Развитие личностных качеств ребенка родительское собрание в 9 классе

Развитие личностных качеств ребенка родительское собрание в 9 классе thumbnail

Родительское собрание на тему “Психологические особенности старших подростков” для родителей учащихся 9-х классов

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста.

План

  1. Вступление. Тест для родителей “Знаете ли вы подростковую психологию?”
  2. Психологические особенности старших подростков.
  3. Проблемные ситуации для родителей.
  4. Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”
  5. Анкета “Обратная связь”.
  6. Заключение.

Подготовка к собранию.

  • Подготовить бланки для проведения среди родителей теста “Знаете ли вы подростковую психологию?” (Приложение 2).
  • Оформить выставку книг об особенностях подросткового возраста.
  • Подготовить плакаты с высказываниями о воспитании (Приложение 3).

Ход собрания

1. Вступление.

Сегодня нам представляется важным рассмотреть вопрос о психологических особенностях старших подростков. Но вы можете задуматься: “А зачем, я воспитываю двух-трёх детей, я и так всё знаю, могу сама или сам дать совет”. Вот и замечательно, в течение нашей встречи вам представиться такая возможность. А достаточно ли вы знаете подростковую психологию? В начале моего выступления я предлагаю Вам выполнить тест “Знаете ли вы подростковую психологию?”. Затем я его обработаю и в конце нашей встречи сообщу результаты. Бланки подписывать не нужно (анонимно), можете поставить свою подпись, что бы при желании, забрать свой бланк ответов для самоанализа.

2. Психологические особенности старших подростков.

Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?

Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.

Читайте также:  Просвещение родителей о возрастных особенностях развития ребенка

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Все эти психологические особенности раннего юношеского возраста мы учли при составлении мониторинга деятельности ПС по профессиональному самоопределению подростков.

3. Проблемные ситуации для родителей.

Психолог предлагает родителям разделиться на 2-3 команды (с помощью разноцветных жетонов).

В течение 5 минут подготовить для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.

Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения.

Когда родители готовят ситуации, психолог обрабатывает анкеты.

4. Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”

5. Анкета “Обратная связь” (Приложение 4).

6. Заключение.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.

Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы 

(Педагог-психолог может предоставить родителям график индивидуальных консультаций).

                               Анкета для родителей
1. Вы заняты своими делами, а у ребенка возникли какие-то проблемы. Вы:
            а) Оставите свои дела и займетесь им;
            б) Попросите подождать;
            в) «Не лезь с пустяками, некогда».
2. Если вы совершили ошибку по отношению к ребенку, то:
            а) Признаете это и извинитесь;
            б) Скажете, что ошиблись;
            в) Сделаете вид, что вы правы.
3. Считаете ли вы , что с детьми надо советоваться по разным вопросам?
            а) Да;
            б) Иногда;
            в) Нет.
4. Ребенок своим поступком вывел вас из себя.
            а) Вы сохранит самообладание;
            б) Покажете свое недовольство;
            в) Накричите и накажете.
5. Ребенок совершил проступок. Ваша реакция:
            а) Поставите себя на его место;
            б) Разберетесь и накажете;
            в) Накажете без разговоров.
6. Всегда ли вы воздерживаетесь от слов, которые могут ранить ребенка?
            а) Да;
            б) Иногда;
            в) Никогда.
7. Выделяете ли вы день, когда ребенок делает, что хочет?
            а) Да;
            б) Иногда;
            в) Никогда.
8 Можете ли вы устоять против слез, просьб, если видите, что это каприз?
            а) Да;
            б) Иногда;
            в) Никогда. 

                                      Уважаемые родители!

     Вы знаете о проблемах подросткового возраста, как порой нелегко бывает понять повзрослевшую дочь или сына и как мы сгоряча порой, сами того не замечая, отдаляем ребенка от себя.
    Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
    К 15 годам у ребенка накапливается немало проблем подросткового возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся преодолеть зависимость от взрослых. Порой возникают у них спонтанные агрессивные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
    Психологи посвятили много исследований проблемам подросткового возраста. Они доказали, что на жизнь человека сильно влияет чувство самоценности, проще – самооценка. Так, подростки с низкой самооценкой – вполне способные! – хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, да и потом, во взрослой жизни, не преуспевают. Все дело в том, что подростки склонны к переживаниям, которые на профессиональном языке называются сверхценными. Самые смехотворные и нелепые коллизии они склонны рассматривать чрезвычайно серьезно, как вопрос жизни и смерти. Если вы вместе с ним сумеете обнаружить смешное в происходящем, мы поможем им выбраться из кризиса. Но не будем забывать, как бы искусственны и преувеличены ни казались нам переживания подростка, угрозу его жизни они могут создать самую настоящую.
    Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
    Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к себе близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким его видят другие. Каждым обращением к подростку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – именно о нем.
    Родителям надо помнить: если ребенок чувствует заботу, любовь родителей, у него складывается ощущение: «Со мной все в порядке». А постоянное недовольство со стороны родителей, наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастности. В результате подросток в конце концов может прийти к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!» Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности.
    Как же найти золотую середину, как избежать конфликтов с собственным ребенком?                            

Читайте также:  Среда и развитие ребенка f

 ПСИХОЛОГИ  СОВЕТУЮТ 

  1. Давайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и долго удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
  2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Помните: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
  3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда родители и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
  4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
  5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
  6. Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

 Далее предлагается родителям обсудить ситуации семейного воспитания и высказать свои суждения:

  1. Вы узнали о том, что деньги, которые вы даете сыну на обед, он тратит в компьютерном зале.
  2. Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой.
  3. Сын сообщил вам о своем решении подрабатывать в свободное от учебы время.
  4. Вам не нравятся друзья сына и поэтому… (продолжите фразу).
  5. Чтобы повысить успеваемость дочери, вы решили платить дочери за каждую «5» по 10 рублей.

 И в заключение собрания уместно предложить родителям памятки семейного воспитания.

Анкета «Обратная связь»

Просим Вас ответить (анонимно) на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания.

Заранее Вам благодарны!

  1.  Оцените степень Вашей включенности в занятие:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало Вам быть включенным? _______________________________________________________

2. Какова Ваша мотивация на использование полученных знаний?                            

                      0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Читайте также:  Связь уровней нервной системы с этапами психомоторного развития ребенка

3. Что полезного и значимого вы почерпнули для себя? ______________________________________________________________________________________________________________

4. Что Вам не понравилось на прошедшем собрании? ______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

5. Ваши замечания и пожелания ведущему: ______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Александра Сидоровнина»

города Сорочинска Оренбургской области

Родительское собрание № 1

Подготовила: Поршина С.И.,

классный руководитель 9А кл

Сентябрь, 2018 г.

Пояснение

Это собрание первое в учебном году. Классный руководитель только что назначен. С классом, как предметник, работает третий год. Встречался с родителями на отдельных собраниях прошлых лет. Речь шла тогда об успеваемости по предмету и о дисциплине. Нынешнее собрание – организационное

Ход собрания

  1. Приветствие. Представление классного руководителя администрацией школы.

  2. Короткий рассказ о себе.

  3. Перекличка.Знакомство с родителями. Знакомство с правилами поведения учащихся, с правами и обязанностями учащихся

  4. Раздать каждому родителю распечатанную таблицу для заполнения БАНКА данных по семьям.

  5. Выборы родительского комитета в количестве трех человек

  6. Ознакомление родителей с планом предстоящей работы.

  • Посоветоваться с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.

  • Договориться о помощи.

  • Сообщить родителям режим работы школы, день классного часа.

  • Рассказать родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста, об иностранном языке, о необходимости заниматься по всем предметам, в том числе по физкультуре.

  • Решить следующие организационные вопросы:

  1. о завтраках, обедах;

  2. о сменной обуви;

  3. о ведении дневников;

  • Объявить о родительских собраниях и «днях открытых дверей» для родителей, дав график по месяцам.

  1. Вопросы родителей. Разное.

Подготовка

Распечатать:

  1. Приглашения для родителей;

  2. «Банк данных» – табличку каждому родителю

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Александра Сидоровнина»

города Сорочинска Оренбургской области

ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ № 1

Дата проведения:

«____» сентября 2018 г.

Повестка дня:

  1. Знакомство с родителями. Ознакомление с правилами поведения учащихся и положением о дежурстве.

  2. Ознакомление с планом предстоящей работы.

  3. «О предстоящей аттестации» – завуч по УР Малыхина М.В.

  4. Обсуждение вопросов питания

Присутствовали ____ человек. Из них:

Представители школы: классный руководитель – Поршина С.И., учитель информатики – Чебрукова Е.А., психолог школы – Тананыкина В.В.

Выступили:

  1. Поршина С.И. – она познакомила родителей с планом предстоящей работы на год, с правилами поведения учащихся, как внутри школы, так и вне ее, с правами и обязанностями учащихся.

  2. Предложила выбрать Родительский комитет класса, пояснив, что Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. Надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем. Выбор родительского комитета.

Чеботарь Г.Д. -председатель родительского комитета. Она предложила отмечать дни Рождения детей по временам года. Средства на подарки детям изыскать из вырученных денег сосенней ярмарки. Предложила всем родителям активно включиться в подготовку к ярмарке.

  1. Главная задача – подготовиться и сдать выпускные экзамены. Слушали: завуча школы по учебной работе Малыхину М.В. о проведении экзаменов в форме ОГЭ, о системе подготовки, о процедуре самого экзамена и правилах поведения во время экзамена, об определении учащимися с 2 предметами по выбору и посещением дополнительных занятий по этим предметам.

  2. Родитель Козлова Е.А. предложил кормить детей обедом, чтобы они не бежали быстрее домой голодные, а оставались на дополнительные занятия.

Постановили (решение собрания):

  1. Принять к сведению правила внутреннего распорядка МБОУ «СОШ № 4 имени Александра Сидоровнина» города Сорочинска Оренбургской области, правила поведения учащихся и Положение о дежурстве.

  2. Выбрать следующий состав комитета:

    Должность в комитете

    Фамилия Имя Отчество

    Контактный телефон

    Председатель

    Чеботарь Г.Д

    89228268569

    Секретарь

    Тананыкина В.В.

    89325564325

    Члены комитета

    Черткова И.И.

    89225476436

    Члены комитета

    Тахмазова М.В

    89228183024

    Члены комитета

    Шатохина О.В

    89228848700

    Члены комитета

    Овчинникова М.Г

    89225547185

    Члены комитета

    Удакова И.А

    89877840757

    Члены комитета

    Тюрина Е.В

    89325334917

    Члены комитета

    Трунова Н.Н

    89228441835

  3. Усилить контроль за успеваемостью, посещаемостью.

  4. Определиться с предметами по выбору в течение 2 недель и составить график дополнительных занятий, контролировать посещение занятий.

  5. Перейти к питанию детей горячими обедами;

  6. Готовиться к ярмарке всем родителям;

  7. Дни именинников отмечать в школе с вручением подарков (бокал с фотографией именинника).

Классный руководитель _______________ _____________________ подпись ФИО

Секретарь собрания _______________ _____________________

подпись ФИО

Приложение №1

к протоколу родительского собрания

1 от«07» сентября2018 года.

Родители:

  1. _____________________________________

  2. _____________________________________

  3. _____________________________________

  4. _____________________________________

  5. _____________________________________

  6. _____________________________________

  7. _____________________________________

  8. _____________________________________

  9. _____________________________________

  10. _____________________________________

  11. _____________________________________

  12. _____________________________________

  13. _____________________________________

  14. _____________________________________

  15. _____________________________________

  16. _____________________________________

  17. _____________________________________

  18. _____________________________________

  19. _____________________________________

  20. _____________________________________

  21. _____________________________________

  22. _____________________________________

  23. _____________________________________

  24. _____________________________________

  25. _____________________________________

  26. _____________________________________

  27. _____________________________________

  28. _____________________________________

  29. _____________________________________

Источник