Развитие личности ребенка в процессе творческой деятельности

Влияние творческой деятельности на полноценное развитие личности ребенка

Творчество. С самого рождения эта деятельность играет одну из важных ролей в жизни каждого человека. Фантазия и воображение помогают в работе, налаживании социальных контактов, а главное, благодаря своей индивидуальности, человек обретает свое «Я» и достигает успехов в любом деле.

Творчество – это способ самовыражения, познания мира и формирования собственного взгляда на вещи.

Творческая деятельность, является одной из самых продуктивных в раннем детстве. Конечно, почти всю деятельность ребенка можно назвать созидательной и творческой. Ведь подвижные малыши почти всегда рисуют, лепят, вырезают, танцуют и поют (совершенно прекрасно у них получается даже совмещать несколько деятельностей одновременно).  Чаще всего детей мы застаем за игрой, она дает нам понять наклонности ребенка, а так же какая сфера деятельности ему наиболее интересна. Можно сказать, что игра является основой для проявления детского творчества. В неожиданных и спонтанных играх, где нет правил, наиболее ярко проявляется детская фантазия и воображение. Играя дети заранее проживают социальные роли, предстоящие в будущем, познают окружающую среду и проявляют свое творчество.

Воображение – еще одно понятие, без которого не возможно творчество. Присущее только человеку, воображение дает возможность создания нового путем переработки прошлого опыта. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.

Для того, чтобы полноценно развивать творческую деятельность ребенка, ему нужно получать как можно больше ярких впечатлений, опыта, открытий.

Ребенок, опыт впечатлений которого беден, не сможет, даже, представить себе картину, которую будет описывать педагог – будь то описание истории, взаимоотношение героев, внешность, или объемная фигура. Именно в такие моменты проявляется ценность творчества для общего развития.

Для стимулирования творческих способностей с раннего детства нужно привлекать ребенка к рисованию и лепке, знакомить с музыкой и техническим окружением, поощрять после каждого открытия для большего стимулирования к дальнейшим исследованиям. Также для гармонии в развитии необходимы методичность и последовательность. Не стоит доводить до пресыщения ребенка грая с ним, к примеру, в развивающие игры. Если во время развивающей игры вы заметили, что интерес ребенка начинает слабеть, то лучше отложить игру, и сделать небольшой перерыв. Так же можно составить программу, для развития творческих способностей. Она должна будет включать в себя наглядные, словесные, практические методы развития. К наглядным методам можно отнести просмотр разных картинок, находить в них общее или отличие. Словесные методы – это разные формы общения, рассказы и беседы, к примеру сочинение сказок, по определенному сюжету. К практическим методам можно отнести игры, выполнение всевозможных упражнений, направленных на физическое развитие. Благодаря сочетанию всех методов, можно добиться разностороннего развития ребенка, это положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Творческий ребенок сможет решить любую проблемы, так как его мышление будет выйдет за рамки типичного восприятия. Фундаментом творческой деятельности является творческое мышление и активное воображение.

Как же помочь малышу развивать творческое мышление и активное воображение:

  1. Дарить ребенку новые впечатления, обогащать его окружение предметами, которые будут подогревать его интерес к исследованиям.
  2. Создавать условия для проявлений талантов ребенка и его творческих навыков.
  3. Одобрять любые творческие начинания, создавая доброжелательную атмосферу.
  4. Позволять ребенку задавать вопросы и высказывать личные идеи и мысли, общаться на различные темы.
  5. Давать возможности пробовать все новое на практике.
  6. Показывать на своем примере решение задач творческим путем.

При осуществлении процесса творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. В процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Всё это развивает фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир. Таким образом, творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность и достижений ребёнка.

Источник

Развитие творческой личности ребенка

Доклад

Развитие творческой личности ребенка

Оглавление

Введение

. Творчество и творческая личность

. Проблемы развития творческой личности ребенка

Заключение

Список литературы

Введение

Творчество – это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Это не удел единиц, элементы творчества присутствуют не только в деятельности художника, писателя, режиссера, ученого, но и в каждодневном труде инженера, учителя, программиста, родителя, тренера, менеджера, психолога, дизайнера и так далее. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Читайте также:  Детский сад центр развития ребенка сургут

В современных условиях, когда культура переживает расцвет, творческая личность все более и более востребована обществом во всех областях от искусства и науки до рекламной индустрии и шоу-бизнеса. Постоянно ускоряющийся ритм жизни требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым новшествам, главным образом осваивать новые знания, огромные потоки информации с пользой для себя и общества. Для того чтобы находиться на высоте в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, современный человек обязан постоянно использовать свой творческий потенциал.

Современные исследования проблем творчества, и в том числе формирования и развития творческих задатков, сложились к началу 50-х годов прошлого века, а во второй половине ХХ века уже получили серьезный импульс вследствие бурного развития различных отраслей техники, связи, авиации и космонавтики, информатики, ядерной энергетики, массовой культуры. Воспитание творческой личности стало одной из основных задач современной школы.

Творческая личность формируется, безусловно, в детстве, причем чем раньше выявлены задатки и начато их развитие тем лучше. Переоценить роль в формировании творческой личности педагогов, школы, родителей невозможно. Среди исследователей творчества существуют две точки зрения. Представители одной полагают, что обучить творчеству невозможно, представители другой утверждают, что творчеству можно научиться. Как бы то ни было, ясно одно, творческие задатки того или иного уровня, таланты – это потенциал личности, который нужно раскрыть, точнее сказать, создать условия для их раскрытия.

В настоящее время большинство учащихся не раскрывает в полной мере своих способностей. Вследствие этого взрослыми людьми они часто испытывают трудности в самореализации и остаются на нижних ступенях социальной лестницы, с которыми в последнее время все более ясно коррелируют нетворческие, рутинные профессии, профессии тяжелого физического, монотонного, «конвейерного» труда. Поэтому создание педагогических условий для выявления творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики и всего процесса воспитания. Воспитать творческую личность возможно, но возникает вопрос: как? На этот вопрос универсального ответа нет. Формирование творческой личности процесс творческий.

1.Творчество и творческая личность

Творчество – процесс человеческой деятельности, результатом которого являются качественно новые уникальные материальные и духовные ценности или решения. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, да и то не всегда, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Так как, в процессе творчества автор вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате многие аспекты (вкладывает душу) своей уникальной личности. Именно это обстоятельство придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами серийного производства.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей.

Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, учителя и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.

Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.

Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны – гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.

1.Оригинальность – способность продуцировать необычные ответы.

2.Продуктивность – способность к генерированию большого числа идей.

.Гибкость – способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта.

.Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, креативности присуща способность к обнаружению и постановке проблем, способность к анализу и синтезу.

В тоже время некоторые авторы отмечают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. В этом случае неспособность к творчеству связано с тем, что сознание логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.

Читайте также:  Бдоу центр развития ребенка в омске

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов – раскрыть эти способности, развить их.

. Проблемы развития творческой личности ребенка

творческий креативность воображение ребенок

Развитие (воспитание) творческой личности ребенка – это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности.

Из характеристик творческой личности следуют способы формирования творческой личности. Основным способом является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение – психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание мышления. Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. То есть, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание в преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив – основа формирования необходимых качеств личности.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Читайте также:  Каким должно быть развитие ребенка в 10 месяцев

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

·ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

·раннее выявление творческих способностей и их направленности;

·формирование мотивации к творческой деятельности;

·нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

·наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

·учет индивидуальных психологических особенностей;

·ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

·создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

·организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без:

·включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

·работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

·организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

Заключение

Воспитание творческой личности − насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника.

Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции.

На выходе из школы ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь − общечеловеческими, которые в не меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.

Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.

Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Список литературы

1.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. университета, 1988 г. – 238 с.

2.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов. – М.: Школьная пресса, 2003 – 144 с.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. – 93 с.

.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. – М.: АСТ, 2008 г. – 671 с.

.Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. – 2-е изд., доп. – Л.: Наука, 1991 г. – 141 с.

.Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002 г. – 712 с.

7.Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. – М.: АСТ, 2002 г. – 352 с.

Источник