Развитие личности ребенка в процессе воспитания в школе

Развитие личности ребенка в процессе воспитания в школе thumbnail

И. А. Муленкова,                                                                                                                            

  МБОУ «Излучинская ОСШ № 1»                                                                                  

   Всестороннее развитие личности ребенка в школе I ступени                                                Слайд 1

     Система работы учителя и нашей школы в целом, направлена на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка.     В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.  Дети  от  природы  любознательны  и   полны   желания   учиться и творить. Именно в  начальных классах закладываются основы творческой деятельности. Раскрыть заложенные в ребенке индивидуальные способности можно применяя различные педагогические технологии  через участие в  различных конкурсах и олимпиадах. К любому конкурсу и олимпиаде надо готовиться: что-то искать, исследовать, перечитывать много литературы, репетировать, запоминать, придумывать самим.                                                                                          

     Любой конкурс, олимпиада – это всегда яркое, волнующее и запоминающее событие, хорошая возможность привлечь к себе внимание, показать себя, посмотреть с «кем плывешь в одной лодке». Участие ребенка в различных конкурсах становится «точкой роста», верой в свои способности и в свои силы.   Эту веру в себя, в свои возможности мы стараемся закладывать, поддерживать и развивать в ребенке с 1 класса.                                                                                                                        

       Все,  что  нужно  для  того,  чтобы  они  могли  проявить  свои  дарования, – это  умное  руководство  со  стороны  взрослых – учителей, родителей.                                                                                                         

     Какими правилами должен руководствоваться учитель?  

 1. Отказ от деления детей на «слабых» и «сильных» – просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других.                                                                                                                        2. Понимание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать.                                                                                                  3. Понимание того, что каждый ученик  имеет право на собственную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занять в будущем свое достойное место в жизни общества.

      Есть четыре  компонента: учитель, ученик, родители и проблемы обучения и воспитания. Умный педагог делает ставку на сотрудничество: «Все вместе – учитель, ученик и его родители – разрешим имеющиеся проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все учебно-воспитательные проблемы.  

      Свои  интеллектуальные «продукты» ребята представляют на предметных неделях, интеллектуальных чтениях, конкурсах, различных олимпиадах.                                     Слайд 2    

     Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах  ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.

     Не всегда дети проявляют желание участвовать в конкурсах, олимпиадах. Иногда у ребят нет желания, у  родителей нет денег и   времени на подготовку.  Мы проводим огромную работу с родителями, с самими ребятами – уговариваем, разъясняем, как это важно для ребенка.  Мы  видим, как загораются глаза ребят, когда на торжественных линейках они получают  дипломы, призы, сертификаты. Как гордо поднимают голову, когда их фамилии красуются на школьном стенде побед и достижений. И все чаще слышим от них слова: «А можно попробовать?», «А я хочу участвовать!», категоричное «Я буду!». И тогда учителя  испытывают огромную радость, что все их усилия, их труд не прошли даром – победы   детей, пусть даже самые маленькие, это вера в себя, в свои силы, это первая высота, которая была взята ими.

      Хочется  немного рассказать об олимпиадах, в которых мы участвуем:                                                                                                  1. Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок».                                                      Слайд 3-4    

    Увеличение количества участников олимпиады, участие многих школьников в олимпиаде в течение нескольких  лет, говорит о возросшем интересе учеников к данной форме интеллектуальных соревнований, о положительном отношении учеников, родителей, учителей-предметников к содержанию конкурсных заданий, организации и проведению олимпиады. По мнению школьников, принимавших участие в олимпиаде не один год, такая форма интегрированных заданий помогла им лучше понять свои пробелы по некоторым предметам и ликвидировать их в дальнейшем.

2. Международная олимпиада   «Кенгуру»                                                                          Слайд 5    

3.Международный дистанционный проект «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ) для учащихся первой ступени» учит ребят навыкам заполнения анкетных данных о себе. В игровой форме они отвечают на вопросы на компьютере, следят за временем. Формирует умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности. Формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения.                        Слайд 6-7   

4. Всесоюзная олимпиада «Познание и творчество», проводимая Малой Академией наук «Интеллект будущего» поощряет подробное изложение своих рассуждений, в ней делаются ссылки на литературу и жизненный опыт. Работа оформляется на компьютере,  в ней используются картинки, таблицы, фото, работы – придуманные и  сделанные своими руками.                                                                                            

       Организаторы конкурса обращаются к участникам с такими словами:

«Не грустите, если результат оказался ниже ожидаемого. Те, кто участвует, знает: дорогу осилит идущий.

Победа – это победа над собой (если вы участвовали, то собственную лень вы уже победили),

Победа – это опыт (не получилось в этот раз, в следующий вы уже будете во всеоружии),

Победа – это знание (а знания,  умения и навыки приобрел каждый участник»                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                  Слайд 8-13    

 5. Научно-практическая коференция молодых исследователей «ХХI век в поисках соверщенства». В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.        

    Наши ученики принимали участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Г.Москва, проводимый издательством «Первое сентября»                                                                                                                              

                                                                                                                                                                            Слайд 14-17    

6. Районный конкурс сочинений «Книга, которую не забуду» (на лучшего читателя военно-патриотической литературы); Районный творческий конкурс детских признаний

« Учитель, перед именем твоим…»; Районный конкурс на лучшего юного читателя «Читать – значит творить».                                                                                           Слайд 18-20

Эти конкурсы прививают интерес к чтению.  Ребята просят дать им  почитать книги  о которых пишут участники конкурса. Мы видим, как  на переменах им есть, что обсудить, о чем поспорить.  Можно повернуть время вспять! Книги передают неимоверный позитив и заряд настроения.    

В этом году появились новые конкурсы и олимпиады:

7. Центр Творческих Инициатив  “Снейл”II Всероссийская дистанционная олимпиада  «Snail» по биологии                                                                                                          Слайд 21      

8. Всероссийская интернет-викторина “Космоведы”                                              Слайд 22  

9.   Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа»                                                   Слайд 23  

10.  Подготовительный этап к VIII Олимпиаде по основам науки
ко II Олимпиаде по страноведеню “Go West”
(Автономная некоммерческая организация содействия развитию молодежи “ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ”  Екатеринбург)                                                                                                      Слайд 24  

Таким образом, труд, затраченный на развитие познавательных и творческих способностей,  оправдывает себя во всех отношениях:

  • он повышает качество знаний;                                                                        
  • продвигает ребенка в общем развитии;                                                                                             помогает преодолевать трудности;                                                                          
  • вносит радость в жизнь ребёнка;                                                                              
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;                              
  • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.                                                                                                                        Слайд 25

  Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах  ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.  

  Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в 1-4 классах должны остаться в памяти человека, как время приобщения  к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.                                                              

Каждый выбирает для себя

Конкурсы, проекты, фестивали,

Чтоб тренировали ум

и душу согревали.

Каждый выбирает для себя.

Источник

Развитие личности ребенка в процессе воспитания в школе

В школе проходит подавляющая часть повседневной жизни ребенка, и именно здесь он познает азы социальных отношений и нюансы разнообразных учебных предметов. Каково же влияние школы на формирование личности ребенка, и от чего подобное влияние зависит?

Положительное влияние школы на формирование личности ребенка

Влияние школы на социализацию личности оказывается огромное, но далеко не всегда негативное. Именно за счет постоянного существования в большом коллективе одноклассников, ребенок учится находить общий язык со всеми, он начинает понимать многообразие людских характеров и интересов. Психологи давно доказали, что дети, которые занимаются на даму или дистанционно, имеют огромные проблемы в плане социализации, с которыми детишки, посещающие школу, не сталкиваются.

Развитие личности ребенка в процессе воспитания в школе

Еще один важный положительный нюанс влияния школы на личность ребенка — это формирование у учащихся новых интересов. Современные учебные заведения могут похвастаться разнообразными секциями, театральными и спортивными кружками. Участвуя во всех школьных мероприятиях, ребенок развивается, находит что-то поистине интересное для себя. Иногда именно за счет грамотной работы педагогов-организаторов, ребенок определяется с желаемой профессией, которой хочет посвятить свою жизнь.

Влияет школа и на развитие волевых качеств у детей. Амбициозность, целеустремленность, активность — все эти положительные качества развиваются на фоне правильной деятельности педагогов. Стимулируя своих учеников к постоянному познанию, к получению все новой и новой информации, преподаватель может добиться того, что дети и по жизни продолжат проявлять амбициозность и целеустремленность.

Развитие личности ребенка в процессе воспитания в школе

Помимо знаний по предметам, в школе дети приобретают и определенные воззрения. Так, на внеклассных занятиях педагог может внушить своим подопечным мысль о негативности вредных привычек, о последствиях раннего секса, обо всех преимуществах здорового образа жизни. Все эти идеи, изложенные правильным образом, становятся частью мировоззрения подростка, напрямую влияя на его будущее.

Негативное влияние школы на личность ребенка

Рассказывая о влиянии современной школы на ребенка, не стоит забывать и про оборотную сторону этого процесса. Многие родители жалуются на то, что их ребенок изменяется до неузнаваемости, и все из-за школьного окружения. Если подросток попадет не в лучшую школьную компанию, то его взгляды на жизнь, которые так тщательно взращивали родители, могут сильно преобразиться. Детки из плохих компаний часто проявляют грубость, агрессивность и озлобленность. Вредные привычки также становятся их спутниками, и только совместная работа педагогов, а также родителей, поможет справиться с последствиями такого дурного влияния.

Развитие личности ребенка в процессе воспитания в школе

Если ребенок внезапно становится изгоем в классе, это обязательно негативно повлияет на его характер, личностные качества. Обычно такие малыши предпочитают замкнуться в себе, не общаться со сверстниками и родителями. На фоне всеобщей нелюбви могут развиться комплексы, депрессии и даже мысли о суициде. Здесь только помощь всегда любящих родителей поможет справиться с потоком навалившихся проблем.

Конфликты с учителями также могут негативно сказаться на самооценке и успеваемости ребенка. Испытывая ненависть к преподавателю, школьник может полностью потерять ученические амбиции, что немедленно скажется на его успеваемости.

Многие родители, начитавшись про негативное влияние школы на ребенка, отдают предпочтение дистанционной форме обучения. Однако, несмотря на возможные недостатки школьного воспитания, именно здесь, в рамках класса происходит важная социализация ребенка, которая в дальнейшем повлияет на его амбициозность и активность по жизни.

Источник

                                                                                         Тауберт М.В.

                                                  Муниципальное образовательное учреждение

                                        Солнцевская средняя общеобразовательная школа

           Воспитание и развитие  школьников в современной школе

 Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрерывное формирование.

                                                                              В.Г. Белинский

Воспитательная система – целостность как упорядоченность целей и задач, принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной деятельности, а также взаимодействия социальных общностей школы (педагогический коллектив, ученические классы, родительская общественность).

Воспитательная система – это объединение разнообразия воспитательной работы и воспитывающей деятельности в условно – органическую целостность, принятую всеми и облегчающую взаимоотношения субъектов образовательного и дообразовательного (внеурочного) совместного гуманистического сотрудничества, сотворчества.

                            С.А. Шмаков, профессор, доктор педагогических наук.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, управляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Вопросами воспитательной работы я занимаюсь более 20 лет. И я бы хотела поделиться опытом своей работы.

Моя воспитательная работа сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления. Процесс развития природных сил и способностей человека проходит в совместной деятельности детей и взрослых, она осуществляется в двух средах – природе и обществе. Воспитание личности служит общественному прогрессу в такой мере, в какой опирается на прогрессивные тенденции общественного развития. Оно обращено в будущее и поэтому опирается на всё лучшее, что есть в обществе, обязано готовить человека к преодолению трудностей.

Воспитательная структура, основанная на системе самоуправления, служит естественной лабораторией для воспитания гражданина, способствует развитию личности, особенно к способности к познанию.

У ребят накапливается опыт самоуправления поведением, осознанное самосовершенствование (подражание, самовоспитание, следование положительному примеру) в конечном счёте перерастает в культуру самосовершенствования, включающую в себя самоорганизацию, самоотношение, самодеятельность, самосознание.

Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений.

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах.

Среди направлений воспитательной работы:

1)Учение. Цель: развитие познавательной активности.

Задачи: формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков в учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности мышления.

Формы реализации: олимпиады по предметам; тематические КВНы; брейн – ринги; викторины; мозговые штурмы.

2) Творчество. Цель: развитие творческой активности.

Задачи: выявление и развитие индивидуальных способностей; развитие умений и навыков в творческой деятельности; развитие творческого воображения.

Формы реализации: конкурсы; выставки; концерты; уроки творчества; проекты.

3) Здоровье. Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, с табакокурением.

Формы реализации: лекции и беседы; конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни; спортивные соревнования; ролевые игры.

4) Общение. Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.

Задачи: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие способности к самопознанию, самоанализу; обучение коммуникативным навыкам.

Формы реализации: тренинги общения; ролевые игры; встречи с интересными людьми; экскурсии, походы, совместный отдых на природе; КТД.

Развитие школьного самоуправления – дело сложное, которое требует времени, но давать учащимся власть, конечно, нужно. Создание самоуправления – процесс закономерный и эволюционный, он, как показывает диагностика исследования, поможет создать интегрированную систему воспитания и обучения, которая будет способствовать развитию личности учащегося, повышению уровня воспитанности и готовности выпускников к жизни и труду в условиях развивающегося общества.

Переосмысливая задачи воспитательного процесса, на первое место ставлю развитие личности ученика как индивидуальности. В связи с этим определяются по–новому цели и задачи воспитательной работы:

  1. создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей;
  2. воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
  3. воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Идеал выпускника школы – это:

-человек культуры, свободная личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;

-творческая личность, с развитой эмоциональной сферой, с развитым музыкально – эстетическим вкусом, индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию;

-гуманная личность с гражданским самосознанием, с развитыми чувствами милосердия, доброты, готовности самопожертвования, любви ко всему живому и забота о нём, с коммуникативными особенностями;

-это духовная личность, то есть личность, владеющая базовым образованием, имеющая углубленную эстетическую подготовку и способности к дальнейшему самообразованию;

-физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни.

На совете министров во главе с президентом класса утверждены были заповеди нашего класса:

  1. Школа – твой родной дом, береги его.
  2. Говори только то, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно.
  3. Помни, что ты – пример для всех остальных, твои поступки и дела – зеркало для других.
  4. Радоваться успехам, ценить и уважать своих школьных товарищей, учителей и всех людей, не падать духом при неудачах.
  5. Быть всегда честным, принципиальным, искренним, уважительным и справедливым.

Воспитывать – значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети.

Взаимоотношения учитель – ученик как двух субъектов воспитания и обучения, психологический характер отношений и современные требования к ним я сформировала в форме памятки – рекомендации для каждого учителя:

  1. Требование позитивное, прямое и конструктивное – основа построения целесообразных отношений учителя с учащимися.
  2. Помни! Класс – это не только объект воздействия, но и объект взаимодействия.
  3. Следует всемерно соблюдать такт, не допускать антипедагогических воздействий на ученика.
  4. Не следует строить отношения в общении «сверху вниз».
  5. Общайтесь с ребёнком, как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
  6. Наблюдайте за учеником, умейте «видеть» его.
  7. Постарайтесь найти свой естественный стиль отношений с учащимися.
  8. Помните: ваше главное дело – общение с детьми. Умейте радоваться. Унылых  дети тихо ненавидят.
  9. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая.
  10. Не конфликтуйте с детьми. Помни мудрость – в ссоре двоих больше виноват умнейший из двоих.
  11. «Учитель – будь человеком!» П.П. Блонский

Чтобы процесс воспитания и развития проходил успешно для ребёнка, вокруг него должна быть создана атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.

Моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут самостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность; которые достигли самоопределения и самоутверждения путём саморазвития и самореализации.

Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

                                                                        Ш.А. Амонашвили

Литература:

1.Научно – методический журнал «Классный руководитель», Москва, 2001

2. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников», Министерство образования Российской Федерации ООО «Школьная Пресса», 2004-2005гг.

3.Научно-методический журнал «Начальная школа», 2010, Учредитель Министерство образования российской Федерации

Источник