Развитие личности ребенка в процессе обучения

Развитие личности ребенка в процессе обучения thumbnail

Провозглашение личностного подхода к обучению и воспитанию требует придания этому процессу субъект-субъектного характера. Это очень не просто, поскольку ребенок не может «впитывать» знания, как губка. Он должен проявлять познавательную активность, преодолевать трудные ситуации, совершать нравственные поступки и т.д., т.е. развиваться как личность, выполняя учебные задания, участвуя во внеучебной, внешкольной досуговой деятельности [13].

Каковы же возможности для практического или педагогического психолога получить информацию об условиях развития личности учащегося на уроке?

Личность определяется в отечественной и зарубежной психологии по-разному, но чаще всего подчеркивается общественный характер ее проявлений. Типичным в развитии личности является широта ее связей с миром и многообразие взаимодействий с окружающими людьми. Личность развивается, реализуя свои возможности в деятельности, поэтому необходимо в процессе наблюдения фиксировать проявления ее активности во взаимодействии с учителем и другими учащимися. Активность личности реализуется, прежде всего, в преобразующей деятельности, что и создает субъектность личности. Поэтому при оценивании перспектив развития личности учащегося на основе наблюдения за ним на уроке следует обратить внимание на проявление в его поведении тех или иных потребностей.

На уроке, при использовании соответствующей схемы анализа (см. Табл.5 приложения 2), могут быть получены материалы наблюдения, свидетельствующие о доминировании той или иной группы мотивов, что позволит сделать заключение о формировании направленности личности (деловой, личностной, коллективистической). Могут быть зафиксированы психические состояния, свидетельствующие о характере связей личности с миром, о целях, мотивах, уровне притязаний, самооценке личности и т.д.

Поскольку личность является сложным образованием, динамично развивающейся структурой, на основе психологического анализа урока не следует делать широких обобщений и претендовать на точный прогноз развития личности конкретного ребенка. Для этого необходимо лонгитюдное исследование.

Выводы, относящиеся к перспективам личности, не должны использоваться в качестве “приговора”. При обсуждении этой проблемы в педагогическом коллективе с родителями учащихся или самими учащимися психолог обязан следовать принципам профессиональной этики.

Личностные особенности учащихся на уроке выявляются в процессе их общения с учителем (см. Табл.6 приложения 2). В этом случае психолог может получить данные о личностных, прежде всего, коммуникативных, особенностях, как учащихся, так и учителя. На основе наблюдения можно также получить предварительные сведения о качестве педагогического общения.

Специфика педагогического общения проявляется в его направленности не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях развития их личностей, но и на организацию освоения систем знаний и формирование умений. И. А. Зимняя [15] отмечает тройную направленность педагогического общения: а) личностную, б) социальную, в) предметную. Оно должно органично сочетать элементы личностно-ориентированного, социально-ориентированного и предметно-ориентированного общения.

Можно отметить некоторое сходство педагогического общения с общением психотерапевта и его клиента. Учитель передает ребенку и определенную культуру межличностных взаимоотношений, уверенность в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине, черты нравственного поведения. Как отмечает А. Б. Добрович [12], подражая такому педагогу, молодое поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению межличностных конфликтов.

Один из основоположников современной гуманистической психологии Карл Роджерс выделяет в качестве важнейшей в деятельности педагога функцию фасилитации. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, демонстрируя искреннюю заинтересованность в его успехе, в наиболее полном раскрытии его способностей. Тем самым хороший учитель способствует самоактуализации (А. Маслоу) и дальнейшему развитию личности ученика.

Педагогическая ситуация анализируется в психолого-педагогической литературе с разных позиций. По форме отношения она может быть деловой/личной, официальной/неофициальной, формальной/неформальной. По этапам, частям урока она может быть ситуацией ознакомления с новым учебным материалом, тренировки (выработки обобщенных способов действия), контроля и оценки. По динамике сотрудничества педагогическая ситуация может соотноситься с этапами “вхождения”, работы с партнером и выхода из сотрудничества. По характеру учебного взаимодействия она может быть ситуацией сотрудничества или конфронтации, соперничества. Может быть проблемной или нейтральной в зависимости от характера решаемых учебных задач.

В процессе общения с учащимися учитель решает разные коммуникативные задачи и реализует следующие основные функции: 1) стимулирующие; 2) реагирующие, которые включают а) оценочные и б) корригирующие; 3) контролирующие; 4) организующие, которые включают функции а) направляющие внимание учащихся на восприятие, запоминание и воспроизведение; б) обеспечивающие готовность учащихся к предстоящей работе с текстом и пр.; в) указывающие на последовательность и качество выполнения заданий и инструкций; г) организующие индивидуальную, парную или групповую форму работы на уроке; д) регулирующие порядок и дисциплину на уроке.

Психологические исследования позволяют объяснить многие причины неудач студентов и молодых учителей как следствие несформированности у них умений решать определенные виды коммуникативных задач, то есть отсутствия регулятивных и аффективно-коммуникативных умений. Имеются следующие данные. Свыше 70 % упражнений направлено на формирование информационных умений, при этом около 60 % обеспечивают выработку умения сообщать что-либо. На долю коммуникативных задач, предназначенных для выработки регуляционных и аффективно-коммуникативных умений, в сумме не приходится и 5 % от общего объема. Не удивительно, что при таком характере подготовки к решению коммуникативных задач учителя в значительной массе предпочитают авторитарный стиль.

Что такое стиль общения? Это устойчивая форма способов и средств взаимодействия людей друг с другом. Он включает: 1) особенности коммуникативных возможностей учителя; 2) сложившийся характер взаимоотношений учителя с учащимися; 3) творческую индивидуальность педагога; 4) особенности ученического коллектива.

С позиции деятельностной теории учения стили общения могут быть рассмотрены в трех основных вариантах (авторитарном, демократическом и либеральном) в соответствии с основными функциями, реализуемыми учителем на уроке: 1) на этапе предъявления нового учебного материала; 2) в процессе оказания учащимся помощи в усвоении нового материала; 3) в ходе взаимодействия с учащимися на этапе контроля и оценки.

Взаимодействие учителя с учащимися предполагает наличие сформированных коммуникативных умений, а также дает представление о том, опирается ли учитель на “зону ближайшего развития”, учитывает ли индивидуально-типологические свойства нервной системы и индивидуально-психологические качества личности учащегося.

Можно оценивать то, как удается учителю установить контакт с классом, типичные затруднения в организации учебного взаимодействия, проявление специфики межличностных отношений в детской группе, особенности поведения учителя в ситуации получения обратной связи. Фиксируется преобладающий уровень общения (деловой, стандартизованный, манипулятивный и др.), стиль управления, педагогический такт.

В случае организации коллективно-распределенной деятельности учащихся (в классах развивающего обучения) может в большей степени быть учтен характер дозируемой помощи учителя тем или иным учащимся, а также такие свойства деятельности учащихся, как рефлексия и эмпатия, общий эмоциональный тонус на уроке, готовность учащихся к реализации своих способностей, наличие у них коммуникативных умений и т.д.

В отечественной психологии одной из наиболее значимых характеристик развития личности считается динамика мотивов, составляющихтакое личностное образование, как ее направленность. Психологические особенности изменения мотивации человека в специально созданных экспериментальных условиях изучаются не только в общей психологии или психологии личности. Одной из центральных проблем современного школьного обучения, а, следовательно, и педагогической психологии, является проблема формирования мотивации учения (см. Табл.4 приложения 2).

Первичная адаптация к положению школьника связана с проблемой создания собственно учебной мотивации [16,17,21,29,31]. Обычно говорят о внешних и внутренних мотивах и об их иерархии, подразумевая соподчинение мотивов, их постепенную актуализацию. В учебной или трудовой деятельности могут проявляться мотивы с основной деятельностью прямо не связанные, например игровые. У ребенка, только что пришедшего в первый класс, мотив и содержание учебной деятельности вначале не соответствуют друг другу, и в процессе учения должна произойти замена внешних, не связанных с содержанием учения, мотивов внутренними мотивами, обусловленными специфическим содержанием учебной деятельности. Успех формирования познавательной мотивации во многом зависит от типа учения и личных успехов ученика. Ребенок очень быстро убеждается в необходимости следовать жесткому школьному регламенту, что быстро истощает внешнюю мотивацию, а внутренние мотивы, прежде всего познавательного характера, формируются неодинаково успешно и иногда становятся значимыми мотивами поведения лишь в начале второго года обучения. Широкий социальный мотив, основанный на осознании того, что учение — это общественно необходимая и одобряемая взрослыми деятельность, не отвергается, то есть является осознаваемым, но не может спасти положение и заменить отсутствующие мотивы, которые связаны с успехами в освоении содержания новой для ребенка деятельности. Таким образом, позиционные мотивы, связанные с потребностью в оценке со стороны взрослого, и мотивы личностного роста, способствующие самоактуализации, не могут появиться спонтанно. Поэтому в условиях традиционного обучения происходит не только быстрая утрата внешней положительной мотивации учения, но и редукция мотивов (подмена содержания). Результатом является то, что действенными для большинства младших школьников становятся мотивы, связанные с внешней стороной процесса обучения и воспитания.

При развивающем типе обучения с первых шагов ребенка в школе усилия педагогов направлены на создание условий для формирования у него познавательной мотивации. Позиция исследователя, “расширителя проблем”, по А. К. Дусавицкому [13], способствует именно такому изменению мотивов и “сдвигу мотива на цель” [19]. В системе традиционного обучения этот процесс затруднен из-за преобладания методов принуждения, когда основное побудительное средство (стимул) — это отметка.

При традиционном обучении в школе действует жесткая система подчинения ребенка учителем, постоянно оценивающим его поведение и показатели успеваемости в балльной или иной форме. На первом месте оказываются внешние и (или) позиционные мотивы. Весьма распространены мотивы избегания трудностей (конфликтов). Рассчитывать на изменение таких мотивов, не меняя содержания учения и характера общения в системе “учитель — ученик”, не приходится, поскольку срабатывает принцип “черного ящика”, когда при внешне одинаковых условиях обучения и воспитания неоправданно широк “разброс” результатов успеваемости и мало прогнозируемо поведение школьников в ситуации новизны и при отсутствии жесткого контроля со стороны взрослых.

Учителю трудно обойтись без внешних опор при создании мотивации учения. Наиболее простым и понятным для ребенка способом оценивания своей состоятельности как ученика является школьная отметка. Недаром все или почти все будущие первоклассники выражают надежду на то, что будут учиться на четверки и пятерки. Для многих из них сюрпризом оказывается то, что учителя первоначально отметок не ставят, а регистрируют успехи и неудачи как-то иначе.

Обойтись без отметок в начальной школе хотя и возможно, но трудно [2]. Да и сами дети требуют оценивания уровня своих успехов учителем. Но ввиду отсутствия таких критериев, которые устроили бы и ученика, и учителя, и родителей учащихся, отметка выступает как важный инструмент, рычаг, жест, средство наказания и др. и так же многозначно трактуется учителем, учеником и родителями ученика.

Непременным и обязательным компонентом организации деятельности учащихся на уроке выступает создание учителем условий для содержательной учебной мотивации. К сожалению, имеется вероятность редукции мотивов (подмены содержания), чаще всего неосознанной учителем, когда исходя из благих побуждений он использует мотивацию принуждения, полагая, что это и есть педагогическая требовательность. В результате у части детей начинают преобладать мотивы избегания деятельности (они не поднимают руки, не участвуют в коллективном обсуждении, повторяют сказанное учителем или сильным учеником без осмысления). Наиболее известные приемы создания учебной мотивации — это проблемная ситуация, драматизация, положительное эмоциональное подкрепление, поощрение познавательной активности ребенка. Мотивы связываются с целью или системой (иерархией) целей, поэтому обычно говорят об иерархии (соподчинении) мотивов

Мотивация учения – это динамическая система мотивов, связанных не только с обучением школьного типа. Надо помнить, что возможна также редукция (подмена содержания) мотивов, когда отсутствие содержательной мотивации учения возмещается мотивами внешними. Крайние формы такого явления связаны с утерей учебной мотивации. В процессе наблюдения можно фиксировать (в особенности в начальной школе) такое явление, как подмену мотивации учения мотивацией общения, когда для ребенка привлекателен сам процесс речевого общения с учителем, а отвечать по существу поставленного вопроса он не может.

Мотив – это потребность, сопряженная с готовым способом ее удовлетворения. Поэтому о наличии той или иной мотивации можно судить по способам, которые использует ребенок в процессе работы на уроке.

Надо помнить, что мотивы могут быть осознаваемыми, но не действенными. В связи с этим, даже располагая данными анкетирования, где, к примеру, какому-то предмету отведена главенствующая роль, нельзя ожидать, что это обязательно повлияет на подлинное отношение ученика к урокам по этому предмету. На основе наблюдения можно получить лишь предварительную информацию о соотношении осознаваемых и действенных мотивов учения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Каково отличие учебной деятельности от учебной работы?

2. В чем проявляется тяготение учащегося к нерациональным приемам и способам деятельности?

3. Каково отличие групповой формы организации работы класса от коллективно-распределенной деятельности учащихся на уроке?

4. Как установить вид рефлексии или факт ее отсутствия?

5. Каково значение мотивационного этапа учения для всей постановки образовательной работы на уроке?

6. В чем проявляется принятие ребенком учебной задачи?

7. Какие действия вызывают наибольшие затруднения у учащихся в ходе решения задач?

8. Какие виды оценки необходимы для того, чтобы развивать детское творчество на уроке?

9. В чем проявляется потребность в самоактуализации у учащихся разных возрастных групп?

10. Почему потребность в общении со сверстниками у подростков не может полностью вытеснить потребность в общении с взрослыми (учителями и родителями)?

11. Что препятствует полноценному удовлетворению потребности в общении у младших школьников, подростков, старших школьников?

12. Что такое уровень притязаний личности? Как его можно определять в ходе поурочной работы?

13. Что такое “нормируемая помощь”? В каких формах и для чего его необходимо оказывать учащимся?

14. Как можно оценить эффективность оценочных высказываний учителя в ходе урока?



Источник

Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство воспитывает и развивает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребёнке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Систематическая работа по изобразительному искусству развивает такие качества личности, как пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей. Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у школьников способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям. Уроки по изобразительному искусству помогают формировать у ребёнка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учат его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством – всё это доступно и в семье, и в школе. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. На таких занятиях детям даётся большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задач, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д.). На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно многое понять, какой склад мышления у ребёнка, психическое состояние, как он воспринимает окружающий мир, и какое место в нем отводит для себя и т. д.

Разумеется, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но мы должны дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед на своих уроках русского языка и литературы, показываю детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной.

Нельзя обойти вниманием особое значение уроков изобразительного искусства для воспитания чувства патриотизма, любви к Родине. Наша задача – воспитать поколение, которое будет гордиться тем, что они – россияне, и живут в самой замечательной стране, которую они, вырастая, сделают процветающей. Деятельность ребёнка становится привлекательной для него, если он осознанно видит необходимость ее выполнения и имеет ясные и понятные для него цели. Деятельность – условия ее организации, ее цели, результаты – способна оказывать воспитательное влияние на личность ребенка, в особенности, если эта деятельность художественно-творческая. Ребенок в мировоззрении воспитателя становится системообразующим фактором, центром и субъектом воспитательной системы. Гуманистическое мировоззрение связано с утверждением во всех сферах деятельности и труда воспитателя приоритета общечеловеческих ценностей. При этом воспитатель учит детей не только объективному восприятию реальности, но и помогает им войти в мир общества, понять нравственные устои взаимоотношений людей. Воспитатель внимательно следит за развитием своих воспитанников и обращается не только к их внешней поведенческой реакции, но и к внутреннему состоянию. Социальные потребности общества заключаются в том, чтобы выпускник органично сочетал в своей личности духовно-нравственные позиции, отношение к людям как к ценности и высокий уровень педагогического мастерства.
Огромную роль в развитии личности школьника играет приобщение к декоративно-прикладному творчеству, к народной культуре. Сейчас это важнейшая задача для всех образовательных учреждений. Воспитать детей культурными, талантливыми, духовно- красивыми невозможно без знаний истоков родной культуры, обычаев своего народа. Каждый должен знать, что народное творчество учит самовыражению чувств, раскрывает потребности души, заставляет искать прекрасные формы, помогает фантазировать, подсказывать пути к раскрытию творческих способностей, приводит к гармонии с природой. Развитие личности ребёнка через приобщение к народной культуре – основа, фундамент для любого образовательного учреждения, так как это необходимо каждому ребёнку для развития чувства национального самосознания, закрепления его нравственного стержня, который не даёт пропасть в этом непростом, постоянно меняющемся мире. Всего этого можно достичь, увлекая детей творчеством на занятиях изобразительной деятельности. Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, рассматривая, прослушивая) – это, прежде всего, информация для ума. Более того, никаким другим путём, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. Только на базе этого опыта может возникнуть мышление. Общеразвивающие возможности изобразительного искусства известны давно. Именно уроки декоративного рисования представляют для этого исключительные, уникальные возможности. Они знакомят детей с народными художественными промыслами, развивает изобразительные способности, логическое мышление, чувство ритма и цвета, даёт представление о закономерности и совершенстве формы, способствует формированию эстетического отношения к действительности, воспитывает интерес к народному творчеству и чувство гордости за национальную культуру. Из года в год обогащается опыт учащихся. Большое внимание уделяется практическим занятиям – лепке, росписи. Эти виды творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые тесно связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учёбе и других видах интеллектуальной деятельности. Воспитание личности ребёнка через фольклор, традиции и обычаи народа ведёт к тому, что у школьников развиваются такие качества, как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Всё это благотворно влияет на формирование человека будущего. Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно развивать. С развитием средств массовой информации: радио, кино и особенно телевидения — начало складываться мнение, что школа потеряла свое значение в эстетическом развитии. Однако исследования последних лет показали, что это не так. Школа была и остается центральным звеном в эстетическом развитии и воспитании детей. Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребёнка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребёнке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребёнка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью. В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Поэтому учитель должен создать такую положительную эмоциональную атмосферу, в которой ребёнку будет комфортно заниматься.

В заключение хочется процитировать слова известного художника-графика В. А.Фаворского: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».

Силина Мария Владимировна- учитель русского языка и литературы

МКОУ Гжатская СОШ

НСО, Куйбышевский район. Село Гжатск, ул. Центральная. д22 кв 11 632372

mari.silina.85@mail.ru

контактный телефон- 89237064395

Источник