Развитие личности ребенка возрастная психология
Тема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте
1. Физическое и психическое развитие дошкольника.
2. Развитие личности дошкольника.
1. Физическое и психическое развитие дошкольника
Хронологические рамки (возрастные границы) – От 3 до 6-7 лет.
Физическое развитие. В этот период происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система
Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.
Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.
В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.
В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.
Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины
Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.
Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.
Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.
Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.
Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.
Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.
Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.
2. Развитие личности дошкольника
Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.
Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.
В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика
В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.
Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.
Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.
Новообразования вдошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».
Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная потребность – уважение. Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме дошкольного детства. Перечислите основные вопросы, расматриваемые автором понравившейся вам статьи.
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.52.
- Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. ‑1988. ‑ №3. –С. 30.
- Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольника // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №6. – С.34.
- Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №3. – С.39.
- Синельников В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №5. – С.15.
- Катаева А. А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №3. – С. 17.
- Веракса И. Е., Дьяченко О. Н. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №3. – С.14.
- Коломинский Я. Л., Журавский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №5. – С.38.
- Якобсон С. Г., Сафинова И. Н. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №5. – С.3.
- Ермолова Т. В., Мещарикова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №1. – С.50.
- Поддьяков Н. Н.. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. – 1997. ‑ №5. – С.103-112.
- Каменская В. Г., Зверева С. В., Музаневская Н. И., Маланов Л. В. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ №1. – С. 33.
- Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. -2003. -№4. –с.54.
- Эльконин Д. Б. Детская игра // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. ‑ С. 58-64.
- Смирнова Е. О. Игра с правилами как средство развития воли и произвольности дошкольника // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.64-74.
- Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.74-81.
- Тендрякова М. В. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии. ‑ 2000. ‑ №3. – С.113-121.
- Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликтов между детьми и взрослыми // Мир психологии. ‑ 2001. ‑ №3. – С.197-209.
- Сенько Т. В. Взаимосвязь личностного поведения, эмоционально – потребностной сферы и социометрического статуса старшего дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1997. ‑ №3. – С.35-44.
- Коростелева М. М. Совершенствование качества дошкольного образования в Беларуси // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №10. – С.28.
- Лебедева И. В. Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №11. – С.3.
- Ермаков В. Г. О проблемах развивающего обучения в сфере математического воспитания дошкольников // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №8. –С.9-19.
- Абрамова Л. Н. Особенности взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №10. – С.43-55.
- Абрамова Л. Н. Влияние характера контактов взрослого с ребенком на поведение и эмоциональное проявление жалоб дошкольника // Адукацыя I выхаванне. – 1998. ‑ №4. – С.24-30.
2. Дайте ответы на следующие вопросы:
а) почему, общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?;
б) детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями противоположного пола. Мужчина был няней, а женщина – капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?» Дайте прогноз возможных ответов;
в) у детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Так продолжается примерно до 3-4 лет. Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?
Список рекомендуемой литературы
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
- Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. ‑ 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагенство», 1989.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.
Источник
Детская психология изучает поведение детей, их реакцию на окружающий мир. Как малыш развивается, как учится и играет. Основной целью изучения является желание понять мотивы поведения детей: что ими движет и чем они руководствуются в различных ситуациях, что они чувствуют и как воспринимают события. Понимание детской мотивации помогает предугадать те или иные поступки малыша и уберечь его от негативных последствий какого-то события. Понимая своего ребенка, можно помочь ему справиться с проблемами в коллективе. Ведь в детских коллективах малыш остается один на один с различными вызовами. Его нужно научить находить решение в сложных конфликтных ситуациях.
Очень многие родители сталкиваются с категорическим нежеланием детей учиться. Как их мотивировать делать уроки и слушать учителя? Некоторые думают, что эта задача невыполнима. Что если сыну не дано, то и не надо его заставлять. Заставлять, действительно, не надо. Но найти подход можно к любому малышу. Родители школьников наверняка замечали, что ребенок по-разному воспринимает учителей. Одну учительницу малыш обожает, а другую ненавидит. Соответственно школьник относится и к предметам, которые они преподают. Получается, что одна учительница нашла к детям подход, а другой это не удалось. Каждого ребенка можно заинтересовать и увлечь. Для этого нужно знать основы детской психологии.
Основы психологии детей
Детство является периодом самого интенсивного и бурного развития в жизни человека. Малыш познает мир, активно впитывает знания и формируется как личность. Все это происходит на фоне бурного физического роста, развития органов и гормональных перестроек. Несмотря на такую нагрузку, дети умудряются ловко манипулировать взрослыми. Настолько ловко, что не все взрослые в состоянии это осознать. Как им это удается? Дети действуют интуитивно. Ежедневно они устраивают взрослым множество проверок, выясняя границы дозволенного. Где можно добиться желаемого, а где получить серьезный отпор. В процессе таких исследований они определяют, каким способом легче получить свое и кто из взрослых чаще дает слабину. Потрясающей психологической интуицией обладают еще совсем маленькие дети. Они могут еще не уметь говорить, но уже безошибочно чувствуют, как можно управлять родителями. Истерики в магазине — один из способов манипулирования.
Часто воспитатели и педагоги перенимают тактику детей. Они экспериментируют, подбирая к каждому из малышей ключик. Затем внимательно следят за реакцией и зорко подмечают все положительные результаты.
Детская психология опирается на житейский опыт большого количества педагогов и родителей. Изучение поведения детей происходит в процессе систематических наблюдений, бесед, сбора и анализа продуктов деятельности малышей: лепки, рисунков, конструирования. Психологами проводятся «продольные срезы» — исследования процессов развития одного и того же малыша на протяжении длительного периода. Или «поперечные срезы», когда в короткий промежуток времени изучаются с помощью экспериментов различные группы детей.
Детская возрастная психология часто является для родителей загадкой.
В разном возрасте дети ведут себя по-разному, сбивая родителей с толку. Рассматривают несколько периодов психического развития детей.
Период раннего детства и стадия младенчества
Психоаналитики считают, что период новорожденности накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. Процесс появления на свет и первая реакция на окружающий мир наносят новорожденному сильную травму. Это период, когда малыш полностью зависит от матери. Но психологическое единство с нею еще только должно появиться. Комплекс оживленности при виде лица мамы свидетельствует о том, что психическое развитие младенца успешно началось. До этого все движения новорожденного были хаотичными. Первая улыбка на личике малыша — это первая попытка общения. Контакт матери и младенца должен быть эмоционально положительным. Это дает малышу позитивный заряд для дальнейшего успешного физического и психического развития. Тогда как игнорирование мамой малыша воспринимается негативно и отрицательно сказывается на его здоровье.
Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.
Психология ребенка раннего возраста
Спустя год после рождения вместо единого целого мамы и младенца появляется ребенок и взрослый. Малыш становится самостоятельным и более независимым. Он уже может сам передвигаться, играть с предметами и произносить несложные слова. В этом возрасте он целиком поглощен предметами.
Взаимодействие взрослого и малыша осуществляется через игру. Кроха еще не может понять, что делать с окружающими вещами. И взрослый постоянно объясняет ему функцию и назначение вещи. В процессе игры дети осваивают различные предметы и начинают осознавать последствия действий с ними.
Например, когда ложка подносится к лицу, малыш открывает рот. В этом возрасте он уже способен на перенос действия. Если он научился пить из чашки, то он повторяет такие же действия и со стаканом. Дети после года уже могут обобщать. Они активно подражают действиям взрослых, и их развитие в этот период полностью основано на восприятии.
Критический возраст трех лет
Трехлетний малыш активно сопротивляется взрослым. Он подчеркивает свою самостоятельность и свою собственность. Это время бунта с родителями. Единственный ребенок в семье может стать деспотичным. Он всеми способами пытается подчинить себе взрослых и требует неукоснительного выполнения своих желаний.
Этот период характеризуется ломкой отношений между малышом и родителями. Признаками отделения детей от взрослых являются своеволие, упрямство, негативизм, строптивость и обесценивание взрослых. Все эти признаки свидетельствуют о том, что малыш хочет проявить свою индивидуальность. Он уже осознает свои желания и разделяет их с желаниями взрослых. Кроха пытается подражать взрослым, которые поступают самостоятельно. Он тоже хочет реализовывать свои желания. На этом этапе у него активно формируется речь.
Психолог Дмитрий Карпачев о особенностях трехлетнего возраста в видео:
Психология детей дошкольного возраста
Это период, когда ребенок отдаляется от семьи и устанавливает связь с окружающим миром. Основной тип деятельности в дошкольном возрасте — это игра. Именно через игру дошкольник пытается моделировать ситуацию и учится ориентироваться во внешнем мире. В сюжетно-ролевой игре малыш эмоционально, а потом и интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Ребенок берет на себя роль мамы или врача и символично пытается сымитировать поведение взрослого. Он плачет, как пациент, или наказывает дочку, как мама. От того, что он действует по правилам, малыш получает удовольствие. Для игр дошкольнику нужен товарищ. Так моделировать ситуацию получается гораздо лучше. Поэтому в этом возрасте дети стремятся быть в коллективе. Они остро нуждаются в ровесниках.
Дошкольники связывают свои движения с окружающим миром. В этот период они начинают увлеченно рисовать. Их первые каракули постепенно приобретают для них смысловое значение. Дети дают названия своим творениям. Хотя обнаружить связь между нарисованным и названием взрослому трудно, для малыша она есть. И это признак изменения в мышлении ребенка. Если раньше ему нравились движения сами по себе, сейчас он их связывает с окружающим миром. Пытаясь точнее отобразить предмет, малыш овладевает моторной координацией. Таким образом, занятия рисованием стимулируют интеллектуальное, психическое и физическое развитие детей.
Младший школьный возраст
Когда малыш приходит в школу, происходит перестройка всех его систем отношений с действительностью. В школе добавляется новая структура отношений: «ребенок — учитель». Если в пределах семьи существует неравенство, то в школе действует принцип «все равны перед законом», где закон и требования общества представляет учитель. В школе важным является умение детей учиться самостоятельно. И этим умением им тоже придется овладеть. Для этого педагогам и родителям нужно сформировать у школьников познавательную мотивацию. Малыши будут бежать в школу, где им интересно и весело. Скучный процесс зубрежки нужно разбавить элементами игры. Стих в виде песенки запомнится быстрее. Именно в младшей школе идет интенсивное формирование приемов запоминания.
Многие преподаватели и родители недооценивают те трудности, с которыми сталкивается школьник при изучении нового объекта. Необходимо детальнее рассматривать новую тему, руководить восприятием школьника, дать ему время оценить информацию. В этом возрасте у детей формируется воля и вырабатываются дисциплинарные навыки.
Это возраст интенсивного интеллектуального развития.
Подростковый возраст
Это переломный возраст, когда происходит половое созревание. Его еще называют критическим, поскольку ребенок может стать неуправляемым.
Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер считал этот возраст периодом врастания в культуру. Он разделил протекание подросткового периода на три категории.
Первый тип — бурный, резкий и бунтующий. Происходит своего рода перерождение, и из подростка вырастает совершенно другой взрослый человек с другими качествами.
Второй тип протекает плавно. Ребенок постепенно приобщается к взрослой жизни, приобретая черты взрослого человека без кардинальных личностных изменений.
Третий тип представляют собой подростки, которые активно занимаются самовоспитанием. Они самостоятельно справляются с трудностями перехода во взрослую жизнь, проявляя железную волю.
В переходном возрасте происходит осознание подростком себя как личности.
Половое созревание накладывает свой отпечаток на этот процесс. Дети становятся чрезмерно чувствительными и ранимыми, возбудимыми и даже агрессивными. Они могут ненавидеть себя и весь окружающий мир, тянуться к таинственному и непонятному. Особой притягательной силой для них обладают все запретные вещи.
Этот неустойчивый период скоро заканчивается и ребенок загорается оптимизмом. Меланхолия может смениться повышенной тягой к знаниям и работоспособностью. Подростки строят глобальные планы и берутся решать непосильные задачи. Психология детская вытесняется естественным образом.
Детская психология для родителей
Психология воспитания детей должна быть направлена на поиск решения проблем и на формирование гармоничных личностей. Дети проходят несколько сложных этапов взросления. Задача родителей — помочь им справиться с трудностями. Воспитание — задача непростая. Но родители должны найти в себе силы, терпение и желание, чтобы с нею справиться.
Семья — это главная опора детей. Там они ищут любовь, заботу и понимание. И родители должны находить время выслушивать детей и вникать в их проблемы. Контакт с ребенком является основой воспитания. Поэтому желательно, чтобы родители больше времени проводили с детьми, организовывали семейный летний отдых или выезд за город по выходным. Вечерние прогулки и совместные игры способствуют взаимопониманию родителей и детей. Если в семье будут интересоваться проблемами ребенка, он станет больше доверять родителям.
Важно поддерживать детей всегда, даже когда родителям кажется, что они не правы. Дети имеют право на собственное мнение, и родителям нужно его уважать.
Психолог Дмитрий Карпачев главной проблемой в воспитании считает то, что дети «не слышат» то, что говорят им родители.
В критической ситуации нужно попытаться посмотреть на конфликт глазами сына или дочери. Попробовать на время стать психологом и разобраться в мотивах детского поведения. Родителям рекомендуется почитать статьи по детской психологии. Поиск компромисса поможет уладить конфликт и сохранить с детьми теплые отношения.
Источник