Развитие личности ребенка в условиях интерната
Индивидуальное развитие личности ребенка
в условиях школы-интерната
«…подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
В.А. Сухомлинский
Под индивидуальностью понимается свойство человека, отражающее его способность стать и быть самим собой, обуславливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни.
Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка в классном коллективе, помощь в решении возникающих проблем воспитанников, организация разнообразных видов деятельности школьников.
Мы считаем, что все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Поэтому, одна из задач классного руководителя направлена на самораскрытие ребенка как личности.
Начинаем работу с изучения (диагностики) личности ученика, семьи, в которой воспитывается ребенок. Совместно с психологом и социальным педагогом составляем характеристику воспитанника и план воспитательной работы с этим ребенком.
Особую роль в формировании личности в режиме повседневной жизни воспитанника мы отводим семье. Большинство наших учеников воспитываются в малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семьях – но для этих детей, особенно учащихся младшего школьного возраста, имеет большое значение заинтересованность родителей их успехами в школе. Таким образом, задача классного руководителя – привлечь, и умело использовать потенциал семьи воспитанников при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.
Для этого в нашей школе-интернате проходят интересные родительские собрания (с приглашением педагога-психолога, логопеда, социального педагога), праздники («Мы за чаем не скучаем…», «Праздник мам», «Спортивный праздник»), конкурсные программы. Также привлекаем родителей при подготовке праздников, классных часов, при организации городских выступлений, изготовлении костюмов и пр.
Так же, на уровне Волоколамской школы-интерната ежегодно проходят Дни Открытых дверей, на которые традиционно со всеми желающими гостями, приглашаем родителей учеников.
Успешное протекание процесса становления личности и проявление индивидуальности ребенка в школе-интернате происходит при следующих педагогических условиях:
– восприятие классным руководителем и его воспитанником индивидуальности как особо значимой ценности.
– наличие у педагога целостного и адекватного представления о ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности. (Эти представления классного руководителя о своем воспитаннике формируются в процессе воспитательного взаимодействия с учащимся, во время наблюдения за его поведением, участием в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями.)
– предоставление школьнику свободы выбора форм и способов проявления своей активности. (Классный руководитель заботится о том, чтобы ученик нашел себе дело по душе – в соответствии со своими интересами и потребностями, ведь только тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка.)
Творчество можно назвать и источником, и ваятелем индивидуальности. Поэтому мы стремимся создавать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и его воспитанника к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.
Мы считаем, что творчество должно стать престижным и привычным для ребенка, так как оно делает его инициативным и активным. Только тогда ребенок может стать самим собой. Поэтому, в группах ребята реализуют свои таланты через рисование, лепку, ручной труд – изготовление поделок (многие работы принимают участие на выставках в школе), турниры, конкурсы, игры.
– оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование общего, особенного и единичного в личности ребенка.
Организуя общешкольные мероприятия и работу кружков, клубов, секций, воспитательная служба увеличивает диапазон возможностей для проявления и развития школьником своих способностей, интересов, увлечений. Наши ребята посещают по выбору и интересам разнообразные секции и кружки: кукольный театр, футбольную секцию, хореографическую студию и многие другие.
Невозможно не отметить участие в школьных и районных мероприятиях, где ребята раскрывают перед зрителями все свои таланты.
Также в Волоколамской школе-интернате классные руководители ведут индивидуально-профилактическую работу по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности. На базе этой работы прошел зональный семинар «День профилактики несовершеннолетних. Работа с детьми «группы риска»».
Таким образом, каждый классный руководитель в воспитательной работе уделяет особое внимание индивидуальному развитию личности каждого ребенка в детском коллективе.
Источник
Карнаухова Елена Викторовна,
педагог-психолог,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Линевская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья».
Формирование личности умственно отсталого ребенка в условиях коррекционно-развивающей среды школы-интерната.
Формирование личности – сложный, многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. Личность в полном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего социально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способностью к саморегуляции, избирательным отношением к социальной среде.
На каждом уровне своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отношений, выполняет определенные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для этого знаниями, общественно выработанными нормами и правилами поведения, он формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности есть расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложнение форм деятельности и общения с людьми.
Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни.
Среда должна быть не просто «обстановкой», а источником детского развития. Под коррекционной средой подразумевается совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Среда оказывает влияние на уровень, на эффективность коррекционного процесса, но в разной степени. Она обуславливает цели специального образования: 1) развитие личности ребёнка, имеющего проблемы в развитии, компенсацию дефекта; 2) усвоение социального опыта, так как цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией); 3) поиск более эффективных путей для развития детей с умственной отсталостью. Для этого в школе создается такая коррекционно-развивающая среда, которая помогает максимально компенсировать недостатки развития. Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется. Поэтому воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие. При любых нарушениях интеллекта присутствует органическое поражение высшего отдела центральной нервной системы (ЦНС) – коры больших полушарий головного мозга. Вполне очевидно, что в этом случае связи развивающегося детского организма с внешней средой будут нарушены. В первую очередь может произойти сбой в основных нервных процессах возбуждения и торможения. В первом случае ребенок неадекватно возбужден внешним раздражителем, во втором – внешний раздражитель не вызывает никакой реакции или же она опять неадекватно замедленна. И в том и в другом случае реакция ребенка на раздражитель будет патологической, атипичной. Кстати, среда и процесс обучения с точки зрения физиологии и психологии тоже раздражитель, причем, очень сложный.
Таким образом, органический дефект в сочетании с типом нервной системы составляют основу эмоционально-волевой сферы ребенка. Без целенаправленного положительного воздействия на нее (что заложено в арсенале воспитательных средств) эмоционально-волевая сфера ребенка может стать причиной достаточно серьезных «социальных вывихов», т. е. конфликт между личностью и окружающей социальной средой – социумом будет увеличиваться. В итоге все связи с внешней средой станут неадекватными, атипичными, патологическими. А это, в свою очередь, может привести к серьезным социальным конфликтам. Следовательно, система создания коррекционно – обучающей середы строиться с учётом требований окружающей среды совместно всем педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом школы-интерната, учитывая особенности умственно отсталых детей.
Для умственно отсталых характерны низкий уровень осознанности мотивов, быстрая сменяемость, неустойчивость ведущих мотивов, объясняющаяся сильной зависимостью мотива от ситуации, затрудненность процесса опосредования мотивов, связанная с неумением поставить и осознать цель, нарушение смыслообразования мотивов, при котором мотив остается лишь знаемым и не побуждает к действию. Мотивы умственно отсталых бедны по содержанию. Особенно затруднено формирование широких социальных мотивов, так как здесь требуется высокий уровень обобщения.
Недоразвитие мотивационной сферы вызывает трудности в формировании потребностей и интересов. Потребности обычно отражают состояние нужды человека в чем-либо. Будучи осознанными, они проявляются в форме мотивов поведения. Это побудительные силы мыслительной деятельности и поступков личности.
У умственно отсталых детей недоразвита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Вместе с тем у них остаются сохранными адекватные органические потребности. Однако с годами побудительная сила последних увеличивается. В результате снижения контролирующей функции мозга может наблюдаться гипертрофированность влечений: увеличение аппетита, неумеренность жажды, могут преждевременно развиваться сексуальные потребности. Вопрос о причинах этого явления еще недостаточно изучен, не выяснены основные факторы преждевременного развития элементарных влечений. Духовные же потребности развиваются у них замедленно. Такая дисгармоничность в развитии потребностей предопределяет и неполноценное развитие определенных личностных качеств. Потребности обусловливают интересы каждой конкретной личности.
Интерес – это эмоционально-познавательное отношение к предмету или действию, которое побуждает к познанию непосредственно, независимо от других мотивов.
Развитие интересов и потребностей взаимосвязано. Исходя только из этого, уже следует отметить, что у умственно отсталых с опозданием и с трудом формируются высшие духовные интересы. В процессе специальной воспитательной работы такие интересы могут быть воспитаны. Однако они все же не достигают в своем развитии того высокого уровня, который может быть достигнут в процессе воспитания нормального человека.
Формирование мировоззрения у умственно отсталых учащихся представляет собой сложную, но вполне выполнимую задачу.
У умственно отсталых учащихся мировоззрение формируется в процессе изучения преподаваемых им предметов (история, биология, литература и др.). Оно развивается под влиянием окружающей среды, т.е. под влиянием воспитания и коррекционной работы. Особенности формирования мировоззрения у этой категории детей обусловлены свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей. В результате они сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали. В младшем школьном возрасте их представления о том, что хорошо и что плохо имеют довольно поверхностный характер. Из книг, от учителей, родителей они узнают о правилах нашей морали. Однако они не всегда действуют в соответствии с этим знанием даже в привычной конкретной ситуации. Ввиду этого случается, что они попадают под дурное влияние, совершают неправильные действия и поступки.
Школа должна помочь ребенку осознать свое «Я», обогатить его, определить свою социальную роль в отношениях с внешним миром и найти в нем свое место.
Для того, чтобы понять, как и почему возникают трудности в обучении детей с отклонениями в развитии, необходимо знать причины, вызывающие этот или другой недостаток, уметь различать характер психического заболевания, знать пути, по которым следует идти, чтобы помочь исправить эти отклонения. Педагог специальной коррекционной школы должен знать диагноз каждого ребёнка, и это помогает лучше понять психическое состояние и особенности поведения ученика, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании.
Для умственно отсталого ученика важнее, чем для здорового, спокойная обстановка, систематичность требований, четкое выполнение режима дня – всё, что создает и закрепляет у детей необходимые положительные привычки.
Решающая роль в возникновении положительной направленности личности у обучающихся с умственной отсталостью в школе-интернате играет создание ситуации успеха в основном виде деятельности, т.е. в учебной деятельности. Это необходимо для того, чтобы будущие выпускники работали, самостоятельно жили, могли построить собственные семьи. Учебный план – основной элемент учебного процесса, он ориентирует педагогов школы на возможные маршруты обучения и воспитания, где особенно важны:
- формирование и развитие коммуникативных умений,
- устная речь и ее понимание,
- ориентация в окружающей среде,
- безопасное поведение в природе,
- развитие предметно – практических навыков, бытовой и трудовой деятельности. Программы обучения составляются учителем – дефектологом после направленного изучения (обследования) возможностей детей психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Организация обучения на уроках строится таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью ребенка и тем самым создавались условия для более успешного овладения ими программного материала. Направляющая и регламентирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение для умственно отсталых детей имеет принцип коррекционной направленности. При реализации этого принципа уроки проводятся таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки.
Личность человека формируется в его деятельности (С. Л. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, Л. Сэв). Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство. Обучение какой-либо профессии — одна из важнейших задач коррекционной школы. Труд способствует развитию критичности детей, укреплению навыков самоконтроля и повышению самооценки. В процессе изготовления какой-либо вещи (табуретка, платье) ребенок видит свои достижения и замечает свои ошибки. Успешное изготовление вещи укрепляет веру в собственные возможности. Самостоятельное изготовление вещей способствует развитию положительной направленности личности обучающегося. Программа обучения в коррекционной школе-интернате построена так, что позволяет максимально компенсировать недостатки интеллектуального развития детей.
В школе-интернате социально-бытовые условия организуются с учетом конкретных потребностей ребенка с интеллектуальной недостаточностью: наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, мастерских, спален, приусадебного участка, бассейна и т.д.
Образовательная среда является ведущим фактором в развитии личности детей с нарушением интеллекта. Среда организована так, что она побуждает детей взаимодействовать с различными её элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. В основу работы по созданию коррекционной системы обучения положена идея большей её эффективности для общего развития детей, для расширения рамок коррекционной работы над личностью и, тем самым, создавать условия для более успешного овладения пройденного материала, максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка.
Кабинеты оборудованы по всем методическим требованиям коррекционной школы, в них ведутся как индивидуальные, так и фронтальные коррекционно-развивающие занятия с детьми. Школа-интернат предоставляет ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от разнообразия своей жизнедеятельности в классе, т.к. большую часть времени обучающийся проживает здесь.
Потому коррекционно-развивающая среда является комплексным, системным, вариативным, пластически меняющимся механизмом непрерывной психолого- педагогической помощи ребёнку с отклонениями в развитии на пути становления его личности в деятельности со сверстниками и взрослыми. Следовательно, система создания коррекционно-развивающей среды строиться с учётом требований окружающей среды совместно всем педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом школы-интерната, учитывая особенности умственно отсталых детей.
Список литературы
- Борщанская А.К. К созданию специальной коррекцнонно-развивающей среды в школе VIII вида, с. 31
- Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 “Дефектология”/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова.- М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.- М., 1994.
- Воронкова В.В., Дмитриев А.А., Горшенков И.А. Олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2009. – 397 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 “Дефектология”.– 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
Источник