Развитие личности ребенка в игровой деятельности

Развитие личности в игровой деятельности.

 Ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Сюжетноролевая игра является ведущей деятельностью. Проблема игры как деятельность всегда находилась в центре внимания исследований детского развития (В; Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивнобиологическая. В отечественной психологии игра, социальна по содержанию, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе.

Игра  это воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется социальная человеческая суть  ее задачи и нормы отношений между людьми.

Д.Б, Эльконин предлагает различать сюжет и содержание игры. Сюжет  это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.Содержание игры  то, что именно воспроизводится в сюжете. Психологическое содержание игры  это моделирование социальных отношений и ситуаций.

Мотивы игры определяются:

1. Действовать так, как взрослый (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

2. Процесс психического развития ребенка.

Игра представляет собой иллюзорную реализацию нереализуемых тенденций и возникает из столкновения двух тенденций: формирования обобщенных аффектов, связанных с желанием реализовать мотивы, которое пока не могут найти своего выражения в силу особенностей психического развития ребенка и сохранения прежней тенденцией к немедленной реализации желания. Игра выступает как способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов Ц.Ь. Эльконин различает следующие структурные компоненты игры: роль, игровые действия; игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми. Игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Игровое употребление предметов  замещение  важнейшая характеристика сюжетноролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в нагляднодейственной форме. Игровое употребление предметов  замещение  важнейшая характеристика сюжетноролевой игры.

Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетноролевой игры:

I уровень: центральным содержанием игры являются предметные действия. Роли не определяют действия, не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.

II уровень. НА передний план выдвигается соответствие игрового действию реальному. Роли называются детьми. Логика действия определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.

III уровень. Основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Появляется специфическая ролевая речь.

IV уровень. Основным содержанием игры является выполнение действий, отражающих отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения. Действия развертываются в четкой последовательности, логичны, разнообразны. Сюжетноролевой игры в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. “Игра  источник развития и создает зону ближайшего развития”.

Д.Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

1. Развитие мотивационно  потребностной сферы.

2. Преодоление познавательного “эгоцентризма” ребенка.

3. Развитие идеального плана.

4. Развитие произвольности действий.

Основные новообразования развития мотивационнопотребностной сферы определяются эмоциональнодейственной ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.

Л. С. Выготский главное значение детской игры выдел в формировании опосредования, в отрыве значений от вещи, в формировании идеального блага сознания Д.Б. Эльконин, опираясь на идеи П.Я. Гальперина рассматривает игру, как естественную стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки и умственных действий на основе развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками к умственным действием. Действия в уме, составляют основу идеального плана, раскрывают путь к развитию нагляднообразного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что “главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формулирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах, в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

Ведущая деятельность  это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии.

Игра  это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности ведущего отношения ребенка к деятельности. Ведущей называется деятельность способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая игровая деятельность создает условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в учебную деятельность.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируются и проявляются потребность ребенка воздействовать на мир. А.М. Горький писал: “Игра  путь детей к познанию мира в котором они живут, к которой призваны изменить”. Все игры обычно воспроизводят те или иные самым отвечают потребности ребенка принять участие в *жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметамизаместителями (игрушками) в сюжетноролевой игре. В игре для ребенка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетноролевые игры. игры драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, КН. Подьяков; С.Н.Карпова, А.С. Списаковская и другие) она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности. Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека в дошкольных образовательных учреждениях большое место занимают методы словесного воспитания. Переоценка словесных методов в воспитании приводит к нравственному формализму в обучении и формальном усвоении знаний Е.А. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка взрослых “внести” в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитывая его личностные свойства и качества. 9, с. 93.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игра как ведущий вид деятельности ребенка, реализация который требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правила в пользу выполнения принятой на роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения (Л.С Выгодский). Игра  ведущий вид деятельности, ведет за собой развитие личности ребенка, т.к. в игре развиваются психические процессы и психика ребенка.

Развитие игр у детей дошкольного возраста.

Игра как важная деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные и социальные функции.

Игра это основной вид деятельности ребенка, в которой он получает из окружающего мира впечатления и знания. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в общении. Игра  подлинная социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Игра используется в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности.

Игра позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, позволяет воспитывать высокие человеческие качества. Игра как формы организации жизни и деятельности детей лежат в следующем положении:

Игра носит самостоятельный характер в старшем дошкольном возрасте способствует обогащению сюжета и развитию ролевых отношений. Игра является средством всестороннего развития ребенка. Игра выполняет свои функции, способствует умственному развитию детей. Дети через игру знакомятся с окружающим миром, с предметами. Она влияет на физическое развитие, имеет свои особенности:

 первое: носит общественноисторический характер;

 второе: творческая деятельность, в игре дети создают свой мир не похожий на реальность.

 третий свободная деятельность;

 четвертое: отражательная деятельность.

Дети отражают взаимодействие людей, природы, жизни.

пятое: игра средство социализации ребенка. 28, 130

Развитие игры в историческом аспекте. Подобно учению игры возникла в ходе человеческой истории как форма подготовки детей к жизни в обществе и труду, играющие дети напоминают играющих детенышей животных. Играющий ребенок представляет себе, что кукла это младенец, а например котенок гоняясь за клубком шерсти видит в нем чегото похожего на мышь. Ему от рождения свойственны “охотничьи” движения. Когдато совсем маленькие дети участвовали в труде вместе со взрослыми, выполняя посильную для них работу. Знаменитый русский ученый и путешественник Н.Н. МиклухоМаклай, изучивший жизнь папуасов на Новой Гвинее в то время, когда там еще существовали примитивнее, первобытные орудия и виды труда, описывая, например, обработку почвы, в которой принимают участие мужчины, женщины и дети. Мужчины большими заостренными кольями поднимают глыбы земли. За ними на коленях движутся женщины и деревянными лопатками размельчают землю. А сзади следуют дети разного возраста и растирают землю руками. Участия маленьких детей в труде стало невозможным, когда усложнились орудия и способы труда. Взрослые стали делать уменьшенные орудия (луки и стрелы, копья и т.д.), и дети подражая взрослым, тренировались в их использовании. Так появились игры  упражнения, сочетавшие в себе игру, учение, труд. Оригиналы не могли использоваться по назначению и поэтому игра начала отделяться от учения и труда. Наступил период, когда дети не могли прямо участвовать в жизни взрослых и основной деятельностью становится сюжетноролевая игра. Разыгрывая роли взрослых, изображая их поведение в разных ситуациях, дети начинают проникать в смысл жизни взрослых, устраивать представления о правилах поведения людей в обществе. Предпосылки развития игры

У ребенка в дошкольном возрасте предпосылки к игровой деятельности начинаются с младенчества. В период хватания в четыре с половиной  пять месяцев он свободно достает, захватывает и удерживает висящую игрушку, во втором полугодии уточняется движение руки к предмету. Схватывание и удерживание предмета пальцами совершенствуется до конца года.

Затем идет манипулирование предмета  лиц, от простых действий к более сложным, перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание, сжимание и т.д.. К концу первого  начало второго полугодия проявляется устойчивая направленность на результат, Далее младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами, повторяет действия. 17, с.236

Затем идет предметноманипулятивная деятельность ребенка состоящая в усвоении и выполнении предметных действий.

Ребенок учится действовать с предметами, после усвоения предметных действии начинается установочная связь предмета с его назначением, для чего нужен предмет, потом овладевают техничкой его употребления. Ранний возраст  возраст зарождения сюжетноролевой игры. Первоначальная игра возникает в предметной деятельности ребенка, которая превращается в изображение настоящих действий.

Но это еще не сюжетноролевая игра. Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетноролевую игру включает ряд последовательных этапов. Взрослые показывают простые действия с сюжетными игрушка ребенок эти действия повторяет. Ребенок начинает действовать с такими предметами которые не могут быть использованы для получения реального результата” “моет руки” руки кубиком, игровые заместители реальных вещей.

Предметы заместители используются вместе настоящих предметов, после дает им названия, действует с воображаемыми, несуществующими предметами. В средним дошкольном возрасте ребенка привлекают сложные малознакомые предметы, теперь игра имеет определенную тему. Дети трех, четырех лет играют в “семью”, “поликлинику”, “путешествия”, “космонавтов”, “зоопарк”, появляются темы из произведений сказок. В соответствии с темой строится сюжет игры  это те события, которые изображаются в игре.

Разыгрывая, тот или иной сюжет ребенок берет на себя роль(обычно две и больше ролей).

Роль это главное; что привлекает ребенка в игре, она выполняется при помощи игровых действий, где используется игровой материал. Это  игрушки, чаще всего заместители настоящих предметов. Дети вступают в ролевые отношения, где в совместной игре проявляются реальные отношения между играющими детьми. У старших дошкольников сюжетноролевая игра приобретает коллективный характер, отличается большим разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации далекого выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества  освоение Северного полюса, Антарктиды, космические полеты, борьбу за мир. Заранее планируют игру  договариваются между собой о теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал. Большее внимание дети уделяют точному соблюдению правил, игровые действия в основном выполняются условно, более привлекательными становятся аксессуары (подзорная труба у капитана, бескозырка для матроса и т.д.). Наряду с сюжетноролевой игрой, развивается ее разновидность  режиссерская игра. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре.

Главным мотивом сюжетноролевой игры служит стремление “быть таким, взрослые”, пользоваться такой же властью над вещами, таким же авторитетом и уважением. Ребенок развивает фантазию и свои творческие способности. В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр  подвижная дидактическая (обучающая) и спокойная. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетноролевой игрой содержат ее элементы, иногда сюжет, привлекательный игровой материал содержит явные или скрытые роли. Младшие дошкольники неспособны всерьез играть в такие игры. В среднем дошкольном возрасте дети понемногу начинают выполнять правила более точно. И только старшие подчиняются правилам полностью и стремятся победить в игре, они становятся для них любимыми играми. 17, с. 236, 239

По мнению Артура Петровского в ролевой игре ребенок воспроизводит общественные функции взрослых, поведение взрослых как личностей, расширяя свой социальный опыт. У ребенка формируется способность регулировать свое поведение представлением о социальной роли, и соответствующих действий.

Из всего выше сказанного, можно сказать, что предпосылки к развитию начинаются у детей дошкольного возраста уже с младенчества в период хватания, в предметноманипулятивной деятельности. Игра совершенствуется, приобретает главный смысл в деятельности ребенка, становится ведущей, которая ведет за собой развитие личности ребенка и психики.

Источник

Наталья Гульманова
Воспитание и развитие детей в игровой деятельности

Воспитание и развитие детей в игровой деятельности

Гульманова Наталья Петровна

старший воспитатель дошкольных групп

при МБОУ «Черемичкинская ООШ»

Введение

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

А. С. Макаренко

Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.

Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.

Воспитание и развитие детей в игровой деятельности.

Наша образовательная организация работает с детьми от 2,5 до 7 лет.

Работают 2 (разновозрастные)группы:

– это дети с 2,5 года и до 5 лет;

– и дети старшей и подготовительной групп, то есть с 5 лет до 7 лет.

Наша задача состоит в воспитании здорового, всесторонне развитого ребенка. Самым эффективным средством для решения воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте это игра (и это научно доказано).

Вся непосредственно образовательная деятельность в дошкольном возрасте выстраивается на игровой основе. Так как усвоение определенных знаний и полученных навыков того или иного характера легче и лучше всего происходит в игре. Ребенок легко увлекается игрой и не замечает того, что он учится. При этом он сам стремится научится тому, что ещё не умеет.

В игре ребенок познаёт мир, экспериментирует, приобретает опыт для своего будущего.

В период своего детства ребенок с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр.

Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и её отношением с миром, специфически влияя на формирование предпосылок познавательной и учебной деятельности как ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности предполагает использование пошаговой педагогической технологии, обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творчества. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого (педагога): он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнер, координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник – консультант в случае возникновения затруднений.

Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью нашими педагогами является одним из основных условий способствующих успешному и полному раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.

При поступлении детей раннего возраста воспитатели используют старые методы и технологии для лучшей адаптации детей, например, такие как пестование.

Пестование – это один из старых и незаслуженно забытый метод воспитания, развития и оздоровления детей. Учёными давно доказано, что развитие мозговой деятельности прямо пропорционально развитию мелкой моторики. Для этого используют пестушки, такие как «Ладушки», «Сорока – ворона». Есть пестушки, которые носят профилактический характер, например, «Три колодца».

Игра «Ладушки» способствует раскрытию ладони, мозговой активности и развитию речи. У маленьких детей в раннем возрасте как правило ладони закрыты, сжаты в кулачки и именно для того, чтобы ладошки раскрылись, наши предки придумали интересную пестушку. Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка ребенка активнее начнет работать.

Давайте с вами сейчас поиграем,а именно станем малышами:

— Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.

— Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.

— Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши.

— Пили простоквашку! — еще раз хлопнули.

— Кашка масленька,

— Простоквашка сладенька.

— Бабушка добренька.

— Попили, поели,

— Домой, полетели, на головку сели! —это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Именно поэтому игра называется “ладушки”, она налаживает работу детского организма (здесь “ладонь” как центр наладки). Также у вас происходит тактильный контакт, что способствует эмоциональному настрою для адаптации ребенка в ДОО.

Важно, что в этом возрасте педагог является играющим партнером, он учит детей игровым движениям и является носителем информации.

Главное что должен помнить педагог это то, что на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей. То есть взрослый не должен портить детскую игру своими нотациями, замечаниями, указаниями. Свободное эмоциональное поведение педагога который принимает любые детские замыслы гарантируют непринужденность и удовольствие ребенку от игры.

В раннем возрасте до 4 лет у детей преобладает интерес к предметам которые используют взрослые. Поэтому в этом возрасте важна режиссерская игра, которая является разновидностью творческих игр.

Особенностью режиссерской игры данного возраста является то, что партнёрами по игре являются игрушки либо предметы заместители (неодушевленные предметы). Такое игровое общение для маленького ребенка гораздо легче, чем общение со сверстниками, так как ребенок ещё не умеет общаться, находить контакт, договариваться с другими детьми. Малыш в этом возрасте выражает себя как взрослую личность.Это выражается в его речи: «Это моё! Я сам!»

Опытный, а главное внимательный педагог является для ребенка соигроком, в данной возрастной категории. Здесь при помощи режиссерской игры ребенок готовится к сюжетно – ролевой игре со сверстниками, учится планировать игру под чутким руководством воспитателя.

Для детей до 4 лет очень важно наличие игровой среды.

В этом возрасте эффективен показ инсценировка. Взрослый вовлекает постепенно 1 – 2 детей для роли. Создаются проблемные ситуации (кукла заболела: что будем делать? как лечить) в этот момент ребенок начинает думать, то есть включается мозговая активность, активизируется его речь.

Таким же образом воспитатель вовлекает в подвижные игры детей, сначала 1-2 ребенка, затем большее количество.

– У нас появилась мышка – говорит педагог, – давайте станем кошками. «Кошки – мышки», «Лохматый пёс», «У медведя во бору»

Режиссерская игра существует и в других возрастах, но носит иной характер.

После 4 лет ребенку уже необходимо общение. Очень быстро начинает развиваться речь. Игра помогает усвоить нормы поведения и правила, а так же развивать творческие способности ребенка.

В среднем дошкольном возрасте у детей начинает преобладать творчески сюжетная игра, причем, как сюжеты, или темы этих игр, так и их содержание (действие, раскрывающее сюжет) становятся все более разнообразными, воспроизводящими явления общественной жизни, бытовые, производственные, а также на основе материалов сказок и рассказов.

В среднем возрасте педагог лишь эмоционально настраивает на игру, он занимает второстепенную роль.

Появляются новые персонажи из знакомых мультфильмов, сказок и т. д. В этом возрасте дети переносят увиденное на экранах в жизнь. Для сравнения в прошлом столетие дети росли на Чебурашках, Незнайках, то в новом столетие это – Смешарики, Человек-Паук, Фиксики. Внимательный педагог использует новых героев, направляет детей на отражение своих впечатлений в режиссерской игре. Либо создаёт проблемную ситуацию. То есть читаем сказку «Три поросёнка», задаём вопросы:

– Какие братья?

– Что было бы если б поросята слушали Наф – Нафа?

– Представьте, что в лесу все звери дружные…

События из личной жизни дети используют реже в отличие от младшего возраста.

В старшем дошкольном возрасте, так же как и в среднем дошкольном возрасте, преобладают совместные режиссерские игры. У детей данного возраста содержание игр более динамичное, то есть дети уже самостоятельно привносят в игру много вымышленного, причём с преобладанием собственного творчества. Но дети, которые часто болеют, чаще всего играют в одиночку, так как испытывают трудности в общении.

К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и относительно более устойчивых интересов, воображения и мышления, игры детей становятся более содержательными и усложняются по своей форме.

Часто сюжетами детей служат события школьной жизни, то есть игра «в школу», являясь близкой перспективой старших дошкольников.

Старшие дошкольники в значительно большей степени, чем младшие, допускают всякого рода условности в игре, заменяют одни предметы другими, дают им вымышленные названия, изменяют порядок изображаемых действий и т. д. И все же, ведущим видом деятельности дошкольника является игра.

Сущность игры, как ведущей деятельности, состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей деятельности.

В игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Отметим наиболее характерные черты игры старших дошкольников.

Дети обычно договариваются о ролях, а затем развертывают сюжет игры по определенному плану, воссоздавая объективную ломку событий в определенной последовательности. Каждое действие, производимое ребенком, имеет свое логическое продолжение в другом, сменяющем его действии. Вещи, игрушки и обстановка получают определенные игровые значения, которые сохраняются на протяжении всей игры. Дети играют вместе, и действия одного ребенка связаны с действиями другого.

Разыгрывание роли заполняет всю игру. Для детей является важным выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим требованиям все свои игровые действия.

Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной формы.

Ребенок подчиняется правилу не потому, что ему грозит наказание, но только потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение игрою.

Ребёнок (любого возраста и поколения) для игры чаще всего любит забираться под стол, оборудуя его как домик (крепость). Поэтому в групповых комнатах следует создавать уголки уединения, а так же разделять пространство легкой мебелью, ширмами.

Для режиссерских игр очень важен подбор игрового материала – это необходимое условие для их развития. Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией, что дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и роскошным, не оставляющим никакой работы для воображения и требующим высшей осторожности в обращении с ними.

Совместные режиссерские игры способствуют появлению сюжетно – ролевой игры. Но с появлением последней режиссерская игра не исчезает, они дополняют друг друга.

Сюжетно – ролевая игра – её основа это воображаемая ситуация (вымышленная) в этом возрасте ребенок примеряет на себя роль взрослого и выполняет её в игровой форме.

В каждой сюжетно –ролевой игре есть свои компоненты: сюжет, содержание и роль.

Сюжеты бывают:

– бытовые (семья, дом);

– производственные (магазин, гараж, больница);

– общественные (сад, школа, библиотека) и т. д.

Сюжет игры зависит от географического расположения, экономических условий в которых проживает ребенок, от эпохи (в каком веке мы живем). Из собственных наблюдений вижу, как дети играли прошлого века и нового. То есть если раньше водитель – это именно мужская профессия, значит в игре водитель мальчик, то сейчас почти каждая третья мама сама водитель, причём как легковго, так и грузового (пассажирского) автомобиля. Если раньше продавец это женщина, в игре девочка, сегодня мы видим у прилавков юношей, мужчин. Сейчас нет половых признаков той или иной профессии.

Для ребенка нет ничего невозможного:

– сев в кресло, он воображает, что это у него ракета, он отправляется на Луну;

– при помощи простого предмета делает «операцию» кукле.

Всё зависит от фантазии ребёнка! А вот содержание игры зависит от глубины представления или знаний той или иной проигрываемой ситуации.

Зная о возникновении каких-либо изменений в семье воспитанника, например появление нового ребенка. Воспитатель стимулирует появление новой сюжетной линии. Например,спрашивая: – что мама делает с малышом? Как вы помогаете маме по дому? дети начинаю говорить о действиях происходящих в семье.

Либо педагог предлагает всем отправиться всем в театр.Отсюда появляются новые роли: водитель, кассир, контролер, гардеробщица, зрители, актеры.

Роль – игровая позиция ребенка. Всякая роль содержит определенные свои правила, от которой зависит смысл игры, отношение между персонажами. Ребенок выражает эти отношения при помощи речи, жестов, мимики.

В старшем дошкольном возрасте важна роль для ребенка, появляются ролевые диалоги. Бывают ситуации, когда на одну роль желают попробовать свои силы несколько детей, чтобы избежать конфликтных ситуаций воспитатель формирует у детей коммуникативные навыки (умение уступать, договариваться, разучивает с ними разные считалки. От этого зависит эмоциональный настрой ребенка и качественное выполнение роли. В младшем возрасте дети играют и учатся играть непосредственно с педагогом. Все игровые действия сопровождаются речью, педагог четко проговаривает слова, что способствует развитию речи ребенка. Педагог показывает, как правильно нужно играть, регулярно обновляя (меняя) игровой материал.

В среднем дошкольном возрасте педагог создаёт у детей интерес к игре, к новым сюжетам и вызывает эмоциональный отклик. Роль взрослого носит второстепенный характер, он исподволь руководит игрой. В старшем возрасте педагог заостряет внимание на взаимоотношениях детей. Постоянно пополняет знания, впечатления детей, вносит новый игровой материал. Роль взрослого – наблюдатель, он вносит в игру новые сюжетные линии, решает конфликты, беря на себя ту или иную роль. Дети в этом возрасте работают на зрителя. В этот период очень важно менять в игре «звёзд» во время игры. Мораль детям не читают.

Очень важно, чтобы у педагога при работе с детьми на протяжении всего дня речь была положительно эмоциональной, художественно окрашенной, это способствует созданию благоприятного микроклимата в группе. Существуют и другие виды творческих игр. Мы затронули только режиссерские и сюжетно – ролевые игры. Очень близки к этим видам как дальнейшее продолжение театрализованные игры.

К творческим играм относят игры со строительным материалом. Очень важна роль игр с правилами в дошкольном детстве, особенно для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Заключение

Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира детской и позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать как взрослые, желание управлять предметами.

В. Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности

Источник