Развитие личности ребенка в продуктивной деятельности и методика обучения

Развитие личности ребенка в продуктивной деятельности и методика обучения thumbnail

Лариса Кунавина
Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка

Составитель: Кунавина Л. Ю. ,

воспитатель МКДОУ «Детский сад № 9»

комбинированного вида

Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п., обладающего определенными заданными качествами (Н. И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника

Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка – дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваютсяпознавательные процессы:

– Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

– В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

– Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

– На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Читайте также:  Этапы психического развития ребенка леонтьев

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся

• с геометрическими объемными формами,

• получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

• При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

• понятия о стороне, углах, центре.

• Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,

аккуратности,

умения работать в коллективе,

трудолюбия,

пытливости.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Вывод. Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Используемая литература:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

2. Давыдова Г. Н. Пластилинография.

3. ДороноваТ. Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

4. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. – М.: РАО, 2000.- 197 с.

5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. – М., 2000.

6. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

Источник

Дети большую часть своего времени проводят в игре, именно она является для них ведущим видом деятельности. Однако родителям важно уделять внимание продуктивной деятельности дошкольников, которая научит их самостоятельности, целеустремленности, а также поможет развить необходимые для школы и дальнейшей жизни навыки и умения. Действовать надо так, чтобы органично переплести два вида деятельности – игровую и продуктивную, это поможет добиться наилучшего результата.

Определение

Что такое продуктивная деятельность? Это определенная форма времяпрепровождения малыша, позволяющая ему не просто повеселиться, но и развить в себе какие-либо полезные навыки, создать некий продукт (например, поделку), соответствующий заранее выбранным характеристикам. То есть родителям важно так организовать досуг малыша, чтобы он не просто занимался своим любимым делом, но и попутно развивал что-либо, например художественные способности.

В процессе обучения ребенок не только учится создавать что-то свое, но и понимает, что к чужому труду следует относиться уважительно, учится рационально использовать материал, находить выход из сложных ситуаций, подбирать альтернативу (например, если краска определенного цвета закончилась, можно взять другую). На таких занятиях происходит и становление личности дошкольника, и его осознание собственной индивидуальности.

Разновидности

Принята несложная классификация продуктивной деятельности дошкольников: она подразделяется на изобразительную и конструктивную, а первая, в свою очередь, включает рисование, лепку и создание аппликаций. Задачами их являются следующие:

  • улучшение сенсорики;
  • знакомство с изобразительными материалами;
  • совершенствование координации движений и моторики;
  • постижение окружающего мира;
  • развитие музыкального слуха.

Для организации любого из этих видов следует использовать специальные «игрушки»: конструкторы, мозаики, оборудование для выполнения аппликация и поделок, пластилин и глину для лепки. Все это интересно дошкольнику и позволяет ему создать некий продукт – поделку, макет, вылепленную из пластилина фигурку.

Такая деятельность нацелена на результат, то есть помимо развития и укрепления конкретного навыка формирует в личности ребенка следующие качества:

  • усидчивость;
  • терпение;
  • стремление завершить начатое;
  • целеустремленность;
  • настойчивость.

Кроме того, успех окрыляет, приносит уверенность в себе, хорошее настроение. Занятия лепкой и рисованием улучшают мелкую моторику малыша, помогают быстро выучить цвета и оттенки, получить представление о форме и размерах, развивают фантазию, интерес к творчеству.

Основные формы проведения занятия

Чтобы включить продуктивную деятельность в игровой процесс, родители могут воспользоваться различными формами. Например, двигательные игры способствуют физическому развитию дошкольника, улучшают общую его моторику и координацию.

Читайте также:  Влияние анемии на развитие ребенка

Для всестороннего развития необходимы также следующие виды упражнений.

  • Речевые. Хорошо сказываются на расширении активного и пассивного словаря малыша, его умении правильно произносить звуки.
  • Пальчиковые. Направлены на развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевыми центрами, и, соответственно, будет способствовать развитию речи.
  • Музыкальные. Детям интересны любые развлечения, связанные с музыкой, поэтому их можно смело использовать.
  • Манипулятивные. Помогают улучшить зрительно-двигательную координацию и моторику.

Родителям следует помнить, что интерес и хорошее настроение – лучшие способы привить малышу любовь к продуктивной деятельности, поэтому не стоит заставлять его что-либо делать, следует мягко и тактично завлечь его в игровой процесс, тогда результат будет отличным. Только таким образом удастся развить творческие способности, уверенность в себе, желание сочинять, мастерить, создавать. В противном случае у ребенка на всю жизнь может возникнуть стойкое отвращение к любому виду продуктивной деятельности.

Всестороннее развитие малыша

Родители и воспитатели детских садов должны прикладывать совместные усилия к тому, чтобы дошкольник развивался гармоничной личностью, особенно это касается современных мам и пап, которые полагают, что занятия в группе – это все, что необходимо крохе. Это не так, полученные умения нужно обязательно закреплять дома, в игровой веселой форме. Только так можно быть уверенным в том, что ребенок получит все необходимые качества для школы и последующей взрослой жизни (целеустремленность, силу воли, настойчивость), а также приобретет ключевые практические навыки.

Перечень умений

Рассмотрим, какими именно умениями должен обладать дошкольник, чтобы можно было говорить о его нормальном всестороннем развитии. Прежде всего, кроха должен знать цифры и буквы, уметь совершать простейшие арифметические действия.

Кроме того, к числу навыков, имеющих отношение к продуктивной деятельности, относятся:

  • умение рисовать геометрические фигуры и делить их на части линиями на рисунке или ножницами;
  • знать цвета и оттенки, называть и показывать их;
  • собирать пазлы, несложные модели из конструктора или кубиков, используя образец;
  • раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • лепить мелкие детали;
  • рисовать фигурки или буквы по клеточкам, используя образец;
  • использовать разную силу нажима на карандаш.

Дети дошкольного возраста способны концентрировать внимание на определенном занятии от 15 до 25 минут. Это нужно учитывать, предлагая им различные формы игр и упражнений.

Занятия по рисованию

Самый простой и полезный способ помочь ребенку заняться продуктивной деятельностью в дошкольном возрасте – предложить ему порисовать. Причем вовсе необязательно использовать стандартные краски (карандаши, фломастеры) и лист бумаги, можно смело проявлять фантазию, давая крохе все новые необычные задания. Такие виды занятий способствуют всестороннему развитию личности дошкольника, формируя у него не только художественный вкус, но и представление о цвете, гармонии. Со временем у ребенка, который регулярно занимается рисованием, выработается чувство стиля, умение сочетать цвета и размещать фигуры в пространстве, а также будет развиваться мелкая моторика.

Какие же формы необычного рисования можно использовать дома?

  • Рисование мячиком на ватмане. Берется любой небольшой мяч, например теннисный, погружается в краску. После этого малыш прокатывает его по белому листу, оставляя всевозможные дорожки и линии. Можно завершить рисунок, дорисовав что-то кисточкой или карандашом, чтобы линии обрели смысл.
  • Граттаж. Очень интересная техника, которая поможет сделать домашнее рисование веселым и необычным. Делается так: лист бумаги закрашивается цветными восковыми мелками, после чего как следует натирается свечкой. Далее основа под рисунок покрывается густым слоем гуаши, делают это родители при помощи толстой кисти. Когда краска подсохнет, но не высохнет окончательно, в работу включаются дети. Им дается задание процарапать специальным стрежнем или заостренной палочкой рисунок. Острый предмет сотрет верхний слой, благодаря чему проявятся цвета мелков. А малыши могут либо использовать трафареты, либо же сами создавать композицию.
  • Рисование по льду доставит удовольствие даже самым флегматичным детям. Сначала родитель делает заготовку: наливает кипяченую воду в пластиковую емкость (например, контейнер), замораживает ее. Малыш рисует акварелью, ее структура позволяет краске без проблем проникать в лед. Для создания необычного шероховатого эффекта можно использовать соль.
  • Монотипия. Очень интересный метод, хотя используется нечасто. Ребенок рисует на обычном целлофановом пакете некую композицию, используя яркие краски. После этого пакет прикладывают к листу бумаги, проводят по нему ладонью, чтобы на белой поверхности остался оттиск. Это и будет новое «творение» малыша, необычное, а потому – очень интересное.

Использовать можно различные техники. Родителям следует заранее в ненавязчивой форме показать крохе, как смешиваются цвета:

  • синий + желтый = зеленый;
  • красный + синий = фиолетовый;
  • красный + желтый = оранжевый.

Можно предложить ему самому смешать краски на палитре и посмотреть, что получится. Такое «маленькое открытие» подарит крохе хорошее настроение и гордость.

Лепка

Для развития продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте можно смело применять лепку, которая позволяет создавать объемные фигуры. Она хорошо развивает мелкую моторику, мышление, память и воображение, а для разнообразия и удержания интереса можно не только использовать пластилин, но и дополнять поделки природными и искусственными материалами (пуговицами, бисером, бусинками, пайетками, листьями, шишками, веточками, камнями и прочим). Кроме того, поделку можно раскрашивать, украшать при помощи контррельефа, наносимого палочкой.

Читайте также:  Что является показателем развития ребенка 5 лет

В 2-3 годика малышам можно предложить специальный мягкий пластилин и самые простые задания – например, скатать шарики, расплющить их между пальцами, вдавливать углубление в заготовке, соединить детали в одно целое. Дети 4-6 лет могут использовать самый обычный пластилин или глину, поскольку пальцы у них уже достаточно окрепли.

Есть множество интересных тематических заданий, которые родители могут предложить ребенку.

  • Вылепить еду: спагетти, сыр (дырочки на кусочке прокалывают стержнем от ручки), яичницу, овощи и фрукты, например морковь, яблоки, апельсины. Детям постарше можно предложить лепку грибов.
  • Животных. Этот процесс несколько сложнее, поэтому всю работу следует разделить на этапы. Взрослый может показать ребенку пример, а позднее, когда кроха уже освоит основные приемы лепки, предоставить ему полную свободу действий.
  • Любимых персонажей мультфильмов (проще всего своими руками сделать смешариков, они словно созданы для этой «роли»).

Родитель может либо устно пояснить задачу, либо предоставить малышу заранее подготовленную пошаговую инструкцию. Осенью несложно использовать собранные в лесах и парках материалы (желуди, шишки, семена, мох, ягоды), создавать необычные композиции, используя приемы лепки.

Старший дошкольный возраст – время для создания сложных композиций, поэтому можно предложить ребенку вылепить, например, комнату с мебелью и иными мелкими деталями.

Аппликация

Это очень полезный вид деятельности, позволяющий сформировать у ребенка представление о форме и положении в пространстве, а также научить его вырезать фигурки, создавать из них композиции. Тренировки улучшают мышление и воображение дошкольника, способствуют возникновению и закреплению математических навыков.

Для работы можно использовать не только привычную многим цветную бумагу, но и иные, необычные материалы:

  • старые газеты;
  • бумажные салфетки;
  • фантики;
  • пуговицы;
  • крупы;
  • зерна кофе.

Несложно использовать фигурные дыроколы и ножницы, самоклеющуюся бумагу, на фигурки наклеивать искусственные пластмассовые глаза. Все это поможет сохранить интерес к продуктивной деятельности.

Конструирование

Этот вид деятельности играет важную роль в дошкольном возрасте, поэтому различные мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме. Кроме того, создавать поделки можно из природного и искусственного материала и даже из бумаги.

Такая работа, несомненно, полезна:

  • дети совершенствуют свою координацию движений, мелкую моторику и пространственную ориентацию;
  • у них улучшается мышление и воображение;
  • развивается художественный вкус, умение видеть красоту собственных творений и предметов окружающего мира;
  • ребенок получает важнейшую информацию о таких сложных понятиях, как форма, цвет, размер, положение в пространстве.

Все это, без сомнения, будет полезно в первом классе, равно как и усидчивость, терпение, умение преодолевать трудности, ставить цель и достигать ее, поэтому конструктивная деятельность должна обязательно присутствовать в домашних занятиях.

Чтобы детям было интересно, следует предложить для них разнообразные задания:

  • изготовление подарков для родителей или друзей к праздникам;
  • создание своими руками гирлянд и елочных игрушек на Новый год;
  • оформление собственной книги сказок;
  • подготовка декораций для кукольного спектакля;
  • если принимают участие несколько детей, можно организовать выставку или выставку-продажу, к которой предварительно делаются различные «экспонаты».

Такие проекты дошкольникам не просто полезны, но и интересны, поэтому и будут продуктивными. Понятно, что работа должна быть последовательной и идти по принципу «от простого к сложному», то есть сначала нужно научить ребенка конкретным действиям – рисовать, клеить, вырезать, – а уже потом предлагать что-то придумать и сконструировать.

Все это поможет развить творческие способности малыша и успешно подготовить его к школе.

Лучшие формы работы

Есть огромное количество различных техник, приемов и форм, которые способствуют продуктивной и полезной деятельности дошкольников, но не вызывают у них уныние и скуку. Их можно чередовать.

  • Плетение из разноцветных бумажных полосок.
  • Оригами.
  • Торцевание из бумажных салфеток или гофрированной бумаги, создание веселой картинки, например цветка.
  • Квиллинг – композиции из бумажных полосок. Создание снежинок, цветов или целого панно в такой технике.
  • Лепка барельефа. В качестве основы используется плотный черный картон, потребуется также восковой пластилин. Ребенок нарезает материал стеком, придает ему необходимую форму, после чего наклеивает элемент на основу. Далее аналогичным образом прорабатывает другую деталь, соединяет ее с первой. Получается изделие, по своей сути напоминающее привычный нам барельеф.
  • Украшение шкатулки крупами и зернами кофе.

Если предлагать ребенку также и рисование, лепку, создание поделок из природного и искусственного материала, то можно быть уверенным: в процессе увлекательной игры он получает и закрепляет полезные для дальнейшей жизни навыки.

Родители не должны мешать малышу проявлять творческие способности, их задача – помогать, подсказывать, а не поучать или заставлять. Иногда дошкольники находят совершенно нестандартные методы решения поставленной задачи, вызывая у взрослых недоумение, но это не говорит о том, что дети действовали неправильно. Они просто нашли выход не там, где его видели мама или папа. Поэтому не стоит навязывать маленьким творцам собственное мнение, лучше дать им возможность придумывать и фантазировать, тогда и результат будет гораздо более удачным.

Источник