Развитие личности ребенка в коллективной творческой деятельности
Личностное развитие учащихся
в процессе коллективно-творческой деятельности
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
«Малышей надо посадить за парту лишь для того, – говорил Ш.А. Амонашвили, – чтобы создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них задатков, которые именно в этом возрасте начинают пробуждаться и которые имеют важное значение для дальнейшего успешного продвижения в своей познавательной деятельности».
Старательно выполняя репродуктивные задания учителя, дети стремятся быть исполнительными, четкими, усидчивыми. Это необходимые качества для усвоения программы, но из них не вырастают познавательные интересы и самостоятельность мышления, способность искать и находить какие-то нестандартные решения. Поэтому, наряду с требованиями «делай как я», необходимо предусматривать задания на всех уроках и во внеклассной работе, направленные на проявление творчества учащихся.
Способность к творчеству формирует и искусство. Здесь оно – сильнейший инструмент в руках педагогики. Есть такое понятие: «счастье творческого труда». Это счастье труда, в котором проявляется твоя личность.
Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.
Мне близка программа по изобразительному искусству, разработанная Б. Неменским. Близка и понятна своими методами – формами проявления ее содержания в процессе обучения. Любое художественное познание нереально, ложно без радости, получаемой от него. На уроках изо и художественного труда дети получают огромное удовольствие от эмоциональной атмосферы, царящей на них.
Драматургия уроков – игра, которая начинается с 1 класса. Во 2 классе программа предлагает игру в трех братьев-мастеров: «Мастер изображения, Мастер украшения, Мастер постройки».
Метод коллективных и групповых работ на таких уроках – резерв активации деятельности и мышления.
Замечателен пример из одного венгерского фильма о трех путях художественного образования, который приводит Б. Неменский в своей книге «Мудрость красоты». Результаты разных подходов проявились предельно наглядно в процессе съемок скрытой камерой.
«Класс начальной школы был разделен на три части – и дети, и помещение. Учительница разделила между группами одинаковые материалы (красный, желтый и белый пластилин), но поставила совершенно разные задачи и применила разные методы работы. Первой группе было дано задание вылепить одинаковые по форме, объему и цвету предметы по данному образцу (яйцо). Второй группе детей было разрешено лепить все, что они хотят. Третьей группе была рассказана сказка о зайце, белочке и ежике и предложено вместе вылепить ее персонажей и ее предметный мир.
В первой группе учительница проверяла соответствие вылепленных предметов поставленной задаче (точный размер, форма, пропорции). Во второй дала полную свободу (если спрашивали – советовала). В третьей организовала беседу, совместное раздумье – кто сделает ежика, кто белочку, кто морковку, как все это составить в единую композицию.
Вначале во всех трех группах атмосфера была одинаковой (разделили ведь детей без отбора), но постепенно она начала меняться… В первой становилось все напряженнее и тише. Во второй все шумнее и безалабернее – кто-то начал что-то делать, кто-то ничего не придумал, кто-то кого-то толкнул под локоть, кто-то швырнул пластилин и т.д. В третьей стоял рабочий шумок, ребята тихо разговаривали, советовались, смотрели, сравнивали, старались.
К концу работы в первой группе на столах были поставлены абсолютно одинаковые яйца. Дети стояли сзади них красные, очень гордые, неулыбчивые, каждый сам по себе, – и в то же время в чем-то, как и их лепка, одинаковые. Было удивительно наблюдать эти изменения. Во второй группе – ни одной работы, но стены, пол, столы и сами ребята были в разводах слез и пластилина, кто-то кого-то дубасил, кто-то плакал, кто-то победно восседал на столе. В третьей группе была выполнена коллективная работа – целый рассказ в пластилине, и ребята весело говорили с учительницей.
Вот вам воспитание через обучение искусству. Какое разное!».
В коллективно-творческих работах проявляются как индивидуальные возможности детей, так и совместные усилия. В каждой четверти есть работы, которые выполняются коллективно. Склеиваются два ряда обоев, получается большое полотно. Одна группа (мастера изображения) работает гуашью, красками, другая (мастера постройки) вырезает из бумаги фигурки людей, машинки, изготавливают уличные фонари, светильники. Все выполненные поделки раскладываются на отдельной парте. А третья группа (мастера украшения) сначала обдумывают, обсуждают, как расположить все это на общем полотне, как украсить, обязательно советуются с мастерами изображения, находят все вместе решение, и вот конечный результат – вырос город. Полотно вешается на стену в школьной рекреации, подходят ученики из других классов, смотрят, обсуждают, приходят родители – им очень нравятся такие работы детей. Я всегда вывешиваю результат коллективно-творческих работ во время родительского собрания. Среди таких работ были: «Осенина» – образ девушки, наряд которой составлен из осенних листьев, «Аквариум», «Русская деревня», «Деревенская ярмарка», «Народные праздники».
Интересно наблюдать за детьми в процессе таких работ: как проявляют инициативу, как отстаивают свою точку зрения, как считаются с мнением других ребят. А в результате ребята довольны, улыбаются, а иногда и удивляются тому, что сумели сделать своими собственными руками. Конечно, малышей надо учить работать вместе. Но если начать это делать с 1 класса, то такие коллективно-творческие дела становятся праздником творчества.
Малыш переступает порог школьного дома. Как важно создать такую обстановку, атмосферу, чтобы ему было легко учиться, чтобы у него всегда присутствовало желание идти в школу. Учителю необходимо тщательно продумывать каждый урок с точки зрения эмоционального благополучия детей!
А оно зависит не только от уроков, но и от успешной работы учителя как классного руководителя.
В.А. Сухомлинский писал, что в многогранном и многосложном процессе воспитания «ясно различаются две позиции – утверждение и отрицание. Мы всегда что-то стремимся утвердить и что-то осудить, преодолеть. От того, в каком соотношении находятся эти принципы, зависит действенность воспитания. Там, где преобладает утверждение, созидание, царят творческий труд и взаимное доверие, там учителю и ученикам легко живется. Там же, где в своих отношениях с детьми приходится прежде всего отрицать, запрещать, преодолевать, школьная жизнь становится тягостной».
В настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность.
Начало этой работы, конечно, должно быть положено в начальной школе.
Когда намечаю какие-то коллективно-творческие дела, думаю о том, как через них развивать и воспитывать детей, способных к самостоятельной творческой деятельности. Стараюсь, чтобы каждое мероприятие не только оставляло яркий эмоциональный след в душе ребенка, но и вызывало желание познать себя, свои возможности, побуждало к дальнейшей творческой деятельности.
Широко привлекаю к таким коллективно-творческим делам родителей учащихся. Вместе с детьми они участвуют в создании общего дела: готовят декорации, костюмы и т.д. Музыкальные спектакли, поэтический вечер, «Широкая Масленица», «Новогодняя елка в лесу» – все это результат коллективного творчества. Часто распределение ролей в музыкальных спектаклях осуществляют сами ребята, используя свои наблюдения на уроках музыки, литературного чтения. А как радуются дети, когда видят своих родителей непосредственными участниками праздников: мамы в роли Снегурочки, Масленицы, папы в роли Деда Мороза, бабушки в роли Бабы-Яги и т.д.!
Коллективно-творческая деятельность содействует развитию каждой личности, учит заботе друг о друге, о своем коллективе. Она коллективная, потому что планируется, готовится, проводится, анализируется всеми ребятами. Она творческая, так как нет шаблона, а есть возможность творить. Отмечу еще одну важную положительную сторону КТД. Всегда в классе есть дети-лидеры. Они во всех делах стремятся быть первыми. Это хорошо, но в то же время другие ребята остаются «в тени». При использовании КТД нет деления на актив и пассив. В течение учебного года каждый ребенок может проявить себя. Сегодня ты, а завтра я, но всегда делаем все вместе.
Важным является для учителя проанализировать, какими стали дети, какими ценностями овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько самостоятельны, инициативны, честны, отзывчивы.
Таким образом, коллективно-творческая деятельность должна быть ориентирована на личность ребенка.
Литература
- Неменский Б. «Мудрость красоты», Москва, «Просвещение», 1987 г.
- Уманский Л.П. «Психология организаторской деятельности», Москва, «Просвещение», 1980 г.
- Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе», Москва, «Сентябрь», 2000 г.
Источник
«Воспитание личности через организацию творческих коллективных дел»
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка во внеурочное время дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. В поиске нужных средств воспитания может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников и родителей.
1. Использование КТД во внеурочной деятельности
КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство воспитательной методики.
Данная форма работы направлена на:
– развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
– реализацию коммуникационных потребностей.
– обучение правилам и формам совместной работы.
КТД бывают:
1.Организаторские. 2.Общественно политические.
3.Познавательные. 4.Трудовые.
5.Художественные. 6.Спортивно-патриотические.
Главные принципы КТД таковы:
воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.
Цели и задачи использования КТД в воспитательной работе:
– формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;
– обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности;
– развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности;
– способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.
Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.
Предварительная работа коллектива.
Коллективное планирование.
Коллективная подготовка.
Проведение КТД.
Подведение итогов.
Заключение
Классному руководителю необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».
Считаю, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те педагоги, которые придерживаются следующих принципов в работе:
Диагностики и регулирования поведения младших школьников.
Нравственно- гуманистической направленности в работе.
Понимание и сочувствие. Это особенно важно в работе с детьми из неполных семей. Вовлечение в коллективные виды деятельности.
Источник
Доклад на тему «Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности»
ЦелыковскаяАнжела Игоревна
Изобретателем методики коллективно – творческой деятельности( КТД), создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, считают доктора педагогических наук Иванова Игоря Петровича .
Организация творческого воспитания – это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
• Формирование и развитие коллектива;
• Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
• Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального;
• Обучение правилам и формам совместной работы;
• Реализация коммуникационных потребностей детей.
В процессе КТД развиваются все стороны личности:
• познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
• эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
• действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план.
• Трудовые КТД.
Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад.
• Познавательные КТД.
Цель: формировать потребности в познании.
• Художественные КТД.
Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).
• Спортивные КТД.
Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).
• Общественно-политические КТД.
Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).
• Организаторские КТД.
Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной – организаторской деятельности (газета-“молния”, день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Стадии коллективного творческого дела.
Первая стадия – стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого’? Когда? Где? Кто? С кем?
Вторая стадия – коллективное планирование.
Третья стадия – коллективная подготовка.
Четвертая стадия – проведение КТД – это итог работы, проделанной при подготовке.
Пятая стадия – коллективное подведение итогов. Учитель ставит на общем сборе – задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Учитель обобщает мнение, высказанное на сборе.
Шестая стадия – учитель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.
Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с “негатива”, а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.
Пять условий педагогического успеха.
Первое условие – общая забота.
Надо научиться включать каждого ученика.
Второе условие – единство уважения
Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы;
Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств.
Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную;
Пятое условие – творчество, а не шаблон.
Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.
Создание мотивации ребенка для участии в КТД
Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы.
Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.
Мотивы ребенка:
- —Потребность в коммуникации.
- —Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.
- —Желание выиграть (дух соревнования).
- —Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).
- —Осознание развивающей роли КТД.
- —Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей – так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
Источник