Развитие личности ребенка в изо деятельности

Развитие личности ребенка в изо деятельности thumbnail

Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство воспитывает и развивает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребёнке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Систематическая работа по изобразительному искусству развивает такие качества личности, как пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей. Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у школьников способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям. Уроки по изобразительному искусству помогают формировать у ребёнка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учат его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством – всё это доступно и в семье, и в школе. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. На таких занятиях детям даётся большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задач, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д.). На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно многое понять, какой склад мышления у ребёнка, психическое состояние, как он воспринимает окружающий мир, и какое место в нем отводит для себя и т. д.

Разумеется, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но мы должны дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед на своих уроках русского языка и литературы, показываю детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной.

Нельзя обойти вниманием особое значение уроков изобразительного искусства для воспитания чувства патриотизма, любви к Родине. Наша задача – воспитать поколение, которое будет гордиться тем, что они – россияне, и живут в самой замечательной стране, которую они, вырастая, сделают процветающей. Деятельность ребёнка становится привлекательной для него, если он осознанно видит необходимость ее выполнения и имеет ясные и понятные для него цели. Деятельность – условия ее организации, ее цели, результаты – способна оказывать воспитательное влияние на личность ребенка, в особенности, если эта деятельность художественно-творческая. Ребенок в мировоззрении воспитателя становится системообразующим фактором, центром и субъектом воспитательной системы. Гуманистическое мировоззрение связано с утверждением во всех сферах деятельности и труда воспитателя приоритета общечеловеческих ценностей. При этом воспитатель учит детей не только объективному восприятию реальности, но и помогает им войти в мир общества, понять нравственные устои взаимоотношений людей. Воспитатель внимательно следит за развитием своих воспитанников и обращается не только к их внешней поведенческой реакции, но и к внутреннему состоянию. Социальные потребности общества заключаются в том, чтобы выпускник органично сочетал в своей личности духовно-нравственные позиции, отношение к людям как к ценности и высокий уровень педагогического мастерства.
Огромную роль в развитии личности школьника играет приобщение к декоративно-прикладному творчеству, к народной культуре. Сейчас это важнейшая задача для всех образовательных учреждений. Воспитать детей культурными, талантливыми, духовно- красивыми невозможно без знаний истоков родной культуры, обычаев своего народа. Каждый должен знать, что народное творчество учит самовыражению чувств, раскрывает потребности души, заставляет искать прекрасные формы, помогает фантазировать, подсказывать пути к раскрытию творческих способностей, приводит к гармонии с природой. Развитие личности ребёнка через приобщение к народной культуре – основа, фундамент для любого образовательного учреждения, так как это необходимо каждому ребёнку для развития чувства национального самосознания, закрепления его нравственного стержня, который не даёт пропасть в этом непростом, постоянно меняющемся мире. Всего этого можно достичь, увлекая детей творчеством на занятиях изобразительной деятельности. Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, рассматривая, прослушивая) – это, прежде всего, информация для ума. Более того, никаким другим путём, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. Только на базе этого опыта может возникнуть мышление. Общеразвивающие возможности изобразительного искусства известны давно. Именно уроки декоративного рисования представляют для этого исключительные, уникальные возможности. Они знакомят детей с народными художественными промыслами, развивает изобразительные способности, логическое мышление, чувство ритма и цвета, даёт представление о закономерности и совершенстве формы, способствует формированию эстетического отношения к действительности, воспитывает интерес к народному творчеству и чувство гордости за национальную культуру. Из года в год обогащается опыт учащихся. Большое внимание уделяется практическим занятиям – лепке, росписи. Эти виды творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые тесно связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учёбе и других видах интеллектуальной деятельности. Воспитание личности ребёнка через фольклор, традиции и обычаи народа ведёт к тому, что у школьников развиваются такие качества, как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Всё это благотворно влияет на формирование человека будущего. Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно развивать. С развитием средств массовой информации: радио, кино и особенно телевидения — начало складываться мнение, что школа потеряла свое значение в эстетическом развитии. Однако исследования последних лет показали, что это не так. Школа была и остается центральным звеном в эстетическом развитии и воспитании детей. Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребёнка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребёнке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребёнка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью. В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Поэтому учитель должен создать такую положительную эмоциональную атмосферу, в которой ребёнку будет комфортно заниматься.

Читайте также:  Развитие ребенка в ранней юности

В заключение хочется процитировать слова известного художника-графика В. А.Фаворского: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».

Силина Мария Владимировна- учитель русского языка и литературы

МКОУ Гжатская СОШ

НСО, Куйбышевский район. Село Гжатск, ул. Центральная. д22 кв 11 632372

mari.silina.85@mail.ru

контактный телефон- 89237064395

Источник

Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности

Одним из важнейших вопросов детской  педагогики и психологии является вопрос о творчестве детей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры.

Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Вычленив самое ценное в них, мы на этой основе выделим новообразования, которые будут способствовать дальнейшему творческому росту. Уже в раннем возрасте ребенок, не осознавая содержания образа, нанося цветовые пятна, получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты.

Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка – все то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае неважно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и в искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов. [1].

Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения. Состоит он из умения применять определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художественно-изобразительным инструментарием. Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда интуитивно, а не осознанно создаются образы, выбираются краски, выразительные средства. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда накапливается необходимый художественно – изобразительный и эмоциональный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка в разных возрастных группах

Л. С. Выготский придавал исключительно важное значение детскому рисованию, как способу самовыражения личности, её переживаний, называя его «графическим языком», то есть средством общения.

На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера ребенка. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире. Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать ,придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы – показатель умственного развития.

Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно – эстетического опыта эту красоту. Многие качества личности  (умение сопереживать , чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и д.р.),формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе. В процессе интегрированных занятий (рисование, лепка, аппликация) у детей формируются такие важные качества личности, как целеустремлённость, самостоятельность, инициативность – основные компоненты творческой деятельности. [2].

Таким образом, говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить: это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа.

Литература

1. Погодина С. Роль изобразительного творчества в становлении ребёнка как личности. Статья первая. // журнал «Дошкольное воспитание» № 9 -2009 г.

2. Т.Г. Казакова. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов // Дошк. воспитание, 2006, № 4.

Источник

лена новохацкая
Развитие личности ребёнка посредством изодеятельности. Рекомендации для воспитателя

Развитие личности ребёнка через изо деятельность.

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» человеческой души. Он пробуждает в сердцах нашего подрастающего поколения всё самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры, способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство воспитывает и развивает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребёнке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Занятия изобразительной деятельностью необходимо как воздух для нормального развития ребёнка. Приобщаясь к искусству, ребёнок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно – прикладного творчества – рисование, лепка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов. Для детей, с какими-либо нарушениями развития, с неустойчивой психикой изобразительная деятельность наиболее необходима. Она помогает само выражаться, раскрываться. Благодаря творчеству исчезает тревога, психическое напряжение. Каждому человеку необходимо в какой-либо форме выплёскивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие теми или иными событиями, тем самым позволяя стать добре и чище. Огромную роль в развитии личности школьника играет приобщение к декоративно-прикладному творчеству, к народной культуре. Сейчас это важнейшая задача для всех образовательных учреждений. Воспитать детей культурными, талантливыми, духовно красивыми невозможно без знаний истоков родной культуры, обычаев своего народа. Каждый должен знать, что народное творчество учит самовыражению чувств, раскрывает потребности души, заставляет искать прекрасные формы, помогает фантазировать, подсказывать пути к раскрытию творческих способностей, приводит к гармонии с природой. Развитие личности ребёнка через приобщение к народной культуре – основа, фундамент для любого образовательного учреждения, так как это необходимо каждому ребёнку для развития чувства национального самосознания, закрепления его нравственного стержня, который не даёт пропасть в этом непростом, постоянно меняющемся мире. Всего этого можно достичь, увлекая детей творчеством на занятиях изобразительной деятельности. Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, рассматривая, прослушивая) – это, прежде всего, информация для ума. Более того, никаким другим путём, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. Только на базе этого опыта может возникнуть мышление. Общеразвивающие возможности изобразительного искусства известны давно. Именно уроки декоративного рисования представляют для этого исключительные, уникальные возможности. Они знакомят детей с народными художественными промыслами, развивает изобразительные способности, логическое мышление, чувство ритма и цвета, даёт представление о закономерности и совершенстве формы, способствует формированию эстетического отношения к действительности, воспитывает интерес к народному творчеству и чувство гордости за национальную культуру. Из года в год обогащается опыт учащихся. Большое внимание уделяется практическим занятиям – лепке, росписи. Эти виды творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые тесно связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учёбе и других видах интеллектуальной деятельности. Воспитание личности ребёнка через фольклор, традиции и обычаи народа ведёт к тому, что у школьников развиваются такие качества, как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Всё это благотворно влияет на формирование человека будущего. Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно развивать. Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребёнка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребёнке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребёнка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью. В. А. Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Этим требованиям отвечают занятия декоративно – прикладным искусством. Декоративно искусство должно играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков. Своей целью ставлю развитие способностей детей через творческие задания.Достижение цели вижу через осуществление следующих задач: – овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно – прикладной работы; – ознакомление с особенностями работы декоративно – прикладного искусства и народного искусства лепки, росписи; – развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления; – воспитание интереса и любви к искусству. Все эти задачи в той или иной мере осуществляются на каждом занятии по декоративному рисованию. Постигая народное творчество, дошкольники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей в процессе изучения народного творчества воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Согласна с тем, что «самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено то, что народ пронёс через столетия». Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства.Веками народ в своем искусстве: в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта – стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Российское народное искусство является частью многогранной духовной жизни каждого человека, особенно для нашего подрастающего поколения, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся национальная культура. Характерной чертой русской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в вещественной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи дети постигают истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видят душу народа. С этой точки зрения забота о развитии ребёнка посредством народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры. Работа по декоративному рисованию достигает нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать детей к таким предметам, как расписная посуда, народные вышивки, русские народные игрушки и пр. В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам, родной природе и родному краю, воспитать настоящего гражданина своей страны, который будет гордиться тем, что он родился и вырос.

Читайте также:  Пустышка как влияет на развитие ребенка

Источник