Развитие личности в доме ребенка
В настоящее время возросло количество детей –
социальных сирот. Социальные сироты – это дети,
имеющие родителей, но оставшиеся без их
попечения. Среди воспитанников государственных
учреждений 5% детей не имеют родителей, 95% детей
имеют родителей, которые по различным причинам
отказались или были лишены родительских прав. По
официальным подсчетам сейчас в России около
полумиллиона таких детей.
Большинство детей – социальных сирот попадают
в государственные учреждения из неблагополучных
семей, где уже с раннего возраста они были лишены
эмпатийного общения, где с ними жестоко
обращались. Родители многих таких детей –
алкоголики, наркоманы, ведущие асоциальный и
аморальный образ жизни. Такие семьи не выполняют
своих основных функций. Многие авторы Л.И.
Божович, М.И Лисина и др. отмечают, что семья
является важнейшим институтом социализации
личности, а внутрисемейные отношения играют
особую роль в формировании подрастающего
поколения. Общение со взрослым – основной путь
проявления активности ребенка. Именно в процессе
общения со взрослым ребенок познает и усваивает
правила человеческих взаимоотношений, принимает
нормы, понятия и ценности общества.
Многочисленные исследования проводимые Л.И
Божович, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной и др.,
посвящены анализу неблагополучных последствий
воспитания детей в государственных учреждениях.
Вне семьи у ребенка формируются специфические
черты характера, поведения, личности, про которые
нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у ребенка
воспитывающегося в семье – они просто другие.
Этому способствуют специфические условия
детского дома:
1. Частая сменяемость взрослых в учреждении,
которая разрывает непрерывность отношений и
опыта ребенка;
2. Ограниченный контакт с внешним миром;
3. Специфическая позиция педагогов, при которой
ребенок является объектом ухода, воспитания и
обучения, в отличие от “событийной” позиции
взрослого в семье;
4. Групповой подход к детям и отсутствие
эмоционального контакта, что влечет
недифференцированность и неосознанность своего
“Я”.
5. Жесткая регламентация всех действий ребенка
в учреждении, не оставляющая возможности выбора
и ответственности.
Специфические условия детского дома
существенно влияют на эмоциональное развитие
детей. Особенные различия отмечаются у детей
попавших в детский дом с рождения. Значительная
часть детей становятся сиротами уже в родильном
доме вследствие отказа от них матерей.
В настоящее время имеются данные о влиянии
информационных связей между будущей матерью и
плодом на формирование психических функций
будущего ребенка. Отрицательное воздействие на
развитие ребенка могут оказывать нарушения не
только в соматической, но и в психической сфере
беременной женщины. Одним из наиболее мощных
психотравмирующих факторов для будущей матери
является вынашивание нежелательной
беременности. Это одна из причин того, многие
дети, от которых отказались, даже при хорошем
уходе вырастают отклонениями в поведении, имеют
интеллектуальные и невротические расстройства.
У младенцев, воспитывающихся без родителей,
значительно позже, чем у детей из семьи возникает
потребность в общении с взрослыми и оформляется
непосредственно – эмоциональное общение.
Мимические реакции, жестикуляционные, общие
моторные реакции, звуковые в “комплексе
оживления” заторможены или просто не развиты. Во
втором полугодии жизни у детей – сирот не
возникают аффективно – личностные связи со
взрослым: они не стремятся разделить с ним свои
эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или
пугающей ситуации. Все это приводит к снижению
общей, в том числе познавательной и
эмоциональной активности детей. Само общение
отличается вялостью, безынициативностью,
бедностью коммуникативных средств, это
проявляется в обедненности эмоционального
реагирования на зов, человеческую речь, тихий
голос, новизну обстановки, на персоны окружающих
людей.
Обобщая результаты исследования психического
развития детей, воспитывающихся вне семьи, Е.О.
Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.Е. Ермолова и др.
считают, что в возрасте от года до трех лет к уже
имеющимся психологическим характеристикам
прибавляется дополнительный ряд особенностей,
отличающих воспитанников домов ребенка от их
сверстников из семьи:
- пониженная любознательность;
- отставание в развитие речи;
- задержка в овладении предметными действиями;
- эмоциональная нечувствительность к отношению
взрослого; - отсутствие стремления к самостоятельности;
- отсутствие тенденций к партнерству в игровой
деятельности.
Психиатрическое, неврологическое и
психологическое обследование детей в домах
ребенка показывает, что разлука с матерью на
первом году жизни приводит к депрессивным
расстройствам ребенка. Клинические симптомы
депрессии затрагивают три сферы: эмоциональную,
моторную и познавательную. Эмоциональные
нарушения проявляются в депрессивном настроении
в виде грусти, апатии, безучастности. Происходит
постепенная углубляемость эмоционального
дефицита. Двигательные нарушения в рамках
депрессивных расстройств характеризуются малой
выразительностью мимики. Имеют место
стереотипные и привычные действия – сосание
пальцев, обкусывание губ, пальцев, выдергивание
волос, царапанье. Заторможенность
познавательных реакций проявляется в снижении
общей активности, слабом развитии игровой
деятельности.
В период дошкольного возраста у детей, живущих
в детских домах, отмечается следующее: слабо
развит временной план действий, они не выделяют и
не фиксируют в сознании своих действий, не
планируют будущих действий. Их прошлое и будущее
связано только с режимными моментами (“спать”,
“есть”, “гулять”) и ограничивается одним днем.
У дошкольников в детских домах часто
проявляются психогенные реакции на условия
воспитания: плаксивость, подавленность,
заторможенность или, наоборот,
раздражительность, агрессивность;
обнаруживается пониженная эмоциональность,
пассивность во всех видах деятельности. В
отличии от дошкольников воспитывающихся в семье
у детей – сирот отсутствует способность к
сопереживанию другим людям, как к взрослым, так и
к сверстникам. У детей живущих вне семьи, в игре
практически отсутствует ролевое взаимодействие
со сверстниками.
Несмотря на данные последствия воспитания
ребенка в детском доме, педагоги нашего МОУ
“Детский дом № 3” создают все условия, чтобы
приблизить их к домашним.
Литература.
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности
формирования личности в детстве: Норма и
отклонения. – М.: Педагогика, 1990-144с.
2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская
психология. – М.: Университетское,1988 -399с.
3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.-М.: ВЛАДОС,2001.- Кн. 2:
Психология образования.-608с.
Источник
Раиса Владимировна Ямпольская, Зинаида Сергеевна Макарова, Валерий Анатольевич Доскин
Развитие и воспитание детей в домах ребенка
Введение
Система организованной помощи сиротам и зазорнорожденным (незаконнорожденным) детям начала складываться в России еще в петровское время. Одним из первых инициативу в этом направлении проявил новгородский митрополит Иов. В 1707 г. он на собственные средства в Холмовской Успенской обители открыл приют для сирот, а в Новгороде основал десять так называемых сиропитальниц, где воспитывалось около 3 тыс. детей. Петр I, ознакомившись с этими заведениями, поддержал идею строительства приютов для детей-сирот и 4 ноября 1715 г. издал специальный указ. Великий российский реформатор «приказал избрать искусных женщин для сохранения зазорных младенцев, которых матери стыда ради отметывают в непристойные места, отчего эти младенцы безвременно погибают. А поэтому объявить, чтоб младенцев не отметывали, приносили б к тем госпиталям и клали в окно тайно. Госпитали построить и содержать из губернских доходов; приставленным женщинам на год давать денег по три рубля, да хлеба пол-осьмины на месяц, а младенцам на день по три деньги».
Трудная судьба сложилась у сиротских приютов: их закрывали и реформировали, о них забывали и вновь вспоминали.
Дома для детей-сирот были, есть и будут всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока матери будут болеть, умирать и бросать своих детей. У каждого воспитанника дома ребенка своя трагическая судьба, но всех их роднит одно – у них фактически нет родителей. Они остро нуждаются в медицинской и педагогической помощи, им всем необходимы человеческое тепло, внимание и профессиональная забота.
В начале XX в. в России было всего 37 домов матери и ребенка. В то время многие врачи и общественные деятели называли их «домами ангелов». Детей там кормили, мыли, но взрослые практически с ними не общались, их не воспитывали и ничему не учили, вследствие чего у воспитанников развивался госпитализм, они тяжело болели и очень часто погибали.
После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было открыто более 600 домов ребенка. Так страна пыталась помочь обездоленному поколению. Детей-сирот привозили в открывшиеся повсеместно дома ребенка из подвалов, из лесов, из сожженных дотла деревень.
В настоящее время в Российской Федерации 251 дом ребенка, в них воспитываются около 20 тыс. детей. В основном в дома ребенка попадают больные дети. Среди новорожденных – одну треть составляют недоношенные. Значительная часть воспитанников домов ребенка (более 70 %) имеет органические поражения центральной нервной системы. Только в Москве у 93 % малышей отмечается задержка психомоторного развития и более 70 % из них относятся к 3-й группе здоровья. У каждого ребенка в среднем 5,6 нарушения здоровья.
В последние годы в домах ребенка подавляющее большинство воспитанников (более 90 %) составляют так называемые социальные сироты. Это малыши, от которых отказались родители, или они просто подбросили ребенка в одно из медицинских учреждений. 6 % матерей таких детей находятся в заключении.
Помимо этого в дома ребенка помещают также детей тяжело больных и умерших родителей, одиноких матерей, новорожденных из студенческих семей, из семей эмигрантов и семей с тяжелыми материально-бытовыми условиями. В последние годы здесь нередко находятся до 50 % детей-инвалидов и детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы, поступивших из благополучных семей.
Главная задача домов ребенка – сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача – возможно более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого. При этом работники домов ребенка стремятся как можно раньше определить судьбу малыша, его будущее – решить, куда можно направить ребенка после четырех лет воспитания в данном интернатном учреждении, а самое главное – найти ему семью.
В домах ребенка работает огромная армия врачей, педагогов, воспитателей, средних медицинских работников и так называемый вспомогательный персонал.
Задача настоящей книги – осветить наиболее важные вопросы, стоящие перед сотрудниками домов ребенка, и, конечно, заставить их размышлять, анализировать и читать специальную литературу, которая поможет им найти решение многих медицинских и педагогических проблем.
Авторы руководства будут благодарны читателям за любые советы и конструктивные предложения.
Словарь медицинских терминов
Антенатальный период– период развития организма от момента оплодотворения до начала родов.
Геморрагия– кровотечение, кровоизлияние.
Гестационный возраст(лат. gestatio – ношение, беременность) – возраст плода, определяемый от зачатия до момента рождения.
Гиперкератоз– чрезмерное утолщение рогового слоя эпидермиса.
Депривация– лишение или ограничение удовлетворения каких-либо потребностей организма.
Дерматит– воспаление кожи.
Дизонтогенез– нарушение раннего онтогенеза на различных его стадиях.
Дизонтогенетические факторы– факторы риска, связанные с нарушениями в раннем онтогенезе ребенка (дизонтогенезом).
Донозологические отклонения– отклонения, предшествующие развитию болезни (нозологических форм).
Интранатальный период– период от начала родов до рождения ребенка.
Койлонихия– изменение ногтей, при котором ногтевые пластинки становятся вогнутыми.
Конъюнктива– наружная оболочка глаза, состоящая из эпителиального слоя и соединительно-тканной основы.
Латентный период– интервал времени от начала действия какого-либо раздражителя на биологический объект до появления ответной реакции.
Манифестация болезни– развитие выраженных клинических проявлений болезни после ее бессимптомного или стертого течения.
Мацерация– размягчение и разрыхление тканей вследствие длительного воздействия жидкости.
Метаболическая терапия– лечение препаратами, влияющими на обмен веществ.
Неонатальный период– период новорожденности, период жизни ребенка от момента рождения по 28-й день включительно.
Нистагм– непроизвольные ритмичные движения глазных яблок.
Нозологическая форма– определенная болезнь, выделенная на основе установленных этиологии и патогенеза и/или характерной клинико-морфологической картины; единица номенклатуры и классификации болезней.
Нозология– учение о болезнях и их классификации.
Онтогенез(греч. ontos – сущее, существо + генез) – совокупность последовательных, морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
Парестезия– спонтанно возникающее неприятное ощущение онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и т. п.
Полиморфизм– различные формы, резко отличающиеся друг от друга.
Полиорганные нарушения– нарушения в работе сразу нескольких органов.
Постнатальный период– период, охватывающий весь период после рождения ребенка.
Резистентность– устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.
Сублингвальное введение препарата– препарат вводится подъязычно.
Трансбукальное введение препарата– помещение препарата за щеку пациента.
Тремор– дрожание.
Раздел I
ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА
ГЛАВА 1. Основные факторы, влияющие на развитие детей в доме ребенка
1. Физиологическая характеристика процесса развития детей
Ребенок – развивающийся организм с длительным периодом формирования, на протяжении которого ряд характеристик существенно меняется. Это отражается в возрастной периодизации, касающейся, в первую очередь, физического развития, а также процессов мышления и формирования личностных качеств.
Источник
Тема публикации: Индивидуальный подход к формированию личности воспитанника детского дома как формирование успешной социализации (из опыта работы)
Каждый ребёнок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Индивидуальный подход в воспитании – это тонкий инструмент, который должен держать в руках каждый воспитатель (Аристотель)
А научиться играть на нём так, чтоб в ответ зазвучала душа ребёнка – это целое мастерство.
Одна из главных особенностей педагогической системы учреждений для детей – сирот заключается в том, что у воспитанников не удается в достаточной степени сформировать чувство индивидуальности.
Осознание себя как отдельной полноценной личности часто подменяется безличным “мы”, собственная мировоззренческая позиция, ценностные и нравственные идеалы формируются неадекватно.
Но всё это можно и необходимо корректировать, используя индивидуальный подход и новые методики.
Поэтому актуальным, на наш взгляд, является внедрение инновационных подходов, направленных на всестороннее развитие социально активной личности и индивидуально-ориентированное воспитание в условиях детского дома. Тем более, что согласно требованиям «Постановления правительства РФ №481 от 24 мая 2014года», индивидуализация процесса воспитания на современном этапе – это уже не добрая воля педагога, а его обязанность.
Мы меняем подходы, саму философию процесса воспитания. Ведь в современных условиях верная и продуктивная педагогическая позиция по отношению к воспитаннику возможна лишь при искреннем и безусловном признании, что ребёнок учит, воспитывает, развивает себя сам. Когда ребенок имеет возможность выбирать, пробовать, реализовать свои возможности, развить склонности, сформировать свое «Я», ведь САМОСТЬ – обязательное условие формирования личности ребёнка и условие успешной социализации.
Система нашей работы строится с учётом следующих основополагающих принципов: индивидуализации и открытости.
Под индивидуализацией мы понимаем деятельность взрослого (педагога) и самого ребёнка по поддержке и развитию единичного, особого своеобразного, того, что заложено от природы или что ребенок приобрёл в индивидуальном опыте. Формирование индивидуальности предполагает, что воспитатель признает право ребёнка «быть самим собой».
В нашем случае это достигается за счёт индивидуального подхода к каждому воспитаннику, за счет организации в семье (так в детском доме называют группы) неоднородной воспитательно – образовательной среды.
Ещё один принцип – это принцип ОТКРЫТОСТИ. Мы стремимся сделать детский дом учреждением открытого типа посредством расширения многочисленных контактов с социумом, с социальными партнерами. Поэтому организация жизнедеятельности ребёнка – сироты задаётся не жёстко регламентированным режимом проживания, а характеризуется стремлением предоставить ему как можно больше возможностей для полноценной самореализации через взаимодействие с родителями, родственниками, сверстниками и социально ориентированными взрослыми.
Приоритетные направления этой работы детского дома отражены в «Комплексной программе социализации воспитанников», которую мы реализуем.
Практика показывает, что в условиях Детского дома способности ребёнка могут длительное время оставаться в скрытом состоянии, и требуются особые педагогические воздействия для их актуализации, «взращивания». Позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.
Моя задача как воспитателя стимулировать стремление моих подопечных к развитию, создать условия для их самодвижения. Я стремлюсь к созданию такого воспитательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост воспитанника и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни.
Моя цель – перестройка самоощущения воспитанника, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, создание каждому ситуации успешности и принятия окружающими. Всё это рассматриваю как необходимые условия влияния воспитания на позитивную социализацию.
В семье, где я работаю, проживают дети в возрасте от 8 до 16 лет. Разновозрастная группа сформирована по принципу психологической совместимости и родственных отношений, ведь прежде чем определить ребенка в семью, проводится большая предварительная работа, собирается и изучается информация о нем, о возможных проблемах и трудностях, анализируется возможная совместимость и несовместимость характеров, в том числе и воспитателей, возможное взаимовлияние детей в соответствии с возрастом, привычками. При поступлении ребенка работа с ним проводится в рамках «Программы работы с вновь прибывшим воспитанником в период его адаптации к условиям Детского дома». За 10-15 первых дней работы с ребенком воспитатели, социальный педагог, администрация, специалисты наблюдают за воспитанником, делают первые выводы, готовят рекомендации по работе с ним. На совещании при директоре проводится обсуждение информации, принимаются решения, составляются индивидуальные планы работы, план по защите прав ребенка, даются рекомендации по возможным формам семейного устройства. Через полгода подводятся первые итоги и планируется дальнейшая работа по индивидуальному сопровождению ребенка.
Группы – семьи детского дома у нас организованы по квартирному типу, сформированы по принципу сохранения родственных связей, группы разновозрастные и разнополые.
Особенность нашей семьи – представители сиротских династий. В период с 2007 по 2013 г. у нас воспитывалось 6 детей, родители которых – воспитанники школы – интерната, которые, к сожалению, не имели опыта жизни в условиях учреждения семейного типа и к воспитанию которых индивидуальный подход не применялся.
1.Сегодня основу организации воспитательного образовательного процесса закладывается представление об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому воспитаннику. Мы уверены, что только знание индивидуальности каждого, обеспечивает построение личностно – ориентированной системы воспитания, основа которой – результаты исследования личности ребёнка психологом, логопедом, социальным педагогом, которые анализируют, изучают воспитатели, выстраивающие работу с ребенком, направляющие и фокусирующие усилия всех педагогов – специалистов. Поэтому индивидуально всё – в первую очередь –режим воспитанника с учётом возраста. Такой режим есть у каждого ребёнка в нашей семье. Мы составляем его совместно скаждым ребёнком не только с учетом санитарно – гигиенических норм и правил, но на основе его свободного выбора деятельности, на основе результатов изучения интересов, потребностей, возможностей детей, их психофизических особенностей. В таком режиме определено время для всех основных видов деятельности воспитанника, воспитательных дел, коррекционных занятий, самоподготовки, трудовых и досуговых дел, предусмотрено достаточное свободное и индивидуальное время для чтения, индивидуальных игр, творческой деятельности, совместного проведения времени с друзьями. Дефицит общения со взрослым восполняется благодаря предусматриваемому в режиме времени индивидуальной работы педагога с ребенком.
Таким образом, индивидуальный режим дня становится личностно – значимым для каждого воспитанника, позволяет ему ощутить себя субъектом, сделать выбор, проявить себя. Он является условием и средством развития личности, способствует решению главных задач воспитания, формированию «самости», коррекции познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развитию важных положительных черт личности.
2.Мои воспитанники обучаются в 5 учебных заведениях города. Благодаря этому достигается индивидуальность восприятия детей на уровне социума. Конечно, мы, воспитатели, еженедельно посещаем школы, осуществляем контроль успеваемости, посещаемости, проводим беседы с учителями, классными руководителями, выясняя проблемы каждого воспитанника, их удачи и неудачи, отслеживая динамику ребенка, индивидуально подбирая формы и методы воспитания и обучения. Но это далеко не всё. Мы осознаем, что учебная мотивация формируется в семье, поэтому всячески поддерживаем и развиваем ее: контролируем самоподготовку, которая проходит индивидуально для каждого ребёнка, учитывая возраст, сменность школ и внеурочную деятельность.
Оказываем индивидуальную помощь при выполнении трудных заданий. В случае, если ребенок испытывает трудности или материал сильно запущен, организуем дополнительные индивидуальные занятия. В роли репетиторов выступают воспитатели, учителя-предметники по образованию. Также индивидуально организует работу с нашими детьми учитель-логопед детского дома.
Для повышения мотивации учебной деятельности в учреждении проводится конкурс «В погоне за хорошей оценкой». По результатам участия в котором, ребятам вручаются именные стипендии. В конкурсе активно принимают участие дети, имеющие диагноз ЗПР. Положительный результат становится для них мощным стимулом для дальнейшего развития, для работы над собой.
С целью повышения учебной мотивации и возврата к учёбе, практикуем направление воспитанников на индивидуальное обучение по медицинским и социальным показателям. Контролируя успеваемость, мы раз в две недели знакомим каждого воспитанника с его оценками, совместно планируем дальнейшую работу. По результатам учебной деятельности в конце каждой четверти мы проводим собрание семьи, где подводим итоги, совместно ставим задачи для каждого на каждую новую четверть.
В ответ на заботу и внимание учителей каждый ребёнок может пригласить своих любимых учителей, классных руководителей на мероприятия в детский дом, принять участие в оформлении праздничных газет, написать своим учителям слова признательности и добрые пожелания. Совместные команды наших детей и учителей, участвующих в веселых праздничных конкурсах, в экспромт – флешмобах, чаепитие в семье ещё больше сближают наших воспитанников с их учителями.
3.Приоритетным направлением воспитательной работы является развитие индивидуальных творческих способностей. Ориентация на индивидуальные возможности, способности, пристрастия воспитанников при выборе ими кружков, секций обеспечивает возможность каждому воспитаннику максимально развить свои возможности и овладеть необходимыми знаниями и умениями. Это помогает воспитаннику определить своё место в мире профессий, а воспитателю предоставляет возможность создать ребенку ситуацию успеха, включить в ту деятельность, где ребенок сможет проявить себя, почувствовать свою значимость, поверить в себя, самоутвердиться в глазах окружения, испытать радость от собственной самости.
Все мои воспитанники посещают кружки и спортивные секции по интересам и способностям на базе Детского дома, в городе, по составленному расписанию, в свободное от уроков время, при условии выполнения домашнего задания – это знает каждый, это наши правила, которые обсуждались и принимались всеми. Мы, педагоги, тесно взаимодействуем с руководителями кружков и секций, формируя у детей уважительное отношение к педагогам, к увлечениям друг друга.
Дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых в детском доме, школьных, городских, республиканских, Российских и Международных конкурсах и соревнованиях. Занимают призовые места. Как воспитатель – не остаюсь в стороне.Стараюсь посещать все городские соревнования, мероприятия, где участвуют дети.
4.У каждого ребёнка в нашей семье есть портфолио, где отражаются его успехи. Каждому воспитаннику семьи собираем фотоматериалы о его детских годах на электронный носитель (раньше это были фотоальбомы). Насколько это важно для ребят, можно судить и по тому, что, приходя на вечера встречи, они у удовольствием разбирают и уносят свои старые фото.
Нация в любые времена сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о детском доме, когда в его стенах будут жить добрые семейные традиции. Поэтому в своей воспитательной работе опираемся на формирование у воспитанников понятия «традиция» и приобщаем к традициям семейного досуга, как одной из форм воспитания.
Ко дню рождения каждого воспитанника готовится праздничный стол, развлечения. Дети сами стряпают сладкие блюда, накрывают стол. Готовят поздравления имениннику. В гости приходят шефы с подарками. И если раньше дни рождения отмечались по временам года, то теперь каждый воспитанник знает, что его будут поздравлять в день его рождения. Мы семьей для каждого воспитанника готовим музыкальное поздравление, учитывая интересы каждого ребёнка.
5.Ежегодно из семьи выходят дети – выпускники. Профориентационную работу мы тоже проводим индивидуально. Основной целью этой работы является формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. В детском доме все выпускники индивидуально сдают экзамены по вопросам права, быта, по вопросам этикета, по кулинарии, когда каждый готовит обед по своему желанию.
При выпуске в конце учебного года на празднике «Замыкая круг» каждому выпускнику вручается «Выпускной чемоданчик». В чемоданчике – предметы быта на первое время, а необходимость их наличия определяется в беседе с самими выпускниками.
6.Считаю, что индивидуальная работа с каждым воспитанником приносит свои плоды. Это можно сказать на примере воспитанницы– выпускницы. Воспитанница с 5 класса стояла на учёте в ОДН за общественно опасное деяние. Проблемы: нежелание учиться, бродяжничество, курение и употребление алкоголя. За девочкой был закреплён общественный воспитатель: зам начальника УО Администрации города, которая, кстати, воспитывалась тоже в школе-интернате. Считаю, что «индивидуально – профилактическая работа» дала свои результаты: воспитанница окончила агростроительный техникум с удовлетворительными оценками только по школьным предметам. За активное участие в жизни техникума имеет грамоты. Имеет семью, занимается воспитанием сына. Не курит. Не замечена в употреблении алкоголя. Получила водительские права. Трудоустроилась. Поступила в высшее учебное заведение республики.
7. Говоря об индивидуальном подходе, нельзя не сказать о работе с родителями и родственниками воспитанников. Мы считаем, что важно предусмотреть индивидуальную работу в этом направлении как с ребёнком, так и с его родителями, родственниками. Мы не берем на себя функции воссоздания семьи, но мы пытаемся привлечь внимание родителей к ребенку, изменить взгляд родителей, родственников на своего ребёнка, помочь ребёнку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Всё это имеет особый смысл, прежде всего значимый для самого ребёнка. Для поддержания связи с родителями, родственниками мы сообщаем информацию об успехах ребёнка, о его событиях, показываем фотографии, отзывы из школы и тому подобное. Привлекаем социально адаптированных, значимых для детей родственников к процессу взаимодействия, а в некоторых случаях – и к процессу сдерживания. Вместе с детьми мы приглашаем родственников на мероприятия Детского дома, в которых участвуют дети. И понимаем, что успех возможен, если все педагоги детского дома понимают значение и верят в положительный результат данной работы. Все дети нашей семьи поддерживают отношения с родственниками.
8.Так же индивидуально мы подходим к поиску новых семей для наших детей, стремясь соблюдать принцип: семья для ребёнка и ребёнок для семьи, потому долго и внимательно работаем с потенциальными родителями и с самим ребёнком, передаваемым в семью. Так за три года на семейные формы устройства были переданы 6 человек, 1 воспитанник возвращен в кровную семью. Я уверена, что все осознают сложность и необходимость такой работы.
И, думаю, что самая большая награда, когда по истечении многих лет наши выпускники скажут нам слова благодарности.
Это дает силы и рождает понимание, что всё, что ты делаешь сейчас, не напрасно.
7
Источник