Развитие личности в первые семь лет ребенка

Развитие личности в первые семь лет ребенка thumbnail

Фото: https://pixabay.com/ru

В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.

От рождения до года, норма: доверие к людям.

Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.

Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.

Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.

Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От одного года до трех лет, следующий важный период.

В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.

Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.

Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.

В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.

При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.

Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.

Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.

От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.

Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.

Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.

При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.

Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.

При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.

Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог

Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Источник

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

  • Главная
  • Психическое развитие детей
  • Развитие личности

Развитие личности ребенка – это сложный процесс, зависящий от физического развития и социальной среды вокруг. Этот процесс происходит не равномерно, отличаясь то высоким темпом, то постепенным и медленным развитием. В каждом возрасте свои особенности и потребности, в том числе в социуме и родительском внимании.

информацияОчень активные изменения в личности и психике ребенка происходят в дошкольном возрасте (до семи лет). Дети начинают познавать социальные отношения, свое место в них и роли взрослых людей в обществе.

Появляется возможность сравнения себя с другими детьми, а в старшем дошкольном возрасте начинает появляться объективная самооценка.

Этапы развития личности детей от младенчества до 7 лет

Ниже описаны особенности личностного развития ребенка в разном возрасте.

От рождения до года

В возрасте от 1 до 12 месяцев приобретаются осознанные эмоции. Поначалу они имеют безусловно рефлекторную природу, то есть ребенок реагирует плачем и криком на любые раздражители, будь то холод, голод и т.п. Затем, после 6 месяцев, ребенок реагирует на лица близких людей и на знакомые вещи, радостно воспринимает знакомые игрушки. После 10 месяцев возможны появления ревности по отношению к другим детям и родителям.

дополнительноВ этом возрасте формируется также и влияющий на последующую коммуникацию уровень доверия к людям в зависимости от количества положительных эмоций, полученных от общения с ними.

Дети, которых любят, кормят, держат в тепле и уюте, понимают, что миру можно доверять. Однако в более старшем возрасте это впечатление легко разрушить негативной обстановкой в семье и ближайшем обществе.

От 1 до 2 лет

В возрасте 1-2 лет у ребенка развивается самостоятельность на основе возросших физических способностей. Дети активно ползают, ходят, играют и изучают окружающий материальный мир путем собственных проб и ошибок. В основном ребята с радостью и гордостью за свои достижения делают все сами: пользуются столовыми приборами, разворачивают конфеты, убирают вещи. Очень важно на этом этапе мягко подталкивать карапуза к новым действиям, но при этом не торопить его, а дать почувствовать собственные силы.

От 3 до 5 лет

В возрасте от 3 до 5 лет проявляется воображение, ребенок отходит от простого подражания действиям взрослых. Он научился многим навыкам и использует их в новом качестве. Фантазия открывается и в речи, и в шалостях, в выдумках малыша. Он рад делиться всеми своими достижениями со взрослыми и ждет безусловного одобрения своих действий.

Возраст 3 лет считается кризисным, переломным в развитии личности, в это время реакция родителей на проделки может вызвать сильные изменения в мировоззрении.

советНеобходимо объяснить основы того, что хорошо и плохо, установить непреклонный родительский авторитет, но и не «забить» активность ребенка. Нужно дать ему почувствовать себя взрослым, возложить на него небольшую ответственность и дать свободу действий.

От 5 до 7 лет

С 5 до 7 лет дети приобретают логическое мышление, способны играть в игры с ограниченными правилами, заниматься делами поочередно и делить все поровну. Особенности развития личности ребенка на данном этапе: они учатся всему новому, подхватывают всю новую информацию и очень быстро ее запоминают. Стремятся к пониманию устройства вещей и способов их использования.

У многих детей появляются свои увлечения, особенно в старшем дошкольном возрасте. Они рисуют, танцуют, поют, готовят и мастерят разные безделицы. Родители должны понимать и принимать любую их деятельность. Даже несмотря на возможные проблемы типа неряшливости выполнения и бессмысленности. Критика может вызвать чувство неполноценности и потерю интереса к какой-либо деятельности и дальнейшему развитию.

Отклонения в развитии личности

Отклонения в развитии личности детей, выросших в полноценной и гармоничной семье, встречаются нечасто, но если это произошло – в любом возрасте есть те «тревожные звоночки», которые дадут знать внимательному родителю, что что-то идет не так.

До 1 года

В младенчестве стоит обращать внимание на эмоции. Малыш должен оживляться в присутствии матери и знакомых ему людей, реагировать на их действия положительными эмоциями либо плачем, апатия не является нормой.

информацияОбычно в возрасте трех месяцев у детей появляется улыбка и четкая мимика, которую они также демонстрируют в ответ на различные внешние раздражители.

От 1 года до 5 лет

В возрасте одного года и далее ребенок должен демонстрировать быструю смену эмоций, «заражаясь» ими от других людей. Эти состояния не должны длиться долго, быстро сменяя друг друга.

Также дети в этом возрасте начинают по-разному реагировать на разных людей, родители вызывают у него более яркие чувства. Ребенок хорошо реагирует на новые вещи и игрушки, не зацикливается на одной и не проявляет излишней осторожности к явно безопасным предметам.

Апатия и затяжные «депрессии», не соответствующие уровню испытанного стресса, являются отклонением от нормы формирования личности ребенка. Например, если простое наказание, вроде «шлепка» ввергает малыша в долгий плач и расстройство, то возможно, у него нарушена эмоциональная саморегуляция. Этот психологический механизм в будущем позволяет избавляться от плохих эмоций.

От 5 до 7 лет

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь сопереживать, понимать эмоции других людей или даже книжных персонажей и переживать их. При прочтении сказки дети часто вживаются в главного героя книги и испытывают все эмоции вместе с ним. Иначе это называется эмоциональной децентрацией и является чрезвычайно важным показателем в развитии личности ребенка, так как в будущем оказывает сильное влияние на социальное и межличностное развитие человека.

дополнительноТакже ребенок должен уметь понимать и откликаться на чувства близких людей. Он видит, что мама в хорошем или плохом настроении, устала или активна и реагирует на это соответственно.

Вообще дети с заторможенным проявлением эмоций и малой активностью, по крайней мере, в дошкольном возрасте, должны вызвать настороженность у родителей. Не стоит сразу впадать в панику и отчаяние, ведь это всегда поправимо.

Стоит помнить, что в тяжелых случаях никто не поможет лучше, чем профессиональный психолог. Не стоит бояться посещений врача и считать их излишними, ведь психологические отклонения не менее опасны, чем физические.

Источник

формирование личности ребенка фотоФормирование личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками самоконтроля;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

  • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
  • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник