Развитие личности ребенка в младшей школе

Развитие личности ребенка в младшей школе thumbnail

Развитие личности в начальных классах школы

Прежде, чем говорить о развитии личности, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим понятием. «Личность – 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений         и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности»[1].  Обобщив данную информацию, делаем вывод, что термин «личность» обозначает социальную сущность человека, т.е. ценностные ориентации, мотивационная сфера, система социальных отношений и установок.  В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.

Личностное развитие человека отражает  его возрастные и индивидуальные особенности. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Каждому возрасту присущи различные возможности и ограничения в развитии. 

Один  из переломных моментов в жизни ребёнка- поступление в школу. Включение в новый вид деятельности – учение, предъявляющее ряд новых, более серьёзных требований к ученику, подчиняет  жизнь человечка строгой организации с целью формирования общественно-ценных черт личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, начинается формирование общественной направленности личности, интенсивно развивается самосознание.

Ребёнок вступает  в новую для него  систему коллективов (общешкольный, классный), складываются новые отношения со сверстниками,  взрослыми. Ребенок становится частью ученического коллектива, нормы поведения и ценностные ориентиры которого становятся опорой в формировании личности учащегося.  С  расширением круга общения ребёнка, его отношений в  коллектив сверстников – происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей.

Большую  значимость принимают   общественные оценки поступков, знаний и личностных качеств младшего школьника. Но, не смотря на увеличивающуюся роль сверстников, остается  доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослым. «Моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь»[2].  Именно в этом и состоит одно  из противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны он безоговорочно стремится следовать за нравственными образцами, которые дают взрослые. Поэтому роль взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении, имеет очень большое значение. Важно правильно выбрать тактику обучения и воспитания, учитывая особенности каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности.

 Для развития успешной личности необходимо руководствоваться  следующими  личностно – ориентированными принципами:

  • «ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
  • учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
  • учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
  • ребенок учится только через действие;
  • ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  • ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
  • ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
  • ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители»[3].

Одним из выводов этих принципов, является то, что нормальному развитию личности ребёнка способствует в первую очередь эмоциональное благополучие, формирование у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Удовлетворение потребности в положительных эмоциях со стороны других людей определяют поведение ребёнка. Одобрение поступков школьника вызывает чувство удовлетворения, закрепляет данное действие. Осуждение вызывают у ребёнка неприятные переживания в первую очередь от сознания того, что он вызвал неудовольствие взрослых авторитетов (учителя, родителей).   Он стремится не повторять проступки.

Таким образом, мы видим, что период начальной школы играет важную роль в развитии личности. Направление развития, формирование личности зависит от  влияния среды, возможностей ребенка и целенаправленной деятельности взрослых, являющихся для него авторитетами. Наилучшие результаты дает реализация личностно- ориентированного подхода в учебно- воспитательной среде школы.

Использованные источники:

  1. Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
  2. https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
  3. https://www.psyoffice.ru/3-0-age-00031.htm

[1] Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с

[3] https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/

Источник

  • Развитие от А до Я

Развитие личности младшего школьника

Первый раз в первый класс — этот день для каждого маленького человечка чрезвычайно значимый, волнительный, но при этом очень интересный и ответственный. Дети шагают на следующую ступень своего развития, где основным его «учителем» будет школа. Теперь на развитие личности младшего школьника в большей степени будет влиять учитель и одноклассники, а роль семьи уступит свое неоспоримое ранее главенство. И от того, насколько хорошо родители подготовили малыша к школе, а также от качества преподавания будет зависеть успех малыша в учебе и в его общении с окружающими.

Почему мы так стремились в детстве поскорее пойти в школу? Потому что каждый ребенок мечтает быть взрослее, хочет делать и поступать, как взрослый, и ему часто родители говорят: «Вот пойдешь в школу, тогда станешь взрослым» или «Лиля уже взрослая, она пошла в первый класс». Малыш представляет себе, как теперь он получит много того, чего не мог добиться в садике — самостоятельности, познаний, ярких ручек, пеналов, рюкзак, не нужно будет спать днем.

Родители обязаны подготовить свое чадо к столь ответственному моменту — научить его азбуке, держать в руках ручку, пускай и медленно, но читать. Даже если при родителях ребенок и не показывает уникального стремления к письму и чтению, зато он уже будет иметь представление о том, что в школе придется делать домашние задания, учиться, и тогда учеба не станет таким уж серьезным стрессом.

Факторы формирования личности младшего школьника

Влияние учителя на ребенкаНа формирование личности младшего школьника влияет всё то, что его окружает дома, в школе, на улице, но самый главный фактор теперь — учитель, который не только обучает различным предметам, но и раскрывает «внутреннее содержание» ученика.

Учитель

Практически во всех школах первые 3 класса образования с детьми находится один и тот же учитель, к тому же он проводит с ними еще и время после уроков — на продлёнке. Детки с утра до вечера общаются со своим учителем, он их учит, наставляет, подсказывает, поэтому становится образцом для подражания, неким эталоном. И если учитель сказал решить задачу так, то никакие уговоры мамы, что можно сделать проще, не подействуют. Раз учитель сказал — значит это единственно верное решение.

Сверстники

Малыш уже проходил эту фазу интеграции в общении со сверстниками, когда пошел в садик. Ребенку снова нужно знакомиться с новыми людьми, находить с ними общий язык, приспосабливаться к жизни в коллективе. Так и происходит социализация личности школьника — навязываемая друг другу форма общения, скорректированная учителем и проанализированная дома. Примерно к 9–10 годам дети начинают равняться друг на друга, на более успешных в учебе или в общественной деятельности детишек, на лидеров.

В младших классах в ребенке борется два противоположных желания — быть как все и быть непохожим на одноклассников. Первое желание обусловлено тем, что учитель для всех и для каждого предъявляет одинаковые требования, некий образец поведения, к которому нужно стремиться. Так, например, на уроках всем нужно сидеть тихо, всем нужно выполнять одинаковое домашнее задание, всем нужно приходить в опрятной одежде, всем нужно слушаться учителя. В первом классе практически все детки так и делают — они повторяют друг за другом ввиду того, что еще не могут самостоятельно выбрать и определиться с линией поведения. Но рано или поздно проявится личность младшего школьника, которая подскажет ребенку, как выделиться из толпы. То ли это стремление быть лучше всех — первым сделать задание, первым поднять руку, лучше всех прочитать, быстрее всех сосчитать. То ли обратить на себя внимание шалостями и непослушанием. В любом случае ребенок старается приемлемым ему способом утвердиться среди сверстников.

Семья

Ребенок в семьеХотя семейные отношения в большей степени влияют на развитие личности маленького ребенка, для школьника младших классов семья так и остается важным фактором формирования его характера. Ведь кому в первую очередь ребенок рассказывает все свои беды, весь свой день, жалуется или делится радостями, просит совета? Конечно, это мама и папа. Поэтому, пока ваше мнение еще так важно для малыша (в подростковом возрасте слово мамы для ребенка наверняка будет «пустым звуком»), вы обязаны направлять малыша на истинный путь, помогая ему справляться со своими проблемами. Если малыш с кем-то повздорил, разберитесь в проблеме и вместе с ребенком найдите причину и пути решения. Так же и с оценками — не ругайте за плохую успеваемость, а лучше помогите ребенку полюбить эти занятия или обратитесь за помощью к репетиторам, ведь не всем детям одинаково хорошо дается математика или письмо.

И если школа все свое внимание обращает на обучение ребенка, то семья просто обязана сосредоточиться на воспитании в ребенке таких качеств личности, которые ему будут просто необходимы для успешной учебы и общения со сверстниками.

Субъективные факторы

На формирование личности младшего школьника могут влиять и такие факторы, на которые ни родители, ни учителя повлиять не могут, поскольку это особенность возраста. У одних она проявляется ярче, у других может и вовсе быть незамеченной, но ясно одно: дети в возрасте от 7 до 10 лет имеют несколько личностных особенностей — повышенная активность, чрезмерная внушаемость, исключительная эмоциональность, особо высокая подражательность.

Ремонт холодильников по Москве и области от Холод Групп

Как влияет младшая школа на развитие личности ребенка?

Школа может привить ребенку желание учиться и стремиться к вершинам, а может подавить в ребенке любое стремление, любые надежды — все это зависит и от отношения учителя к своим ученикам, и от правильности составления школьной программы, и от помощи родителей, которые все еще направляют малыша и дают ему советы.

Сохранение положительных взаимоотношений

Положительные отношения в семьеКогда ваша кроха еще ходила в садик, ей очень важно было поддерживать с вами, то есть с родителями, положительный контакт, слышать от вас похвалу, поддержку. Ребенку так же важно было установление положительного контакта и со своими воспитателями, поскольку они ставились на один уровень с вами — их похвала была важна не меньше. Теперь же, когда ребенок пошел в школу, ему чрезвычайно важно установить хорошие взаимоотношения со своими сверстниками и с учителем.

Мотивации

У ребенка появляются новые мотивации. К чему стремится ребенок в школе? К новым знаниям, к хорошим оценкам, к одобрению со стороны взрослых, к общению со сверстниками, к признанию со стороны одноклассников, к первым местам. В эти моменты у ребенка начинает развиваться чувство ответственности, а это качество очень важно для развития полноценной личности. Ребенок понимает, что он один в ответе за свои действия, поступки и вытекающие последствия. Поэтому он начинает думать, размышлять, спрашивать совета у родителей, лишь бы получить желаемый результат.

Ответственность проявляется в том, что ребенок начинает осознанно делать не только то, что ему нравится, но и то, что ему положено, что ему задали, ради похвалы и определенного признания среди сверстников.

Коллективизация

Еще в 6–7 лет дети вряд ли смогут понять, как играть в игру, где нужно быть сплоченным коллективом, уступать друг другу или советоваться. Пока что это недостижимо для их понимания. Детям в первом классе сложно смириться с тем, что нужно давать высказаться однокласснику, что нельзя перебивать, выкрикивать. Первоклассники видят друг в друге соперников, но никак не людей, с которыми что-либо можно делать сообща. И только благодаря стараниям учителя, его фантазии и умению сплотить детей, они научатся коллективизации. Личность младшего школьника начнет взрослеть в тот момент, когда сможет в своем однокласснике увидеть «коллегу», а не противника.

Развитию коллективизации способствуют коллективные задания, разбивка класса на некие подгруппы. Если класс из 30 детей разбить на 6 подгрупп и дать каждой из них одинаковые задания, можно научить их работать в коллективе. Так, например, каждая группа должна придумать себе название, девиз, нарисовать плакат. В общении детишек сразу можно будет выделить лидера, сильных личностей и детей ведомых, которые подчиняются чужому мнению. Ну, а дальше каждая группа получает баллы — за хорошие оценки, качество уборки в классе, за поведение. Вот и образуются коллективы, поскольку дети со временем понимают, что только сообща можно набрать большее количество баллов и получить приз. Поддерживать сверстника за хорошую оценку или ругать его за плохое поведение — так дети научатся стремиться к одной цели сплоченным коллективом.

Самосознание и самооценка

Ребенок в школеВ школу ребенок уже приходит с какой-то самооценкой — она у него может быть слишком занижена из-за постоянного унижения и недовольства дома, а может быть слишком завышена вследствие безграничной любви родителей, ну, а может быть и вполне адекватной. Но в школе этот показатель либо укрепится еще больше, либо кардинально изменится. Это зависит от:

  • Успеваемости ребенка.

При хорошей успеваемости самооценка повышается, причем может даже стать несколько завышенной. Тогда ребенок ждет исключительно самых высоких оценок, и когда получит меньший результат, будет недоумевать, злиться и негодовать лишь потому, что его самооценка взлетела слишком высоко, и он не может признать «поражение». При низкой успеваемости маленький человечек начинает искать в себе изъяны, категорично относится к себе, и его самооценка может упасть, если родители и учитель не помогут ему справиться с этим.

  • Дальнейшего отношения к ребенку родителей.

Когда малыш приходит с плохой отметкой или замечанием, родители могут одними только словами унизить малыша или повысить его уверенность в себе. К любым оценкам нужно относиться положительно, даже к невысоким, потому что в противном случае ребенок будет бояться своих родителей и будет скрывать свои успехи в школе — так развивается недоверие и стена молчания, непонимания между родителями и детьми.

  • Отношения учителя к ребенку.

Бывают случаи, когда учитель по каким-либо причинам невзлюбил своего ученика, и тогда ребенок начинает чувствовать себя хуже остальных, его самооценка падает, и крайним выходом из такой ситуации может быть смена класса или школы. Но поистине профессиональный учитель знает, что для развития адекватной самооценки у детей, необходимо как можно меньше выделять любимчиков-отличников, стремиться не только ставить оценку за исполненную работу, но и по возможности объяснять, почему он поставил именно эту отметку. Оценивать нужно саму работу, а не того, кто её написал, ведь нередки случаи, когда хулиганам занижают оценки только из-за их плохого поведения.

  • Возможностей ребенка.

Очень важным фактором, который не менее остальных влияет на самооценку школьника младших классов, является осознание его возможностей. Может ли он самостоятельно решить эту задачу, что ему для этого нужно? Ребенку важно знать, что какое-то действие он умеет делать лучше всех — решить задачу, прочитать отрывок, рассказать стих. В этом случае малыш чувствует себя полноценной личностью, умелой и компетентной хотя бы в чем-то. К 10-ти годам у школьника формируются такие личностные качества, как выдержка, самостоятельность, настойчивость — они помогут ребенку в дальнейшем развитии.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru
©

Источник

Теплякова Елена Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школы № 346

«Развитие личности младшего школьника»

Ребенок младшего школьного возраста начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне он не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, стремлению сделать то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляется, в первую очередь, в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.п.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, от его оценки взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он и впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень успешности этого будет зависеть от типа его отношений с учениками.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ученика начальных классов, как уже было сказано, является мотив достижения успеха. Иногда встречается его разновидность — мотив избегания неудачи.

В сознание младшего школьника закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Он начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, крайне важно постоянное внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, ответственного личностного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось — он постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.

Именно в этом возрасте, переживая свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит отражение во всех сферах его жизни, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети открывают для себя новые групповые формы активности, занятий. Поначалу они стараются вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь ее законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников.

В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Младшие школьники учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми — хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.

Ребенок теперь стремится к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциаль-ном поведении, учете их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, он невольно вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Источник