Развитие личности ребенка воспитание нравственного человека

Наталия Полякова
Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества ; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека. Формирует облик его личности,определяет его систему ценностей характер сторон процесса формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания. Основные задачи воспитания – формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других наций, к сверстникам, их родителям и другим людям. У ребенка в дошкольном возрасте появляется способность анализировать свои поступки, и оценивать поступки других детей. Так у ребенка появляются предпосылки рефлексивного мышления. Развитие рефлексивного мышления – это воспитание у ребенка умение чувствовать сердцем другого ребенка. Нужно научить ребёнка ставить себя на место других людей, уметь радоваться чужим успехам, научиться переживать свои неудачи.

У ребенка-дошкольника значительно увеличиваются требования предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовывать свое поведение. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя. личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменения внешних обстоятельств.

В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одна из серьёзных проблем нашего времени недостаток духовности, творить добро считается слабостью. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия.

Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Особую роль в приобщении к народной культуре играют народные праздники как средство национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов, объединенных совместными действиями. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В нашем дошкольном учреждении осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир,впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом- формирование определенного набора нравственных качеств,а именно:

-гуманности; -трудолюбие ; -патриотизма; -гражданственности; -коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания – воспитание счастливого человека.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. в ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «об образовании»ст. 18п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса. Родители- это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитании, меры по укреплению здоровья детей, воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей. В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводить планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом : «Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья». В работе с родителями решаются следующие,выделенные нами как приоритетные задачи: 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов, объединенных совместными действиями. Оптимальным для нравственного воспитанияв нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников : осенью-«Праздник осени»; «Веселая карусель». Зимой – «Новый год», «Новогодний серпантин», «Защитники Отечества», «Ай да масленица». Весной- «Наши любимые», «Встреча весны- Сороки», «Перелетные птицы», «Никто не забыт и ничто не забыто». Дети со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе. Основные формы приобщения детейк культурному наследию: -познавательные беседы; – творческая продуктивная и игровая деятельность детей; -экскурсия в библиотеку, целевые прогулки по улицам нашего города.

В результате совместных действий педагогов и родителей ребенок начинает овладевать различными формами выражения, собственных переживаний, устанавливается гуманные отношения между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства.Данный процесс рассматривают с разных точек зрения: нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, за столом); моральные нормы по отношению к людям; духовная составляющая; патриотические чувства; личностные качества. Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.

Источник

Ольга Молчанова
Педсовет «Нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе по нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

1. Систематизировать работу по нравственному воспитанию дошкольников в ДОУ.

2. Постоянно повышать профессиональную компетентность и творческую активность педагогов по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Подготовка к педсовету:

1. Оформление наглядной информации педагогами для родителей по проблеме нравственного воспитания детей.

2. Консультация для воспитателей «Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

3. Семинар – практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

4. Общее родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

5. Оформление выставки творческих работ детей и родителей «Семейное /родословное/дерево»

6. Оформление выставки коллекции тематических игрушек «Парад военной техники».

7. Оформление фото выставки «Наша Армия сильна»

8. Оформление фото выставки «Ты – свет, что на Земле не гаснет!» /к 8 марта/.

9. Тематический контроль «Оснащение предметно-развивающей среды в группах по социально-нравственному воспитанию дошкольников»

Ход педсовета /проводится в форме деловая игра – путешествие/.

1. Станция «Разминка»

Все мы с вами педагоги – дошкольники. А что любят делать дошкольники? Конечно, играть. Сегодня наш педсовет будет проходить в форме деловой игры. Игра – путешествие. Путешествовать мы будем двумя командами

Займите места в нашем импровизированном скором поезде.

А в дорогу с собой мы возьмём хорошее настроение и заряд бодрости. Приготовьте свои руки.

«Ладони»

Трите ладони друг о друга, пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее «умойтесь» ладонями (энергией и силой, потеребите пальцами мочки ушей, потрите уши.

«Улыбка»

Улыбнитесь себе как можно шире (помогает снять мышечное напряжение, перестраивает человека на положительное, доброжелательное состояние, показывает окружающим миролюбивый настрой). Подарите свою улыбку окружающим Всем коллегам, зарядите их хорошим настроением.

«Клеевой дождик»

Цель: Развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Педагоги встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

подняться и сойти с “горы,”

обогнуть «широкое озеро»,

пробраться через «дремучий лес»,

прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.

А, сейчас займите свои места в нашем поезде, мы отправляемся в путешествие.

2. Станция «Информационная»

/выступление старшего воспитателя/

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Именно сегодня, при такой нестабильной, нездоровой атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству… Это очень важно сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость. Воспитательная система по нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

Задачи которые стоят перед педагогами:

– Развитие нравственного сознания, чувств, поведение ребенка.

– Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.

– Развитие социальных умений и навыков поведения.

– Воспитывать позитивное отношение к миру.

-Укрепление института семьи.

Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в д/саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному д/саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное нравственное чувство.

Нужно всегда помнить, что для результата ребенку важны не назидания, не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие /детей и взрослых/ как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.

«Педагог – зеркало детских душ»

Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времен. Вспомним В. А. Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: “Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать”.

Зависит ли что- то от педагогов в воспитании добрых чувств ребенка?

“Да”! – говорит ученый и педагог-новатор Ш. А. Амонашвили, он видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова: “Педагог! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!». Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания оказывает личность педагога.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:

– к своей работе,

– к воспитанникам

– другим людям,

– к самому себе.

Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и воспитанниками укрепляют в детях веру в торжество морали. И, напротив, если дети были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию дошкольников наносится существенный урон.

Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждают детей ему подражать.

Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Вот принципы педагогической деятельности, которые выделил Ш. А. Амонашвили, как основные в гуманном подходе к детям.

Первый – любить ребенка, т. к. без этого невозможно воспитать гу-манную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она, един-ственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, унижения, все это составляет темную силу педагогики, отравляет жизнь ребенка, вносит в нее разочарование и злобу.

Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, становится агрессивным, жестоким.

Возникает Вопрос: – Нужно ли специально создавать ситуацию, чтобы побуждать у детей чувства добра?

– Например, как вы смотрите на эту ситуацию:

“Ребята, – вдруг сказала воспитательница, – Вова потерял рукавичку.

Что теперь делать? У него же руки замерзнут. Пусть каждый по очереди даст ему свою рукавичку погреться. Кто первый?” Дружно потянулись ручонки. Всю дорогу Вова грелся теплом чужих варежек, не подозревая, что свою вовсе не потерял: она лежала в кармане воспитательницы. Вова, наконец, увидел, как добры и чутки его друзья, для которых он нередко жалел игрушку.

– Были ли подобные случаи в вашей практике? Какие?

В заключении:

Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден

Мало похож на сказку.

В жизни без ласки – знайте,

Слезы, дожди, озноба.

Детям и взрослым – знайте,

Ласка нужна – не злоба.

Корень теряет краски,

Если напиться нечем.

Как человек без ласки

Он опускает плечи.

Как скопидом монеты

Ласку не прячьте, люди.

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет

3. станция «Мудрая» /столик, карточки, карандаши/

Задание: отметьте на карточке меры воздействия педагога на предложенную ситуацию: “Если ребенок обидел товарища. “

– кружками, те действия, которые вы использовали;

– подчеркните действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес;

– зачеркните те действия, которые вы отрицаете.

– Не обращать внимания

– Предложить дать сдачи.

– Пригрозить: “Мы сейчас с тобой также поступим!»

– Лишить игрушек.

– Объявить бойкот.

– Отправить в тихий угол поостыть.

– Осудить поступок в коллективе детей.

– Долго объяснять поступок ребенку.

– Добиваться извинений.

– Сказать, например: “Что это с тобой случилось? Ты никогда никого не обижал. Может, тебя злодей сегодня околдовал? Мы тебе поможем снова стать добрым!”

– Заплакать вместе с обиженным.

– Прибегнуть к помощи волшебной палочки, ключика. Прикос-нуться к плечу обидчика с волшебными словами.

– Рассказать все пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребенок.

– Отвести к заведующей.

– Прочитать четверостишие. Какое? Отправить к груше: “Грущу бить можно, а детей нет”.

– Отправить к “сердитому” зеркалу.

– Отправить обоих в уголок примирения.

– Выслушать объяснения обоих обидчиков.

– Предложить родителям принять меры.

– Посоветоваться с родителями, в чем они видят причину проступка?

4. Станция «Содружество».

Банк идей

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по вопросам нравственного воспитания детей, какие мероприятия вы можете предложить?

Какие формы работы с семьей по духовно – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе?

Формы работы с семьей:

– Анкетирование родителей.

– Дни открытых дверей

– Папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений

1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.

2. Лектории, консультации для родителей.

3. Открытые показы воспитательного процесса.

4. Совместные праздники, совместные конкурсы, совместные работы детей и родителей на различную тематику.

5. Поручения родителям.

Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

5. Станция «Волшебный магазин”

Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы “вылепить” образ высоконравственного человека.

/педагоги выполняют задание, выкладывают на нарисованный силуэт человека бумажные полоски с текстом/

А ещё в этом магазине есть отдел «Комплименты», но в нём немного товара. Часто люди стесняются или считают не нужным, а чаще просто не умеют находить добрые, приятные слова для окружающих, для детей, для близких им людям.

Основу коммуникативного взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. Средством внимания, одобрения является и является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.

Вам предлагается написать как можно больше комплиментов воспитанникам по следующим направлениям:

1. Одобрение внешности

2. Одобрение личностных качеств

3. Одобрение деловых качеств

6. Станция «Аппетитная».

Пора нам подкрепиться! А в меню у нас «Острое блюдо»:

1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: “Я тебе дам наклейку, а ты меня примешь в игру”. Ваши действия?

2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.

Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?

3. “Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок”. Согласны ли вы с этим мнением?

4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?

5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.

Острое блюдо мы нейтрализуем «волшебным напитком» (Предлагаю педагогам фруктовый сок)

Предлагаю Вам волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять. Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

Приятного аппетита!

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите “Добрый день”,

И следуйте хорошему примеру!

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

В. Боков.

Пора нам возвращаться в наш Детский сад! Поехали!

Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от нас.

Раздать педагогам памятки (приложение 1, 2).

Решение педсовета:

1. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт патриотического воспитания.

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

2. При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

-продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;

-использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет;

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3. Постоянно повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

3. Провести общее родительское собрание, по нравственному воспитанию детей.

Приложение 1.

Памятка

Посеять в детских душах доброту, это значит

– Ласково и только по имени называть детей.

– Учить с детьми стихи о доброте.

– Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.

– Не унижать ребенка.

– Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.

– Использовать пословицы о доброте.

– Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.

– Рассказывать родителям о добрых поступках детей.

– Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.

– Оказывать внимание заболевшим детям, привлекая к этому детей.

– Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, расчищать участок, помогать одеваться и т. д.)

– Составлять с детьми сказки о доброте.

– Обращать внимание детей на живую природу, на то что нужно относиться к ней бережно.

– Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: “Как нас выручил Миша”, “За что я люблю свою подругу”, “Наши добрые дела”.

Приложение 2.

Памятка.

Начинай и заканчивай день улыбкой.

• Если хочешь, чтобы ребёнок уважал тебя, уважай его сам. Признавай в ребёнке личность. Относись к ребёнку так, как хотел, чтобы относились к тебе самому.

• Не требуй от ребёнка того, что не соответствует его возрастным или индивидуальным возможностям.

• Критикуя поступок ребёнка, не переходи на личность. Осуждай поведение, а не ребёнка. Не «ты плохой», а «ты плохо поступил».

• Маленькие дети легко внушаемы, но только на тёплом эмоциональном фоне.

• Для того чтобы просто существовать, ребёнку нужно четыре объятия в день, для нормального развития – двенадцать.

• Если ты раздражён, устал, то не вступай с ребёнком в это время в воспитательный контакт. Пережди, остынь, перестройся. Злость и раздражение – плохие советчики.

• Все формы нравственности передаются через копирование и подражание. Тем же путём передаётся и безнравственность.

• Умей слушать ребёнка. Не торопись высказывать своё мнение по каждому поводу.

• Не считай себя абсолютным авторитетом во всех вопросах. Признавай мудрость детей. Они более тонкие психологи, чем ты, и во многих вопросах разберутся лучше тебя, потому что лучше тебя знают свой детский мир.

Источник