Развитие личности ребенка в системе культуры

Татьяна Ишмакова
Формирование личности ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой

Происходящие социальные изменения общества обнажили многие проблемы нашей образовательной системы, в том числе и в формировании личности дошкольника.Среди них: развитие самосознания ребенка, структуры его «Я»; формирование автономности и самостоятельности; становление индивидуальности.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольногообразования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций?Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры – к общероссийской и через нее к – мировой, так как общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира.

Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа (Н. К. Крупская, Е. Н. Водовозова, К. Д. Ушинский). У каждой нации и народности есть такие педагогические находки, которые обогащают общечеловеческую культуру.

Полученные информационные знания о культуре народов стимулируют детскую активность, их стремление к разнообразной деятельности (изобразительной, театрализованной, словесной, музыкальной, трудовой, поэтому работу по ознакомлению с национальной культурой необходимо начинать с информационного материала, который, прежде всего, направлен к чувствам, личному опыту детей.

Традиционные методы (рассказ, беседа, объяснение, упражнение, наглядные методы и другие) знакомят детей с национальной культурой, помогают им в освоении устного и музыкального фольклора. Нетрадиционные методы и приемы используются для того, чтобы дети почувствовали своеобразие каждой национальной культуры. Используются методы организации творческой деятельности (сочинение загадок, попевок, создание кукольных моделей национальной одежды, методы стимулирования интереса к активному усвоению знаний о национальной культуре. Определяющим средством формирования личности ребенка в процессе ознакомления с национальной культуройявляется диалогическое общение: эмоциональное (ласковое прикосновение, улыбка, деловое (поощрение игровой активности, речевое (беседы, разговоры с детьми, развитие умений задавать вопросы). Организованное и направляемое воспитателем общение осуществляется на основе удовлетворения познавательных и художественных интересов, сплачивает детей общностью переживаний, предоставляет ребенку возможность проявлять активность (интеллектуальную, художественно-творческую, игровую).

По мнению М. Д. Маханевой, В. И. Слободчикова базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры, таким образом происходит развитие личности ребенка.

Дети отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления.

К шести-семи годам при условии целенаправленного воспитания могут быть сформированы довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. Дети могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят это делать.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Читайте также:  Игры слуха в развитии ребенка

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Как организованный процесс формирования личности дошкольника представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Успех приобщения дошкольников к национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует “педагогический момент”- назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае, возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Особое место в процессевоспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т. п.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. “В народной сказке, – писал он, – великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы”.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, Сабантуй, Курбан Байрам, Ураза-байрам, Карга боткасы, Сюмбюля и т. д.

Читайте также:  Форма выписки история развития ребенка

Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.

Список литературы

1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.

3. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство – пресс»,2004

4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005

5. Козлова С. А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса,2005

6. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие.-М: Издательский центр «Академия»1998

7. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л. А. – М.: ТЦ Сфера, 2005

8. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. -2005

9. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка-Пресс – М. 2003

10. Оверчук Т. И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т. И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007

11.Педагогический словарь: учебное пособие/ [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.:Издательский Центр «Академия», 2008

12. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Дошкольное воспитание. -2003. №6,с. 45-49

13. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

14. Сухомлинский В. А.Сердце отдаю детям издательство: Радяньска школа. 1988 С. 215

15. Ушинский К. Д.Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974. с. 160. т. 2

16. Этнокультурное (национальное образование в Москве. Выпуск 10,серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания в Москве» Центр «Школьная книга» ,2002

17. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012

Источник

 «,,, Необходимости возрождать традиции  народа,

  широко внедрять их в общество и  семью»

В. А. Сухомлинский

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в детском саду  должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности воспитанника.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного нравственно – эстетического  развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воспитание состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации участия родителями в жизнедеятельности детского сада и  содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает положительные результаты. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

В нашем детском саду  решаются задачи по приобщению детей к культурному наследию  Среднего Поволжья: татарского, чувашского, мордовского  и  русского  народов нашей многонациональной России.  Для решения этих вопросов  проводились с детьми знакомства с этнической культурой , включением мульти культурного  материала во все виды детской деятельности, и, безусловно, взаимодействие с родителями в процессе сотрудничества и сотворчества в  реализации всех задач.

Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.

Читайте также:  Смотреть фото развитие ребенка в утробе матери по неделям

С помощью анкетирования были получены следующие результаты:

  • 25 % родителей не придают значения своей национальной принадлежности  
  • 71 % родителей  знают и уважают свои национальные корни
  • 4 % соблюдают все традиции и обычаи своей национальности.

Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемное поле, направленное  на формирование этнокультурной  социализации ребенка в обществе и взаимодействия работы с родителями и педагогами детского сада.

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах  толерантного  развития ребенка, стало вовлечение родителей в организации  народных праздников в нашем детском саду. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа,  к культуре в целом,  являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей.

Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Развлечения и  праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем. Для  разработки  сценариев тематических праздников, развлечений  были привлечены и заинтересованные родители, бабушки и дедушки, которые знают традиции своего народа: в тесном содружестве педагогов детского сада и родителей были разработаны сценарии и проведены квест – путешествия по деревням г.о. Тольятти. Дети и взрослые были в гостях в  татарской  деревне Бритовка, мордовском  поселении  Шантала, русском  селе  Васильевка, чувашской  деревне Выселки. На «каждом дворе» всех  гогстей  встречали «хозяева» – родители в национальных костюмах, с песнями, играми, стихами.  Дети водили хороводы, играли и получали положительные эмоции от увиденного и услышанного.

Всем запомнилось народное гулянье в нашем саду «Масленица», где роль Масленичного Генерала сыграл папа Арсения. К родителям мы обратились с просьбой сшить девочкам  сарафаны, а мальчикам – рубахи, которые можно было надеть на куртки. Так все дети были наряженными, мамы и бабушки пришли в шалях, кокошниках, а дедушка Алисы  принес баян.  Праздник закончился блинами и чаепитием, и всеобщим удовольствием.

. Проведение таких мероприятий сегодня является особенно актуальным, так как они играют огромную роль в приобщении дошкольников, родителей  к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства в детях.

Так же в детском саду проводился фольклорный праздник «Капустные посиделки» по гендерному воспитанию, где дети имели возможность познакомиться с традиционным воспитанием мальчиков и девочек, а так же роли матери и отца в русской семье, с семейно-бытовыми традициями и обрядами России, с народными песнями и танцами, промыслами и ремёслами, загадками и пословицами. В подготовке к этому развлечению была отведена большая роль в домашнем задании: дети и родители «получили» задание – узнать и выучить поговорки и пословицы на родном языке: чувашском, татарском, мордовском и русском.  Конечно, это невозможно было сделать без знания своего родного языка.  Задание было трудное, но и интересное, некоторые родители признавались, что не так часто говорят на родном языке, но многие хорошо знают свой родной язык, и на празднике мы услышали веселые стихи, частушки и песни о капусте на разных языках народов Среднего Поволжья. Этот фольклорный праздник мы провели в форме лаунж – кафе (тематическое кафе),  В  своеобразной форме  проведения праздников гармонично сочетаются элементы театрализации и игровые моменты, музыка и хореография, а так же многое другое. Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а так же способствует формированию и развитию у детей навыков общения. А участие родителей во всех играх, песнях, танцах только еще больше усиливает восприятие действия у всех вместе: детей и родителей.

Придавая в воспитательной работе с детьми большое значение фольклорным праздникам, следует подходить к этой форме организации детской деятельности творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.

Литература

1.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.

  2. Былеева Л. Русские народные игры – М., 1998.

   3. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984.

6. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Сост. А.В. Конеман, Т.Т. Осокина. – М., 1995.

7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под. ред. Т. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1996.

8. Детский праздник / Сост. А. Савина. – СПб., 1997.

9. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000..

11. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.

12. Николаева Э.Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. «Дети земли Поволжской» – культура народов Среднего Поволжья в этносоциализации детей дошкольного возраста – Тольятти, 2012.

Источник