Развитие личности ребенка в играх с правилами
Юлия Чигарькова
Значение игры в формировании личности ребёнка
Статья о том, как игры влияют на развитие личности дошкольников. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.
В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д. В. Менджерицкой игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.
Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.
Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.
С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Условно игрыможно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.
Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослыхvвами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.
Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игрыособенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами.Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.
Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т. к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.
В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.
Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае – у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.).
Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра,в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.
Играя, дети учатся жить!
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
1. Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов).
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа — партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.
3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.
С точки зрения Эльконина Д. Б., «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [34]. Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воссоздать мир взрослых в игровой форме. Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, и это становится ему по силам благодаря игровой деятельности. В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы – заместители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаимоотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к социальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником. Социальность структуры и способов существования игровой деятельности впервые отметил Выготский Л. С., который подчеркнул опосредующую роль речевых знаков в игре, их важное значение для специфически человеческих психических функций – речевого мышления, произвольной регуляции действий и т.д.
Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка. Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порождает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует появлению чувства неполноценности. Конфликты между родителями или прародителями в семье находят свое отражение в сюжетно-ролевой игре дошкольника. В группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно влияют на развитие личности ребенка. Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение. Каждый ребенок занимает в грунте определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний. умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности и т.д. Сверстники объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок. Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в некоторых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвердиться в своих лучших качествах в коллективе сверстников. Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.
Вывод по Главе 1.
Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников, формируются умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Глава 2
Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для развития полноценной личности в детско-родительских отношениях. Исследования и изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.
В этой главе -изучаем и анализируем влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка. Определяем уровень знаний и представлений у родителей о формах, методах воспитания детей. Определяем эмоциональную и психологическую удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. Выявляем отношение к ребёнку в семье.
Источник
ольга галькова
Роль игры с правилами в развитии личностных качеств у старших дошкольников
Представление опыта работы
«Роль игры с правилами в развитии личностных качеств у старших дошкольников
Вся наша жизнь – игра, не правда ли?
Будучи детьми – мы играем,
становясь взрослыми – тоже играем.
Игра существенно важна в жизни людей.
Она добавляет радости в жизни, облегчает стресс, запускает способности к обучению и создает связь с миром вокруг нас. Она — важный источник расслабления и заряда творческих сил.
СЛ наст игры
Настольные игры появились около 4 000 лет назад и всегда пользовались популярностью.
Но, казалось бы, сейчас компьютерные игры-стрелялки с красивыми спецэффектами заменили те игры, которые можно потрогать руками.
На самом деле, это не так, так как можно увидеть большое количество печатных игр в магазинах, которые пользуются огромной популярностью.
На сегодняшний момент, популярностью пользуются игры, как
Имаджинариум довольно простая игра, но главное её достоинство в том, что она позволяет вроде бы хорошо знакомым людям узнать друг друга с новых сторон, понять ход мыслей друг друга, улыбнуться и пофантазировать.
Экивоки,. главная задача этой игры: объяснять слова противнику разными способами
Монополии. Универсальная, всемирно популярная экономическая стратегия. Небольшая финансовая война за столом — отличное занятие для семейной встречи.
Стариннаярусская игра Лото очень популярна : Её любят все поколения, она простая и добрая, играть в неё можно пока не надоест.
Сл. 4 Шварцман
В современной педагогики и психологии разработаны различные классификации игр с правилами.
Наиболее общую четкую классификацию (по степени и характеру требуемых игрой умений или способностей) приводит Х.Шварцман:
1) игры, основанные на ловкости (физической компетенции);это подвижные, спортивные игры
2) стратегические игры, требующие умственной компетенции; шашки, шахматы, нарды
3) игры, основанные на случайности, удаче (где результат не зависит от физической или умственной компетенции играющего) игры- в лото, в карты, или азартная игра в рулетку.
Сл опыт работы
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.
В игре формируется личность ребёнка
А Игра с правилами – это отличный выбор для его развития. Такая игра будит воображение, учит анализировать возникающие ситуации, выходить из них, и это полезно для детей дошкольного возраста.
В своём опыте работы, я использовала игры с правилами, основанные на случайности и удаче, доступные для дошкольников, это игры типа «гусёк», лото.
СЛ- цель, задачи
В ходе практической деятельности я ставила пред собой цель: Развитие личностных качеств старших дошкольников через использование настольных игр с правилами типа «гусёк» и лото.
1. Решая первую задачу, развивала у детей самостоятельность, активность, стремление к достижению успеха, выдержку, настойчивость, справедливостьи честность в отношениях с партнерами посредством использования педагогической технологии Нинель Яковлевны Михайленко Надежды Александровны Коротковой: «Игра с правилами в дошкольном возрасте».
2. Для решения второй задачи, мне необходимо было приобрести сами игры по тематической ситуации,
затем продумывала время и место для игр в режиме дня,
и я играла с детьми на правах равноправного партнёра (я вместе с детьми вытаскивала цифровую карточку для определения своего хода)
3. Стимулировала творческую активность детей за счёт внесения в установленные правила запретов, штрафов, санкций за нарушение правил. Мотивировала детей на придумывание и создание новых игр с правилами.
Например, я создала проблемную ситуацию в игре гусёк, пропал кубик, как играть? Дети предложили вместо кубика карточки с цифрами и несколько вариантов,как ими пользоваться: вытаскивать из мешка, из коробки или перемешивать на столе.
Сл (с видами правил)
Отличительной особенностью игр с правилами является наличие правил, которые имеют формализованный и обязательный характер.
Авторы технологии «организация игр с правилами» выделяют три вида правил.
Первые – это правила, которые которые регулируют совместную деятельность детей и позволяют реализовать в игре принцип справедливости. Эти правила мы используем для определения очерёдности хода в игре гусёк, или выбор ведущего в лото, при помощи считалки, жребия,)
Вторые – собственно игровые правила, определяют действия участников игры. (в игре гусёк кидают кубик по очереди, передвигаются по игровому полю, в игре лото- ведущий вытаскивает карточки, дети видят у себя выпавшую карточку и закрывают на большой карте.)
И третий- правила установления выигрыша или определения победителя игры. (Так, в лото, победитель – тот кто «закрыл» первым свою карту, в гуське – тот, кто «пришел» первым к финишу.) Игра повторяется снова и тот кто победил в гуське –первым ходит в следующем коне, а в лото-победитель-становится ведущим.
СЛ-дети играют
Использование игр с правилами типа «лото» и «гусёк» для меня стали Наиболее подходящими для решения моих задач. Так как в играх такого типа, не требующих ни физических усилий, ни ловкости, ни особой умственной напряженности, возможности всех детей уравнены, каждый имеет одинаковые шансы на успех. Выигрыш, если игра продолжается несколько конов, непременно выпадает на каждого участника игры.
Мне очень хотелось обяснить детям понятие справедливости,выдержки, настойчивости и честности,
Это я смогла сделать в определении очерёдности хода, играя, как равноправный партнёр и обговаривая с детьми способ справедливого распределения ходов. (используя различные виды жребия например вытаскивание палочек разных по размеру, цветных карточек или цифровых)
Играя вместе с детьми я демонстрировала, как можно ободрить, поддержать потерпевшего неудачу ребёнка
Во время совместной с детьми игры я наблюдала, что правила игры, мобилизуют ребенка, он сосредоточен,включает свой интеллект: восприятие, память, мышление, контролирует процесс игры и свои действия.
Таким образом дети приобретали опыт сосредоточенности и элементарного управления своим поведением и поступками
Я отслеживала как формируется у детей умение подчиняться правилам, не нарушать их,
Как развивается волевое поведение.
Видела с каким интересом каждый ребёнок играет развивая в себе самодисциплину.
При поражении, продолжает двигаться к цели, к победе-проявляя упорство, целеустремлённость, уверенность, ведь есть ещё шанс, можно победить в следующем коне, Стремление к выигрышу побуждает детей начинать игру вновь и вновь так как игра циклична.
Таким образом, выигрыш является одновременно завершающим моментом игры и началом её следующего кона, и как приятно видеть победу,совместную радость детей за победителя.
Хотя искренне порадоваться за успех другого, не всегда удаётся взрослым.
А мои дети умеют! И это дорогого стоит!
Игра с правилами по моему мнению является мощнейшим средством развития коммуникаций у дошкольников. Ведь игры с правилами — это игры коллективные, у ребёнка повышается потребность в общении.
Поскольку игра с правилами является совместной деятельностью, то правила должен выполнять каждый ее участник.
Состязательный характер и условия определения победителя побуждают детей контролировать соблюдение правил всеми участниками игры.
Таким образом, осуществляется морально-нравственное развитие детей, формируется произвольность их поведения.
В ходе игр ребенок приобретает опыт переживания временной неудачи и принятия успеха сверстника.
В играх с правиламидети учатся взаимодействовать со сверстниками: обсуждать ход игры,, корректировать свои действия, отстаивать мнение.
Выполняя игровые правила, они осваивают типичные схемы взаимодействия игроков
Желание ребёнка выиграть в игре развивает стремление к успеху и умение сопоставлять свои возможности с возможностями сверстников.
Так впервые появляется самостоятельная, сознательная оценка ребенка своих возможностей и умений.
.
Мне очень хотелось сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед друг другом. Мне хотелось бы верить,что мне это удалось Хочу привести пример:
Мои дети несколько конов играли в морское путешествие по типу в гусёк, и Ангелина каждый кон проигрывала, она расплакалась, к ней подошёл Лёша, один из участников игры, обнял еёи сказал:» Не плачь, давай ещё раз сиграем, я тебе обязательно поддамся» И произошло чудо! Соблюдая правила, Ангелина выиграла!
Когда я увидела, что дети освоили правила и стали самостоятельно играть в игры, для того чтобы не пропадал у детей интерес к этой деятельности, Я стала побуждать их к придумыванию новых правил, вводя в уже известную игру элементы творческой активности,предложенной данной технологией.
Например :в игре гусёк-Осуществляли «ход» по сумме двух бросков кубика, или удваивали сумму выпавших очков, или устанавливали новые запреты. Например в игре зимние виды спорта попадая на картинку с спортивным инвентарём, ребёнок должен назвать к какому виду спорта относится данный инвентарь.
В лото использовали метод «Неполная игра», когда из игры пропали большие карты.Например в лото транспорт дети предложили распределить транспорт по видам: воздушный, водный, наземный вместо больших карт.
Обратите на видео фрагмент в игре весёлые посиделки вместо кубика дети использовали камешки, бросая их на начерченный круг. Количество попавших камешков в круг соответствовало количеству ходов.
Слайд видео
Сл (фото давторских игр)
Для реализации тематических ситуаций, я придумывала новые авторские игры, привлекая детей к их оформлению, где использовались различные виды продуктивной деятельности
(Мы со спортом очень дружим, Правила безопасности для детей, Один дома, лего – гусёк, ,Профессии, Путешествие по родному городу, «Неполная игра»лото- виды спорта.)
Эта данная деятельность побудила детей к созданию своих собственных игр
я даже удивилась, увидев детский азарт, воображение, стремление к созданию новых игр. Я поощряла детей, стремление смастерить своими руками
Сл (фото детских игр игр)
Космическое путешествие
Тачки
Приключение Оливии
Путешествие принца, по сказке царевна лягушка
Морские приключения
Что нам нужно для здоровья
Народные промысы
Путешествие по городу.
Слайд последний
использование технологии Михайленко, Короткова «Игра с правилами в дсаду» оказало влияние на развитие моего педагогического мастерства.
Я поняла, чтобы научить чему то ребёнка необходимо терпение и огромный труд. В результате моей работы я вижу детей жизнерадостными, верящими в свои силы, любознательными. Опыт полученный в игре с правилами дети переносят на другие виды деятельности (действуют по очереди, соблюдают правила принятые в обществе, в играх)
По моему мнению игры с правилами самая доступная форма организации старших дошкольников, в которой комфортно мне и детям. В свою очередь я хочу сказать, что получаю огромное удовольствие играя с детьми как равноправный партнёр
Источник