Развитие личности ребенка в процессе его взаимодействия с педагогом
Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.
Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения педагога и ребенка — это тип межличностных отношений, сущность которых состоит во взаимном эмоциональном контакте, совместных действиях, поведенческой связи, существующей между непосредственными участниками педагогического процесса в ходе решения задач образования, воспитания и развития.
Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» на уроке, на перемене, на экскурсии или утреннике, т.е. в ситуациях формального (регламентированного) и неформального (свободного) общения. Они составляют внутреннюю и не всегда заметную сторону педагогического взаимодействия, отражая потребностно-мотивационную сферу личности педагога и воспитанника.
Проблемы межличностных отношений педагога и ребенка рассматривались многими исследователями, среди которых Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский (Учитель и детский коллектив. — Мн., 1975), А. Ершов (Взгляд психолога на активность человека. — М., 1991), И.И. Рыданова и др.
И.И. Рыданова, в частности, предложила следующую типологию межличностных взаимоотношений в контексте общения учителя с учащимися.
1. Взаимно положительные отношения являются безусловно оптимальным вариантом, обеспечивая психологическую совместимость взаимодействующих сторон.
2. Взаимно отрицательные отношения выступают как взаимно травмирующие, непродуктивные, конфликтогенные. Чтобы найти общий язык с ребенком, учителю необходимо кардинально изменить свое отношение, занять положительную позицию, не надеясь на сиюминутную благоприятную трансформацию взаимоотношений.
3. Односторонние положительно-отрицательные взаимоотношения как асимметричный вариант отличаются неустойчивостью, нестабильностью. Учитель и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе. Отсюда неадекватность, предвзятость поведенческих реакций. В свою очередь, положительно настроенный педагог, наталкиваясь на негативизм школьников, может потерять самоконтроль. Чтобы предотвратить эскалацию межличностного напряжения, ему необходимо преодолеть себя, не «зацикливаться» на обидах, обрести внутреннее и внешнее спокойствие, не опускаясь до сведения счетов с учащимися.
4. При односторонних противоречиво положительных взаимоотношениях, когда очевидны колебания между симпатией и антипатией, имеется объективная психологическая основа для сотрудничества. Решающую роль играют поведенческая реакция учителя, его терпимость и такт.
5. Односторонние противоречиво отрицательные отношения не исключают согласия и конструктивности совместных действий. Однако педагогу важно усилить положительную позицию учащихся, найти способы сближения.
6. Взаимно противоречивые отношения являются потенциально деструктивными. Чтобы наладить межличностные контакты, педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность.
7. Обезличенные, т.е. объект-объектные, отношения являются педагогически неполноценными. Формальные контакты не только свидетельствуют о взаимном равнодушии, но и провоцируют немотивированные вспышки агрессии учащихся.
Для осознания особенностей взаимоотношений педагога и ребенка в современных условиях необходимо учитывать, что призыв к ненасилию, толерантности все более и более овладевает умами общественности и заставляет задуматься об организации педагогически целесообразных отношений с детьми в образовательном процессе именно с этих позиций.
Одной из важных составляющих профессионализма педагога является умение формировать у детей опыт взаимодействия между людьми, социальными группами, общественными объединениями и государствами, т.е. умение вести диалог, успешные переговоры, проявление стремления к справедливости, толерантности. Всему этому может научиться ребенок только во взаимодействии со взрослыми и прежде всего, с педагогами, которым присущи именно такие качества.
Источник
Виктория Мельникова
Ребёнок и педагог. Формирование личности
Ребёнок и педагог. Формирование личности.
Личность учителя все больше отходит на второй план в современном образовательном процессе, а технологические приспособления все больше проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе в процесс обучения и воспитания. В то же время непосредственное воздействие учителя на формирующееся мировоззрение ребенка – один из основных факторов развития личности.
В истории человеческого общества можно выделить известных философов, государственных деятелей, полководцев, ученых, наставниками которых были выдающиеся личности.Подтверждением этой мысли служит плеяда древнегреческих мыслителей: Сократ – Платон – Аристотель. Платон считал себя учеником Сократа, он записал его основные идеи и теории, Аристотель является учеником Платона, создавшим не менее глубокие и значимые философские трактаты, чем его учитель. Сам же Аристотель является наставником прославленного полководца Александра Македонского. Не случайно дальновидные правители выбирали в учителя своим наследникам ярких и талантливых людей, понимая, что учитель в жизни человека играет важную роль не только при формировании системы знаний, отношений к миру, но и в личностном становлении.
Постоянно развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учение не рассматривается как прямая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. А потому задача педагога – создавать условия для формирования и развития в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, инновационной экономики. Создавать условия для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, способность объединять элементы знаний в нужные комбинации, а затем новое знание. Создавать постоянную мотивацию к учению, умение общаться. Формировать чувство ответственности и личной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.
Учитель должен обладать профессиональными качествами, быть компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учеников. Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества, должен осознавать, что каждый ребенок – это индивидуальность и помогать ему в его развитии. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.
Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Учитель должен способствовать формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.
Учитель должен учить быть успешным в современном развивающемся обществе, чтобы развивать духовно-нравственные качества детей, способствовать их саморазвитию и самосовершенствованию. Учителю надо начать с себя и не бояться трудностей, перестроить свое мышление, овладеть деятельностным подходом в обучении школьников. Педагог, организующий социальное становление личности в современном обществе, должен обладать рядом профессионально-личностных качеств: активной гражданской позицией, ответственностью, умением вести диалог и уважать позицию учащегося. Педагог должен быть специалистом-профессионалом в своей образовательной области, но не замкнутым лишь на своей программе, а имеющим направленность на выполнение социально-педагогических, социально-воспитательных функций.
Роль учителя в прогрессивном развивающемся мире значима тем, что он воспитывает подрастающую молодежь, формирует поколение, которое должно продолжить дело старших, но уже на более высоком, культурном уровне развития общества. Сферой педагогической деятельности является образование, обучение и воспитание. Несомненно, можно утверждать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Именно поэтому во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в формировании личности ребенка.
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как личность.
Что же такое личность?
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Ведь развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности —учебы.
Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Главная цель педагога – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям. Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения.
Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей превзойти их.
Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки в ребёнке, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей.
Каковы же основные пути и способы работы с детьми?
• Во-первых, поскольку деформациив развитии есть в следствие комплекса причин:
-отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.
-неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.
-асоциального окружения.
Общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его всего плохого.
• Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность.
Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.
• В-третьих, основным должна быть правильная организация жизни и деятельности ребёнка.
Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.
• В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками.
Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.
•
В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.
Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.
Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.
Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. Важно выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого учащегося.
Педагог – человек преданный своему делу, своим ученикам. Педагоги должны помочь выявить лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы он получал радость от полученных знаний, учить быть хорошим человеком и истинным гражданином своей страны.
Роль педагога существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности. В современной школе учитель больше не лектор, повторяющий одно и то же из года в год, а наставник. Целеустремленность, гражданственность, компетентность, педагогическое творчество, искренний интерес по-прежнему слагаемые успеха педагога.
Источник
ЛАРИСА ТИГИШВИЛИ
Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Введение
В последние годы личностно ориентированный подход завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.
1. Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно ориентированного подхода в педагогической практике.
В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме [7].
Наиболее широкое распространение среди педагогической общественности получил опыт А. С. Макаренко. Талантливый педагог считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива.И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором педагог отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к товарищам. А. С. Макаренко также придавал особое значение дошкольному периоду развития, так как полагал, что 90% всего воспитательного процесса заложено в ребёнке именно до пяти лет.
Особое место занимает «педагогический поиск» таких педагогов-новаторов, как Ш. А. Амонашвили [5], С. Н. Лысенковой [6], И. П. Волкова [6], Е. Н. Ильина [17], Т. И. Гончарова [6], О. С. Газмана [11], Е. Ю. Сазонова [29], А. А. Дубровского [5]. В их практической деятельности в широком смысле осуществлялась педагогика сотрудничества и содружества педагогов и воспитанников, были претворены и претворяются в жизнь идеалы гуманизма и демократии. По духу организации эти отношения (особенно в системе Ш. А. Амонашвили) рассматриваются как личностно-ориентированные.
Кроме этого, отражение личностно-ориентированного подхода имеется в нормативной базе РФ. Так, в законе РФ «Об образовании» статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…». Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.
1.1 Понятие личностно-ориентированного подхода
Учеными-педагогами, психологами и методистами предпринимаются различные попытки определить понятие «личностно-ориентированный подход».
По Алексееву личностно-ориентированный подход, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
И. С.Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
– гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
– культуросозидательная (культурообразующая, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
– социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений педагога к детям. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
– оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
– отношение к ребенку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
– опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит сама личность. Таким образом, осуществление личностно-ориентированногоподхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
– Наличие комфортных и безопасных условий обучения;
– Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
– Формирование и развитие мышления;
– Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения.
1.2 Особенности личностно-ориентированного подхода
Рассмотрим методологию личностно-ориентированного подхода и связанные с ней модели И. С. Якиманской.
Напомним, что, по мнению И. С. Якиманской, признание ребенка главной действующей фигурой всего познавательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
И. С. Якиманская считает под моделью личностно-ориентированного подхода необходимым предоставлять ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не воспитанник подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Именно И. С. Якиманская вводит достаточно полную классификацию моделей личностно-ориентированного образования, условно разделяя их на три основные:
– социально-педагогическая;
– предметно-дидактическая;
– психологическая.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
2. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, 2.1 Изучение особенностей личностно-ориентированного подхода с детьми дошкольного возраста
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
Личностно ориентированное занятие в ДОУ в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка.
Меняется и характер складывающихся на занятиях отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности и активизации познавательной деятельности ребенка.
Развитие ребенка, создание таких условий, чтобы на каждом занятие формировалась познавательная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают всё время.Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок.
Деятельность воспитателя
Показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – взрослый. Развитие ребенка – абстрактное, попутное!
Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – воспитанник! Педагог же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует,
заинтересовывает,формирует мотивы: побуждает, воодушевляет и закрпляет авторитет ребенка.
Деятельность воспитанника
Ребенок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания).
Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
Отношения «педагог-ребенок»
Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он – лицо второстепенное.
Субъектно-субъектные. Работая со всеми детьми, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
Педагогу при подготовке и проведении личностно-ориентированных занятий, игр, бесед надо знать характеристику каждого ребенка, психологические особенности, свойственные данному возрасту, это поможет ему выбрать
рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.
2.3 Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированных технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе. “Технология” в широком смысле этого слова – наука о мастерстве.
Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, сотавляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям,как: диалогичность; деятельностно-
творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление обучающемуся необходимого пространства, выбора содержания и способов учения и поведения.
Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, как полагает И. С. Якиманская [28], невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына [18], справедливо считают метод создания успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Основные педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
– Технология саморазвивающего обучения (Сериков В. В.) ;
– Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
– Педагогические технологии адаптивной школы;
– Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А. ;
– Игровые технологии;
– Технологии развивающего обучения;
– Проблемное обучение;
– Технологии уровневой дифференциации;
– Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
– Коллективный способ обучения.
Выводы
Планируя свою работу с детьмина занятиях воспитатель должен опираться на следующие принципы построения учебного плана:
– вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребенку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей);
– гибкость (по ходу занятия необходимо вносить в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей)
– открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь).
При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия воспитатель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, затем деятельность, определяя собственную позицию.
Обращение к субъектному опыту дошкольника
а)Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?
б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между детьми.
в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий детей по обсуждаемой проблеме.
г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.
д) Обобщение и систематизация субъектного опыта воспитанников на основе контакта.
Применение разнообразного дидактического материала
а) Использование педагогом различных источников информации.
б) Побуждение детей к выполнению проблемных заданий.
в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.
г) Стимулирование детей к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.
Характер педагогического общения.
а) Уважительное и внимательное выслушивание.
б) Обращение к детям только по имени.
в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой.
г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.
Активизация способов познавательной деятельности
а) Стимулирование детей к применению различных способов работы.
б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения.
в) Анализ действий каждого ребенка и только положительно.
г) Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе лучше.
е) Оценивание и результата и процесса.
Педагогическая гибкость
а) Организация атмосферы «включенности» каждого ребенка.
б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру материала, темпу выполнения.
в) Создание условий, позволяющи?