Развитие личности ребенка в начальных классах
Развитие личности в начальных классах школы
Прежде, чем говорить о развитии личности, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим понятием. «Личность – 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности»[1]. Обобщив данную информацию, делаем вывод, что термин «личность» обозначает социальную сущность человека, т.е. ценностные ориентации, мотивационная сфера, система социальных отношений и установок. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.
Личностное развитие человека отражает его возрастные и индивидуальные особенности. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Каждому возрасту присущи различные возможности и ограничения в развитии.
Один из переломных моментов в жизни ребёнка- поступление в школу. Включение в новый вид деятельности – учение, предъявляющее ряд новых, более серьёзных требований к ученику, подчиняет жизнь человечка строгой организации с целью формирования общественно-ценных черт личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, начинается формирование общественной направленности личности, интенсивно развивается самосознание.
Ребёнок вступает в новую для него систему коллективов (общешкольный, классный), складываются новые отношения со сверстниками, взрослыми. Ребенок становится частью ученического коллектива, нормы поведения и ценностные ориентиры которого становятся опорой в формировании личности учащегося. С расширением круга общения ребёнка, его отношений в коллектив сверстников – происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей.
Большую значимость принимают общественные оценки поступков, знаний и личностных качеств младшего школьника. Но, не смотря на увеличивающуюся роль сверстников, остается доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослым. «Моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь»[2]. Именно в этом и состоит одно из противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны он безоговорочно стремится следовать за нравственными образцами, которые дают взрослые. Поэтому роль взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении, имеет очень большое значение. Важно правильно выбрать тактику обучения и воспитания, учитывая особенности каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности.
Для развития успешной личности необходимо руководствоваться следующими личностно – ориентированными принципами:
- «ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
- учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
- учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
- ребенок учится только через действие;
- ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
- ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
- ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
- ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
- ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители»[3].
Одним из выводов этих принципов, является то, что нормальному развитию личности ребёнка способствует в первую очередь эмоциональное благополучие, формирование у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Удовлетворение потребности в положительных эмоциях со стороны других людей определяют поведение ребёнка. Одобрение поступков школьника вызывает чувство удовлетворения, закрепляет данное действие. Осуждение вызывают у ребёнка неприятные переживания в первую очередь от сознания того, что он вызвал неудовольствие взрослых авторитетов (учителя, родителей). Он стремится не повторять проступки.
Таким образом, мы видим, что период начальной школы играет важную роль в развитии личности. Направление развития, формирование личности зависит от влияния среды, возможностей ребенка и целенаправленной деятельности взрослых, являющихся для него авторитетами. Наилучшие результаты дает реализация личностно- ориентированного подхода в учебно- воспитательной среде школы.
Использованные источники:
- Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
- https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
- https://www.psyoffice.ru/3-0-age-00031.htm
[1] Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
[3] https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
Источник
Воспитание и формирование личности ученика начальных классов.
Для ученика младших классов процесс обучения в школе является одним из основных жизненных этапов, который воздействует на развитие ребенка и становление его, как личности. У маленького школьника формируется ядро его внутреннего «Я» (нравственные чувства, ценности, убеждения). Он обретает первый опыт нравственного поведения, учится выполнять требования коллектива, принимает активное участие в постановке целей, выборе поручений, которые ему по душе. У ученика начальных классов возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности, которые в будущем составят основу формирования его характера.
Во многом внутреннее самочувствие, эмоциональный настрой ребенка зависит от личности учителя, так как для учащихся 1-2 классов учитель остается примером для подражания. Только в 3-4 классах оценка одноклассников начинает преобладать над оценкой педагога.
Поэтому взаимоотношения с ровесниками определяются отношением учителя. Подмечено, что те ребята, которые хорошо учатся пользуются наибольшим авторитетом в классе и – наоборот. В классном коллективе появляются микрогруппы, объединенные общими интересами и симпатиями.
В результате взаимоотношений усложняется моральное поведение: ученик усваивает систему этических норм, по-разному проявляя себя в различных жизненных ситуациях. Из этого следует, что взрослые могут достаточно легко управлять поведением ученика начальной школы. Хочется остановиться на самооценке ученика, так как известно, что она ситуативна и во многом зависит от учителя. Постоянные неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы, уверенность, что приводит к нежелательной деформации личности. Поэтому учитель начальной школы должен работать над созданием для всех учащихся ситуаций успеха.
На каждом уроке необходимо подбирать такой материал, который был бы направлен на развитие у ребят умения анализировать, сопоставлять, сравнивать поступки героев, жизненные ситуации, выделять значимое.
Хорошим подспорьем для учителя являются произведения великого педагога В.А.Сухомлинского. Например, на уроке развития личности ученикам было предложено ознакомиться с содержанием рассказа «Мать».
Выпал из гнезда маленький воробей. Копошиться в траве, а над ним летает и пищит его мать.
Увидев воробушка, ястреб думает: “Сейчас я его схвачу и съем!» Стал он подбираться к воробушку. Все птички замерли от страха: что оно сейчас будет! А мать бросилась на ястреба. Распушила свои крылья, стукнула клювом ястреба в глаза и вцепилась коготками в голову.
Испугался ястреб и полетел. Удивились все птички: «Вот так птица! Как же она победила ястреба?»
Учениками обсуждались следующие вопросы:
– Что помогло птичке победить страх?
– Влияет ли смелость на развитие других черт человека? Каких?
– Может ли быть смелым физически слабый человек?
Каждый человек строит свою жизнь, руководствуясь определёнными ценностями, от которых зависит его личная жизнь и жизнь окружающих людей.
Очередным шагом к саморазвитию учеников стал ниже представленный тест:
“Моя самооценка”.
Тест
Выберите из предложенного перечня 10-20 черт, которые вы считаете лучшими, идеальными. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик запишите черты, которыми не может быть наделен идеальный человек. В обоих столбиках подчеркните те черты, которые по вашему мнению, присущи вам.
Гордость, зависть, изысканность, мечтательность, педантичность, открытость, сдержанность, холодность, грубость, искренность, упрямство, беспечность, настойчивость, обидчивость, подвижность, медлительность, вежливость, тактичность, дерзость, чувствительность, рассудительность, решительность, вдумчивость, заботливость, нерешительность, трусость, злопамятность, мудрость, смелость, восприимчивость, уступчивость, правдивость, трудолюбие, цинизм, лень, непринужденность, назойливость
Ключ к тесту
1) Число положительных черт, которые вы выбрали для себя, поделите на число черт, записанных в первый столбик.
Если результат близок к 1, то вы себя переоцениваете.
Если результат близок к 0, то вы себя недооцениваете.
Если результат 0,5-у вас объективная самооценка.
2) Число отрицательных черт, которые характерны для вас, поделите на число черт, записанных во второй столбик.
Результат близок к 0 – недостаточная критичность к себе.
Единица – недооценка себя, повышенная самокритичность. Вы лучше, чем вы о себе думаете.
Если результат равен 0,5 – вы объективно оцениваете свои негативные качества.
Трудно посмотреть на себя со стороны. Иногда мы видим в людях то, чем не обладаем сами. Поэтому порой случается, что человек недооценивает или переоценивает себя. Для становления личности важно, чтобы каждый оценивал себя объективно, то есть адекватно.
В ходе развития личности ученика начальных классов, метод «незаконченных предложений» является одним из составляющих звеньев в работе педагога. Результаты не объявляются, но они заставляют задуматься ребят над своими поступками, мыслями, поведением.
«Интервью со своей совестью»
Продолжите предложение:
Совесть не позволила …
Совесть подсказала …
Совесть предупредила …
Совесть помогла …
Совесть не простила …
Совесть побеспокоила …
В интервью приняли участие 20 учеников. В первом предложении интересными были ответы «совесть не позволила взять себе деньги, которые я нашел возле парты», «не позволила обмануть маму», «не позволила соврать про плохой результат теста», «не позволила ударить одноклассника», «не позволила кричать». Во втором предложении ответы в основном касались поступков, которыми дети гордились: «совесть подсказала мне поделиться с другом», «помочь маме, бабушке», «хорошо выучить стихотворение», «выполнить задание», «убрать в комнате».
Продолжение следующих предложений показывают, что дети 9-10 лет вполне осознают свои поступки и могут дать им оценку с моральной точки зрения; школьники понимают, что лучше избегать драк, ссор, обмана, воровства, унижений других детей, потому что это бумерангом возвращается к ним. Конечно, после проведенных тестов сразу никто не изменился, но то, что этот метод заставляет задуматься над своим поведением, является неоспоримым. Дети в этом возрасте еще открыты, они не способны к обману или лжи во время тестирования, а потому хочется верить, что «совесть лечит».
Педагоги должны учить детей задумываться о последствиях своих поступков, сравнивать свои действия с действиями других. В конце теста ученикам была предложена древнегреческая легенда: “Был замечательный летний вечер, лунное сияние освещало тропу, по которой шел мужчина. Задумавшись, он не заметил камня, споткнулся об него и упал, больно забившись. Встал, посмотрел на камень и пошел дальше. Через некоторое время на тропе появился другой мужчина. Посвистывая, он еще издалека заметил камень. Подошел и подумал: «Это же я могу возвращаться по этой тропе, не замечу камня и упаду». Взял камень и отнес с тропы. И вот на тропе появился еще один мужчина. Он увидел камень, лежавший возле тропы, злорадно улыбнулся и поставил камень снова среди тропы. Начинало светать. На дорожке появился четвертый мужчина. Когда он увидел камень, то подумал, что люди могут его не заметить, и отнес камень с тропы» Древние греки считали, что тропа – это наша жизнь. А четыре мужчины – это мы, люди, в этой жизни: первый муж – равнодушный, второй – эгоист, третий – бессовестный. И только четвертый – человек с совестью».
На каждом шагу мы можем наткнуться на камень, который можно обойти, но можно и убрать его с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку для собственной совести.
Источник
Теплякова Елена Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школы № 346
«Развитие личности младшего школьника»
Ребенок младшего школьного возраста начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне он не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, стремлению сделать то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляется, в первую очередь, в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.п.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, от его оценки взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он и впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень успешности этого будет зависеть от типа его отношений с учениками.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ученика начальных классов, как уже было сказано, является мотив достижения успеха. Иногда встречается его разновидность — мотив избегания неудачи.
В сознание младшего школьника закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Он начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, крайне важно постоянное внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, ответственного личностного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось — он постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.
Именно в этом возрасте, переживая свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит отражение во всех сферах его жизни, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети открывают для себя новые групповые формы активности, занятий. Поначалу они стараются вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь ее законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников.
В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Младшие школьники учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми — хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.
Ребенок теперь стремится к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциаль-ном поведении, учете их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, он невольно вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Источник
Äàëåå: Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
Ââåðõ: Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîëîãèÿ
Íàçàä: Ëèòåðàòóðà
Óñëîâèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà:
– ó÷èòåëü – ýòàëîí, îáðàçåö äëÿ ïîäðàæàíèÿ;
– ñóáúåêòèâíûå óñëîâèÿ – ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà (ïîâûøåííàÿ âíóøàåìîñòü,
âûñîêàÿ ïîäðàæàòåëüíîñòü, ïîâûøåííàÿ ýìîöèîíàëüíîñòü è ðåàêòèâíîñòü);
– ñâåðñòíèêè (çíà÷èìîñòü ýòîãî óñëîâèÿ âîçðàñòàåò â êîíöå ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà,
êîãäà ñâåðñòíèêè ñòàíîâÿòñÿ ýòàëîíîì â ïîâåäåíèè);
– ñåìüÿ (âîçäåéñòâóåò, ïðåæäå âñåãî, íà ôîðìèðîâàíèå õàðàêòåðà ìëàäøåãî
øêîëüíèêà).
 ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå àêòèâíî ðàçâèâàåòñÿ
ìîòèâàöèîííàÿ ñôåðà, ïîÿâëÿþòñÿ ïîòðåáíîñòè, ñâÿçàííûå ñ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòüþ: ïîòðåáíîñòü òî÷íî
âûïîëíèòü òðåáîâàíèÿ ó÷èòåëÿ, ïîòðåáíîñòü â âûñîêîé îòìåòêå, â îäîáðåíèè
óñïåõîâ ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ, ïîòðåáíîñòü áûòü ëó÷øèì ó÷åíèêîì, ïîòðåáíîñòü â
îáùåíèè ñî ñâåðñòíèêàìè. Âåäóùèìè â ýòîì âîçðàñòå ÿâëÿþòñÿïîçíàâàòåëüíûå ïîòðåáíîñòè.
 ýòîò ïåðèîä ïðîèñõîäèò íàñûùåíèå ìîòèâîâ ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè íîâûì
ñîöèàëüíûì ñîäåðæàíèåì, ïðîèñõîäèò ïåðåñòðîéêà ìîòèâàöèîííî-ïîòðåáíîñòíîé
ñôåðû, ÷òî êà÷åñòâåííî ìåíÿåò ñîäåðæàíèå ïðèòÿçàíèÿ íà ïðèçíàíèå. Îñîáóþ
çíà÷èìîñòü ïðèîáðåòàåò ñòðåìëåíèå ê ñàìîóòâåðæäåíèþ è ïðèòÿçàíèå íà ïðèçíàíèå ñî ñòîðîíû ó÷èòåëåé, ðîäèòåëåé è ñâåðñòíèêîâ (â
ïåðâóþ î÷åðåäü â ñâÿçè ñ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòüþ, åå óñïåøíîñòüþ). Òàêèì
îáðàçîì, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ñòàíîâèòñÿ âî ãëàâó óãëà â ïðèòÿçàíèÿõ
ìëàäøåãî øêîëüíèêà, îáóñëîâëèâàÿ õàðàêòåð îòíîøåíèé ðåáåíêà ñî âçðîñëûìè è
ñâåðñòíèêàìè (Â.Ñ. Ìóõèíà).
Öåíòðàëüíîå ïñèõîëîãè÷åñêîå íîâîîáðàçîâàíèå ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà –
îðèåíòàöèÿ íà ãðóïïó ñâåðñòíèêîâ (È.Â.
Äóáðîâèíà). Â ýòîì âîçðàñòå ïåðåïëåòåíû îòíîøåíèÿ âîçðàñòíîé ïðèÿçíè ê
ñâåðñòíèêó è îòíîøåíèÿ ñîïåðíè÷åñòâà: ñ îäíîé ñòîðîíû, ðåáåíîê õî÷åò “áûòü
êàê âñå”, ñ äðóãîé – “áûòü ëó÷øå, ÷åì âñå”.
Ñòðåìëåíèå “áûòü êàê âñå” âîçíèêàåò â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïî ñëåäóþùèì ïðè÷èíàì: ó÷èòåëü
êîíòðîëèðóåò âåñü êëàññ è ïîáóæäàåò âñåõ ñëåäîâàòü ïðåäëàãàåìîìó îáðàçöó;
ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ â êëàññå è øêîëå ïðåäúÿâëÿþòñÿ âñåì âìåñòå è êàæäîìó â
îòäåëüíîñòè; âî ìíîãèõ ñèòóàöèÿõ ðåáåíîê íå ìîæåò ñàìîñòîÿòåëüíî âûáðàòü
ëèíèþ ïîâåäåíèÿ è îðèåíòèðóåòñÿ íà ïîâåäåíèå äðóãèõ äåòåé (â ïåðâîì êëàññå
ðåáåíêó ñâîéñòâåííû âûðàæåííûå êîíôîðìíûå ðåàêöèè: ó÷åíèêè, íàïðèìåð, ÷àñòî
ïîäíèìàþò ðóêó âñëåä çà äðóãèìè, õîòÿ âíóòðåííå íå ãîòîâû ê îòâåòó).
Ñòðåìëåíèå “áûòü ëó÷øå, ÷åì âñå” ïðîÿâëÿåòñÿ â ãîòîâíîñòè áûñòðåå è ëó÷øå âûïîëíèòü çàäàíèå, ïðàâèëüíî
ðåøèòü çàäà÷ó, íàïèñàòü òåêñò è ò.ï. Ðåáåíîê, òàêèì îáðàçîì, ñòðåìèòñÿ
óòâåðäèòü ñåáÿ ñðåäè ñâåðñòíèêîâ.
Îãðîìíîå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà ïðèîáðåòàþò
ìîòèâû óñòàíîâëåíèÿ è ñîõðàíåíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñî ñâåðñòíèêàìè.
Î âîçðàñòàþùåé ðîëè ñâåðñòíèêîâ ê êîíöó ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà
ñâèäåòåëüñòâóåò è òîò ôàêò, ÷òî â 9 – 10 ëåò øêîëüíèêè çíà÷èòåëüíî îñòðåå
ïåðåæèâàþò çàìå÷àíèÿ, ïîëó÷åííûå â ïðèñóòñòâèè îäíîêëàññíèêîâ.
Íåóäîâëåòâîðèòåëüíîå ïîëîæåíèå â ãðóïïå ñâåðñòíèêîâ ïåðåæèâàåòñÿ äåòüìè
î÷åíü îñòðî è íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé íåàäåêâàòíûõ àôôåêòèâíûõ ðåàêöèé.
 öåëîì, ìîòèâàöèÿ ðàçâèâàåòñÿ â íàïðàâëåíèè îñîçíàííîñòè, ïðèîáðåòàåò ïðîèçâîëüíûé õàðàêòåð. Ó÷åáíàÿ
äåÿòåëüíîñòü òðåáóåò îò äåòåé îòâåòñòâåííîñòè è ñïîñîáñòâóåò åå
ôîðìèðîâàíèþ êàê ÷åðòû ëè÷íîñòè. Îòâåòñòâåííîñòü êàê ñïîñîáíîñòü ïîíèìàòü
ñîîòâåòñòâèå ðåçóëüòàòîâ ñâîèõ äåéñòâèé íåîáõîäèìûì öåëÿì, íîðìàòèâàì, ïî
ñëîâàì Â.Ñ. Ìóõèíîé, äîëæíà çàíèìàòü ñàìîå âûñøåå ïîëîæåíèå â èåðàðõèè âñåõ
ìîòèâîâ øêîëüíèêà.
 âîçðàñòå 6-7 – 10-11 ëåò èíòåíñèâíî ðàçâèâàåòñÿ
ñàìîñîçíàíèå: ðåáåíîê íà÷èíàåò ïîíèìàòü, ÷òî îí
ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èíäèâèäóàëüíîñòü, êîòîðàÿ ïîäâåðãàåòñÿ ñîöèàëüíûì
âîçäåéñòâèÿì: îí îáÿçàí ó÷èòüñÿ è â ïðîöåññå ó÷åíèÿ èçìåíÿòü ñåáÿ,
ïðèñâàèâàÿ êîëëåêòèâíûå çíàêè (ðå÷ü, öèôðû è ïð.), êîëëåêòèâíûå ïîíÿòèÿ,
çíàíèÿ, èäåè, êîòîðûå ñóùåñòâóþò â îáùåñòâå, ñèñòåìó ñîöèàëüíûõ îæèäàíèé â
îòíîøåíèè ïîâåäåíèÿ è öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé; â òî æå âðåìÿ ðåáåíîê
ïåðåæèâàåò ñâîþ óíèêàëüíîñòü, ñâîþ ñàìîñòü, ñòðåìèòñÿ óòâåðäèòü ñåáÿ ñðåäè
âçðîñëûõ è ñâåðñòíèêîâ.
 ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ó øêîëüíèêà ñêëàäûâàþòñÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î ñåáå,
ñàìîîöåíêà, ôîðìèðóþòñÿ íàâûêè ñàìîêîíòðîëÿ è ñàìîðåãóëÿöèè.
Ðàçâèòèå ñàìîîöåíêè, åå àäåêâàòíîñòü, îñîçíàííîñòü,
îáîáùåííîñòü âî ìíîãîì çàâèñÿò îò òîãî, íàñêîëüêî ñîäåðæàòåëüíî
ïðåäñòàâëåíèå ðåáåíêà î ñàìîì ñåáå: ñàìîîöåíêà ìîæåò áûòü àäåêâàòíîé
óñòîé÷èâîé, çàâûøåííîé óñòîé÷èâîé èëè íåóñòîé÷èâîé, çàíèæåííîé íåóñòîé÷èâîé
â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ïðåäñòàâëåíèÿ î ñåáå ìîãóò áûòü àäåêâàòíûìè è
óñòîé÷èâûìè, íåàäåêâàòíûìè è íåóñòîé÷èâûìè, ìîãóò ñîäåðæàòü õàðàêòåðèñòèêè,
äàííûå äðóãèìè ëþäüìè (âçðîñëûìè).
Ñóùåñòâóåò âçàèìîñâÿçü îñîáåííîñòåé ñàìîîöåíêè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ è óðîâíåé
ñôîðìèðîâàííîñòè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè (À.Â. Çàõàðîâà, Ò.Þ. Àíäðóùåíêî): ó
äåòåé ñ âûñîêèì óðîâíåì ñôîðìèðîâàííîñòè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè íàáëþäàåòñÿ
îòíîñèòåëüíî óñòîé÷èâàÿ, àäåêâàòíàÿ è ðåôëåêñèâíàÿ ñàìîîöåíêà; íèçêîìó
óðîâíþ ñôîðìèðîâàííîñòè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ñîîòâåòñòâóåò íåäîñòàòî÷íàÿ
ðåôëåêñèâíîñòü ñàìîîöåíêè, åå áîëüøàÿ êàòåãîðè÷íîñòü è íåàäåêâàòíîñòü.
 ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò ïåðåõîä îò êîíêðåòíî-ñèòóàòèâíîé ê
îáîáùåííîé ñàìîîöåíêå.
 ýòîì âîçðàñòå ðàçâèâàåòñÿ ñàìîïîçíàíèå è ëè÷íîñòíàÿ ðåôëåêñèÿêàê ñïîñîáíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî óñòàíîâèòü ãðàíèöû ñâîèõ
âîçìîæíîñòåé (“ìîãó èëè íå ìîãó ðåøèòü ýòó çàäà÷ó?”, “÷åãî ìíå
íå õâàòàåò äëÿ åå ðåøåíèÿ?”) (È.Â. Øàïîâàëåíêî). Ðåôëåêñèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â
âîçìîæíîñòè âûäåëÿòü îñîáåííîñòè ñîáñòâåííûõ äåéñòâèé è äåëàòü èõ ïðåäìåòîì
àíàëèçà. Î÷åíü âàæíî, ÷òîáû ðåáåíîê çíàë, ÷òî îí ìîæåò è óìååò äåëàòü, â òîì
÷èñëå, ëó÷øå âñåõ. Ñïîñîáíîñòü äåëàòü ÷òî-òî ëó÷øå âñåõ, ïî ìíåíèþ È.Â. Äóáðîâèíîé, ïðèíöèïèàëüíî âàæíà äëÿ
ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ äëÿ ðàçâèòèÿ ó íèõ ÷óâñòâà ñîáñòâåííîé óìåëîñòè,
êîìïåòåíòíîñòè, ïîëíîöåííîñòè.
Äëÿ ðàçâèòèÿ âîëè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ âàæíà äîñòóïíîñòü
öåëè äåÿòåëüíîñòè, îïòèìàëüíàÿ ïî ñëîæíîñòè çàäà÷à, òîãäà êàê ñëèøêîì ëåãêèå
èëè ñëîæíûå çàäàíèÿ òîðìîçÿò ðàçâèòèå âîëåâûõ êà÷åñòâ è äåéñòâèé. Óñëîâèåì
ðàçâèòèÿ âîëåâûõ êà÷åñòâ ÿâëÿåòñÿ òàêàÿ îðãàíèçàöèÿ äåÿòåëüíîñòè, ïðè
êîòîðîé ðåáåíîê âèäèò ñîáñòâåííîå ïðîäâèæåíèå ê öåëè è îñîçíàåò åãî êàê
ñëåäñòâèå ñîáñòâåííûõ óñèëèé. Â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ôîðìèðóþòñÿ
ñïîñîáû âîëåâîé ðåãóëÿöèè: ñíà÷àëà ýòî ñëîâåñíàÿ èíñòðóêöèÿ ó÷èòåëÿ, çàòåì,
ñ ðàçâèòèåì ñàìîñîçíàíèÿ, âîëåâîé àêò âûçûâàåòñÿ ñîáñòâåííûìè ïîòðåáíîñòÿìè
ðåáåíêà.
Ê êîíöó ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ôîðìèðóþòñÿ òàêèå âîëåâûå ÷åðòû
õàðàêòåðà, êàê ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, íàñòîé÷èâîñòü, âûäåðæêà.
Çàäà÷à âîñïèòàíèÿ íà ýòîì ýòàïå çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû íà ïðîòÿæåíèè
ïåðâûõ ëåò îáó÷åíèÿ ðåáåíêà íàó÷èòü åãî ñîçíàòåëüíî óïðàâëÿòü ñâîèì
ïîâåäåíèåì. Ñ ýòîé öåëüþ íåîáõîäèìî ôîðìèðîâàòü ó äåòåé ïîëîæèòåëüíîå
îòíîøåíèå ê íîâîìó ïîëîæåíèþ øêîëüíèêà è äîáèâàòüñÿ ñîõðàíåíèÿ ýòîãî
îòíîøåíèÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà; ôîðìèðîâàòü
ïîçíàâàòåëüíûå èíòåðåñû; ôîðìèðîâàòü òàêèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè (ïðèëåæàíèå,
îòâåòñòâåííîñòü è ïð.), êîòîðûå ñîñòàâëÿþò íåîáõîäèìîå óñëîâèå îñóùåñòâëåíèÿ
âîëåâîãî ïîâåäåíèÿ (Ë.È. Áîæîâè÷).
 ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò óñâîåíèå ìîðàëüíûõ íîðì è ïðàâèë
ïîâåäåíèÿ: ðåáåíîê îâëàäåâàåò ñîáñòâåííûì ïîâåäåíèåì, áîëåå òî÷íî è
äèôôåðåíöèðîâàííî ïîíèìàåò íîðìû ïîâåäåíèÿ äîìà, â îáùåñòâåííûõ ìåñòàõ,
ïðîÿâëÿåò ïîâûøåííîå âíèìàíèå ê íðàâñòâåííîé ñòîðîíå ïîñòóïêîâ, ñòðåìèòñÿ
äàòü ïîñòóïêó íðàâñòâåííóþ îöåíêó, íîðìû ïîâåäåíèÿ ïðåâðàùàþòñÿ âî
âíóòðåííèå òðåáîâàíèÿ ê ñåáå.
Òåì íå ìåíåå, äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà õàðàêòåðíà íåóñòîé÷èâîñòü íðàâñòâåííîãî
îáëèêà: ñîçíàòåëüíî ïðèíèìàÿ ïðàâèëà è “îáó÷àÿ” èì äðóãèõ, îí êàê áû ñàì
óòâåðæäàåòñÿ â òîì, ÷òî äåéñòâèòåëüíî ñîîòâåòñòâóåò îáðàçöó, à ïðè
ïðîòèâîðå÷èè ìåæäó îáðàçöîì è ñîáñòâåííûì ïîâåäåíèåì ëåãêî óòåøàåò ñåáÿ òåì,
÷òî îí “ñäåëàë òàê ñëó÷àéíî”. Ïðåäñòàâëåíèå î ôîðìàëüíîì õàðàêòåðå íîðì è
ïðàâèë ïðåïÿòñòâóåò íîðìàëüíîìó ñòàíîâëåíèþ ìîðàëüíîé ñôåðû. Ïîýòîìó
óñëîâèåì íðàâñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ çíàíèå íîðì ìîðàëè è
ïîíèìàíèå èõ öåííîñòè è íåîáõîäèìîñòè.
Âàæíûå óñëîâèÿ âîñïèòàíèÿ äèñöèïëèíèðîâàííîñòè øêîëüíèêîâ, ôîðìèðîâàíèÿ
ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè – ÷åòêàÿ ôîðìóëèðîâêà íîðì è ïðàâèë, ïîîùðåíèå
èñïîëíèòåëüíîñòè, ñîîòâåòñòâóþùàÿ ðåàêöèÿ íà íàðóøåíèå äèñöèïëèíû.
Ðàññóäî÷íîå è àôôåêòèâíîå îòíîøåíèå ê ïðàâèëàì, íðàâñòâåííûì íîðìàì
ðàçâèâàåòñÿ ó ðåáåíêà ÷åðåç ýìîöèîíàëüíî-îöåíî÷íîå îòíîøåíèå ê íåìó
âçðîñëîãî, êîòîðûé ñàíêöèîíèðóåò îïðåäåëåííûé òèï ïîâåäåíèÿ.
Îñíîâíîé çàäà÷åé íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå
ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíîãî óðîâíÿ íðàâñòâåííîé ñàìîðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ.
Âàæíîé çàäà÷åé ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå íðàâñòâåííîé ñòîðîíû îòíîøåíèÿ äåòåé ê
ó÷åíèþ, íà îñíîâå êîòîðîãî ðàçâèâàåòñÿ òðóäîëþáèå. Îäíà èç ñóùåñòâåííûõ
çàäà÷ – ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé ïîíèìàíèÿ íðàâñòâåííîãî ñîäåðæàíèÿ òðåáîâàíèé.
Áîëüøîå ìåñòî â æèçíè ìëàäøåãî øêîëüíèêà çàíèìàþò ÷óâñòâà êàê ìîòèâû
ïîâåäåíèÿ. Ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ýòîò ïåðèîä
õàðàêòåðèçóåòñÿ óñèëåíèåì ñäåðæàííîñòè è îñîçíàííîñòè â ïðîÿâëåíèÿõ ýìîöèé, ïîâûøåíèåì ýìîöèîíàëüíîé
óñòîé÷èâîñòè. Ìëàäøèé øêîëüíèê íà÷èíàåò áîëåå ñäåðæàííî âûðàæàòü ñîáñòâåííûå ýìîöèè,
îñîáåííî íåãàòèâíûå, ÷òî ñâÿçàíî ñ ðàçëè÷åíèåì ñèòóàöèé, â êîòîðûõ ìîæíî èëè
íåëüçÿ îáíàðóæèâàòü ñîáñòâåííûå ÷óâñòâà, òî åñòü ïðîèçâîëüíîñòü ïîâåäåíèÿ
ïîñòåïåííî íà÷èíàåò îòðàæàòüñÿ íà ñôåðå ÷óâñòâ. Îäíàêî, â öåëîì, äëÿ äåòåé
õàðàêòåðíà âïå÷àòëèòåëüíîñòü è îòçûâ÷èâîñòü.
Ïî ñëîâàì Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, ôîðìèðîâàíèå ó ó÷àùèõñÿ óìåíèÿ âëàäåòü âíåøíèì
âûðàæåíèåì ÷óâñòâ ÿâëÿåòñÿ íàñóùíîé ïåäàãîãè÷åñêîé çàäà÷åé.
Íàðÿäó ñ ïîâûøåíèåì ïðîèçâîëüíîñòè ýìîöèîíàëüíîãî ïðîöåññà, â ìëàäøåì
øêîëüíîì âîçðàñòå èçìåíÿåòñÿ ñîäåðæàòåëüíàÿ ñòîðîíà ýìîöèé è ÷óâñòâ. Àêòèâíî ðàçâèâàþòñÿ âûñøèå ÷óâñòâà: èíòåëëåêòóàëüíûå
(ëþáîçíàòåëüíîñòü, óäèâëåíèå, ñîìíåíèå, èíòåëëåêòóàëüíîå óäîâîëüñòâèå),
íðàâñòâåííûå (÷óâñòâî òîâàðèùåñòâà, äðóæáû, äîëãà, ñî÷óâñòâèÿ, íåãîäîâàíèÿ
îò îùóùåíèÿ íåñïðàâåäëèâîñòè è ïð.), ýñòåòè÷åñêèå.
Ïðåîáëàäàþùåå æèçíåðàäîñòíîå íàñòðîåíèå – ýòî âîçðàñòíàÿ íîðìà
ýìîöèîíàëüíîé æèçíè ìëàäøåãî øêîëüíèêà. Îäíàêî, êàê ïîêàçàëè èññëåäîâàíèÿ
Ë.Ñ. Ñëàâèíîé, ó íåêîòîðûõ ó÷àùèõñÿ â ýòîò ïåðèîä íà÷èíàåò ïðîÿâëÿòüñÿ
ñêëîííîñòü ê îñòðûì àôôåêòèâíûì ñîñòîÿíèÿì, îáóñëîâëåííàÿ êàê
íåóäîâëåòâîðåííîé ïîòðåáíîñòüþ â áëàãîïðèÿòíûõ âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ
îêðóæàþùèìè, òàê è ðàñõîæäåíèåì ìåæäó çàâûøåííûì óðîâíåì ïðèòÿçàíèé è
óðîâíåì ñîáñòâåííûõ âîçìîæíîñòåé ïðè íàëè÷èè íåîñîçíàâàåìîé íåóâåðåííîñòè â
ñåáå. Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ýìîöèîíàëüíûõ ñðûâîâ ó÷èòåëü äîëæåí çíàòü
èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ó÷àùèõñÿ.
Áîëüøîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå ýìîöèé ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ îêàçûâàåò ó÷åáíàÿ
äåÿòåëüíîñòü, ñêëàäûâàþùèåñÿ îòíîøåíèÿ ñ ó÷èòåëåì è êîëëåêòèâîì êëàññà. Ïî
ìíåíèþ Ã.Ì. Áðåñëàâà, èìåííî ýìîöèîíàëüíîå îòíîøåíèå ê ó÷èòåëþ ÿâëÿåòñÿ ñâîåîáðàçíûì “ìàÿêîì” â
ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå ó÷àùåãîñÿ, ïðè ýòîì îñîáåííî âàæíîé äëÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ
ôóíêöèÿ ó÷èòåëÿ êàê àðáèòðà: ýìîöèîíàëüíàÿ îêðàñêà, âîçíèêàþùàÿ â ðåçóëüòàòå
îöåíêè ó÷èòåëÿ, óñèëèâàåò èëè îñëàáëÿåò ìîòèâû ó÷åíèÿ, ìåíÿåò ñàìîîöåíêó è
óðîâåíü ïðèòÿçàíèé ìëàäøåãî øêîëüíèêà, ïîýòîìó ðàâíîäóøèå ê ó÷åíèþ è, ïðåæäå
âñåãî, ê îöåíêàì ó÷èòåëÿ â ýòîì âîçðàñòå ìîæíî ñ÷èòàòü ïîêàçàòåëåì
îòêëîíåíèÿ.
Òàêèì îáðàçîì, ñ âîçðàñòîì ýìîöèè äåòåé ñòàíîâÿòñÿ áîëåå îáîáùåííûìè,
ïðîèçâîëüíûìè, ñîöèàëüíî ðåãëàìåíòèðîâàííûìè, óñëîæíÿåòñÿ ñîäåðæàíèå
ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, èçìåíÿåòñÿ åå ýêñïðåññèâíàÿ ñòîðîíà.
Êîíåö ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà çíàìåíóåòñÿ ãëóáîêèì ìîòèâàöèîííûì
êðèçèñîì, êîãäà ìîòèâàöèÿ, ñâÿçàííàÿ ñî ñòðåìëåíèåì çàíÿòü
íîâóþ ñîöèàëüíóþ ïîçèöèþ, èñ÷åðïàíà, à ñîäåðæàòåëüíûå ìîòèâû ó÷åíèÿ çà÷àñòóþ
îòñóòñòâóþò: òàê, èññëåäîâàíèÿ È.Ì. Âåðåíêèíîé ïîêàçàëè, ÷òî â ïåðèîä îò 8
äî 10 ëåò â 5 ðàç óìåíüøàåòñÿ ÷èñëî äåòåé, êîòîðûå õîòÿò ó÷èòüñÿ, òàê êàê èì
ýòî èíòåðåñíî.
Ñèìïòîìàòèêà êðèçèñà: îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê øêîëå â öåëîì è îáÿçàòåëüíîñòè åå ïîñåùåíèÿ;
íåæåëàíèå âûïîëíÿòü ó÷åáíûå çàäàíèÿ; êîíôëèêòû ñ ó÷èòåëÿìè. Ýòî îñëîæíÿåòñÿ
òåì, ÷òî â øêîëå ñêëàäûâàåòñÿ äîñòàòî÷íî óñòîé÷èâûé ñòàòóñ ó÷åíèêà, ïðè÷åì
èìåííî íåáëàãîïîëó÷íûé ñòàòóñ èìååò òåíäåíöèþ ñîõðàíÿòüñÿ ïðè ïåðåõîäå èç
íà÷àëüíûõ êëàññîâ â ñðåäíþþ øêîëó.
Íà ðóáåæå 9 – 10 ëåò âîçíèêàåò òàêæå êðèçèñ ñàìîîöåíêè, ÷òî îòðàæàåòñÿ â áóðíîì ðîñòå
íåãàòèâíûõ ñàìîîöåíîê äåñÿòèëåòíèõ øêîëüíèêîâ ïî ñðàâíåíèþ ñ
óðàâíîâåøåííîñòüþ ïîçèòèâíûõ è íåãàòèâíûõ ñóæäåíèé î ñåáå â 9 ëåò.
Êðèòè÷åñêàÿ ñàìîîöåíêà – ýòî ïðîÿâëåíèå äèàëîãè÷íîñòè â ñîçíàíèè ðåáåíêà,
âíóòðåííåãî äèàëîãà ß – íå-ß, ôåíîìåí îáúåêòèâíîãî âíèìàíèÿ ê ñåáå (Ã.Ñ. Àáðàìîâà), êîòîðûé âûðàæàåòñÿ
âî âðåìåííîì îòâëå÷åíèè âíèìàíèÿ îò âíåøíåãî ñîäåðæàíèÿ è ñîñðåäîòî÷åíèè åãî
íà ñàìîì ñåáå.
Îñíîâíûì ïñèõîëîãè÷åñêèì ñîäåðæàíèåì ïðåäïîäðîñòêîâîãî êðèçèñà ÿâëÿåòñÿ
ðåôëåêñèâíûé îáîðîò íà ñåáÿ (Ê.Í. Ïîëèâàíîâà) –
âîçíèêíîâåíèå “îðèåíòèðîâêè íà ñåáÿ”, íà ñîáñòâåííûå êà÷åñòâà è óìåíèÿ êàê
îñíîâíîå óñëîâèå ðåøåíèÿ ðàçíîãî ðîäà çàäà÷. Ïî ñëîâàì Ä.È. Ôåëüäøòåéíà,
ìåæäó 9 è 10 ãîäàìè íà÷èíàåòñÿ íîâûé óðîâåíü ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ,
ôèêñèðóåìûé â ïîçèöèè “ÿ è îáùåñòâî”, êîãäà ðåáåíîê ïûòàåòñÿ âûéòè çà
ðàìêè äåòñêîãî îáðàçà æèçíè, çàíÿòü îáùåñòâåííî âàæíîå è îáùåñòâåííî
îöåíèâàåìîå ìåñòî. Ýòî óçëîâîé ðóáåæ, êîãäà ðåáåíîê îñîçíàåò ñåáÿ ñóáúåêòîì,
èñïûòûâàåò ïîòðåáíîñòü ðåàëèçîâàòü ñåáÿ êàê ñóáúåêòà, ïðèîáùèòüñÿ ê
ñîöèàëüíîìó íà óðîâíå ïðåîáðàçîâàíèÿ.
Îñíîâíûå íîâîîáðàçîâàíèÿ ëè÷íîñòè ìëàäøåãî
øêîëüíèêà: îðèåíòàöèÿ íà ãðóïïó ñâåðñòíèêîâ; ôîðìèðîâàíèå
ëè÷íîñòíîé ðåôëåêñèè (ñïîñîáíîñòè ñàìîñòîÿòåëüíî óñòàíîâèòü ãðàíèöû ñâîèõ
âîçìîæíîñòåé); ôîðìèðîâàíèå îñîçíàííîé è îáîáùåííîé ñàìîîöåíêè; îñîçíàííîñòü
è ñäåðæàííîñòü â ïðîÿâëåíèè ÷óâñòâ, ôîðìèðîâàíèå âûñøèõ ÷óâñòâ; îñîçíàííîñòü
âîëåâûõ äåéñòâèé, ôîðìèðîâàíèå âîëåâûõ êà÷åñòâ.
Ïîäðàçäåë
- Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
- Ëèòåðàòóðà
Äàëåå: Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
Ââåðõ: Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîëîãèÿ
Íàçàä: Ëèòåðàòóðà
ßÃÏÓ, Öåíòð èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé îáó÷åíèÿ
26.05.2009
Источник