Развитие личности ребенка в условиях удо

Развитие личности ребенка в условиях удо thumbnail

Лена Звягина
Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО

Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного образования и внедрения ФГОС наряду с разносторонним развитием личности ребенка приоритетным направлением становится социализация – одна из форм гражданско-патриотического воспитания. Наша страна нуждается в социально-активных, самостоятельных, творческих личностях, адаптированных к условиям современной жизни.

Главная потребность ребенка дошкольного возраста – быть полноценным членом общества, жить вместе с взрослыми и чувствовать себя как взрослый. В силу сложности жизненных ситуаций и своих ограниченных возможностей реально включиться во взрослую жизнь ребенок, конечно, не может. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве его стремления быть как взрослый и невозможностью непосредственной реализации этой задачи.

Поэтому дошкольное детство называют стартовым периодом формирования ощущения собственных возможностей и потребностей, основных представлений об окружающем мире, добре, зле, семейном укладе и родной земле, «золотой порой» нравственного становления ребенка. Обратите внимание на содержание нравственного воспитания.

Основа и неотъемлемая часть становления личности, как известно всем, гражданско-патриотическое воспитание.

«Патриотизм» в переводе с греческого означает любовь и преданность своей Родине, Отечеству. Российская педагогическая энциклопедия трактует «патриотизм» как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к защите от врагов. Любовь к родной земле впитывается с молоком матери и на протяжении дальнейшей жизни проявляется в уважении к историческому наследию своего народа, в бережном отношении к национально-культурным традициям, проявлении чувства гордости за достижения науки и техники. Формирование патриотизма происходит в процессе воспитания, обучения, развития

«Гражданственность» – понятие, характеризующее осознанную позицию человека, готового встать на защиту Родины, отвечать за ее судьбу и события, участвовать в этих событиях. Цель гражданского воспитания состоит в формировании у ребенка гражданского сознания, гражданских чувств и качеств, опыта и культуры гражданского поведения.

Гражданин имеет активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни, потребность в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, политического, правового, нравственного воспитания.

Рассмотрим методы воспитания, применяемые в педагогической практике:

– методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, убеждение, повествование, диалог, доказательство, призыв).

– методы упражнений (приручений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды индивидуальных и групповых заданий в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примеров, создание ситуаций успеха).

– методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика и самокритика, поощрение и наказание, контроль и самоконтроль, замечания и ситуации доверия).

Гражданско-патриотическое воспитание – процесс долговременный, так как предполагает внутреннее изменение ребенка, которое может найти свое отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Естественно, это затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не умаляет значимости работы педагога.

Растить патриота и гражданина – значит вырастить себе достойную смену. И кто же, если не мы, будет выполнять эту нелегкую, очень ответственную и благородную задачу. Кто преподаст ребенку первые уроки нравственности? Кто научит его быть великодушным, милосердным, толерантным, чутким, честным?

Понимая, любя, взаимодействуя с семьей, используя педагогический опыт, соответствующую материально-техническую базу и предметно-развивающую среду, можно добиться качественного результата.

Первой ступенью гражданско-патриотического воспитания является развитие чувства любви к Отечеству, родному краю и дому посредством вовлечения детей дошкольного возраста в социальные проекты, мероприятия и инициативы.

Поговорим конкретно о социальной инициативе и возможных формах работы по данному направлению с дошкольниками предшкольного возраста.

Начнем с терминологии. Что же все-таки означает термин «инициатива»? В латыни он означает «начало», заимствовали мы его у французов,но и в английском языке имеет схожие трактовки: первый шаг, почин, положить начало.

Читайте также:  Педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка

Тем самым подчеркивается инновационный характер инициативы. Ее отличительный признак – новизна вообще или новизна в данном конкретном месте в данное время. Значит, инициативное действие хоть и должно быть новым, не имеющим аналога, но может содержать новую комбинацию ранее известных составляющих. И если заострять внимание на аспекте значения термина, то «взять инициативу на себя» означает повторить чьи-то действия, в отличие от других проявивших пассивность.

Например, в вашем городе никто никогда не проводил акцию памяти в День белых журавлей 22 октября, но узнав, что подобная акция с участием дошкольников успешно проводится в Центре «Гармония» в Тихорецке, вы первыми организовали и провели ее в своем учреждении в своем городе. Это и есть ваше инициативное инновационное действие.

Выбор и направленность инициативы определяют самосознание ребенка как гражданина общества, так как социальные инициативы формируют: организованность, ответственность, взаимовыручку, коллективизм, милосердие, взаимную требовательность, активность, доброту, доверие и развивают: гражданское сознание ребенка, патриотические чувства и понимание своего общественного долга, готовность приносить пользу людям.

Инициатива тесно связана и подразумевает под собой социальную активность ребенка. Чисто детские инициативы встречаются крайне редко даже в подростковом периоде. На самом деле детская социальная инициатива – это всегда инициатива взрослых, увлекшая ребят.

Суть участия детей в социальных инициативах хорошо отразил социолог Роджер Харт – автор понятия «Лестница участия». Он предложил 8 ступенчатую лестницу, которая демонстрирует, что значит быть гражданином и как им быть. Свои наблюдения Харт проводил на детях подростках, участниках детских общественных организаций и объединений. 3 первых ступени Роджер Харт рассматривает, как не очень продуктивные для развития инициативы ребенка-подростка, но они очень хороши для формирования опыта и культуры гражданского поведения, начальных умений, навыков организаторской деятельности и социальной активности детей – дошкольников.

Это стартовая площадка для детей предшкольного и начального школьного возраста. Обратите внимание, они на подхвате, выполняют конкретные поручения и даже симулируют участие в общем процессе (проявляют иногда бессмысленную активность). Это социальные пробы.Они заключаются в следующем:

– выбор и осуществление способов социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей;

– попытка формирования социальной позиции и ответственности, навыков конструктивного позитивного общения.

Но мы можем заметить, что дошкольники успешно, конечно не без участия и помощи педагога и родителей, могут овладевать 4 ступенью представленной лестницы (понимают задачу в целом и выполняют отведенную им часть работы).

А вот 5 ступень уже предполагает самостоятельную работу и об этом говорить в дошкольном периоде рано.

Чем же полезно участие дошкольников в социальной инициативе?

Участие в инициативе социально закаливает ребенка, готовит к преодолению трудностей, создает условия для самореализации воспитанников в этих отношениях.

Анализ и проектирование деятельности обучает навыкам сопротивления социальным влияниям, которые способствуют отклонениям в поведении, моделирует типы поведения, поощряющие законопослушание, здоровый образ жизни, проявление лидерского потенциала.

Для дошкольника это возможно при осуществлении образовательной деятельности, например, по предметам «Азбука общения», «Коммуникативный тренинг» и «Психогимнастика», где основным видом деятельности дошкольника является игра. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку примерить на себя определенную роль и прожить часто в непростых жизненных ситуациях даже в рамках 25 минутного занятия. Как классифицируются игры детей дошкольного возраста можно увидеть на схеме Зворыгиной Е. В. и Новоселовой С. Л.

Каков же алгоритм социальной инициативы?

Алгоритм реализации социальной инициативы следующий:

1. Диагностика детского коллектива.

2. Инициация детских идей.

3. Выбор и разработка конкретной идеи.

4. Планирование работы по реализации инициативы.

5. Формирование группы активистов.

6. Распределение поручений и обязанностей.

7. Поиск и привлечение социальных партнеров.

8. Реализация запланированных мероприятий.

9. Обратная связь от участников мероприятий.

10. Анализ реализованной инициативы.

Формы проведения социальных инициативи их примерные названия:

акции и марафоны различной направленности (Подари радость другу, Георгиевская лента, Подарок ветерану, Теплое сердце, Посылка солдату, Голубь мира, Журавлик, Час Земли и т. д.,

Читайте также:  Ребенок с ранним сексуальным развитием

ярмарки – продажи, ярмарки – выставки,

выступления агитбригад (Мы и безопасность, Водитель, стой! Я хочу дойти домой,На Кубани Закон такой: 22 часа – иди домой, Не шути с огнем! и др.,

коллективные творческие дела,

десанты, конкурсы социальных проектов и тематические конкурсы с исследовательским уклоном (Золотые страницы истории моей семьи, Родословное древо моей семьи, Письмо прадеду, не пришедшему с войны и др.).

Участие дошкольников в социальной инициативе нужно и возможно, полезно и успешно.

Заканчивая выступление,хотелось бы вам пожелать:

– вдохновляйте и побуждайте детей к действию, инициативе, творчеству, уважая при этом достоинство и уникальность личности;

– умейте быть не формальными в работе, стройте взаимоотношения на основе диалога;

– будьте связующим звеном между ребенком и социальной средой;

– всегда исходите из позиций гуманизма и милосердия, исключайте любые уловки, нечестные действия, обман ребенка;

– ведите работу только в рамках своей компетентности, несите персональную ответственность за качество своей работы, не поддавайтесь влияниям и нажимам. Успеха вам и до новых встреч!

Литература:

1. Котова Е. В.В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80с.

2.Журнал: Дополнительное образование и воспитание. №5 – М., 2009

3.Журнал: Дошкольное воспитание. №8 и №10 – М., 2009

4. Никандров Н. Д.Россия: социализация в воспитании на рубеже тысячелетий. – М.: Педагогическое общество России. 2000. – 304с.

5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста/Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – с. 187.

6. Cборник нормативных и организационно-педагогических рекомендаций для реализации детских социальных инициатив, ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской», Санкт-Петербург, 2015 г., с. 41

7. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003. – 512с.

8. Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодежи:поддержка общества и государства: Монография, М.: РЕГЛАНТ, 2003.

9. Шилова М. И. Социализацияи воспитание личности школьника в педагогическом процессе:Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное.- Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – 218с.

10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб: «Детство – Пресс», 2010. – 380с.

Источник

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Овчаренко Татьяной Григорьевной, заместителем директора, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД “Центр детского творчества” города Калачинска, Омской области. Стаж работы – 17 лет. Татьяна Григорьевна автор проекта “Дорога к Храму” (грант губернатора Омской области 2008г.), координатор социально-значимых проектов “Путеводители по городу Калачинску”, “Экскурсионное бюро «Калачонок» ” (победители областного этапа Всероссийской акции “Я – гражданин России”). Сегодня Татьяна Григорьевна с радостью делится с нами статьей “Развитие духовно-нравстенной личности в условиях УДО”. Статья будет интеерсна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Григорьевны:

Программа «Модернизация развития системы образования до 2010 года» образования» определила роль УДО в духовно-нравственном воспитании. МБОУ ДОД «Центр детского творчества» выступил как инициатор введения в районе инновационной технологии культурологического образования учащихся и прежде всего их этнокультурного воспитания, что является механизмом гуманизация образовательной среды, а также духовно-нравственного патриотического воспитания детей и молодежи. Новые культурологические подходы к воспитанию, заложенные в программе, позволяют формировать чувства национальной принадлежности и национального достоинства как основы понимания своеобразия и достоинства другой культуры, другого народа.” 

Увлекательного чтения…

Развитие духовно-нравственной личности в условиях УДО

Программа «Модернизация развития системы образования до 2010 года» образования» определила роль УДО в духовно-нравственном воспитании. МБОУ ДОД «Центр детского творчества» выступил как инициатор введения в районе инновационной технологии культурологического образования учащихся и прежде всего их этнокультурного воспитания, что является механизмом гуманизация образовательной среды, а также духовно-нравственного патриотического воспитания детей и молодежи. Новые культурологические подходы к воспитанию, заложенные в программе, позволяют формировать чувства национальной принадлежности и национального достоинства как основы понимания своеобразия и достоинства другой культуры, другого народа.

Читайте также:  Родительское собрание особенности развития ребенка пятого года жизни

Координация реализации этой задачи осуществляется посредством районной комплексно-целевой программы «Истоки» и имеет значимый социальный успех. Основные составляющие: «Краеведение», «Музейная педагогика», «Ремесла и промыслы», «Этнокультурология»

Направления деятельности: мастер-класс, этнокультурология (осмысление базисных оснований всех сторон жизнедеятельности народа, человека), детское движение., работа с семьей, музейная педагогика, краеведение, великие имена России, ремесла и промыслы.

Подпрограмма «Краеведение» реализуется через такие формы краеведческой деятельности, как занятия в очно-заочной школе «Юный краевед», интеллектуально-краеведческие игры и марафоны.

Очно-заочная школа «Юный краевед» – одна из форм дополнительного образования детей в области культурологии. Работа школы рассчитана на два года. При прохождении программного материала планируются теоретические и практические занятия в Историко-краеведческом музее, Центре детского чтения, поисковые экспедиции. При заочной форме обучения слушатели ОЗШ выполняют определенные задания (экспедиции «Родники», «Исчезнувшие села»).

Ведется большая краеведческая исследовательская деятельность. Учащиеся являются активными участниками районных и областных конференций.

Одним из направлений краеведческой работы в районе является культурно-массовая деятельность.Основные формы деятельности школьников, направленные на раннее профессиональноесамоопределение в школе в области краеведения. Коллективные формы:Районный фотоконкурс «Неповторимый

Калачинск», районная конференция юных генеалогов «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; Районный этап областной конференции

«Летопись сибирских деревень»; Районный конкурс на звание «Лучший экскурсовод года»; Районный конкурс на лучший экскурсионный маршрут по Калачинску;

Активизация музейной работы в школе, постановка школьного музейного дела на научную основу невозможна без всесторонней музееведческой подготовки руководителя и актива музея. Повышать музейную квалификацию они могли не только на семинарах, но и на занятиях исторического кружка, проводимых совместно с сотрудниками Историко-краеведческого музея. Цель занятий – развитие навыков краеведческой, научно-исследовательской, источниковедческой и архивоведческой работы в школьных музеях В Калачинском районе традиционно сложилась сеть школьных музеев, основу которых составляют историко-краеведческие музеи. В образовательных учреждениях Калачинского района функционирует 11 школьных музеев, 10 из которых   имеют Свидетельства о присвоении звания «Школьный музей».

В целях усиления духовно-просветительской деятельности в образовательных учреждениях подписано соглашение «О совместной деятельности» Приходом Православной Церкви Омско-Тарской епархии и Комитетом по образованию Калачинского района.

К работе по духовно-нравственному воспитанию детей привлекаются представители Православной Церкви. Для учащихся образовательных учреждений района и жителей города проводятся православные праздники:

  • «Параскева-пятница – праздник семейного очага», «Праздник жен-мироносец»,
  • «Рождественский фестиваль», «Праздник славянской письменности», «Пасха»,
  • «День воинской славы».Организуются совместно с Приходом Православной церкви профильные православные смены, цель которых – возрождение традиционных православных традиций в рамках регионального компонента. Паломнические поездки в Храмы и монастыри Омской области, игровые программы «Забавы сибиряков»(проводятся с привлечением специалистов Сибирского культурного центра), мастер классы «Тряпичная программа», «Игрушка из соломы».

17 образовательных учреждений приняли участие в районных выставках «Пасхальный вернисаж» и «Рождественское чудо».

Изучается и распространяется положительный опыт отдельных семей, образовательных учреждений и педагогов по развитию духовно-нравственного воспитания. Позитивный опыт семейных отношений широко представляется в учреждениях образования и культуры, на страницах районной газеты «Сибиряк», в передачах местного телевидения, деятельности Историко-краеведческого музея. Традиционными стали выставки-презентации «Мастера и мастерицы Калачинского района», районный конкурс «Семья года».

Около 500 человек приняло участие в реализации грантового проекта «Дорога к Храму»: обучающиеся ОУ, администрация города и района, предприятия.

Инициативная группа, состоящая из обучающихся ОУ города, в течение 9 месяцев занималась благоустройством территории Храма. Проект реализован и получил высокую оценку со стороны жителей города.

В перспективе:

  • разработка и реализация программ педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
  • проектирование мер по активизации духовно-нравственного воспитания в реализации программ развития образовательных учреждений.

Источник