Развитие личности ребенка в педагогическом процессе

Виктория Мельникова
Ребёнок и педагог. Формирование личности

Ребёнок и педагог. Формирование личности.

Личность учителя все больше отходит на второй план в современном образовательном процессе, а технологические приспособления все больше проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе в процесс обучения и воспитания. В то же время непосредственное воздействие учителя на формирующееся мировоззрение ребенка – один из основных факторов развития личности.

В истории человеческого общества можно выделить известных философов, государственных деятелей, полководцев, ученых, наставниками которых были выдающиеся личности.Подтверждением этой мысли служит плеяда древнегреческих мыслителей: Сократ – Платон – Аристотель. Платон считал себя учеником Сократа, он записал его основные идеи и теории, Аристотель является учеником Платона, создавшим не менее глубокие и значимые философские трактаты, чем его учитель. Сам же Аристотель является наставником прославленного полководца Александра Македонского. Не случайно дальновидные правители выбирали в учителя своим наследникам ярких и талантливых людей, понимая, что учитель в жизни человека играет важную роль не только при формировании системы знаний, отношений к миру, но и в личностном становлении.

Постоянно развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учение не рассматривается как прямая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. А потому задача педагога – создавать условия для формирования и развития в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, инновационной экономики. Создавать условия для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, способность объединять элементы знаний в нужные комбинации, а затем новое знание. Создавать постоянную мотивацию к учению, умение общаться. Формировать чувство ответственности и личной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.

Учитель должен обладать профессиональными качествами, быть компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учеников. Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества, должен осознавать, что каждый ребенок – это индивидуальность и помогать ему в его развитии. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.

Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Учитель должен способствовать формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.

Учитель должен учить быть успешным в современном развивающемся обществе, чтобы развивать духовно-нравственные качества детей, способствовать их саморазвитию и самосовершенствованию. Учителю надо начать с себя и не бояться трудностей, перестроить свое мышление, овладеть деятельностным подходом в обучении школьников. Педагог, организующий социальное становление личности в современном обществе, должен обладать рядом профессионально-личностных качеств: активной гражданской позицией, ответственностью, умением вести диалог и уважать позицию учащегося. Педагог должен быть специалистом-профессионалом в своей образовательной области, но не замкнутым лишь на своей программе, а имеющим направленность на выполнение социально-педагогических, социально-воспитательных функций.

Роль учителя в прогрессивном развивающемся мире значима тем, что он воспитывает подрастающую молодежь, формирует поколение, которое должно продолжить дело старших, но уже на более высоком, культурном уровне развития общества. Сферой педагогической деятельности является образование, обучение и воспитание. Несомненно, можно утверждать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Именно поэтому во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в формировании личности ребенка.

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как личность.

Что же такое личность?

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Ведь развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности —учебы.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Главная цель педагога – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям. Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения.

Читайте также:  Период раннего детства развития ребенка

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей превзойти их.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки в ребёнке, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей.

Каковы же основные пути и способы работы с детьми?

• Во-первых, поскольку деформациив развитии есть в следствие комплекса причин:

-отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.

-неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.

-асоциального окружения.

Общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его всего плохого.

• Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность.

Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

• В-третьих, основным должна быть правильная организация жизни и деятельности ребёнка.

Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

• В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками.

Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. Важно выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого учащегося.

Педагог – человек преданный своему делу, своим ученикам. Педагоги должны помочь выявить лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы он получал радость от полученных знаний, учить быть хорошим человеком и истинным гражданином своей страны.

Роль педагога существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности. В современной школе учитель больше не лектор, повторяющий одно и то же из года в год, а наставник. Целеустремленность, гражданственность, компетентность, педагогическое творчество, искренний интерес по-прежнему слагаемые успеха педагога.

Читайте также:  Работа детского сада и семьи в речевом развитии ребенка

Источник

МКОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья                                                   городского округа Павловский Посад Московской области

Статья на тему:

«Развитие личности, как педагогическая проблема»

Выполнил

 учитель первой квалификационной категории

Малинина Т. С.

2019-2020 г.

Развитие личности, как педагогическая проблема.

          Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой̆ единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Человек, определение – ст.слав. – лоб) – высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей.

          Личность –  человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный̆ конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний̆ продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Понятие индивид предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей̆, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной̆, интеллектуальной̆ и волевой̆ сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.                     Развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида). В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной̆ возрастной̆ ступени к другой̆. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной̆ и духовной̆ сфере человека, обусловленный̆ влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.              Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качестве преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

          Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной̆ стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;  развитие человека обусловлено мерой̆ его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;  развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной̆, биогенной̆, абиогенной̆), воспитания, собственной̆ практической̆ деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе ЦВ сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).        

        На формирование человеческой̆ личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающей̆, производящий̆) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов) К. Д. Ушинский̆ утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной̆ деятельности, обеспечивающей̆ формирование и совершенствование личностных качеств.

         Человек — не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный̆ участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя. Некоторые авторы определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей̆ к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий̆»). Наукой̆ доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию. По наследству от родителей̆ к детям передаются —анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямо хождения, мышления, трудовой̆ деятельности; —физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; —особенности нервной̆ системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определённый̆ тип высшей̆ нервной̆ деятельности; —аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»; —предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный̆ диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенок 3 года

         Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей̆. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной̆ деятельности. Различают задатки двух видов:

общечеловеческие (строение мозга, центральной̆ нервной̆ системы, рецепторов)

индивидуальные(типологическиесвойстванервнойсистемы,откоторыхзависит скорость образования временных связей̆, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность;

индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей̆ коры головного мозга, органов и др.).

           Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий̆ уровень развития способностей̆ — талант, гениальность. Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей̆ (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной̆ основой̆ способностей̆, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной̆ деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей̆, а скорее о неадекватной̆ имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

         Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей̆. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей̆ было в роду Ч. Дарвина. В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены.

           От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки — как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело- века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться. Вопрос этот очень сложный̆, ответственный̆. В последнее время позицию о генной̆ обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.).

         Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой̆ происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.  

         Так же важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение —одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой̆), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой̆, учебной̆, познавательной̆, трудовой̆, общественной̆, политической̆, художественной̆, творческой̆, спортивной̆ и др.

         Развитие личности происходит благодаря и самовоспитанию. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной̆ цели как субъективного, желательного мотива своей̆ деятельности. Субъективная постановка определенной̆ цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой̆ цели обеспечивает развитие личности. Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами — как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Список использованной литературы

1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999. 3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

3. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999. 2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

5.Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

6. Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

7. Вайндорф-Сысоева М.Е. , Крившенко Л.П. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов выс. Учеб. Заведений. М., 2009

Источник