Развитие личности ребенка в трудовой деятельности по фгос

Консультация

Тема: «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности».

Слайд 2

Воспитание любви к труду, уважения к людям труда формирование элементарных трудовых навыков – важная задача дошкольных учреждений. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, волевых качеств.

Посильный «добрый» и «умный» труд, нередко связанный с игрой, – именно  та необходимая деятельность ребенка-дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процессе его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценности периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Слайд 3

Решение задач предполагает освоение трудовых процессов и видов труда детьми. Все перечисленные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе. Содержание труда детей дошкольного возраста определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе воспитания в детском саду» применительно к каждой возрастной группе. Там же раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям о труде.

Усложнение программных требований предусматривает:

  1. Нарастание объема трудовой деятельности. Оно проявляется в том, что в первой младшей группе дети овладевают отдельными результативными действиями в том или ином трудовом процессе.

Например, сначала приемами смывания, затем намыливания рук, вытирания, приемами застегивания и расстегивания пуговиц, надевания отдельных предметов одежды и т. п. Затем какие действия и в какой последовательности будет выполнять каждый участник, какое оборудование ему нужно. Такое предварительное обсуждение помогает правильному планированию и организации коллективного труда. Руководя совместным трудом детей, воспитатель решает две задачи: формирование коллективного труда и воспитание личности ребенка в процессе труда.

Слайд 4

Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослым, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.

В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.

Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.

Результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых детьми, оказываются полезными не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит, труд дошкольников может быть общественно ценен.

Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.

Слайд 5

Работа, выполняемая маленьким человеком, должна быть организована. Ребенку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовывать рабочее место. Он должен уметь вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда.

Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка.

Труд сам по себе, без вдумчивого руководства и помощи со стороны взрослых не может оказать нужного воздействия на личность ребенка.

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей:

  1. отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
  2.  Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества.
  3. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.

Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.

Читайте также:  Развитие мышц рук у ребенка

Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.

Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка, в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.

Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.

Развивающая роль труда тесно связана с уровнем развития самой трудовой деятельности: чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем эффективнее ее использование в целях совершенствования личности ребенка. Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:

          1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;

           2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком трудовым процессом;

           3) становление разных видов труда.

Предварительное обсуждение – планирование труда: определив цель труда и выделив трудовые действия, дети договариваются, кто, что будет делать и сколько детей будет выполнять то или иное действие, исходя из его трудоемкости. Например, мытье кубиков занимает меньше времени, чем вытирание, значит, если мыть кубики будут двое, то вытирать – трое. Такое обсуждение формирует у детей представление об объеме труда, справедливом его разделении с учетом сложности. Здесь возможны и конфликты, если несколько детей захотят выполнять одно и то же более интересное действие. Воспитатель учит, как решать конфликты, договариваясь об очередности выполнения более интересных трудовых действий.

Обсуждение организации рабочего места: какое оборудование необходимо, как его расположить, чтобы было удобно работать. При таком обучении планированию труда резко возрастает самостоятельность детей: они сами распределяют участников работы, выбирая каждый себе место с учетом желания других детей, трудоемкости отдельных действий и своих умений. Но эта самостоятельность у каждого формируется постепенно. Выделяются дети-инициаторы, которые, хорошо зная состав и последовательность трудовых действий в трудовых процессах, берут на себя инициативу распределения участников работы по местам. Другие спрашивают у инициаторов, что им делать, не сразу включаются в труд.

Слайд 6

Роль воспитателя состоит в том, чтобы ввести правила, на основе которых обязанности распределяются справедливо (выполнение принципа очередности, учет желаний, трудовых умений и т. д.). Усваивая правила, дети становятся все более самостоятельными в организации и выполнении труда. В таком случае роль педагога состоит в оценке самоорганизации детей уже после ее окончания. В процессе организации труда важно продумать характер привлечения к работе всех детей. Те дети, которые включаются в работу на последних операциях, могут помочь тем, которые выполняют первые операции (например, поднести кубики для мытья), или приготовить место для «продукции» (вытереть полки, на которые будет уложен строительный материал, и т. п.). А затем дети, которые выполняли первые операции, помогают тем, кто завершает работу. Такой подход к деятельности детей позволяет сразу правильно организовать труд и руководить деятельностью всех участников, одновременно показывая им правила регулирования отношений в процессе труда.

Причинами конфликтов являются недостаточные умения детей, невнимание к качеству своей работы. Пути устранения этих конфликтов разные.

Слайд 7

Заключение

Слайд 8

Успешное выполнение задач трудового воспитания предусматривает ряд условий:

1. Наличие соответствующего оборудования для всех видов труда, удовлетворяющего следующим требованиям: функциональность, т. е. прочность и удобство для выполнения тех или иных операций, безопасность при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т. п.), соответствие по весу и размерам возможностям детей, внешняя привлекательность и гигиеничность.

2. Хранение оборудования для разных видов труда в обусловленном месте в установленном порядке, свободный доступ для самостоятельного использования его детьми, поддержание постоянного порядка.

3. Повседневность труда и постоянство участия в нем всех детей, ведение учета участия каждого ребенка в различных видах и формах труда, уровня развития его трудовой деятельности.

Читайте также:  Всесторонние развитие ребенка по средствам музыкальной игры

4. Посильность труда, т. е. такая нагрузка, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь в виду как физические, так и психические нагрузки.

Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. Поэтому очень важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или меняя детей через каждые 7-10 минут.

Психическая нагрузка увеличивается при однообразном труде: прополка, накрывание на стол, уборка строительного материала, протирание стульчиков и т. д. Такой труд тоже должен быть ограничен во времени: допустимая длительность его составляет в младших и средних группах от 12 до 15 и от 25 до 30 минут в старших группах. Регулирование нагрузки осуществляется дозировкой объема работы. Так, в средней группе каждый дежурный сначала накрывает на один стол (поручение накрывать два стола, как правило, приводит к увеличению количества ошибок в среднем в два раза, к снижению внимания, самоконтроля, к увеличению числа отвлечений). К концу года отдельные дети справляются с накрыванием двух столов.

Слайд 9

Источник

Доклад

по теме

«Развитие творческих способностей детей

в трудовой деятельности

в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «СШ № 5»

Овсянникова Светлана Николаевна

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. Ребенок в творческой трудовой деятельности стремится выразить своё «я». Все дети хотят создать ту или иную творческую работу, но не всегда могут проявить себя в конечном результате. Поэтому педагог должен развивать не только творческие способности ученика, но и учить его правильно доступно донести учебный материал.

 Главная задача учителя – научить детей мыслить творчески. Перед учителем встает проблема поиска таких путей, форм, методов, приемов преподавания технологии в начальной школе.

Основной целью работы по развитию творческого мышления учащихся является формирование таких качеств, как конструктивность, целесообразность, образность, вариативность, чувство стиля. Важно понять, что представляют собой данные качества и каковы пути их развития. Изучив методическую литературу, можно прийти к выводу, что конструктивность определяется методистами как способность к производству идей. В связи с этим при проведении уроков трудового обучения детям предлагаются такие задачи, которые требуют догадки, мысленного пространственного преобразования конструкции, то есть её анализа. Даже если изделие выполняется способом копирования образца, полезно использовать такие задачи, которые заставляют школьников продумать все особенности его устройства и, возможно, мысленно внести в него определенные изменения. Например, если предложить ученикам скопировать какой-то образец в технике аппликации – здесь нет задачи. Но если, прежде чем показать очередную операцию, предложить ученикам самим подумать, путем каких действий получена та или иная форма из изменяющейся у них заготовки, то они будут вынуждены совершать мысленные действия, преобразовывая форму. Даже такие простые вопросы и задания (Как это сделано? Как это можно сделать?) очень важны для развития способностей к мысленному конструированию.

 С конструктивностью как качеством мышления тесно связана целесообразность. Целесообразность – это способность строить систему действий в точном соответствии с этими целями. Чтобы учащиеся в процессе выполнения задания активно мыслили, надо, чтобы их работа как можно точнее повторяла образец. Данные задания разработаны с целью развития познавательных процессов у учащихся, в первую очередь – конструктивности и целесообразности мышления. Что касается творчества, то оно также здесь присутствует, ученик должен догадаться, додумать, а не делать работу бессмысленно. В данном случае задание не является механическим копированием. Существуют и иные виды творческой деятельности, а значит, и другие задания, которые я использую на уроках. Образность – это качество творческого мышления, позволяющее мысленно увидеть, создать в воображении конечный результат своей работы.

Читайте также:  4 социальные факторы развития ребенка

 Даже в тех случаях, когда работа учеников предполагает копирование, можно предложить варианты изделия. Это очень важно, поскольку такая деятельность позволяет школьнику всегда иметь в виду, что могут быть разные решения одной и той же задачи. Особенно важно приучать детей не работать механически по инструкции, не копировать бездумно образцы из урока в урок, а самостоятельно придумывать, разрабатывать различные варианты конструкции и оформления в соответствии с поставленными условиями.

Основное назначение трудового обучения в начальной школе – это воспитание и развитие художественного сознания детей: эстетического отношения к своей жизни и окружающему миру, способности осваивать его по законам красоты. Во время занятия трудом дети приобретают навыки, необходимые при обучении в школе, развивают образное и пространственное мышление, тренируют мелкую моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму. Важно, что во время занятий хорошо развивается моторика рук и пальцев. На кончиках пальцев расположены рецепторы, которые напрямую связаны с мозгом. И, если развивать эти рецепторы, ребенок будет лучше усваивать материал.

Программой трудового обучения в начальных классах предусмотрена обработка различных материалов: ткани, бумаги, пластилина. Предлагается большой перечень работ для выполнения на уроках труда. Однако, анализ программы показывает, что ученикам предлагается выполнять стандартные виды работ из традиционного материала. Но из опыта работы с детьми видно, что намного интереснее и живее проходят такие уроки труда, на которых либо из обычных, традиционных материалов дети выполняют незаурядные, занимательные виды работ, либо используют нестандартные материалы.

 Уроки труда должны быть яркими и увлекательными. Нужно строго следовать указаниям программы по трудовому обучению, применяя на уроках такие материалы, как пластилин, бумагу, картон, природный материал, предлагала ребятам новые, интересные задания. В качестве нестандартного материала использовать на уроках трудового обучения вату, пенопласт, салфетки, крупы, бросовый материал.  Используя эти материалы, дети выполняют аппликации и несложные конструкции.

Работая с детьми, нужно раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.  В процессе реализации ФГОС педагогами выявлено, что одним из наиболее продуктивных направлений развития творческих способностей детей в трудовой деятельности является учебно-исследовательская деятельность, которая способствует:

-развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы;

-созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

-освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

-становлению сферы общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами;

-обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

-формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

-формированию сообщества детей и педагогов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.  

   Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям – все это пригодится ребенку.  И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей. На уроках трудового обучения применяю творческие задания, которые позволяют раскрыть скрытые возможности ребят. Ученики с увлечением обучаются новым технологиям, а после применяют их, когда выполняют творческие задания.

     Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей и их творческих способностей. Ведь творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Источник