Развитие личности ребенка в условиях адаптации

Развитие личности ребенка в условиях адаптации thumbnail

Татьяна Логинова
Особенности развития личности ребёнка в период адаптации в детском саду.

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремится к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему: чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнкуширокие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.

Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Фрейд, К. Хорни, подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжелого периода в этом возрасте – особенности адаптации.

Ранний возраст – особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей:

• Быстрый темп развития и неравномерность.

• Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков.

• Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

• Повышенная эмоциональность.

Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче.

Адаптация (позднелат. аdaptatio– приспособление) – процесс приспособления организма к новым условиям существования.

Современная наука утверждает, что организм и окружающая его среда составляют единство. В понятие среды включается вся совокупность условий, в которых совершается развитие организма. Но влияние различных условий на развитие организма в разное время его жизни неодинаково. Это особенно отчетливо обнаруживается при изучении развития ребенка, которое совершается в природной и социальной среде.

Природная среда является фактором развития ребенка, действуя, однако, только через среду социальную, через общественную, трудовую деятельность людей.

Наибольшее значение для ребенка имеет, конечно, среда социальная.

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными трудностями в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в новую обстановку.

Процесс адаптации ребенка в детском саду начинается с момента рождения.У новорожденного переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует перестройки в деятельности основных систем организма: кровообращения, дыхания, пищеварения и другие. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение целого ряда лет.

Уже после рождения у ребенка, по мере того как он знакомится с окружающей его средой, формируется и возможность адаптации к различным социальным условиям. Этот процесс и обуславливает стереотипы поведения, привычные для условий семейной среды.

Когда ребенок впервые вступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды.

Условия в этих учреждениях специфичны. В них особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Условия этой среды требуют соответствующих форм поведения. Этот процесс в данном случае означает привыкание ребенка к жизни в дошкольном учреждении. На этот период привыкания приходится основная заболеваемость детей, то есть существует определенная взаимосвязь между течением так называемого периода адаптации и состоянием здоровья. Следовательно, вопрос адаптации детей к условиям детского дошкольного учреждения требует более глубокого рассмотрения.

Поступление малыша в детский сад представляет собой серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей, сопровождающееся определёнными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения, условия которого специфичны. Для маленьких детей также характерна глубокая привязанность к матери. Поэтому для них тяжела даже временная разлука с матерью в начале посещения детского сада; они подавлены, не находят себе места. Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребёнка приводит к определённому нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей, а также их поведение.

Вопрос адаптации ребёнка к детскому саду рассматривали такие учёные, как К. Л. Печора, Н. М. Аксарина, А. П. Жукова, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Г. А. Балл, Т. А. Думимрошку.

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным. С кризисом трёх лет у ребёнка возникают проблемы психического развития. Кроме того, в три года в основном дети начинают посещать детский сад, то есть привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка и добавляет ребёнку проблемы социальные. Отрыв от дома, близких и родных, встреча с новыми незнакомыми людьми могут стать для ребёнка серьёзным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, не травмирующим. Много здесь зависит от педагогов, но ещё больше от родителей, от их понимания своеобразия возрастных особенностей ребёнка, от умения родителей конструктивно решать проблемы совместно с ребёнком. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребёнка и самоутверждение в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

Теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных психологов по проблеме адаптации ребёнка к детскому садупозволяет сделать некоторые выводы:

– Основными критериями адаптации ребёнка трёх лет к детскому саду являются: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды, которые характеризуются тремя уровнями адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая.

– Характер адаптации зависит от возраста ребёнка, состояния здоровья, уровня психического развития, индивидуальных особенностей, семейного взаимоотношения, характера протекания кризиса трёх лет.

Чем больше родители уважают индивидуальность ребёнка, одобряют его интересы и планы, интересуются делами ребёнка, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу, самостоятельность, доверяют ему, тем легче проходит адаптация ребёнка к детскому саду. Чтобы помочь детям в привыкании к детскому саду, необходимо изменить взгляд родителей на воспитание детей и указать пути этого изменения.

Читайте также:  Доска для развития ребенка купить

Развивающая работа с родителями в нашем детском саду состоит из трёх блоков:

– индивидуальное собеседование, где родитель получает исчерпывающую информацию по результатам диагностики, как ребёнка, так и его самого.

– просветительский блок, в котором проводятся циклы консультаций для родителей, круглый стол с родителями, родительские семинары с целью просвещения родителей об особенностях адаптации детей к детскому саду, родительские лектории, на которых знакомят с принципами использования поощрений и наказаний.

развивающий блок (игры, проведение совместных с детьми праздников и др., направленный на формирование эффективных навыков взаимодействия с ребёнком.

Перспективное планирование на учебный год по месяцам даёт возможность планомерно решать задачи по успешной адаптации ребёнка к детскому саду. Работа с детьми строится на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Предлагаемая работа позволяет ребёнку легче адаптироваться в группе детей, создаёт безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплочённости.

Для более эффективной работы по адаптации ребёнка к детскому саду была разработана серия, состоящая из 7 занятий, которые проводились в виде мини-тренингов. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Первые два мини-тренинга являлись вводными. Их основу составляли подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы, поэтому рекомендовалось проводить их в физкультурном или музыкальном зале.

Последующие мини-тренинги проводились в группе детского сада, рассаживая детей на стульчики, поставленные в круг.

Мини-тренинги состояли из трёх взаимодействующих частей (вводная, рабочая и завершающая). Цель вводной части – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами. На рабочую часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и познавательной сфер ребёнка. Основные процедуры – игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование. В завершающей части закрепляются положительные эмоции от работы, проведение какой-либо общей игры-забавы. Каждый мини-тренинг включал в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей,а именно:

– упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

– дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

– мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

– двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию).

К концу года было выявлено, что характер адаптации ребёнка к детскому саду позитивно изменился при создании нами определённых психолого-педагогических условий:

– использование различных просветительских форм и методов работы с родителями (индивидуальных и групповых, направленных на формирование и установление взаимоотношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком.

– хорошие знания воспитателя особенностей развития ребёнка двух-трёх лет, его эмоциональных проявлений, материнского понимания трудностей маленького ребёнка в первые дни пребывания в детском саду.

– создание комфортной среды для детей (яркой, эмоционально насыщенной, отвлекающей и успокаивающей).

Детский сад – это первый шаг в воспитании ребенка в обществе, его общения с другими детьми и первые шаги для получения образования в школе.

Впереди новые задачи,которые призвана решать семья: укрепление

здоровья, совершенствование культурно-гигиенических навыков, развитие речи ребенка; ознакомление с миром природы, развитие отношений со взрослыми и детьми и пр.

Исследователи, изучающие динамику семьи, отмечают, что на стадии развитиявзаимодействий с ребенком дошкольного возраста функции семьи и родителей представляют собой:

развитие интересов и потребностей ребенка;

– распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;

– выработка образа жизни семьи;

– формирование семейных традиций;

– обсуждение проблем воспитания детей, развитие взаимоотношений взрослых в связи с воспитанием ребенка.

Общение специалистов с родителями дошкольников показывает, что большинство из них считают, что главное – подготовить ребенка к обучению в школе, а для этого нужно как можно раньше начать обучать его чтению, письму, счету. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике. Даже если ставить цель – добиться школьной готовности, то реализовать ее можно, лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства, развития его уникального потенциала. Родители должны понять, что в этот период необходимо расширение детского развития – обогащение содержания специфических детских форм игровой, художественно-продуктивной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Источник

Адаптация первоклассников — это механизм социализации личности ребенка, а также его включение в систему новых отношений и связей. Поступление в школу — это изменение всех привычных условий дошкольника, его вступление в новый социальный статус ученика. Такой сложный процесс у каждого протекает по-разному, поэтому педагоги, психологи и родители совместными усилиями должны помочь успешно адаптироваться малышу.

Особенности адаптации

Особенности адаптации

Психологи отмечают некоторые особенности и проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе, которые связаны с постоянным развитием и изменениями в современной школе:

  • большое влияние на адаптацию оказывают технический прогресс, информатизация общества и введение образовательных стандартов, что усложняет привыкание к школе;
  • ФГОС требует от ребенка не только предметных знаний и умений, но и личностных и метапредметных результатов, которые отражены в портрете выпускника начальной школы;
  • резкая смена социальной роли: вчерашний дошкольник становится учеником. Это большая ответственность для него: новый режим, потребность в организации своей деятельности, новая система прав и обязанностей.

Период адаптации первоклассника к школе недаром считают сложной жизненной ситуацией как для ученика, так и для родителей. Стресс, который ребенок получает в начале учебного года, сравнивают с эмоциями взрослого, который одновременно переехал в другой город, сменил работу и делает ремонт в новом жилье.

Структура и виды адаптации

виды адаптации детей к школе

Существуют следующие этапы адаптации ребенка к школе.

  1. Ориентировочный (2-3 недели). На этом этапе организм бурно реагирует на существенные изменения в жизни ребенка, все его системы работают на пределе, работа проходит в стрессовом режиме. Ученик только знакомится с новой обстановкой и условиями, ищет возможности подстроиться.
  2. Неустойчивое приспособление (2-3 недели). На следующем этапе он начинает привыкать к новым правилам, требованиям и нормам поведения. Организм ищет оптимальные пути решения, реагирует на стресс менее тревожно.
  3. Относительно устойчивое приспособление (от 1,5 месяцев до года). К этому этапу все способы реагирования на возникающие ситуации найдены, ребенок спокойно действует на основе приобретенного опыта. Организм уже не испытывает стресс и не заставляет все системы работать на пределе возможностей.
Читайте также:  Шестой месяц ребенку развитие вес

Помимо этапов, психологи и педагоги выделяют три вида адаптации: социальную, физиологическую и психологическую.

Социальная

Социальный вид адаптации

Предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью — ролью ученика. Включает в себя следующие компоненты:

  • умение слушать учителя;
  • понимание своих обязанностей и их выполнение;
  • следование школьным порядкам и требованиям;
  • хорошие отношения с одноклассниками;
  • отсутствие конфликтных ситуаций;
  • умение самостоятельно организовать и выполнить задание.

Физиологическая

Предполагает, что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений, связанных с учебой. Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.

К показателям физиологической адаптации относятся также:

  • самочувствие;
  • качество сна;
  • работоспособность;
  • аппетит;
  • различные заболевания и их обострение.

Психологическая

психологический вид адаптации

Этот вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.

Оценивается по следующим параметрам:

  • мотивация к учебе;
  • готовность выполнять задания и понимать их;
  • уровень развития познавательных процессов;
  • ежедневное настроение;
  • способность оценивать себя и свою работу.

Уровни адаптации

При поступлении в школу в жизни ребенка происходят кардинальные изменения. Они затрагивают те стороны, которые связаны с учебой. Специалисты выделяют следующие уровни адаптации первоклассников к школе.

Высокий уровень

высокий уровень адаптации

Характерно быстрое привыкание ребенка к школьной жизни (в течение 2-6 недель). Первоклассник положительно относится к школе, имеет мотивацию учиться, готов узнавать новое, знания и навыки усваивает быстро. Такой ребенок хорошо справляется со школьной программой, способен решать задания повышенной сложности. Ученик может организовать свою деятельность, выполняет инструкции учителя. У него хорошие отношения с одноклассниками, есть друзья. Не имеет проблем со здоровьем, редко бывает в плохом настроении.

Средний уровень

Ученик привыкает к школе продолжительное время (от 2 до 3 месяцев), но при этом не особо переживает и расстраивается от ее посещения. Периодически чувствует себя усталым, сталкивается с перепадами настроения. Хорошо усваивает программный материал, выполняет типовые задания. Четко действует по инструкции учителя, иногда нуждается в его помощи и контроле. На уроках внимателен и усидчив. Дружеские отношения с одноклассниками складываются хорошо.

Низкий уровень

низкий уровень адаптации ребенка

Ребенку очень трудно привыкнуть к школе, он испытывает негативные эмоции по отношению к ней. Не имеет мотивации к учебе, материал усваивает лишь частично, новые знания не вызывают интереса. Часто нарушает дисциплину, не слушает инструкции учителя, не может самоорганизоваться. На уроки приходит в подавленном настроении, периодически жалуется на плохое самочувствие. С одноклассниками общается мало, может не знать их имен.

Влияние адаптации

Влияние адаптации

Если обратить внимание на характеристику видов школьной адаптации, то можно заметить, что влияет она на весь организм и личность ребенка. Проблемы в любом из них обязательно окажут свое влияние на одну из сфер жизни ученика.

Выделяют 3 основных сферы:

  • психическая — проблемы вызовут тревожность, внутреннее напряжение, переутомление и стресс;
  • психофизиологическая — неблагополучная дезадаптация приведет к эмоциональным перепадам, отсутствию адекватной самооценки и стремления получить одобрение и похвалу;
  • психообщественная — проблемы не позволяют создать новые и прочные социальные контакты с одноклассниками и учителями.

Условия адаптации

Учителям и родителям необходимо соблюдать некоторые условия успешной адаптации первоклассника к школе:

  • учебно-познавательная деятельность в соответствии возрастных особенностей детей этого возраста (учет зоны ближайшего развития);
  • комфортные условия для обучения и общения;
  • оздоровительно-профилактическая работа с детьми;
  • организация школьных занятий в щадящем режиме, плавный переход к стандартному расписанию;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация игрового пространства и активного досуга во время перемен и динамических пауз;
  • работа с родителями по формированию положительного отношения к новому для ребенка статусу ученика;
  • мониторинг уровня адаптации учеников психологом и педагогом.

Все вышеуказанные условия способен обеспечить только учитель с высоким профессиональным уровнем, заинтересованный в успешном развитии своих учеников.

Признаки успешной адаптации к школе

Признаки успешной адаптации к школе

Опираясь на характеристики ребенка, который находится на высоком уровне, можно выделить признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворение от процесса обучения, положительное отношение к учебной деятельности и овладение ее навыками.
  2. Способность самостоятельно организовать свой учебный процесс, выполнить домашнее задание.
  3. Умение контролировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школы.
  4. Хорошо налаженный контакт с учителями и одноклассниками.

Трудности адаптации детей к школе

Трудности адаптации детей к школе

Родителям не всегда легко заметить проблемы с адаптацией к школе у своего ребенка, поэтому следует разговаривать с ним о неудачах, проблемах и страхах, связанных с учебой. Но даже их отсутствие не гарантирует, что проблем нет.

О трудностях адаптации первоклассников к школе можно догадаться по некоторым признакам.

  1. Неуспеваемость по предметам. Один из самых частых признаков трудностей адаптации. Если снижение оценок у ребенка стало уже хроническим, то за ним кроются психологические причины: неуверенность в своих способностях, неумение организовать свой режим, несформированность учебных умений, отсутствие мотивации к обучению.
  2. Избегание деятельности, уход в себя. Ребенок полностью погружается в свои мысли на уроках: отвечает невпопад, отказывается работать, не слышит инструкцию учителя. На переменах он тоже не проявляет активности. Такая ситуация часто складывается, когда дети не получают необходимого внимания. Вместо наказания учитель должен спокойно побеседовать с учеником и выяснить причины такого его поведения.
  3. Игнорирование правил поведения. Плохое поведение ребенка — это действенный способ обратить на себя внимание. Причины могут быть различными: несогласие со школьными порядками, конфликт или непонимание с кем-то из педагогов, скука на уроках (ребенок по развитию опережает программу, а учитель не учитывает эту особенность).
  4. Вербализм. Этим понятием психологи обозначают ситуацию, когда речевое развитие преобладает над интеллектуальным. Ребенок говорит много, возможно создает впечатление смышленого и развитого не по годам, активно работает при устных опросах, но при этом не справляется с заданиями школьной программы. Исправить ситуацию и помочь успешно адаптироваться к школе могут лишь тренировки с логическими и творческими заданиями.
  5. Лень. Во время психологической адаптации это явление может проявляться особенно остро. Лень не только влияет на успехи ребенка, но и снижает интерес к школьной жизни в целом. Ее возникновение могут спровоцировать многие причины: сниженный познавательный интерес, страх неудачи, особенности темперамента, неуверенность в себе, избалованность и слишком легкие успехи (например, у одаренных детей).

Внешние и внутренние факторы успеха адаптации

На успешность процесса адаптации влияет несколько факторов. Их можно разделить на 2 группы:

  • внешние — взаимоотношения с семьей, учителем и одноклассниками;
  • внутренние — степень готовности к школе, учебная мотивация, здоровье ребенка и его устойчивость к стрессовым ситуациям.

Обе группы факторов взаимосвязаны между собой. Нельзя сказать, что одна преобладает над другой.

Специалисты до сих пор дискутируют на этот счет, но многие из них сошлись во мнении, что, в первую очередь, влияет семья. Отношения между домочадцами отражаются как на здоровье ребенка (физическом и психическом), так и на его подготовке к школе, учебной мотивации и умении строить социальные контакты.

Читайте также:  Как происходит развитие ребенка по месяцам

Роль семьи в адаптации ребенка

Роль семьи в адаптации ребенка

Чтобы показать, что роль семьи действительно оказывает существенное влияние на протекание психологической адаптации первоклассников к школе, психологи проводили множество исследований.

Например, выявляли зависимость успешности адаптации от стиля семейного воспитания, опираясь на 2 показателя: тревожность и учебная мотивация. Результаты показали, что:

  • в семьях с симбиозом (стиль воспитания, при котором родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей жизни) дети испытывают повышенную тревожность;
  • в семьях, где родители жестко контролируют ребенка, дети имеют сниженную учебную мотивацию;
  • а семьи с типом воспитания «кооперация» (родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует, высоко оценивает его способности) помогают детям справиться с тревогой, потому что умеют принимать их неудачи.

Можно сделать вывод, что лучше всего приспосабливаются к школе дети — участники субъект-субъектных отношений с родителями. Именно в таких семьях признают право ребенка действовать и совершать ошибки, при этом не душат его контролем, а лишь дают четкие и посильные инструкции.

В таких семьях дети проявляют активность в социальном, учебном и физическом плане, чувствуют свободу и независимость в пределах разумного, проявляют к окружающим доброжелательность.

К сожалению, в большинстве семей отношения противоположны: субъект-объектные, т.е. когда родители хотят влиять на детей как на объекты (воспитывать, учить, одевать и т.д.) и не учитывают их желание, мнение, самочувствие и реальные возможности. Поэтому их дети испытывают сложности как с адаптацией, так и с социализацией.

Методики адаптации детей к школе

метод Люшера

Диагностика адаптации первоклассников помогает выявить проблемы с приспособлением к школьной жизни. После этого специалисты должны принять соответствующие меры. Для этого создано множество различных методик:

  • наблюдение;
  • методика изучения учебной мотивации;
  • метод Люшера;
  • методика «Домики»;
  • методика «Лесенка»;
  • методика изучения школьной тревожности;
  • рисуночная методика «Рисунок человека»;
  • анкета «Внутренняя позиция школьника»;
  • социометрия.

Советы психолога

Родители и педагоги должны отнестись к поступлению ребенка в 1 класс очень ответственно, ведь психологическая адаптация — это сложный и трудоемкий процесс.

Рассмотрим общие советы психолога по адаптации к школе первоклассников, которые помогут освоиться в школе детям, не имеющим специфических проблем со здоровьем (физических и психических).

  • Похвала. В освоении своей новой роли ученика ребенок может совершать множество ошибок, которые очень болезненно воспринимаются. Поэтому нельзя ругать ребенка и показывать ему свое разочарование. В эти моменты ему как никогда нужна поддержка и одобрение. Хвалите первоклассника даже за самые скромные успехи и достижения.
  • Уникальность личности. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с остальными детьми. Самооценка у детей в этом возрасте неустойчива, любые травмирующие фразы могут сильно ее снизить. Вместе с этим теряется и мотивация к дальнейшей учебе. Если необходимо указать малышу на ошибки и возможности развития, то лучше сравнить его с самим собой, сделав акцент на улучшенных результатах.
  • Условность оценок. В первый год учебы не имеет смысла объективно оценивать результаты успеха ученика, они могут сильно меняться под действием ряда факторов. Главное, привить ему познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности. Поэтому оценить детей можно лишь словесно и за успехи.
  • Развитие скрытого потенциала. Школа позволяет ребенку проявить себя в разных сферах, будь то спорт, танцы или творчество. Педагог совместно с родителями должен увидеть в нем потенциал и энергию, которую он сможет направить в нужное русло. Здесь важно совместить это с учебой так, чтобы хватало времени и на подготовку к урокам, и на отдых.
  • Поощрение. Дети хорошо чувствуют ложь, поэтому очень ценным для них станет искренняя похвала и доверительное общение. Родители не должны заменять эти вещи игрушками и сладостями, чтобы откупиться от детей и сэкономить свое время.

Как проходит процесс адаптации детей: мой опыт

Как проходит процесс адаптации детей

Как учитель начальных классов, в своей практике я замечаю, что адаптация детей к обучению в школе проходит значительно легче, если в коллективе сразу создается благоприятная и дружественная атмосфера. В работе с 1 классом я часто использую коллективную игровую форму на уроках, переменах и динамических паузах.

Но как бы хорошо не складывались у ребенка отношения с одноклассниками, если в семье царит напряжение от постоянного контроля или, наоборот, абсолютное безразличие к ребенку, то сверстники и учитель мало чем могут помочь в адаптации.

Плюсом в такой ситуации является лишь то, что грамотный и отзывчивый к детям педагог может определить эту проблему еще на первом этапе. Тогда он может вовремя подключить психолога и провести необходимые беседы с родителями.

Многие из них, к сожалению, не осознают, какое значение для ребенка имеет сложившийся стиль общения. Поэтому я считаю очень важным доводить до родителей знания об особенностях адаптации еще на первом родительском собрании, а затем подводить первые итоги в сентябре.

Мои рекомендации родителям

Выделю некоторые рекомендации родителям по адаптации первоклассников к школе:

  1. Соблюдайте режим дня. Пусть он учитывает занятия в школе и дома так, чтобы можно было чередовать их с активной деятельностью. Лучше настроить режим еще до начала учебного года, чтобы не создавать лишний стресс. Также это поможет привить навыки самостоятельности, которые очень важны в учебе.
  2. Больше гуляйте. В идеале ребенок должен гулять каждый день по 2-3 часа.
  3. Обеспечьте первокласснику свое рабочее место со спокойной обстановкой. Не экономьте на условиях: подходящая по возрасту мебель, освещение и школьные принадлежности берегут здоровье детей.
  4. Не забывайте о витаминах. Ребенок должен сбалансированно питаться и периодически принимать витаминные комплексы.
  5. Берегите нервную систему своих детей: максимально исключите телевизор, компьютер и телефон перед сном.
  6. Хвалите ребенка за любые успехи, беседуйте о впечатлениях и неудачах. Важно, чтоб он чувствовал ваше внимание и любовь.
  7. Учитывайте индивидуальные особенности малыша: характер, темперамент и др. Это определяет, какой у него будет темп работы и скорость усвоения информации.
  8. Учитывайте окружение первоклассника. Настраивайте его на общение с одноклассниками, а также поддерживайте авторитет учителя в его глазах.

Заключение

Адаптация ребенка к школе рассматривается как результат психологической готовности, это сложный и энергозатратный процесс. Малыш очень нуждается в поддержке родителей в этот момент. Взрослые должны учитывать особенности адаптации ребенка к школе и помнить, что от того, как пройдет привыкание к учебе, зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы, а также дальнейший профессиональный и личностный рост.