Развитие личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

Развитие личности ребенка в учреждениях дополнительного образования thumbnail

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №33 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Воспитатель: Сусликова О.А.

с.Толбага

2015 г.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.

Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:

  • в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

  • в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными  профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение  квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют  профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении.

Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60 % детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Основные функции системы дополнительного образования:

  • образовательная (получение новых знаний);

  • воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров);

  • развивающая (развитие познавательной сферы);

  • функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);

  • функция социализации (освоение социального опыта);

  • функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);

  • креативная (раскрытие творческих способностей);

  • компенсационная (углубление и дополнение основного образования);

  • профориентационная (предпрофессиональное самоопределение);

  • рекреационная (организация досуга);

  • интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).

Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое,

художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует  ключевые компетентности:

  • в сфере познавательной деятельности;

  • в сфере социально-трудовой деятельности;

  • в сфере гражданско-правовой деятельности;

  • в сфере культурно-досуговой деятельности.

В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности:

  • компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях);

  • компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование);

  • компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).

Читайте также:  Развитие ребенка дети от 3 до 4 лет играть онлайн бесплатно

Таким образом, дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Библиографический список

1. Закон  РФ «О дополнительном образовании» // https://www.ubo.ru/normative/1

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.

3. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.

Источник

Перспективы развития нашей страны во многом
определяются тем, каким вырастет подрастающее
поколение. Формирование личности происходит не
только в семье, детском саду, на учебных занятиях
в школе. Именно тогда, когда дети решают
самостоятельно с кем быть и какими быть, они
наиболее социально значимо раскрываются,
реализовывают свои индивидуальность. Такую
возможность детям представляет им внешкольная
жизнедеятельность.

Педагогические коллективы внешкольных
учреждений обеспечивают необходимые условия для
содержательного досуга детей, всестороннего
развития, для жизненного самоопределения.

Таким образом, функциями внешкольных
учреждений являются:

– массово-досуговая;

– образовательно-развивающая;

– социализация (развитие человека во
взаимодействии с окружающим миром);

– оздоровительная.

Стиль и методы руководства детскими группами
должны отличаться от приемов руководства
коллективами взрослых людей, так как в качестве
основной задачи в управле5нии детскими группами
ставится задача обучения и воспитания у детей
умений и навыков группового взаимодействия.
Существуют и возрастные особенности руководства
детскими коллективами,

Отражающие специфику возрастной психологии
обеспечивающие преемственность коммуникативных
умений.

Практически организуя работу детских групп и
коллективов педагог должен преследовать
следующие задачи:

1. Научить:

  • детей правильно распределять между собой роли в
    совместной деятельности и выполнять свои
    ролевые обязанности;
  • каждого ребенка быть независимым в группе или
    коллективе, преследуя собственные цели; в то же
    время не ущемлять интересов других;

2. . Развивать руководительские и
коммуникативные способности;

3. Воспитывать чувство коллективизма;
товарищества.

Обучение правильному распределению
обязанностей предполагает проведение
систематической разъяснительной работы,
направленной на то, чтобы убедить детей в том, что
коллективная деятельность является
прогрессивной. При правильной организации такая
работа идет на пользу всем без исключения людям,
порождая значительный материальный выигрыш,
обеспечивая социальную и моральную поддержку и
способствуя развитию каждого, как личности. Это
происходит тогда, когда группа или коллектив не
доминируют над личностью, не ущемляет ее
интересов и не подавляет ее интересов.

Две самые важные роли, которые встречаются
практически во всех организованных группах
детского типа, – это роли “руководителя” и
“исполнителя”. Ребенку, прежде всего, нужно
показать, как собрать детей, распределить между
ними обязанности, добиться того, чтобы каждый их
них хорошо понял и принял свою роль. Следующий
этап обучения преследует цель усвоения функций
по координации, контролю совместной
деятельности, подведению его итогов. Сначала
взрослому нужно научить ребенка подчиняться ему,
а затем – своим товарищам, причем необходимо
следить за тем, чтобы от внешнего контроля за
своей деятельностью ребенок постепенно
переходил к внутреннему самоконтролю от
добросовестного выполнения обязанностей в
присутствии других людей к добросовестному их
исполнению наедине с самим собой. Не менее важно
своевременно научить детей подчиняться другим и
быть хорошими исполнителями своих обязанностей
внутри социальной группы. Важным моментом
обучения исполнительской деятельности является
научение следованию заданными в группе или в
коллективе правилами поведения. Большую пользу в
этом плане ребенку может принести включение его
в групповую работу, предполагающее строгое
следование различным правилам. Детей необходимо
так же учить устанавливать хорошие личные
контакты, располагать к себе людей, создавать и
поддерживать у них хорошее настроение. Это
требует усвоения детьми приемов эмоционально
благоприятного межличностного общения. Особую
педагогическую задачу составляет воспитание у
ребенка способности оставаться и в коллективе
свободной, независимой личностью и не утверждать
свое личное “я” за счет свободы и подавления
личности в других людях, нарушая их интересы.

Практически решение данной проблемы иногда
осложнено тем, что не каждый взрослый человек в
состоянии вести себя так, как положено, готов
стать примером и образом для подражания со
стороны детей.

В совместной деятельности у людей нередко
возникают споры, дискуссии, противоречия во
взглядах, которые могут, если их своевременно не
снять, перерасти в конфликт, завести совместную
деятельность в тупик.

Имея в виду природную импульсивность детей, их
эмоциональную экспансивность и несдержанность,
неумение контролировать свои действия и
поступки, важно как4 можно раньше научить детей следовать
определенным правилам в спорах и дискуссиях

таким, которые предупреждают возникновение
конфликтных и тупиковых ситуаций в совместной
деятельности.

Таковы общие цели психолого–педагогической
работы с детскими группами и коллективами.

Обсудим теперь возможность их практической
реализации в работе с детьми разного возраста. В
младшем школьном возрасте можно и нужно,
например, обучать детей гибкости общения с целью
поддержания эффективного делового
взаимодействия друг с другом. Это же возраст
вполне подходит для формирования у детей умения
устанавливать и поддерживать эмоционально
положительные личные взаимоотношения с людьми. В
это время можно научить ребенка быть
независимым, следовать своим целям в
коллективном взаимодействии и в то же время
уважать интересы других. Младшим школьникам
вполне доступно элементарное научение в сфере
ведения споров дискуссий, включая способность
слушать и понимать других, предупреждать и
устранять конфликты в межличностных отношениях.
Словом, этот возраст обладает значительными,
далеко еще не полностью исследованными и
использованными на практике резервами
психического и поведенческого развития детей.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в воронеже

Одной из причин того, почему подростки и многие
старшеклассники не умеют общаться, почему
взрослым совместно с ними бывает так трудно
решать различного рода задачи, является то, что
этому детей в младшем школьном возрасте никто
специально не учит.

Подростковый возраст можно рассматривать как
время окончательного оформления
коммуникативных умений и навыков. В эти годы
перед детьми необходимо ставить настоящие
деловые задачи, подобные тем, которые стоят пред
группами и коллективами взрослых детей.
Руководить детскими группами в старшем возрасте
должны наиболее опытные психологически
компетентные педагоги.

Управление межличностных отношений в детских
группах и коллективах

Большую роль в межличностном отношении в
детском возрасте отводится тому, что в эти годы в
системе человеческих интерперсональных связей
происходит активный процесс становления
личности, а межличностные отношения
представляют собой наиболее эффективное
средство управления развитием личности.

В социально психологически зрелых группах и
коллективах, то есть в таких объединениях детей,
которые заняты какой-либо серьезной совместной
деятельностью, существуют два основных вида
взаимоотношений: деловые и личные. Их
развитие и функционирование оказывает
преимущественное влияние на формирование
деловых и личных качеств ребенка, и первый
педагогический важный вывод, который может быть
сделан на основе констатации этого факта,
заключается в необходимости параллельного
развития в детских группах и коллективах, как
деловых, так и личных взаимоотношений их
участников.

Что же входит в понятие системы деловых
отношений?

Какова их база и условие оптимального
формирования в детских группах?

К деловым отношениям в группах детей можно
отнести те, которые складываются в игре, учении,
труде – основных видах совместной деятельности
детей. Сюда входят руководство, подчинение,
распределение обязанностей, координация
действий, составление плановых программ, их
обсуждение и реализация, подведение итогов,
оказании в взаимопомощи. В каждом подвиде
деловых отношений формируется и развевается то
или иное социально полезное межличностное
качество или группа таких качеств. Например,
включение ребенка в руководство детским
коллективом способствует становлению у него
практического интеллекта и ответственности,
более глубокого понимания интересов других
людей и умение учитывать их на практике.
Выполнение в группе роли подчиненного развивает
у ребенка дисциплинированность, а личное участие
в распределении обязанностей формирует у него
более широкий взгляд на проблемы деловых связей
и отношения людей, тренирует наблюдательность и
память.

Руководство товарищами по группе с целью
координации их усилий развивает у ребенка
оперативность и гибкость мышления. Составление
планов и программ совместной деятельности, их
обсуждение, подведение итогов побуждает детей
совершенствованию коммуникативных умений и
навыков, в том числе умения слушать, понимать,
излагать свои мысли, доказывать, сотрудничать,
идти на компромисс.

Управление деловыми взаимоотношениями детей в
процессе индивидуального развития постепенно
охватывает разные сферы деятельности: игру,
учение и труд. Это одно из направлений в развитии
у детей умения работать вместе с другими людьми.
Второе направление связанно с постепенным
переходом от внешней организации и контроля
деятельности к самоуправлению и самоконтролю в
детских группах и объединениях, причем
прогрессивное развитие личности ребенка по
экологической линии в разных видах деятельности
может происходить независимо. Желательно, чтобы
в сюжетно-ролевых играх детей вначале
участвовали взрослые, а затем всю игру
организовывали и проводили сами дети.

В управлении деловыми взаимоотношениями детей
имеются определенно возрастные особенности.
Отметим некоторые из них.

ВозрастОсобенности деловых
взаимоотношений и их развитие
Младший дошкольныйДолжны быть представлены для детей в
наглядно-образной форме, так как более высокий
уровень интеллектуального развития им еще не
доступен. Это исключает возможность
использование взрослым словесных воздействий
при руководстве деятельностью детей. Однако
когда задача перевода деловых отношений детей на
рельсы самоуправления, то наличие достаточного
количества чувственных сигналов и ориентиров
для детей следует, по – видимому. Считать
обязательным моментом в данном случае
социально-психологического научения.
Старший дошкольный и младший школьныйСовместное планирование, как более
развитая и сложная форма отношений.

Мы должны
уметь объяснить детям, что такое план
деятельности, для чего и как его составлять.
Вместе детьми нам следует разработать 2 или 3
простейших плана, по которым в дальнейшем будет
разворачиваться наша совместная деятельность.
Переходить самостоятельному планированию дети
могут к концу младшего школьного возраста,
причем не только в игре и труде, но и также в
учебной деятельности.

Подростковый и ранний юношескийВключение развитой системы
самоуправление и самоконтроля. Участие взрослых
в управлении сводится к роли советчика и
консультанта. Это не значит, что совместную
деятельность подростков надо пускать на самотек,
просто методы руководства должны существенно
быть иными, чем более ранних возрастах. Следует
строить с учетом трех важнейших обстоятельств:

1.
Расчет на то, что складывающиеся отношения, в
конечном счете, должны вырасти до уровня
взрослых;

2. Иметь в виду специфические особенности детей
этого возраста;

3. Учет того факта, что создаваемая система
отношений, несмотря на ее приближение к
взрослости в данном возрасте, играет еще
подчиненную роль по сравнении с другими,
ведущими видами деятельности.

Читайте также:  Роль мяча в развитии ребенка

Личные взаимоотношения детей, их развитие
и руководство детскими группами и коллективами
имеют свою логику. Главная задача развития взаимоотношений
укрепление и обогащение их нравственной основы,
то задача педагога в виде нормативов и
образцов задавать и действенно поддерживать
необходимые нормы нравственности, реализуя их в
системе детских групповых и межличностных
отношений. Важнейшими из них, являются
ПОРЯДОЧНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОТА,
СОЧУВСТВИЕ, ГОТОВНОСТЬ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ.

Такие отношения могут создаваться в группах,
начиная с раннего возраста, причем формирование
отношений в детских группах должно находиться на
1-ом месте по сравнению с деловыми
взаимоотношениями.

Организация детской групповой деятельности

Организация должна быть такой, чтобы
объективно создать оптимальные условия для
научения и воспитания личности, для приобретения
ею тех “положительных” качеств о которых
говорилось выше.

Каковы же условия и какой, исходя из них, должна
быть совместная деятельность детей?

УсловиеВыполнение
 Обеспечивание каждому члену детской
группы или коллектива возможности для активного
участия во всех делах.
Может быть выполнено лишь тогда, когда
количество участников в детской группе,
относительно не велико, то есть такое, которое
позволяет каждому члену группы свободно вести
себя, с полной отдачей сил включиться в
совместную деятельность.
 Получение богатого и разнообразного
опыта общения и совместной деятельности в
группах.
Рекомендуется систематически изменять
состав и распределение ролей в детских группах.
Это позволяет детям получать богатый и
разнообразный опыт общения, усваивать различные
формы ролевого поведения, вырабатывать нужные и
достаточно гибкие коммуникативные умения и
навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньше по
величине должна стать группа, в которой это все
происходит. Благодаря постепенному увеличению
детей в группах
 Использование таких норм и правил
взаимодействия, которые интересы личностного
развития детей ставят на первый план.
Условие будет соблюдено, если отношения
между группой и каждым отдельно взятым ее членом
будут строиться на равноправной, демократичной
основе. Это в данном случае обозначает, что
каждый ребенок в группе получает такие же права,
как группа в целом, и если его мнение расходится с
мнением большинства остается право поступить в
том или другом случае по-своему.
 Воссоздание в практической
деятельности той социальной реальности, с
которой дети, став взрослыми, обязательно должны
столкнуться.
При выполнение этого условия не
обойтись без активной помощи взрослых, без
совместной помощи педагогов.
 Выявление задатков ребенка и
превращение их в способности
Желание ребенка и педагога разбивать
природные задатки.

Составляя программу коллективного воспитания
детей, необходимо, чтобы в нее вошли групповые
дела, связанные с решением наиболее сложных
жизненных проблем.
В их число обязательно
должны органически войти те виды совместной
деятельности детей, в которых решаются проблемы
нравственного, политического, экономического и
культурного характеров.

Виды деятельности, в которые, включаются дети,
должны не только готовить их к жизни, но
психологически развивать. В общении со
сверстниками ребенок не просто удовлетворяет
свои потребности, но и развивается.

Детские группы и коллективы, по крайней мере в
учреждениях учебно-воспитательного типа, должны
создаваться для решения определенных,
развивающих задач и находиться в зоне ближайшего
(потенциального) развития ребенка.

Развитие личности в детских группах и
коллективах

Теперь мы подошли, пожалуй, к самым сложным и
ответственным вопросам: о развитии детей в
группах и коллективах и о разумном
педагогическом руководстве этим процессом.
Сложность поставленных вопросов состоит в том,
что группа или коллектив могут оказывать
двойственное, как “положительное”, так и
“отрицательное” влияние на личность, ми важно
усилить первое, сведя к минимуму второе.

Вне общения со взрослыми людьми и другими
детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему
человеческие качества. Следовательно, коллектив
ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили
ранее, при наделении его, слишком большими
полномочиями и властью над личностью, а также при
недостаточно высоком уровне собственного
развития ребенка может препятствовать его
дальнейшему росту. Педагог на практике
сталкивается, таким образом, со сложной задачей:
как, управляя развитием самого коллектива,
усилить его положительное и уменьшить возможное
отрицательное воздействие на личность ребенка.

Для того, чтобы положительно и разносторонне
влиять на личность ребенка, детский коллектив
должен жить достаточно разнообразной жизнью,
включающей виды деятельности, способствующие
развитию личности. На практике большинство
детских коллективов чаще всего заняты одним,
реже двумя и очень редко тремя видами
деятельности. В них ребенок не в состоянии
получить возможность для разностороннего
личностного развития. Тогда остается один выход: сделать
ребенка активным участником сразу нескольких
детских коллективов, занятых различными видами
деятельности и в совокупности, обеспечивающих
ребенку нужное разнообразие личностного
развития.

Это не есть единственное возможное и
оптимальное решение проблемы, так как в пределах
доступного для ребенка социального окружения не
всегда находится нужное количество
разнообразных по содержанию деятельности
детских объединений. Тогда можно сделать так,
чтобы ребенок непосредственно участвовал в
работе двух, максимум трех детских коллективов,
каждых из которых, в свою очередь, занимался бы
двумя или тремя различными видами деятельности,
взаимодополняющими друг друга в их влиянии на
личностное развитие ребенка. Участвуя в
деятельности каждого из них, ребенок будет иметь
возможность приобретать достаточное количество
различных полезных личностных свойств, причем в
зависимости от его собственных способностей и
склонностей. Разумно, чтобы каждым детским
коллективом в этом случае, руководили 2-3
педагог-специалиста в различных областях
человеческой деятельности.

Источник