Развитие личности ребенка в удо

Развитие личности ребенка в удо thumbnail

Лена Звягина
Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО

Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного образования и внедрения ФГОС наряду с разносторонним развитием личности ребенка приоритетным направлением становится социализация – одна из форм гражданско-патриотического воспитания. Наша страна нуждается в социально-активных, самостоятельных, творческих личностях, адаптированных к условиям современной жизни.

Главная потребность ребенка дошкольного возраста – быть полноценным членом общества, жить вместе с взрослыми и чувствовать себя как взрослый. В силу сложности жизненных ситуаций и своих ограниченных возможностей реально включиться во взрослую жизнь ребенок, конечно, не может. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве его стремления быть как взрослый и невозможностью непосредственной реализации этой задачи.

Поэтому дошкольное детство называют стартовым периодом формирования ощущения собственных возможностей и потребностей, основных представлений об окружающем мире, добре, зле, семейном укладе и родной земле, «золотой порой» нравственного становления ребенка. Обратите внимание на содержание нравственного воспитания.

Основа и неотъемлемая часть становления личности, как известно всем, гражданско-патриотическое воспитание.

«Патриотизм» в переводе с греческого означает любовь и преданность своей Родине, Отечеству. Российская педагогическая энциклопедия трактует «патриотизм» как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к защите от врагов. Любовь к родной земле впитывается с молоком матери и на протяжении дальнейшей жизни проявляется в уважении к историческому наследию своего народа, в бережном отношении к национально-культурным традициям, проявлении чувства гордости за достижения науки и техники. Формирование патриотизма происходит в процессе воспитания, обучения, развития

«Гражданственность» – понятие, характеризующее осознанную позицию человека, готового встать на защиту Родины, отвечать за ее судьбу и события, участвовать в этих событиях. Цель гражданского воспитания состоит в формировании у ребенка гражданского сознания, гражданских чувств и качеств, опыта и культуры гражданского поведения.

Гражданин имеет активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни, потребность в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, политического, правового, нравственного воспитания.

Рассмотрим методы воспитания, применяемые в педагогической практике:

– методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, убеждение, повествование, диалог, доказательство, призыв).

– методы упражнений (приручений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды индивидуальных и групповых заданий в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примеров, создание ситуаций успеха).

– методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика и самокритика, поощрение и наказание, контроль и самоконтроль, замечания и ситуации доверия).

Гражданско-патриотическое воспитание – процесс долговременный, так как предполагает внутреннее изменение ребенка, которое может найти свое отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Естественно, это затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не умаляет значимости работы педагога.

Растить патриота и гражданина – значит вырастить себе достойную смену. И кто же, если не мы, будет выполнять эту нелегкую, очень ответственную и благородную задачу. Кто преподаст ребенку первые уроки нравственности? Кто научит его быть великодушным, милосердным, толерантным, чутким, честным?

Понимая, любя, взаимодействуя с семьей, используя педагогический опыт, соответствующую материально-техническую базу и предметно-развивающую среду, можно добиться качественного результата.

Первой ступенью гражданско-патриотического воспитания является развитие чувства любви к Отечеству, родному краю и дому посредством вовлечения детей дошкольного возраста в социальные проекты, мероприятия и инициативы.

Поговорим конкретно о социальной инициативе и возможных формах работы по данному направлению с дошкольниками предшкольного возраста.

Начнем с терминологии. Что же все-таки означает термин «инициатива»? В латыни он означает «начало», заимствовали мы его у французов,но и в английском языке имеет схожие трактовки: первый шаг, почин, положить начало.

Тем самым подчеркивается инновационный характер инициативы. Ее отличительный признак – новизна вообще или новизна в данном конкретном месте в данное время. Значит, инициативное действие хоть и должно быть новым, не имеющим аналога, но может содержать новую комбинацию ранее известных составляющих. И если заострять внимание на аспекте значения термина, то «взять инициативу на себя» означает повторить чьи-то действия, в отличие от других проявивших пассивность.

Например, в вашем городе никто никогда не проводил акцию памяти в День белых журавлей 22 октября, но узнав, что подобная акция с участием дошкольников успешно проводится в Центре «Гармония» в Тихорецке, вы первыми организовали и провели ее в своем учреждении в своем городе. Это и есть ваше инициативное инновационное действие.

Выбор и направленность инициативы определяют самосознание ребенка как гражданина общества, так как социальные инициативы формируют: организованность, ответственность, взаимовыручку, коллективизм, милосердие, взаимную требовательность, активность, доброту, доверие и развивают: гражданское сознание ребенка, патриотические чувства и понимание своего общественного долга, готовность приносить пользу людям.

Инициатива тесно связана и подразумевает под собой социальную активность ребенка. Чисто детские инициативы встречаются крайне редко даже в подростковом периоде. На самом деле детская социальная инициатива – это всегда инициатива взрослых, увлекшая ребят.

Суть участия детей в социальных инициативах хорошо отразил социолог Роджер Харт – автор понятия «Лестница участия». Он предложил 8 ступенчатую лестницу, которая демонстрирует, что значит быть гражданином и как им быть. Свои наблюдения Харт проводил на детях подростках, участниках детских общественных организаций и объединений. 3 первых ступени Роджер Харт рассматривает, как не очень продуктивные для развития инициативы ребенка-подростка, но они очень хороши для формирования опыта и культуры гражданского поведения, начальных умений, навыков организаторской деятельности и социальной активности детей – дошкольников.

Это стартовая площадка для детей предшкольного и начального школьного возраста. Обратите внимание, они на подхвате, выполняют конкретные поручения и даже симулируют участие в общем процессе (проявляют иногда бессмысленную активность). Это социальные пробы.Они заключаются в следующем:

– выбор и осуществление способов социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей;

– попытка формирования социальной позиции и ответственности, навыков конструктивного позитивного общения.

Но мы можем заметить, что дошкольники успешно, конечно не без участия и помощи педагога и родителей, могут овладевать 4 ступенью представленной лестницы (понимают задачу в целом и выполняют отведенную им часть работы).

А вот 5 ступень уже предполагает самостоятельную работу и об этом говорить в дошкольном периоде рано.

Чем же полезно участие дошкольников в социальной инициативе?

Участие в инициативе социально закаливает ребенка, готовит к преодолению трудностей, создает условия для самореализации воспитанников в этих отношениях.

Анализ и проектирование деятельности обучает навыкам сопротивления социальным влияниям, которые способствуют отклонениям в поведении, моделирует типы поведения, поощряющие законопослушание, здоровый образ жизни, проявление лидерского потенциала.

Для дошкольника это возможно при осуществлении образовательной деятельности, например, по предметам «Азбука общения», «Коммуникативный тренинг» и «Психогимнастика», где основным видом деятельности дошкольника является игра. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку примерить на себя определенную роль и прожить часто в непростых жизненных ситуациях даже в рамках 25 минутного занятия. Как классифицируются игры детей дошкольного возраста можно увидеть на схеме Зворыгиной Е. В. и Новоселовой С. Л.

Каков же алгоритм социальной инициативы?

Алгоритм реализации социальной инициативы следующий:

1. Диагностика детского коллектива.

2. Инициация детских идей.

3. Выбор и разработка конкретной идеи.

4. Планирование работы по реализации инициативы.

5. Формирование группы активистов.

6. Распределение поручений и обязанностей.

7. Поиск и привлечение социальных партнеров.

8. Реализация запланированных мероприятий.

9. Обратная связь от участников мероприятий.

10. Анализ реализованной инициативы.

Формы проведения социальных инициативи их примерные названия:

акции и марафоны различной направленности (Подари радость другу, Георгиевская лента, Подарок ветерану, Теплое сердце, Посылка солдату, Голубь мира, Журавлик, Час Земли и т. д.,

ярмарки – продажи, ярмарки – выставки,

выступления агитбригад (Мы и безопасность, Водитель, стой! Я хочу дойти домой,На Кубани Закон такой: 22 часа – иди домой, Не шути с огнем! и др.,

коллективные творческие дела,

десанты, конкурсы социальных проектов и тематические конкурсы с исследовательским уклоном (Золотые страницы истории моей семьи, Родословное древо моей семьи, Письмо прадеду, не пришедшему с войны и др.).

Участие дошкольников в социальной инициативе нужно и возможно, полезно и успешно.

Заканчивая выступление,хотелось бы вам пожелать:

– вдохновляйте и побуждайте детей к действию, инициативе, творчеству, уважая при этом достоинство и уникальность личности;

– умейте быть не формальными в работе, стройте взаимоотношения на основе диалога;

– будьте связующим звеном между ребенком и социальной средой;

– всегда исходите из позиций гуманизма и милосердия, исключайте любые уловки, нечестные действия, обман ребенка;

– ведите работу только в рамках своей компетентности, несите персональную ответственность за качество своей работы, не поддавайтесь влияниям и нажимам. Успеха вам и до новых встреч!

Литература:

1. Котова Е. В.В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80с.

2.Журнал: Дополнительное образование и воспитание. №5 – М., 2009

3.Журнал: Дошкольное воспитание. №8 и №10 – М., 2009

4. Никандров Н. Д.Россия: социализация в воспитании на рубеже тысячелетий. – М.: Педагогическое общество России. 2000. – 304с.

5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста/Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – с. 187.

6. Cборник нормативных и организационно-педагогических рекомендаций для реализации детских социальных инициатив, ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской», Санкт-Петербург, 2015 г., с. 41

7. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003. – 512с.

8. Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодежи:поддержка общества и государства: Монография, М.: РЕГЛАНТ, 2003.

9. Шилова М. И. Социализацияи воспитание личности школьника в педагогическом процессе:Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное.- Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – 218с.

10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб: «Детство – Пресс», 2010. – 380с.

Источник

Гришаков Д. Ю.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц».

Дополнительное образование как система развития

способностей детей.

Возрастные изменения в развитии личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. В условиях обучения и воспитания детей они оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

– естественное стремление школьников к познанию;

– положительное отношение к учебе;

-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; – проявление воли в процессе овладения знаниями.

Но не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени, тогда как учреждения дополнительного образования (УДО), имеющие в своей основе принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками, обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребенка.

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся.

Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей, а также дальнейшей их социализации в обществе.

Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает в профессиональной ориентации.

Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.

Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекают требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:

– динамичность образовательного процесса как социального явления;

– стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

– активное усвоение содержания образования, прогнозирование его применения в различных ситуациях;

– обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;

– самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) достижения своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

Социальная функция УДО направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке

культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что

недостает их ребенку: занятость по времени, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса – удовлетворение потребности познавательного и личностного развития (общение, досуг и времяпровождение), детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка;

г) экономического спроса – возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и предпрофессиональная подготовка для детей;

д) правоохранительного спроса – профилактика девиантного и асоциаль-

ного поведения детей.

Психологическая функция УДО:

а) развивающая – создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) социализирующая – общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе – попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий;

в) компенсаторная – психологическая компенсация неудач в семье, в школе

г) релаксационная – возможность отдохнуть от жесткой регламентации

поведения в семье и в школе;

д) консультационная – для педагогов, родителей и детей.

Образовательная функция УДО:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополни-

тельным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;

б) профессиональное самоопределение и преддверие профессионального

образования (например, дизайн-студия, фотостудия, авиа-, авто-, судомоделирование);

в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ре-

бенка.

Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу – процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка.

Для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования.

Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще “не нашли себя”, не проявили своих интересов и способностей.

Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются три основных фактора: познавательная, личностная, творческая активность. Имеющийся в литературе коллективный психологопедагогический опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей, личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.

Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования.

Особое место занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.

Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.

Комплектование состава детского объединения: этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий – организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Первые занятия: каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, так как они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, поскольку складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям. В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2) познакомить ребят с учреждением, детским объединением, с образовательной программой, правилами работы;

3) получить необходимую информацию друг о друге, выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

4) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Здесь можно использовать целый ряд игр (“Снежный ком”, “Расскажи мне о себе”, “Мое самое любимое” и др.).

На данном этапе педагог определяет причины, побудившие каждого из детей записаться в данное творческое объединение.

Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

• разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы;

• описание содержания и результатов первого года занятий;

• объяснение основных этапов овладения мастерством;

• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников;

• рассказ о традициях творческого объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в домашнем быту, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

• выставка детских творческих работ;

• стенгазета или рукописный журнал;

• альбом-летопись детского объединения;

• фотографии, слайды и видеофильмы;

• награды детского объединения и его воспитанников;

• выставка книг и периодической печати;

• информационный стенд.

Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

• тесты или тестовые задания;

• викторины, конкурсы и соревнования;

• познавательные игры;

• выполнение практической работы или творческого задания.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

• внесения корректив в образовательную программу;

• разработки индивидуальных заданий;

• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

• обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;

• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

• выбор детского актива;

• распределение разовых и постоянных поручений.

Результатом этого этапа занятия является:

– создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

– понимание детьми взаимной ответственности;

– включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

– начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

Что касается методов обучения, то их можно классифицировать по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование. На этапе проверки полученных знаний – зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, соревнование.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Дополнительные образовательные программы должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социальнокультурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного образовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

Источник