Развитие личности ребенка в системе дополнительного образования

Развитие личности ребенка в системе дополнительного образования thumbnail

МБОУ Лицей №7

От совершенствования методики преподавания к
повышению мастерства учителя в учебно-воспитательном процессе

ДОКЛАД

Развитие личности ребенка в системе дополнительного образования на примере медианаправления РДШ в Лицее 7 г. Саяногорска.

Автор:
педагог дополнительного образования
Федоров Евгений Евгеньевич

Саяногорск, 2018

Современная жизнь стремительно ускоряется. Находясь уже в 21 веке, человечество оглядывается на прошлое и строит планы на будущее. Но во многом это зависит от человека, оттого, что ценного и важного, доброго прекрасного он сумел открыть в себе и окружающем мире.

В настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р Министерством Образования и другими заинтересованными федеральными органами разработана и утверждена межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей «Концепция развития дополнительного образования детей»

В ней отмечается: «Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.»

Педагог дополнительного образования, занимаясь с детьми в объединении, должен уделить внимание каждому ребёнку, учесть его индивидуальные особенности и развивать их. Поэтому специфика моей работы состоит в том, что приходиться постоянно разрабатывать свой вариант организации занятий, который обеспечивал бы достижение поставленных задач, учитывая особенность детского коллектива и отдельных его членов.

Интерес к данной теме обусловлен моей личной заинтересованностью в изучении этого вопроса, т. к. я наблюдаю за изменениями в поведении детей, в отношениях их друг к другу, в способности видеть и создавать.

Вместе с тем позитивные изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни, широкомасштабные реформы, проводимые в российском обществе в настоящее время, вызывают необходимость воспитания социально-активных личностей.


Цель исследования:
выяснить, какое оказывает влияние дополнительное образование на развитие личности ребёнка на примере медианаправления пилотного проекта «Российского Движения Школьников в Лицее №7 Саяногорск».


Гипотеза исследования:
доказать роль дополнительного образования в развитии личности ребенка.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности деятельности процесса дополнительного образования по воспитанию социальной активности детей.

2. Обосновать процесс воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

3. Рассмотреть деятельность работы и результаты пилотной школы РДШ.

Роль дополнительного образования в развитии способностей детей.

Система дополнительного образования РФ в ее новом качестве развивается на протяжении 10 лет. Под “дополнительным” понимается мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Работа творческих объединений, секций, клубов по интересам направлена на усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что по сути является социализацией личности. Разнообразная внеучебная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам искусства, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Дети учатся сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его основные функции:

  • образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

  • воспитательная – определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;

  • креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

  • компенсационная – предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

  • рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

  • профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие, определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

  • интеграционная – создание определенного психологического климата, позволяющего объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения;

  • функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

  • функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы, а педагоги основного и дополнительного образования должны работать в тесном сотрудничестве между собой.

Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей.

Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;

  • научно-техническое;

  • спортивно-техническое;

  • эколого-биологическое;

  • физкультурно-оздоровительное;

  • туристско-краеведческое;

  • военно-патриотическое;

  • социально-педагогическое;

  • культурологическое;

  • экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.

Роль педагога дополнительного образования в воспитания ребёнка

Фигура педагога дополнительного образования появляется в воспитательном процессе там и тогда, где и когда возникает осознанная необходимость позаботиться об индивидуальном развитии ребёнка, проследить формирование личности, содействовать максимальному проявлению личностных способностей и выявлению индивидуальных способностей.

Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать личность, способную к творческой самодеятельности, выработать у ученика стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоуправлению.

Необходимо глубокое знание детской психологии, обеспечивающее внимание к душевному состоянию ребенка. Это становится гарантией преодоления психологического дискомфорта.

Индивидуальная форма обучения и воспитания дает возможность реализовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода, может помочь более глубоко изучить и развить способности, склонности, интересы ребенка.

Одним из основных условий развития творческих особенностей ребенка является методическая культура педагогов (широкий арсенал приемов, методов, технологий). Не менее важен стиль педагогического руководства, так как он оказывает влияние на активизацию творчества детей. Наиболее успешным является демократический стиль управления в группе, где взаимоотношения между детьми и руководителем строятся на основе сотрудничества и паритетности.

Во исполнении Указа Президента от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Лицей 7 г. Саяногорска становится пилотной площадкой для данного проекта.

Главные цели российского движения школьников – это содействие совершенствованию политики в вопросах воспитания школьников и формирование личности учащихся в соответствии с системой ценностей российского общества. Эти цели будут решаться в рамках нескольких направлений:

  • личностное развитие;

  • гражданская активность;

  • военно-патриотическое;

  • информационно-медийное направление.

Развитию личности должны способствовать несколько направлений. Организаторы считают, что в Российском движении школьников это:

Творчество. Для детей организовываются фестивали и конкурсы, культурно-образовательные и досуговые программы, творческие проекты. Движение будет оказывать поддержку и помогать в продвижении и развитии детских коллективов.

Популяризация ЗОЖ. Этому должны способствовать фестивали и конкурсы, популяризация комплекса ГТО, работа спортивных секций в школах, тематические образовательные программы, турслёты.

Профориентационные мероприятия. Успешный человек – это человек, реализовавшийся в любимой профессии. Но для того, чтобы добиться успеха, с профессией нужно правильно определиться. Для этого надо помогать развитию детских проектов, организовывать профильные встречи различных масштабов, проводить игры, семинары, и другие образовательные программы.

Гражданскую активность призваны развивать такие направления Российского движения школьников:

  • поисковые работы;

  • изучение истории и краеведения;

  • воспитание культуры безопасности.

Они воплощаются в рамках таких видов деятельности как:

  • функционирование поисковых отрядов, деятельность которых направлена на сохранение памяти о героях Великой Отечественной Войны;

  • работа школ безопасности;

  • волонтёрство.

О волонтёрстве следует сказать отдельно, так как эта деятельность приобрела очень широкий размах среди учащихся. Школьники могут заниматься одним или несколькими из следующих её видов:

  • Экологическое (изучение природы малой родины и участие в акциях по охране животных и природы).

  • Социальное (помощь социально-незащищённым группам).

  • Культурное (содействие в проведении культурных мероприятий).

  • Волонтерство Победы (участие в акциях и мероприятиях, связанных с сохранением памяти о ВОВ).

  • Событийное (участие в образовательных, спортивных, социальных мероприятиях).

Развитию военно-патриотического направления среди школьников способствует Всероссийский военно-патриотический клуб «Юнармия», который преследует цель воспитать новое поколение патриотично настроенной молодёжи, умных, смелых, любящих свою родину граждан, готовых в любой момент встать на её защиту.

В рамках информационно-медийного направления Российское движение школьников проводит мероприятия, задачами которых являются:

  • обеспечение эффективного взаимодействия СМИ с государственными и общественными институтами; выяснение перспектив развития РДШ;

  • информационное развитие на местном уровне (создание школьниками стенгазет, подготовка статей для местных СМИ, ведение групп в соцсетях и т.п.);

  • подготовка информационных материалов для школьников.

В нашем Лицее очень активно развивается Информационно-медийное направление.

Основной задачей этого направления является раскрытие детских талантов, поддержка талантливых юных журналистов, создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях, проведение пресс-конференций, фестивалей, творческих конкурсов для школьников.

Следуя этим направлениям в нашем Лицее создано информационно-медийное пространство, которое включает в себя следующие ответвления:

  • радиостудия «7 Волна»

  • газета «7 небо».

  • фотостудия

  • новостная группа в социальной сети Вконтакте

По средствам информационно медийных направлений нашего Лицея мы имеем возможности рассказывать обо всех проектах, мероприятиях, конкурсах, акциях, проходящих в стенах Лицея и за его пределами.

Радио. В эфире радио «седьмая волна» мы вещаем о жизни Лицея и его главных новостях, делимся интересными событиями всего мира. Записи выпуска являются неотъемлемой частью жизни школы. Любой ученик, может почувствовать себя радиоведущим и поучаствовать в записи эфира. Концепция выпусков заключается в «импровизации», а именно в живом диалоге учеников друг с другом на заданную (главную) тему. Кроме того, в эфире нашей радиостанции мы всегда рады видеть интересных гостей, участников и организаторов мероприятии проходящих в стенах Лицея.

Газета. Школьная газета «Седьмое небо» освещает главные новости из жизни школы. Отличительной чертой газеты является тот факт, что все новостные, информационные и научно-публицистические статьи, публикуемые на её страницах, написаны нашими школьниками. Вся редакция «7 Небо», а именно журналисты, редакторы и фоторепортёры, это молодые и талантливые ребята нашего Лицея.

Фото-студия. Как вы уже поняли, в стенах нашего Лицея мы развиваем разные информационно-медийные направления, тем самым помогаем и поддерживаем юных и талантливых школьников, воспитываем молодых радиоведущих и юных журналистов. Кроме того, мы раскрываем иные таланты учеников. Так, на базе имеющейся в Лицеи фото-площадки открыта и продуктивно работает фото-студия, на базе которой наши школьники могут освоить искусство фото мастерства.

Вконтакте. Новостная группа Лицея в социальной сети Вконтакте является не только новостной, информационной и позновательной платформой нашей школы, но и популярным контентом общения всех учеников.

Основной и главной задачей нашего Лицея является раскрытие имеющихся талантов наших школьников, создания комфортных условий для их обучения и творчества.

В России дополнительное образование детей реализуется в государственных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, а также в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, в общественных объединениях и т.д. Деятельность детей организуется в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам, учреждений дополнительного образования, дифференцированных по различию их потенциалов и охвату образовательных областей (однопрофильных или многопрофильных), в совокупности составляющих сеть учреждений дополнительного образования детей, а также внеурочная деятельность непосредственно в школах.

У детей, которые прошли через учреждения дополнительного образования, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Дополнительное образование дает ребенку возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Поэтому необходимо продолжать работу по выявлению и поддержке наиболее одаренных, талантливых детей. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

  1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник – 1997, №9

  2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Дис… канд. пед. наук – М., 1998 – 147 с.

  3. Дополнительное образование – фактор развития личности // Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб., 1998. – 204 с.

  4. www.рдш.рф – официальный портал Российского Движения Школьников

Источник

20 Марта 2020

Развитие творческого потенциала личности ребёнка в системе дополнительного образования

Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности.  На занятиях в системе дополнительного образования обучающиеся получают  хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе.

На формировании личности ребёнка важную роль играет его воспитание. Уже в раннем возрасте у ребёнка важно и нужно развивать эстетический вкус; воспитывать нравственные качества, умение общаться и формировать определённое отношение к окружающему миру. Для этого необходимо сотрудничество ребёнка и взрослого, но на определённом этапе ребёнок способен самостоятельно оценить ситуацию. Найти выход из сложившегося положения. Тем не менее, целесообразно содружество, сотворчество педагога и воспитанника, и, если педагог смог понять ребёнка, как индивидуальность, то он сможет максимально развить личность этого ребёнка, учитывая его ресурсы и возможности.

Воспитательное воздействие дополнительного образования очень велико. Участие в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самовыражаться, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.

Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

  • создание условий свободного выбора каждым ребенком видов деятельности, удовлетворяющие самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
  • личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию, творчеству, самореализации и самоопределению;
  • личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
  • применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранного им дополнительного образования программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Дополнительное образование является по сути практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется педагогами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность. Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Гибкость дополнительного образования как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Одной из направлений: художественно-эстетическое;

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности.

Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающее эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного и творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Цель кружковой работы – формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие природных данных детей, творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий декоративно-прикладного искусства.

Занятие в кружках художественно-эстетической направленности обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Занятия в кружках дополнительного образования детей направлены на развитие  творческого потенциала воспитанников.

Трудно представить нам жизнь ребенка  без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны. Педагог дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами).  Например, занятия декоративно – прикладным творчеством выполняют  несколько важных функций: с одной стороны она является носителем духовной культуры, а с другой она эффективно развивает творческое воображение, эстетический вкус, эмоциональную сферу, пространственное мышление, художественные потребности, творческие способности, трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.

Работа, которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. А хороший результат возможен  там, где есть   положительная мотивация к творческой деятельности, самоорганизация ребенка, творческие способности ребенка и их использование в творческой деятельности. Хорошим способом мотивации является изготовление подарка или сувенира  для мамы, бабушки, папы, друга. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

В кружке дети участвуют в разных видах коллективной деятельности. Но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Потребность в творчестве – один из самых главных и сильных мотивов прихода детей в объединение. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого активной позиции, и тогда он становится не просто созерцателем происходящего, но и творцом, проявляя при этом свою индивидуальность. В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе и творческое.

Занятия в моем кружке «Кудесник» имеют большое воспитательное значение. В процессе работы декоративно-прикладным творчеством у детей формируются качества, необходимые для дальнейшей трудовой деятельности: усидчивость, самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности, взаимопомощь.

Кроме того, кружок «Кудесник» – это одна из форм эстетического воспитания детей. В объединении дети кратко знакомятся с историей нашего края, орнаментным искусством, законами красоты в костюме, одежде.

Занятия в кружке приносят детям душевное равновесие, снимают усталость, улучшают настроение.

Занятия лепкой и росписью способствуют  развитию у детей творческого воображения. Сам процесс лепки способствует воплощению замыслов ребенка, созда­нию образов и развитию воображения. Захватывающий интерес к процессу создания поделок психологически облегчает  ребенку работу с материалом (бумагой, соленым тестом, бисером и т.д.). Очень важно то, что в процессе творческого занятия ребенок учится согласованности движений обоих рук, а так же происходит воспитание привычки последовательного выполнения работы.

Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать личность, способную к творческой самодеятельности, выработать у ребенка стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоуправлению.

Индивидуальная форма обучения и воспитания дает возможность реализовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода, может помочь более глубоко изучить и развить способности, склонности, интересы ребенка.

Здесь очень важно соблюсти пропорцию – «быть рядом, но чуть-чуть впереди», то есть общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе, но не опускаться до его уровня, а, наоборот, поднимать до своего уровня.

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарен­ности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополни­тельного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.

Большин­ство детей действительно испытывают огромную потреб­ность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в круж­ках, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению.

В центре дополни­тельного образовательного процесса находится кон­кретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информа­цию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудо­вой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т.д.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуально­го жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способно­стей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип явля­ется основополагающим в системе дополнительного об­разования детей

Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в обще­нии, отсутствие усидчивости, сложности в учебе.

Наша задача поста­раться увлечь ребенка интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к зна­ниям, активной творческой деятельности.

Суть педагогической поддержки в данном случае состо­ит в создании воспитывающей среды, в которой происхо­дит развитие творческой личности ребенка.

Благодаря системе художественно-эстетическому воспитанию у детей активно развиваются творческие способности. У воспитанников появляется положительное отношение к заданиям творческого  характера, меняется отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающие в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию  и воображению при выполнении работ творческого характера.

Таким образом, мы, педагоги способствуем то­му, что каждый ребенок учится определять и сопостав­лять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами, обеспечиваем каждому ребенку «ситуацию успеха», содействуем самореализации личности ребенка.

Источник