Развитие личности ребенка в музыкальной школе

Доброго времени суток!

Продолжаю на своем канале делиться мыслями об обучении детей в музыкальной школе.

Знаю, из всех тем эта наименее популярная, в отличие от медицины и кулинарии. Но, поскольку я отказалась от монетизации, о чем писала неделю назад и веду канал «для души», то просто не могу обойти стороной эту часть своей жизни.

Опубликую часть еще одной своей статьи из сборника научных трудов кафедры социальной и возрастной психологии. Она посвящена развитию музыкальных способностей ребенка первых лет жизни. Мне кажется, это полезно прочитать всем родителям, а не только тем, кто хочет вырастить из ребенка великого музыканта.

Великий русский композитор ХХ века, педагог и общественный деятель Д.Б. Кабалевский избрал эпиграфом к своей программе слова

В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека».

Музыка является и средством самовоспитания. Привлекая к добру, красоте, человечности тем самым она помогает человеку познать себя, почувствовать и преодолеть свои недостатки.

Музыкальное воспитание ускоряет умственное развитие ребенка, развитие его мышления, воображения, речи, то есть творческих способностей.

Систематические занятия музыкой способствуют также повышению обучаемости детей иностранным языкам, что особенно актуально в наше время.

Обучение в музыкальной школе – долговременный и сложный процесс, занимающий от 4-х до 7-8 лет. Однако в широком смысле музыкальное воспитание должно быть системным и начинаться как можно раньше, еще до поступления в учебное заведение с непременным участием членов семьи.

Психологами и педагогами доказано, что то, что упущено в детские годы очень сложно, а порой и невозможно наверстать в более зрелом возрасте. Подробно этим вопросом занимался советский психолог Л.С.Выгодский. Согласно его теории, которая находит неоспоримые подтверждения до сих пор, существуют так называемые сензитивные периоды развития. Сензитивный, или чувствительный период в жизни человека – время, наиболее благоприятное для развития какой-либо стороны психики, иными словами, это всплеск восприимчивости. После определенного возраста человеку становится трудно, а то и практически невозможно овладеть функцией, сензитивный период для которой уже пропущен. Невозможно овладеть речью человеку, первые годы жизни воспитывавшегося вне речевой среды. Так же и музыкальные способности, не сформировавшись в раннем детстве, не разовьются в дальнейшем.

Это не означает, что каждый человек обязан стать музыкантом, но в определенной степени развитый музыкальных слух и чувство ритма играют большую роль в освоении многих видов немузыкальной деятельности. Кроме того, полное отсутствие музыкальных способностей может негативно влиять на самооценку.

Советские психологи и педагоги получили данные о ранних сроках проявления музыкальности.

В начале первых месяцев жизни музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая реакцию оживления или покоя. Так, спокойно сидящие дети, при звуках фортепиано поворачиваются, радуются и начинают ползти по направлению к звучащему источнику.

Это подтверждает необходимость раннего музыкального воспитания, и в первую очередь развития восприятия, так как дети еще не готовы к другим видам музыкальной деятельности. Родителям рекомендуется давать детям прослушивать негромкую спокойную музыку. Для этих целей идеально подходит классическая музыка, особенно композиции В.А.Моцарта, К.Дебюсси, П.И.Чайковского. Пение колыбельных играет огромную роль как для эмоционального, так и для интеллектуального развития ребенка.

Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимают выразительность образа.

Василий в 3 месяца. Развитие мелкой моторики.

Следующий возрастной этап – раннее детство (1-3 года). В этот период у ребенка возникает стремление к музыкальной деятельности, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость: радуются или спокойно слушают музыку. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание, наиболее контрастные тембры детских музыкальных инструментов. Некоторые малыши уже способны точно воспроизвести несложную и короткую мелодию.

В этот период появляются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации, и если на втором году жизни ребенок, подпевая взрослому, повторяет окончания музыкальных фраз, то к концу третьего он может сам воспроизвести короткую песенку. Дети данного возраста часто по собственному желанию напевают, импровизируя с понравившимися им интонациями. Они охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся. Движения под музыку помогают ему выразить свое настроение.

Читайте также:  Дошкольное воспитание и развитие ребенка

Родителям следует расширять репертуар прослушиваемых ребенком музыкальных композиций, однако не рекомендуется использование рок-музыки. Огромное значение для развития всех психических функций имеет совместное пение с заучиванием слов. Положительное влияние оказывает игра на простейших музыкальных инструментах, таких как бубен, барабан, дудочка, гусли а также клавишных музыкальных игрушках. Благодаря этому активно развивается мелкая моторика

Третий и четвертый год жизни. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Он владеет многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть. В таком возрасте зачастую детей отдают в кружки по обучению танцам, что положительно сказывается на формировании чувства ритма и музыкального слуха, а также физическом развитии.

Почти 3 года. Праздник на территории музея-усадьбы Асеевых. Помимо выступления оркестра духовых инструментов было много интересных мероприятий для детей разных возрастов

Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Этот период вопросов «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями. Может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, грустная, спокойная (ладовое чувство); звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играется мелодия (рояль, скрипка, баян) – музыкально – слуховые представления. Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе, а как в подвижной пляске.

Голос приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого.

В этом возрасте ребенка, проявляющего интерес к музыке и танцам, уже можно оформить на подготовительное отделение музыкальной школы. Некоторые дети могут присутствовать в качестве зрителей на инструментальных, вокальных или танцевальных концертах, но родители должны помнить, что очень легко перестараться, и у ребенка может проявиться негатив как непосредственно к концертам, так и к музыкальной деятельности в целом, поэтому стоит очень внимательно относиться к эмоционально-волевым особенностям дошкольника.

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, передаваемые музыкой.

У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Выпускной в детском саду у Васи

После поступления в музыкальную школу также требуется активное участие родителей. Даже необразованные в музыкальном плане члены семьи должны скорректировать режим дня ребенка для успешной деятельности, следить за регулярностью выполнения домашних заданий, давать советы по вопросам взаимоотношения с педагогами и одноклассниками.

Таким образом, развитие музыкальных способностей ребенка происходит в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить их с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, – задача семьи.

Источник

О воздействии музыки на человека говорилось во все времена.

Музыка играет в жизни человека важную роль. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.

Еще во времена древних мыслителей существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Вероятно, по этой причине все известные исторические личности, не только научные деятели, но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только в древнем Риме и древней Греции, но также и на древнем Востоке, в Старом и Новом свете.

Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась для лечения нервных расстройств.

О роли и влиянии музыки на человека задумывались и древние греки. Для Аристотеля, Платона, пифагорийцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.

Читайте также:  Развитие моторики рук ребенка для письма

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций.

В XVII — XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоничным движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса.

В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека.

Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах. В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Теплова Б. М. и Выготского Л. С.

Сегодня музыкальное образование является не обязательным, да и не таким престижным, как в прошлом. Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития.

Естественно не все дети по окончании «музыкалки» выберут профессию музыканта. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет. Это обычные ученики, которые без энтузиазма посещали музыкальную школу, а педагоги держали таких детей ради дополнительной нагрузки. Родителям может показаться, что годы, проведенные в музыкальной школе, прошли даром. На самом деле музыкальное образование — это не только обучение игре на определенном инструменте, но и развитие логики, памяти и усидчивости. Но как музыка может развивать логику и умственные способности?

В наш век цифровых технологий, переизбытка ненужной информации теле, радио вещания, интернета, социальных сетей, развлекательная индустрия, рассчитана на нетребовательный вкус потребителя. Тех, кто стоит во главе коммерческого развлекательного рынка волнуют лишь деньги. Идет процесс насильственного насаждения дурного вкуса. В 21 веке, слишком мало времени уделяется развитию духовного мира молодого подрастающего поколения.

Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще.

Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними — детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.

Музыкальное воспитание — одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности. Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания. Но не только это. Например, художественные учебные заведения — необходимое дополнение к общему образованию, которое способствует гармоническому развитию личности. Поэтому в нашей стране огромное количество не только музыкальных школ, но и школ искусств.

В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил: «главной задачей массового музыкального воспитания… является… не сколько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» [1, С 7].

Читайте также:  Как развивать ребенка если он отстает в развитии

Направление работы музыкальных школ связано с: развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащийся.

В методику музыкального воспитания входит совершенствование форм учебно-воспитательного процесса музыкальной школы: уроки по специальности, теоретические занятия, коллективное музицирование, предмет по выбору, внеклассная работа (концерты, конкурсы, праздники и др.). Это важно для всестороннего развития учащихся и формирования их духовной культуры.

Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Вид помещений, манера общения — уже оказывают большое влияние на поведение ученика.

Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у ученика дисциплины и организованности. Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно — выбор репертуара. По мнению многих педагогов, хорошо составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен, стран и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это благоприятно сказывается на результатах не только общемузыкального и технического, но и культурного развития ученика.

Но достижение этих целей невозможно без воспитания волевых качеств — внимания, сосредоточенности, настойчивости и многих других. Ведь именно наличие внимания способствует быстрому и качественному освоению навыков, а настойчивость, активность, целеустремленность — способствует усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика.

Дети, которым удается своевременно организовать время и дисциплинировать внимание, значительно опережают в успехах детей, более одаренных, но недостаточно организованных и не обладающих необходимыми волевыми качествами, ни достаточно дисциплинированным вниманием.

В связи с этим и вопрос о возрасте, с которого надо начинать обучение детей музыке, необходимо связывать с удовлетворительными предпосылками волевых качеств, свойств характера, организованности, загруженности ребенка и меньше — с физическим и умственным развитием.

Не умение читать, а умение быть внимательным; ни количество стихов, которые заучил ребенок имеет значение, а его активность (но не возбужденность), его собранность. Именно эти признаки (при наличии музыкальных данных) должны быть решающими при определении возраста, подходящего для начала обучения.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор, исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

Знания о музыке играют очень большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность.

Система музыкального воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

1.                  Расширение музыкального кругозора.

2.                  Воспитание мировоззрения и моральных качеств.

3.                  Воспитание воли и характера.

4.                  Воспитание интереса к творческому труду и умения работать.

5.                  Воспитание актуальности и дисциплины.

6.                  Воспитание изящества и благородства жестов и осанки.

7.                  Воспитание уважения к старшим и чувства товарищества.

8.                  Воспитание культуры речи.

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на развитие музыкального вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития ребенка. Занятия музыкой позволяет развиваться ребенку сбалансировано. В современном мире на молодой, не обладающий достаточным жизненным опытом ум подростка и ребенка, обрушивается колоссальный поток информации. Ребенок постигает мир посредством телевизора, компьютера, в то же время его эмоциональный внутренний мир очень сложен и многогранен в таком молодом возрасте. Музыка позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Ребенок лишённый необходимого эмоционального образования, вполне возможно, разовьётся в холодную замкнутую личность.

Литература:

1.      Готсдинер А. Музыкальная психология. М: Просвещение, 1993. — С.38 -77

2.      Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 281 с.

3.      Петрушин В. Музыкальная психология. М: Академический проспект, 2006. — 399с.

4.      Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М: Лира, 1947. — С. 62–103

5.      Цыпина Г. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика. М: Академия, 2011. — 383с.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, век, школа, эстетическое воспитание, духовный мир.

Источник