерна возможностям ребёнка (задания должны быть и не трудными, и не лёгкими);

4) ребёнок знает и понимает способ выполнения действий, деятельности;

5) внешний контроль за действием ребёнка постепенно меняется на внутренний.

К 3-му классу формируется настойчивость и упорство в достижении целей.

Источник



В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Для этого представлены характеристики, обозначенные в документах образования, приведены особенности личностного развития младших школьников. С помощью обобщения представленных характеристик сделан вывод о перечне формируемых качеств обучающихся. Данные могут быть применены в качестве ориентира для исследования личностных особенностей младших школьников.

Ключевые слова: личностные качества, младшие школьники, воспитанность, патриотизм, любознательность, ответственность, уважение и принятие ценности семьи и общества, доброжелательность, общительность, творческая направленность

В настоящее время, в период быстрых социальных изменений общество в целом и педагоги в частности столкнулись с проблемой, как лучше подготовить детей к жизни в динамично изменяющемся и развивающемся мире. В образовательной среде школы учителем начальных классов решаются две основные задачи: создание условий для освоения детьми образовательной программы, а также обеспечение возможностей для личностного развития обучающихся (в т. ч. формирование и развитие качеств) [10].

Для решения второй задачи педагогам нужно знать, какие качества необходимы будут ребенку завтра для успешной адаптации в современных условиях жизнедеятельности и как их сформировать.

Поэтому целью данной статьи является изучение личностных качеств младшего школьника для выявления наиболее актуальных качеств для исследования.

Актуальность выбранной темы подтверждается наличием социального заказа общества на воспитание личности в контексте национального идеала [3], определением конкретных личностных характеристик во многих документах образования.

На основе положения, что требования к личности задаются государством, обществом и его субъектами, определим перечень конкретных характеристик, которые будут отвечать потребностям развития современного общества и соответствовать особенностям формирования личности младшего школьника.

Как известно качества — это характеристики чего-либо, которые призваны соответствовать конкретным потребностям.

А личностные качества — это психологические характеристики личности, проявляющиеся через отношения к окружающему и к самому себе в поведении и деятельности человека [1].

Отметим качества личности обучающегося, которые обозначены в документах образования: в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от «6» октября 2009 г. (далее — ФГОС НОО), в профессиональном стандарте педагога, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция), в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия), в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (далее — Программа «Развитие образования»).

ФГОС НОО предъявляет требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (помимо предметных и метапредметных результатов), в т. ч. личностным качествам как одним из их составляющих (их формирование в соответствие с системно-деятельностным подходом) [13].

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» определено, что начальное общее образование направлено в частности на формирование личности обучающихся и формирование умений, необходимых в учебной деятельности. Личность рассматривается как ценность и приоритет образовательной политики РФ [14].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено, что воспитание нацелено на достижение конкретного «образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях». Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие нашей страны, поскольку от воспитания человека зависит развитие общества [3].

В основе определения образа конкретного человека как представителя общества, лежат ценности общества, социальные, религиозные, этические, культурные идеалы, которые зависят от исторических традиций, культурного, социально-экономического развития общества и др.

И для формирования нравственного фундамента личности, нравственных ориентиров важно передать школьникам базовые национальные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа, человечество и др.), опора на которые позволит детям противостоять разрушительному влиянию негативных проявлений агрессии, безнравственности [7].

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы качество образования должно соответствовать меняющимся запросам населения и перспективе развития российского общества и экономики. А одной из основных задач образования является создание условий для реализации человеком своего потенциала, раскрытие возможностей обучающихся. Это поможет детям раскрыть свои таланты, проявить себя в социальной практике, самореализоваться в научной, исследовательской, творческой деятельности (к которой планируется активно привлекать детей) [2].

О воспитании нравственных качеств обучающихся упоминается в ФГОС НОО (качества «доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, уважительность, толерантность» — на основе требований к личностным результатам обучающихся; «уважающий, принимающий ценности семьи и общества», «доброжелательный» — в портрете выпускника начальной школы), в профессиональном стандарте педагога (толерантность),в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (принцип «воспитания взаимоуважения»), в Стратегии («развитие высоконравственной личности», «готовой к мирному созиданию»),в Концепции (характеристика «высоконравственный»),в Программе «Развитие образования» («приоритет нравственного … воспитания») [2,3,9,12,13,14].

В частности о воспитании качеств патриотизма и гражданственности говорится в ФГОС НОО (качества гражданственности, патриотизма — на основе требований к личностным результатам обучающихся; «любящий свой народ, край и свою Родину» — в портрете выпускника начальной школы), в профессиональном стандарте педагога (гражданская позиция), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (гражданственность, патриотизм), в Стратегии («развитие личности, разделяющей традиционные духовные ценности нашей страны, готовой к … защите Родины»), в Концепции («гражданин России»), в Программе «Развитие образования» («приоритет … гражданского воспитания») [2,3,9,12,13,14].

О качествах, связанных с получением знания говорится в ФГОС НОО («любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;владеющий основами умения учиться» — в портрете выпускника начальной школы), в Концепции («компетентный»),в профессиональном стандарте педагога (познавательная активность), в Стратегии («обладающая актуальными знаниями и умениями, способная реализовывать свой потенциал в условиях современного общества») [3,9,12,13].

О качестве трудолюбие указывается в ФГОС НОО (трудолюбие — на основе требований к личностным результатам обучающихся); в профессиональном стандарте педагога («способность к труду … в условиях современного мира»), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» («воспитание трудолюбия»), в Стратегии («ориентированная на труд личность») [9,12,13,14].

О воспитании волевых качеств личности заявлено в ФГОС НОО (качества самостоятельности, ответственности — на основе требований к личностным результатам обучающихся; «способный к самоорганизации»; «готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом» — в портрете выпускника начальной школы), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (принцип «воспитания ответственности», саморегуляция),в Концепции («ответственный»),оформировании самостоятельности указанов профессиональном стандарте педагога, в Программе «Развитие образования» [2,3,9,13,14].

В частности, о формировании лидерских качеств заявлено в Концепции («инициативный»),в профессиональном стандарте педагога (инициативность), в Программе «Развитие образования» (инициативность, активность, лидерские качества). Эти качества необходимы для становления полноценной и успешной личности [2,3,9].

О творческих качествах упоминается в Концепции («творческий») [3].

О формировании качеств общительности указывается в ФГОС НОО (коммуникативность и коммуникабельность — на основе требований к личностным результатам обучающихся; «умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение» — по портрету выпускника начальной школы), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (культура речи),в Программе «Развитие образования» (способность к сотрудничеству)[2,13,14].

О воспитании качеств, связанных с сохранением здоровья и безопасностью, упоминаетсяв ФГОС НОО («выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни»), в профессиональном стандарте педагога («формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни»), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (основы личной гигиены и здорового образа жизни), в Стратегии (характеристика «здоровая») [9,12,13,14].

О формировании качеств бережливости обозначено в ФГОС НОО (бережливость к материальным и духовным ценностям — на основе требований к личностным результатам обучающихся; в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» («воспитания … бережного отношения к … окружающей среде») [13,14].

Также в качестве приоритета государственной политики по вопросу воспитания в Стратегии обозначены также характеристики личности: «счастливая, свободная» [12].

Итак, в содержании документов образования определяются конкретные личностные характеристики, которые необходимо сформировать у школьников. У детей предполагается формировать нравственные, волевые и др. качества. Отметим, что они соответствуют основным направлениям развития личности детей младшего школьного возраста (познавательному, физическому, этическому и др.).

Отметим, что определенная теоретическая основа для изучения личностных качеств обучающихся создана в психолого-педагогической науке.

Как известно, младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования качеств личности обучающихся. Это связано во многом с особенностями возраста, новой социальной ситуацией развития, переходом к новому социальному положению ребенка в статус школьника.

Учебная деятельность как ведущая в данном возрасте обязывает школьника к ответственной, общественно-контролируемой, целенаправленной деятельности. Она требует от ребенка быть организованным, ответственным (выполнение социально-значимых обязанностей) и др.

Также на основе учебной деятельности у ребенка формируется новый тип отношений с людьми (учитель — обучающийся), возрастает значимость межличностных и деловых отношений. Поэтому учебная деятельность способствует воспитанию у детей таких качеств как коммуникабельность, коммуникативность, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, умение считаться с мнениями других людей.

На основе формирования коллективных традиций, отношений, оценки поступков друг друга, соблюдения правил у детей формируются нравственные качества личности.

Младший школьный возраст является ключевым для развития социально-значимых качеств личности (ответственности, коммуникативности, самостоятельности, креативности) и мотивации к личностному росту, с помощью которых человек реализовывает себя в жизни и адаптируется в качестве полноправного члена социума [6].

У детей в младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования положительных качеств личности.

Младшим школьникам свойственны повышенная восприимчивость, доверчивое подчинение авторитету (учителю, родителям), конформизм, подражательность и послушание [5].

Для младших школьников характерна познавательная активность, отзывчивость, впечатлительность, готовность к сопереживанию, готовность к сотрудничеству, стремление к достижениям, совершенству. Происходит формирование нравственных идеалов, образцов поведения, ответственного отношения к нормам и правилам [6].

Для изучения качеств личности можно использовать методики изучения воспитанности (воспитанность как преобладание всех положительных качеств личности), в которых качества рассматриваются в частности как параметр для изучения воспитанности.

К примеру, методика Н. П. Капустина «Уровень воспитанности учащихся» (1–4 классы) позволяет оценить шесть качеств личности: любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе [4].

В качестве экспериментальных данных изучения качеств личности младших школьников можно привести результаты исследования, проведенном Т. М Михайленко. Было выявлено, что у учащихся ярко выражены следующие качества личности: ответственность (84 %), общительность (81 %), доброта (89 %), активность (87 %) и др. Слабо выражены такие качества, как требовательность (68 %), доверчивость (68 %) [8].

Итак, создание условий для развития личности с определенными характеристиками является одним из приоритетов государственной политики в области воспитания [12].

При этом указывается на адаптивность системы образования к особенностям развития, способностям и интересам личности человека.

В условиях мировой конкуренции, освоения новых технологий государство заинтересованно в формировании социально значимых качеств у представителей будущего поколения: патриотизма, инициативности, мобильности, коммуникабельности и др. Реализация личностного потенциала человека — это путь к социально-экономическому развитию страны [14].

Выделим основные качества, согласно выявленным тенденциям: качества, связанные с получением знания, основами умения учиться, в т. ч. волевые, творческие, качества, связанные с процессом коммуникации и культурой речи, с выполнением правил здорового и безопасного образа жизни, нравственные качества, качество патриотизма.

Итак, составим обобщенный перечень качеств личности младшего школьника:

– патриотизм (включающий любовь к своей Родине, народу, гражданственность);

– любознательность (как обобщенная характеристика наличия активного стремления к получению знания);

– ответственность (включающая обязательность, к примеру, в выполнении правил здорового и безопасного образа жизни, организованность, самостоятельность);

– уважение и принятие ценности семьи и общества (умение считаться с мнениями, интересами других людей, толерантность);

– доброжелательность (как высоконравственное качество);

– общительность (включающая коммуникативность и коммуникабельность);

– творческая направленность (стремление к созданию чего-то нового).

Формирование и развитие данных качеств поможет создать у детей фундамент для их дальнейшего обучения, для становления учебной самостоятельности (нравственные ориентиры, основы саморегуляции, сотрудничества со сверстниками и педагогами и др.). Также это будет способствовать личностному становлению детей, что позволит им успешно адаптироваться в современном обществе, соответствовать требованиям постоянно меняющегося мира [11,12].

При этом нужно помнить, что личность младших школьников находится на стадии формирования, у детей только закладываются ценности, основы нравственных убеждений, на основе которых базируются качества. Поэтому перечисленные ранее качества можно изучить только в соответствие с возрастными особенностями, возможностями младших школьников, ориентируясь на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Итак, подводя итоги, можно отметить, что в ходе анализа характеристик личности обучающихся начальных классов был определен перечень личностных качеств младшего школьника: патриотизм, любознательность, ответственность, уважение и принятие ценности семьи и общества, доброжелательность, общительность, творческая направленность.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. Акад. образования, Моск. Психол.- соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. — URL: https://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013–2020.pdf (дата обращения: 01.08.2017).
  3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. — М.: Просвещение, 2014. — 24 с.
  4. Диагностика уровня воспитанности // Детский центр «Добрята». — URL: dobryata.ru/wp-content/uploads/2013/12/diagn_sluzshu.docx (дата обращении: 27.07.2017).
  5. Жолобова, А. А. Взаимосвязь личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в классном коллективе / А. А. Жолобова // НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ. — 2017. — № 51.– С. 103–108.
  6. Карпушина, Л. П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Карпушина, Н. Ф. Пупкова // Гуманитарные науки и образование. — 2016. — № 1. — С. 42–46.
  7. Курносова, С. А. Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы / С. А. Курносова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 4(13). — С. 58–62.
  8. Михайленко, Т. М. Диагностика личностных образовательных результатов младших школьников / Т. М. Михайленко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 1 (143). — С. 257–261.
  9. Профессиональный стандарт педагога // ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ. — URL: https://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/ (дата обращении: 28.07.2017).
  10. Сибаева, Г. М. О влиянии образовательной среды начальной школы на развитие нравственных качеств младших школьников / Г. М. Сибаева., Д. Н. Баязитова, Р. М. Халисова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2016. — № 30. — С. 7–10.
  11. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые программы / А. Н. Трофимова [и др.]. — Волгоград: Учитель, 2015. — 68 с.
  12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Внешкольник. — 2015. — № 4 (166). — С. 5–10.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2015. — 47 с.
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Екатеринбург: Изд. Дом Ажур, 2013. — 169 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, качество, профессиональный стандарт педагога, младший школьный возраст, личностный результат обучающихся, младший школьник, начальное общее образование, основа требований, ребенок, учебная деятельность.

Источник