Развитие личности ребенка в процессе трудовых действий в быту
Консультация
Тема: «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности».
Слайд 2
Воспитание любви к труду, уважения к людям труда формирование элементарных трудовых навыков – важная задача дошкольных учреждений. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, волевых качеств.
Посильный «добрый» и «умный» труд, нередко связанный с игрой, – именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процессе его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценности периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Слайд 3
Решение задач предполагает освоение трудовых процессов и видов труда детьми. Все перечисленные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе. Содержание труда детей дошкольного возраста определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе воспитания в детском саду» применительно к каждой возрастной группе. Там же раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям о труде.
Усложнение программных требований предусматривает:
- Нарастание объема трудовой деятельности. Оно проявляется в том, что в первой младшей группе дети овладевают отдельными результативными действиями в том или ином трудовом процессе.
Например, сначала приемами смывания, затем намыливания рук, вытирания, приемами застегивания и расстегивания пуговиц, надевания отдельных предметов одежды и т. п. Затем какие действия и в какой последовательности будет выполнять каждый участник, какое оборудование ему нужно. Такое предварительное обсуждение помогает правильному планированию и организации коллективного труда. Руководя совместным трудом детей, воспитатель решает две задачи: формирование коллективного труда и воспитание личности ребенка в процессе труда.
Слайд 4
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослым, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.
В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.
Результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых детьми, оказываются полезными не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит, труд дошкольников может быть общественно ценен.
Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.
Слайд 5
Работа, выполняемая маленьким человеком, должна быть организована. Ребенку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовывать рабочее место. Он должен уметь вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда.
Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка.
Труд сам по себе, без вдумчивого руководства и помощи со стороны взрослых не может оказать нужного воздействия на личность ребенка.
В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей:
- отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
- Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества.
- Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.
Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка, в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.
Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.
Развивающая роль труда тесно связана с уровнем развития самой трудовой деятельности: чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем эффективнее ее использование в целях совершенствования личности ребенка. Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:
1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;
2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком трудовым процессом;
3) становление разных видов труда.
Предварительное обсуждение – планирование труда: определив цель труда и выделив трудовые действия, дети договариваются, кто, что будет делать и сколько детей будет выполнять то или иное действие, исходя из его трудоемкости. Например, мытье кубиков занимает меньше времени, чем вытирание, значит, если мыть кубики будут двое, то вытирать – трое. Такое обсуждение формирует у детей представление об объеме труда, справедливом его разделении с учетом сложности. Здесь возможны и конфликты, если несколько детей захотят выполнять одно и то же более интересное действие. Воспитатель учит, как решать конфликты, договариваясь об очередности выполнения более интересных трудовых действий.
Обсуждение организации рабочего места: какое оборудование необходимо, как его расположить, чтобы было удобно работать. При таком обучении планированию труда резко возрастает самостоятельность детей: они сами распределяют участников работы, выбирая каждый себе место с учетом желания других детей, трудоемкости отдельных действий и своих умений. Но эта самостоятельность у каждого формируется постепенно. Выделяются дети-инициаторы, которые, хорошо зная состав и последовательность трудовых действий в трудовых процессах, берут на себя инициативу распределения участников работы по местам. Другие спрашивают у инициаторов, что им делать, не сразу включаются в труд.
Слайд 6
Роль воспитателя состоит в том, чтобы ввести правила, на основе которых обязанности распределяются справедливо (выполнение принципа очередности, учет желаний, трудовых умений и т. д.). Усваивая правила, дети становятся все более самостоятельными в организации и выполнении труда. В таком случае роль педагога состоит в оценке самоорганизации детей уже после ее окончания. В процессе организации труда важно продумать характер привлечения к работе всех детей. Те дети, которые включаются в работу на последних операциях, могут помочь тем, которые выполняют первые операции (например, поднести кубики для мытья), или приготовить место для «продукции» (вытереть полки, на которые будет уложен строительный материал, и т. п.). А затем дети, которые выполняли первые операции, помогают тем, кто завершает работу. Такой подход к деятельности детей позволяет сразу правильно организовать труд и руководить деятельностью всех участников, одновременно показывая им правила регулирования отношений в процессе труда.
Причинами конфликтов являются недостаточные умения детей, невнимание к качеству своей работы. Пути устранения этих конфликтов разные.
Слайд 7
Заключение
Слайд 8
Успешное выполнение задач трудового воспитания предусматривает ряд условий:
1. Наличие соответствующего оборудования для всех видов труда, удовлетворяющего следующим требованиям: функциональность, т. е. прочность и удобство для выполнения тех или иных операций, безопасность при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т. п.), соответствие по весу и размерам возможностям детей, внешняя привлекательность и гигиеничность.
2. Хранение оборудования для разных видов труда в обусловленном месте в установленном порядке, свободный доступ для самостоятельного использования его детьми, поддержание постоянного порядка.
3. Повседневность труда и постоянство участия в нем всех детей, ведение учета участия каждого ребенка в различных видах и формах труда, уровня развития его трудовой деятельности.
4. Посильность труда, т. е. такая нагрузка, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь в виду как физические, так и психические нагрузки.
Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. Поэтому очень важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или меняя детей через каждые 7-10 минут.
Психическая нагрузка увеличивается при однообразном труде: прополка, накрывание на стол, уборка строительного материала, протирание стульчиков и т. д. Такой труд тоже должен быть ограничен во времени: допустимая длительность его составляет в младших и средних группах от 12 до 15 и от 25 до 30 минут в старших группах. Регулирование нагрузки осуществляется дозировкой объема работы. Так, в средней группе каждый дежурный сначала накрывает на один стол (поручение накрывать два стола, как правило, приводит к увеличению количества ошибок в среднем в два раза, к снижению внимания, самоконтроля, к увеличению числа отвлечений). К концу года отдельные дети справляются с накрыванием двух столов.
Слайд 9
Источник
Фарида Залюдинова
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».
Выделяется две группы задач:
1. Помочь ребёнку в овладении трудовой деятельностью:
– овладение трудовыми навыками и умениями.
– овладение структурной деятельностью
2. Развитие личности ребёнка в труде:
– развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;
– формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;
– воспитание отношения к труду, – заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям и профессии.
По своему содержанию труд детей дошкольноговозраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание – Дети в группе умеют одеваться,раздеваться. Помогают друг- другу. Правильно моют руки, после приема пищи ополаскивают рот.
Хозяйственно-бытовой труд – дети с большим удовольствием наводят порядок в группе (Винокурова Л,Морозова Т, Гилязетдинова М, Гагарин В, Горбунов М и другие дети)
Труд в природе – В группе помогают поливать, протирать листья, опрыскивать растения. Вместе с детьми в марте сажаем семена цветов за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом,
Ручной и художественный труд – Очень много делаем разнообразных поделок из природного материала и бросового (человечки, снеговик, открытки к праздникам, участвуем в конкурсах, где дети занимают призовые места, так в конкурсе «Лучшая новогодняя открытка» Залуцкая А получила 1 место, Поскребкова Я во Всероссийском конкурсе «Мир во всем мире» стала лауреатом, на всероссийском конкурсе на лучшую поделку Зимин А занял 1 место и так далее). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
Умственный труд – Дети во время труда думают о том как лучше убрать игрушки, следят за чистотой одежды у кукол (стирают).
Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.
Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.
Детский труд своеобразен:
– он прост по содержанию;
– доступен по характеру выполняемых действий
– связан с игрой.
Связь игры с трудом – отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).
Вместе с детьми ремонтируем (лечим) книги, игрушки.
Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности:
– инициатива
– товарищеская взаимопомощь
– хорошее выполнение
В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают пом. воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают мне в подготовке к занятиям.
Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе. Дети достигли определённых успехов.
Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания.
Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Коллективный труд воспитывает:
– чувство локтя
– защищённость
– взаимопонимание
– создаёт положительный эмоциональный настрой,
Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых
Были организованы экскурсии (в кабинет к заведующей, методиста, прачечную,на кухню) сотрудники рассказывали о своем труде. После того как познакомила с трудом повара приготовили пиццу, булочки, сделали салат винегрет, фруктовый салат.
Во время знакомства с профессией дворника вместе с ним убирали территорию сада.
Очень часто ездим с детьми на экскурсии, так на детской железной дороге познакомили с трудом машиниста, проводника, кассира.
На экскурсии в «Краеведческий музей» с профессией экскурсовода. Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания
Художественные средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств
Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В трудеукрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции.
Источник
Валентина Еникеева
Труд и формирование личности ребенка
Труд и формирование личности ребенка.
Воспитание любви к труду, уважения к людям труда – важная задача дошкольных учреждений.
Приобщение ребенка к самостоятельному труду, это работа взрослых.
Посильный труд связанный с игрой, – это необходимая деятельность ребенка-дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Постоянное включение трудовой деятельности ребенка в процессе его воспитания в семье и детском саду повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Труд, которым руководит взослый у ребенка оказывает сильное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Трудясь, формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Проявляется доброжелательность, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются взаимоотношения.
С трудовой деятельностью дошкольники успешно усваивают нравственные нормы, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.
Результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых детьми, оказываются полезными не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит, труд дошкольников может быть общественно ценен.
Труд детей дошкольного возраста в том,что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.
Детский труд позволит взрослому помочь ребенку поставить цель конкретной трудовой задачи и в ходе совместной работы, а также самостоятельных действий ребенка достичь ее выполнения.
Работа, выполняемая маленьким человеком, должна быть организована. Вот например взять дежурство в группах. ДЕЖУРСТВО – такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. В процессе коллективной деятельности у детей формируются более высокие мотивы трудовой деятельности, они обнаруживаются в том, что дети к старшему детскому возрасту начинают ставить интересы других людей выше своих собственных; стремятся хорошо выполнять работу и без напоминания доводить ее до конца; в случае необходимости помогают товарищам; выражают желание выполнять и другие виды работ, которые им не поручались. Детская трудовая деятельность является источником общего развития ребенка. В труде формируется нравственная воспитанность личности, развивается устойчивость поведения, собранность, дисциплинированность, инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнить работу. В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело. Ухаживая за растениями, важно заметить их рост (появление новых листочков, цветов, установить зависимость роста от того, как ребенок поливает растение, рыхлит почву и т. п. Вышивая салфетку, ребенок знакомится с особенностями ткани, учится определять и сравнивать толщину швов, подбирать расцветку узора, оценивать его расположение. Практические действия — один из основных структурных компонентов трудовой деятельности — дают ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с окружающим миром, проявляя собственную активность и инициативу.
С возрастом деятельность ребенка приобретает более полную структуру, что отражается на формировании его интересов, познавательной деятельности. Труд очень значим в жизни ребенка.
Источник