Развитие личности ребенка в детском доме

Развитие личности ребенка в детском доме thumbnail

В настоящее время возросло количество детей –
социальных сирот. Социальные сироты – это дети,
имеющие родителей, но оставшиеся без их
попечения. Среди воспитанников государственных
учреждений 5% детей не имеют родителей, 95% детей
имеют родителей, которые по различным причинам
отказались или были лишены родительских прав. По
официальным подсчетам сейчас в России около
полумиллиона таких детей.

Развитие личности ребенка в детском доме

Большинство детей – социальных сирот попадают
в государственные учреждения из неблагополучных
семей, где уже с раннего возраста они были лишены
эмпатийного общения, где с ними жестоко
обращались. Родители многих таких детей –
алкоголики, наркоманы, ведущие асоциальный и
аморальный образ жизни. Такие семьи не выполняют
своих основных функций. Многие авторы Л.И.
Божович, М.И Лисина и др. отмечают, что семья
является важнейшим институтом социализации
личности, а внутрисемейные отношения играют
особую роль в формировании подрастающего
поколения. Общение со взрослым – основной путь
проявления активности ребенка. Именно в процессе
общения со взрослым ребенок познает и усваивает
правила человеческих взаимоотношений, принимает
нормы, понятия и ценности общества.

Многочисленные исследования проводимые Л.И
Божович, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной и др.,
посвящены анализу неблагополучных последствий
воспитания детей в государственных учреждениях.
Вне семьи у ребенка формируются специфические
черты характера, поведения, личности, про которые
нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у ребенка
воспитывающегося в семье – они просто другие.

Этому способствуют специфические условия
детского дома:

1. Частая сменяемость взрослых в учреждении,
которая разрывает непрерывность отношений и
опыта ребенка;

2. Ограниченный контакт с внешним миром;

3. Специфическая позиция педагогов, при которой
ребенок является объектом ухода, воспитания и
обучения, в отличие от “событийной” позиции
взрослого в семье;

4. Групповой подход к детям и отсутствие
эмоционального контакта, что влечет
недифференцированность и неосознанность своего
“Я”.

5. Жесткая регламентация всех действий ребенка
в учреждении, не оставляющая возможности выбора
и ответственности.

Специфические условия детского дома
существенно влияют на эмоциональное развитие
детей. Особенные различия отмечаются у детей
попавших в детский дом с рождения. Значительная
часть детей становятся сиротами уже в родильном
доме вследствие отказа от них матерей.

В настоящее время имеются данные о влиянии
информационных связей между будущей матерью и
плодом на формирование психических функций
будущего ребенка. Отрицательное воздействие на
развитие ребенка могут оказывать нарушения не
только в соматической, но и в психической сфере
беременной женщины. Одним из наиболее мощных
психотравмирующих факторов для будущей матери
является вынашивание нежелательной
беременности. Это одна из причин того, многие
дети, от которых отказались, даже при хорошем
уходе вырастают отклонениями в поведении, имеют
интеллектуальные и невротические расстройства.

У младенцев, воспитывающихся без родителей,
значительно позже, чем у детей из семьи возникает
потребность в общении с взрослыми и оформляется
непосредственно – эмоциональное общение.
Мимические реакции, жестикуляционные, общие
моторные реакции, звуковые в “комплексе
оживления” заторможены или просто не развиты. Во
втором полугодии жизни у детей – сирот не
возникают аффективно – личностные связи со
взрослым: они не стремятся разделить с ним свои
эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или
пугающей ситуации. Все это приводит к снижению
общей, в том числе познавательной и
эмоциональной активности детей. Само общение
отличается вялостью, безынициативностью,
бедностью коммуникативных средств, это
проявляется в обедненности эмоционального
реагирования на зов, человеческую речь, тихий
голос, новизну обстановки, на персоны окружающих
людей.

Обобщая результаты исследования психического
развития детей, воспитывающихся вне семьи, Е.О.
Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.Е. Ермолова и др.
считают, что в возрасте от года до трех лет к уже
имеющимся психологическим характеристикам
прибавляется дополнительный ряд особенностей,
отличающих воспитанников домов ребенка от их
сверстников из семьи:

  • пониженная любознательность;
  • отставание в развитие речи;
  • задержка в овладении предметными действиями;
  • эмоциональная нечувствительность к отношению
    взрослого;
  • отсутствие стремления к самостоятельности;
  • отсутствие тенденций к партнерству в игровой
    деятельности.

Психиатрическое, неврологическое и
психологическое обследование детей в домах
ребенка показывает, что разлука с матерью на
первом году жизни приводит к депрессивным
расстройствам ребенка. Клинические симптомы
депрессии затрагивают три сферы: эмоциональную,
моторную и познавательную. Эмоциональные
нарушения проявляются в депрессивном настроении
в виде грусти, апатии, безучастности. Происходит
постепенная углубляемость эмоционального
дефицита. Двигательные нарушения в рамках
депрессивных расстройств характеризуются малой
выразительностью мимики. Имеют место
стереотипные и привычные действия – сосание
пальцев, обкусывание губ, пальцев, выдергивание
волос, царапанье. Заторможенность
познавательных реакций проявляется в снижении
общей активности, слабом развитии игровой
деятельности.

В период дошкольного возраста у детей, живущих
в детских домах, отмечается следующее: слабо
развит временной план действий, они не выделяют и
не фиксируют в сознании своих действий, не
планируют будущих действий. Их прошлое и будущее
связано только с режимными моментами (“спать”,
“есть”, “гулять”) и ограничивается одним днем.

У дошкольников в детских домах часто
проявляются психогенные реакции на условия
воспитания: плаксивость, подавленность,
заторможенность или, наоборот,
раздражительность, агрессивность;
обнаруживается пониженная эмоциональность,
пассивность во всех видах деятельности. В
отличии от дошкольников воспитывающихся в семье
у детей – сирот отсутствует способность к
сопереживанию другим людям, как к взрослым, так и
к сверстникам. У детей живущих вне семьи, в игре
практически отсутствует ролевое взаимодействие
со сверстниками.

Несмотря на данные последствия воспитания
ребенка в детском доме, педагоги нашего МОУ
“Детский дом № 3” создают все условия, чтобы
приблизить их к домашним.

Развитие личности ребенка в детском доме

Развитие личности ребенка в детском доме

Развитие личности ребенка в детском доме

Литература.

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности
формирования личности в детстве: Норма и
отклонения. – М.: Педагогика, 1990-144с.

2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская
психология. – М.: Университетское,1988 -399с.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.-М.: ВЛАДОС,2001.- Кн. 2:
Психология образования.-608с.

Источник

Психологические особенности детей, воспитывающихся

в условиях детского дома.

Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,

                                        что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже  

                                        и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.

Ф.М.Достоевский

Дошкольный возраст  – это важнейший период в становлении личности человека. Именно на этом этапе детства ребёнок овладевает специфическими человеческими видами деятельности. Дошкольный период является сензитивным  для развития всех психических процессов и функций, в этом возрасте у ребёнка появляется самосознание, он становится личностью.

На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.

Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.

Говоря о психологических особенностях детей  воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей.

В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.

Наиболее сложной формой депривации детей (по мнению Л.Ярроу)  является  материнская  депривация – отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.

Формирование личности ребенка – сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.

Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации.

Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений  приводит к сенсорной депривации, сокращение общения ребёнка с другими людьми – к социальной депривации, слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение – к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации.

У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у детей, которых  психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеются  ряд особенностей.

Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.

У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.

У детей – сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьёзных проблем в сфере эмоционального развития.

Таким детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им  часто свойственны замкнутость, заторможенность, упрямство, негативизм.

Эмоциональный портрет воспитанника детского дома (по исследованиям Э.А.Минковой) характеризуется такими чертами, как:

  1. пониженный фон настроения;
  2. бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
  3. склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию);
  4. однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
  5. эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
  6. неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание

(от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);

  1. повышенная склонность  к страхам, тревожности, беспокойству;
  2. основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение;
  3. нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
  4. непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
  5. чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6-7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта);

Чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек  ввели понятие психических лишений или психической депривации (1984), которые  определяются  как психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени

           Учитывая это, есть основания полагать, что различные стороны психического развития:

во-первых, не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка;

во-вторых, в значительной степени определяются индивидуальными особенностями детей.

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитии  детей по ряду существенных параметров:

  1. дети, воспитывающиеся в условиях детского дома,  медленнее овладевают речью;
  2. отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, т.е. обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом; 
  3. у  детей общий обзор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира;
  4. обеднённость чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно – образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой;
  5. у  многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения.

И.В. Дубровина и М.И. Лисина изучали особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. Они учитывали, что различие в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредствует все остальные связи ребенка с миром.

Исследования Н.М.Неупокоева (1980) свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи,  более коммуникативные,  и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем незнающие семьи. 

По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает их общение со сверстниками. В закрытых учреждениях ребенок пребывает в группе своих сверстников постоянно, поэтому и становление дружеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику.

Характер потребностей решающим образом определяет поведение ребенка при общении с людьми, динамику и, главное, содержание развертываемой им деятельности. Ранее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка.

Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности – образа  «Я ребенка», его отношения к себе и представления о себе.

 Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования личности. Эффективность общения детей со взрослыми связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни.

Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен предпочесть какую-либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

У детей, воспитывающихся в детском доме,  часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.

Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:

положительной –   когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,

 отрицательной – когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.

Чем старше дети, тем чаще в условиях детского дома можно встретиться с поисками отрицательной зависимости.

Учитывая всё вышеизложенное, хочется отметить, что педагогам, работающим с детьми в условиях детского дома, следует учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников, но и  основные психологические новообразования  детей в определённом возрасте.

Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек.

И ничто не может заменить ребенку внимания и доброго отношения взрослого.

Статью подготовила:

Бодягина Ирина Станиславовна

Детский дом №40

В.О.района С-Пб

воспитатель

Источник